ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Consuelo "Куплеты тореадора". Ария из оперы Жоржа Бизе "Кармен"

07-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO * * * * *
Релиз
КУПЛЕТЫ ТОРЕАДОРА”. АРИЯ ИЗ ОПЕРЫ ЖОРЖА БИЗЕ “КАРМЕН” (Single)
Год
2023
Стиль
Neoclassical / crossover / progressive / art-rock
Лейбл
БАЛТ-МЬЮЗИК
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Питерский неоклассический проект Consuelo в своём оперном воплощении (так называемый Consuelo modern opera theater) продолжает заниматься переложением классических арий для современного слушателя, и представляет свою очередную сингловую фантазию, в качестве которой выбрал известнейший пассаж из оперы Жоржа Бизе “Кармен” под названием “Куплеты тореадора”. И переложения такие это дело, безусловно, нужное и благородное – вряд ли кто-то станет подвергать сомнению колоссальный энергетический заряд и сумасшедшую гениальность подобных арий, однако в своём классическом исполнении для уха современного слушателя они могут показаться чрезмерно ностальгическими, а потому чуть осовременить подобный винтаж действительно было бы совсем нелишне.

И Consuelo в лице своей бессменной предводительницы Каэтаны с её помощниками Матвеем Градовым (сведение, мастеринг), Олегом Кузьминым (гитара) и Петром Янссеном (аранжировка) как раз этим и занимаются. Иногда это выходит смело, иногда причудливо, иногда импозантно и колоритно, ну а сегодня у нас на повестке дня практически авангард. А самое интересное и удивительное в случае с “Куплетами тореадора” состоит в том, что авангард это не явный и кричащий, как чаще всего у нас случается, когда кто-то и где-то решается на эксперименты в подобном ключе, а перед нами очень даже сдержанный, серьёзный и интеллигентный вариант авангардных фантазий, который, подобно любой хорошей шутке, сначала вызывает лишь лёгкую улыбку, и лишь затем начинает дожимать и докручивать сознание по спирали оттенков и нюансов.

А по своему звучанию “Куплеты Тореадора” в исполнении Consuelo это действительно modern opera theater. Насыщенный, оперный, объёмный, глубокий, с волнующим и великолепно поставленным голосом Каэтаны, с её моментально передающейся слушателю страстью, от которой по спине сразу же ползут мурашки, с многослойными аранжировками и исполнительскими находками упомянутых выше товарищей и… с каким-то едва заметным подтормаживанием и соскальзыванием в диссонансы, которые собственно и напомнили мне об авангарде. Я не сомневаюсь, что сделана интерпретация “Куплетов тореадора” была с самыми лучшими и высокими побуждениями, не сомневаюсь в её серьёзности и полнейшем преклонении перед оригиналом, но воспринимаю её в итоге всё-таки как интеллектуальное хулиганство.

Так шутят филологи и выпускники консерваторий, когда устают от лекций, научных работ и показательных выступлений, а их тонкий и специфический юмор чаще всего понятен только их коллегам, да и ещё, может быть, паре-тройке близких и посвящённых. Чуть сместил акценты, заменил слабую долю на сильную, а вместо двух нот вставил три, и вот взору понимающего и съевшего собаку в своём деле профессионала предстаёт лёгкий и искрящийся шарж на тему вечного, классического и признанного. Так художники, делающие списки-копии с шедевров мировой живописи, оставляют для потомков едва заметный «автограф» на холсте, и Consuelo занимается в точности теми же самыми вещами, но с помощью нот и интервалов, а не с кистью и палитрой в руках, за чем я уже не единожды их замечал.

И вероятно, у меня сейчас слуховые галлюцинации, но я упорно слышу в этом треке аллюзии к фолк-неоклассике Sopor Aeternus и их характерные гармонии. Аранжировки расслаиваются, гармоническая линия раскалывается на два вектора, и они начинают кружить друг вокруг друга словно золотые рыбки в аквариуме у Б.Г. И над всем над этим парит то восторженный, то одухотворённый, то просто слегка игривый голос Каэтаны, а текст либретто прочно впечатывается в сознание вместе с характерной классической мелодией оригинала. Вот так вот, ребята. А ведь кто-то из нас в юности своей всерьёз полагал, что Кармэн – это Сергей Лемох и Богдан Титомир. Давайте всё-таки мыслить шире и знать нашу золотую оперную классику, не переставая при этом, конечно же, быть собой и всё так же радоваться жизни, удивляясь её сюрпризам и парадоксам.

И если после прослушивания новейшего сингла Consuelo вам захочется переслушать (или впервые услышать!) оригинал (мне захотелось!), это будет большой удачей и очевиднейшей победой Каэтаны. Всё-таки классика должна вести за собой и мотивировать. Не так важно, к чему (к большому, светлому и высокому, разумеется), не так важно, как, главное чтобы это были искренние и настоящие чувства, и чтобы у вас в душе что-то менялось и начинало кипеть от тех мелодий и нот, которыми наделяют ваши слуховые рецепторы исполнители, обращающие свой творческий интерес к классической оперной тематике. Каэтана и её Consuelo modern opera theater в очередной раз показали нам всем, что сила искусства не имеет границ, и это вновь получилось ярко, самобытно, немного неожиданно, но с характерным почерком Consuelo. Настоящие тореадоры.