ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

"Роскошная дворцовая жизнь и нищета улиц" Интервью с Raventhorn.

24-10-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Добро пожаловать в мир кошмаров, в царство оживших литературных призраков и полифоничного симфо-экстрим-металла! Вдохновлённые подвигами Septicflesh и Opeth наши герои из Raventhorn зовут под знамёна своего ворон-культа всех, кто неравнодушен к качественному, многомерному и изобретательному металлу, чуждому ограничений и стереотипов. Не успели мы хорошенько расслушать их предыдущий компакт “Nightmare In Eden” и как следует разобраться во всех его сюжетных коллизиях, как авторы уже представили сингл-завлекалочку для нового полноформатника – “On Whom The Sword Shall Fall”. О мечах, падениях, во́ронах и конечно же об актуальном сингле и готовящемся лонгплее мы и поговорили в нашем сегодняшнем интервью с участниками коллектива Степаном Морли (vocals, guitars, bass, drums, orchestrations, lyrics) и Никитой Малько (vocals, guitars, bass, drums, orchestrations, lyrics).

Алексей: Приветствую, Raventhorn! Поздравляю с релизом нового сингла! Как бодрость духа и довольны ли вы тем, как принимают “On Whom The Sword Shall Fall”?

Степан: Приветствуем! Спасибо за поздравление! Мы с Никитой бодры, как никогда, и с нетерпением ждем, когда наш новый концептуальный опус увидит свет.

Никита: Спасибо еще раз за поздравление! По большей части первый сингл приняли на ура, особенно заграницей. В этот раз мы намного более зрело подошли к промоушену, поэтому с каждым днем все больше и больше людей обращаются в адептов Вороньего Культа.

Алексей: А как думаете, почему иностранцы лучше оценили и прониклись вашим новым творением и где лучше принимали ваш прошлый альбом “Nightmare In Eden”?

Никита: Метал-сцена намного лучше развита в Европе, чем в России. К тому же, так как мы живем в Европе, нам намного легче раскручиваться за рубежом. Во времена релиза “Nightmare in Eden” мы были не очень сильны в промоушене и, должны признать, допустили много ошибок, поэтому альбом услышало не так много людей, как мы ожидали, однако, приняли его позитивно.

Виктория: Здравствуйте! Расскажите о лирической составляющей вашего нового трека, на кого в данном случае падает меч и не тот ли это дамоклов клинок, который всё время грозит упасть и нервно маячит где-то над головой?

Степан: Должен признать, что сравнение с дамокловым мечом как нельзя к месту на этом треке. Эта песня служит экспозицией сюжета альбома, в ней вводится главный герой нашего повествования, Сэт, который является наемным убийцей, работающим на корону и близких к ней людей. В этой песне главный герой получает поручение от лорда-регента устранить очередного неугодного. На кого же в итоге обрушится меч судьбы, слушатель узнает по ходу сюжета альбома.

Алексей: Будет некое подобие викторианского  хоррор-детектива в духе Умберто Эко и его  “Имени Розы”?

Никита: С его творчеством нам еще только предстоит ознакомиться, но сюжет альбома точно представляет из себя что-то вроде викторианского хоррор-детектива.

Алексей: А как так вышло, что Loud’n’Proud переформировались в Raventhorn, а ваш стиль так радикально преобразился? Вас уже не так прельщает олдскул и поэтому вы решили начать играть что-то более модное, актуальное и современное?

Никита: Так получилось, что во время релиза EP “From the Ashes…” под именем Loud’n’Proud, мы открыли для себя целый ряд новых групп (например, Carach Angren, Opeth и Septicflesh), которые перевернули наше представление о музыке и вдохновили нас на эксперименты со звуком.

Алексей: В чём состоят основные различия между Loud’n’Proud и Raventhorn в том что касается исполнения и сочинения музыки, подхода к созданию треков и общей концепции и есть ли вообще тут какие-то различия кроме названия?

Степан: Как сказал Ник, изменились источники вдохновения, а с ними и подход к написанию песен. Сейчас мы в своих треках зачастую осознанно рушим структуру композиции вместо того, чтобы придерживаться канонов жанра. Честно говоря, мы никогда не пытались намеренно звучать модерново, просто мы играем ту музыку, которую хотели бы слушать, но не можем найти.

Виктория: Как сами считаете, кем выгоднее и легче быть: новаторами-экспериментаторами, которые не ищут лёгких путей и категорически игнорируя проторенные тропки, заново изобретают колесо или профессиональными и талантливыми трендопродолжателями? И к кому вы себя всё-таки относите?

Никита: Это может звучать самодовольно, но нам намного легче быть новаторами-экспериментаторами. Однако происходит это не из-за намеренных стараний выделяться из толпы, а из-за того, что нам скучно каждый раз писать одно и то же. Многие команды стараются изо всех сил придерживаться канонов олдскула, вероятно не понимая, что группы, которым они подражают, в свое время были первопроходцами, открыли все, что могли, а подражатели, в свою очередь, своими шагами уже вырыли яму на протоптанной тропе.

Алексей: Почему для названия группы вы решили выбрать именно воронов? И что думаете о повсеместной путанице в наших широтах, когда люди не различают воронов и ворон?

Степан: Нас всегда притягивало мистическое, а ворон, будучи объектом многих мифологий и суеверий, всегда являлся для нас символом этого самого мистического и таинственного. Я у себя в Англии ворон так и не лицезрел, разлетелись все наверно, одни во́роны остались. В общем, жизнь стала легче от этого.

Алексей: А в повседневной жизни мистические вещи с вами происходят? Во время записи “On Whom The Sword Shall Fall” не случалось каких-нибудь странных и необъяснимых вещей?

Степан: Кроме написания песен с мистической скоростью, пожалуй, ничего потустороннего не происходило...

Виктория: Какой смысл и значение вы вкладываете в словосочетание raven cult и что нужно делать тем, кто желает к этому культу приобщиться?

Никита: Raven Cult на данный момент – это наши фанаты, которых мы очень ценим и любим. Но чего не знает никто, Вороний Культ будет играть особую роль в последующих концептуальных альбомах нашей группы. На “Shadows of Lonehill” мы лишь слегка затронем эту тему, оставив многое в тайне, а на следующем альбоме мы планируем сорвать занавес мистерии и раскрыть вам культ во всех красках.

Виктория: Концепция вашего альбома серьёзна и мрачна, но в то же время у вас в сообществе ВК полно шуток, самоиронии и всяческого сарказма. Как вам удаётся совмещать эти две крайности и не случается ли у вас самих когнитивного диссонанса по этому поводу?

Степан: Как говорится, artist is not his art, writer or actor is not his character. Мы пытаемся писать то, что нам нравится, при этом оставаясь теми, кто мы есть. Когнитивный диссонанс – это идеальное описание нашего творчества.

Алексей: А как вам живётся с такими постоянными диссонансами и нет ли желания от них избавиться и придти к состоянию, когда всё будет легко, понятно и очевидно или вас наоборот вдохновляют и мотивируют противоречия?

Степан: Хоть постоянные противоречия и диссонансы и имеют свойство усложнять жизнь, они также порой мотивируют на бесшабашные эксперименты со звуками.

Никита: В последнее время мы пишем уж очень много песен, во многих из них прослеживаются влияния абсолютно несочетаемых жанров и групп. Перед выходом каждого альбома нам тяжелее всего дается именно отбор песен, и многие из них остаются за бортом. Однако, поделиться ими с миром определенно хочется, поэтому мы не отрицаем возможность создания сайд-проекта в будущем.

Алексей: Как вы нашли Мансу Марин, является ли она теперь официально третьим (или пятым?) участником Raventhorn и можно ли отныне полагать, что женский вокал в ваших записях станет непременным и постоянным?

Никита: Манса – это наша хорошая подруга, и мы считаем, что как технически, так и креативно, она один из самых талантливых людей, которых мы когда-либо встречали. Однако, она не является официальным участником группы, она, как часть Raventhorn Crew, помогает нам достичь нашего видения музыки. Мы планируем и дальше продолжать это плодотворное сотрудничество.

Виктория: Расскажите о концепции “Shadows Of Lonehill” и как понимать “викторианский сеттинг” в данном случае: это отсылка к эпохе или что-то другое?

Степан: Когда мы пишем музыку и тексты к альбомам, мы видим сюжет как фильм, и в этот раз мы посчитали, что придуманная нами история лучше всего уживется в викторианской эпохе. Действие разворачивается в выдуманном городе Лоунхилл, в котором вместе уживаются роскошная дворцовая жизнь и нищета улиц. Индустриальная революция идет полным ходом, машины «поедают» людей, ядовитые клубы дыма плотно завесили небо, спрятав лучи солнца, а простые рабочие не живут, а выживают.

Виктория: Можно ли назвать вас впечатлительными людьми и не случалось ли у вас такого, что сны и песни создавались под влиянием какого-либо просмотренного фильма или прочитанной книги? И как вы считаете, впечатлительность это хорошее качество для музыканта или не очень?

Никита: Да, я думаю, нас можно назвать впечатлительными. Еще со времен Loud’n’Proud мы всегда вдохновлялись литературой. Наш первый альбом “The Stand” – прямая отсылка к одноименному роману Стивена Кинга. Хоть альбом и не концептуальный, идеи многих песен позаимствованы именно из этой книги. На втором же релизе, “From the Ashes…”, есть песня “Time to Live… Time to Die”, основанная на романе «Время жить и время умирать» Эриха Марии Ремарка. Но теперь же, в Raventhorn, мы не только вдохновляемся историями, но и пишем их сами. Однако, наша «впечатлительность» проявила себя и на первом полноформатнике, в этот раз она затронула не только литературу (как, например, творчество Эдгара По и “Shutter Island” Дэниса Лихейна), но и кинематограф, в особенности работы Дэвида Линча, а также экранизация вышеупомянутой книги. Читать мы не перестаем, а поэтому мы каждый раз открываем для себя что-то новое.

Алексей: А какие книги вы могли бы порекомендовать для прочтения тем, кто нам сейчас внимает и кому нравится музыка Raventhorn?

Никита: Как вы могли заметить, мы вдохновляемся, по большей части, авторами с мрачной/сюрреалистической эстетикой. Кроме выше перечисленных авторов, мы крайне рекомендуем к прочтению произведения Кафки, Булгакова, Лавкрафта и Достоевского.

Алексей: Сюжет будет всё так же витиеват и кинематографичен, как и в “Nightmare In Eden” или без упрощений на этот раз не обошлось?

Степан: Структура повествования в этот раз отличается от “Nightmare in Eden”, но сюжет от этого не стал проще. Неожиданные повороты событий все так же ожидают слушателей.

Виктория: Будут ли на новом диске какие-либо отсылки-аллюзии к столь любимому вами Эдгару По или к другим хоррор-писателям?

Никита: Будут не только некоторые отсылки-аллюзии, но и Эдгар По собственной персоной. Изначально его появление может вызвать некоторые вопросы у слушателя, однако, мы обязуемся их развенчать в альбоме после “Shadows of Lonehill”.

А как насчёт концептуального альбома по творчеству Достоевского или введения таинственной фигуры мрачного бородача Фёдора Михайловича в общую канву ваших литературных фантазий? Не думаете, что такой ход смог бы привлечь к вам огромное внимание, ведь Достоевского любят как в России, так и в Европе, а метал-группы к его творчеству практически не обращались.

Никита: Не будем раскрывать всех подробностей, скажем только, что это предложение очень к месту. Ход и правда интересный, и, намекнем, у нас и правда есть схожие планы на следующий альбом (после “Shadows of Lonehill”). Однако, воплощены эти идеи в жизнь будут достаточно непредсказуемо...

Алексей: Вы немало всех заинтриговали своим заявлением о том, что на грядущем альбоме у вас будут не только тяжёлые, но и очень лёгкие фрагменты…. Что это будут за фишки? Стоит ли ждать арт-рок, блюз и прочий эйсид-джаз?

Степан: Как мы и говорили раньше, мы постоянно стараемся развиваться и исследовать новые территории. На этом альбоме мы решили достигнуть новых границ как в тяжелом звучании, так и в легком. Многие песни альбома построены на идее контраста темной и светлой стороны. Я думаю, что “Shadows of Lonehill” можно охарактеризовать как заигрывание с авангардом. Джаз может перерасти в грув-метал, классика – в пассажи в стиле Ника Кейва, а мажор – в душераздирающий минор.

Виктория: Будут ли в этот раз поясняющие сюжет и концепцию лирик-видео или вы готовы перейти на следующий этап и снять зрелищный клип, к примеру?

Никита: У нас полно идей, мы хотели бы как выпустить лирик-видео, так и снять клип. Для некоторых песен мы даже знаем, как мог бы выглядеть видеоряд, однако, с клипами мы пока не торопимся, потому что мы хотим, чтобы конечный продукт сразу поставил высокую планку.

Виктория: Группа, которая пишет такие пространные тексты с такими витиеватыми сюжетными линиями, наверняка где-то втайне (а может и не втайне) помышляет о том, чтобы написать книгу или снять фильм по мотивам своих текстовых изысканий. А может написать саундтрек к какому-то уже готовому и снятому фильму. Это про вас?

Степан: Да, мы часто об этом задумываемся, например, во времена “Nightmare in Eden” мы часто обсуждали то, как интересно было бы увидеть этот сюжет на широком экране. Так что, Дэвид Линч, если есть свободная минутка – обращайся.

Никита: У нас есть много оркестровых композиций, звучащих, как саундтреки, с которыми мы пока что не уверены, что можно сделать. Некоторые из них отлично бы вписались в контекст хорроров, триллеров и различного сорта мистических фильмов.

Алексей: Как сложилось, что вы снова решили доверить работу над звуком в Raventhorn Роману “Arsafes” и означает ли это, что линия вашего дебютного полноформатника будет продолжена и вы собираетесь быть верны себе и не менять генеральную программу?

Степан: Мы очень довольны нашим сотрудничеством с Романом, нам приятно с ним работать, и мы к этому привыкли. На этом альбоме он вывел наш звук на новый уровень, дальше будет только лучше. По звучанию и стилю, этот альбом – логическое развитие предыдущего.

Алексей: А почему, если не секрет, не срослось у вас постоянное сотрудничество с Павлом Курбановым, и куда делся нарисованный им логотип?

Никита: Мы считаем, что к оформлению каждого альбома должен быть разный подход, исходящий из общей атмосферы альбома. Нам очень нравится то, что Павел сделал для “Nightmare in Eden”: фирменный стиль Павла Курбанова, обложка и логотип, которые он сделал для альбома – это то, что идеально подходит именно для этого релиза. Но “Shadows of Lonehill” другой, как по атмосфере, так и музыкально. Мы посчитали, что для него лучше всего подойдет стиль Алекса из Mayhem Project Design, и результат превзошел все наши ожидания. Эмблема, использованная на обложке, создана Павлом Курбановым. Кто знает, возможно, в следующий раз мы будем сотрудничать с кем-то другим.

Виктория: Когда ждать концертов и в каком составе вы готовы ступить на сценические подмостки?

Степан: Конкретно пока сказать ничего не можем, ни по датам, ни по составу. Мы – проект из двух человек, я сам живу в Англии, в Гилфорде, а Ник – в Лейпциге, что сильно ограничивает наши возможности выступать и репетировать.

Алексей: Сами ждёте гигов и сейшнов или быть студийным проектом с такой сложной и полифоничной музыкой даже аутентичнее и спокойнее?

Никита: Честно говоря, мы и сами истосковались по гигам. Несмотря на все сложности, желание исполнить наши песни живьем нас не покидает. Мы часто обсуждаем варианты того, как, где и с кем мы могли бы выступить. Так что рано или поздно нас можно ждать с тур.

Виктория: В случае если вы всё-таки дойдёте до сцены и будете представлять свой готовящийся диск вживую, то стоит ли ждать какой-то театрализованный перформанс в ходе ваших выступлений?

Степан: Театральные элементы определенно присутствуют в наших песнях, и мы считаем, что живые представления должны передавать эту атмосферу, а значит, театру быть.

Алексей: Что у вас в ближайших планах, и сколько синглов вы готовы выложить прежде чем представите альбом в полном и законченном виде?

Никита: Планы у нас грандиозные, написано очень много разнообразной музыки, который хватит еще на альбом, если не больше. Более того, мы уже знаем, о чем будет следующий альбом. А перед релизом “Shadows of Lonehill” можно ожидать как минимум два новых сингла.

Виктория: На какой ноте вам хотелось бы закончить это интервью и какими словами будете приветствовать своих многочисленных последователей и приверженцев?

Raventhorn: Мы очень рады тому, что Raven Cult растет, и мы хотели бы искренне поблагодарить всех тех, кто нас поддерживает. Вы – лучшие!

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Raventhorn: Спасибо вам за интересную беседу!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Isis Bite” Озёрная