06-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
И название, и характерный логотип этой команды из Алматы способны привести в восторг и довести до радостных конвульсий любого олдового металхэда (для тех, кто в танке: именно так и с таким написанием назывался культовый в определённых кругах отечественный рок-журнал начала 90-х, что было недвусмысленной отсылкой к не менее культовому забугорному Kerrang!), и хотя к легендарной газете, со временем мутировавшей в ранг журнала, “Necroshiva” и его создатели никакого отношения не имеют, обратить внимание на их пластинку определённо стоит, ведь сейчас этот диск издан даже в Китае, где получил целый ряд восторженных откликов, а нужно ли нам отставать от обитателей Поднебесной? Ни в коем случае.
ZaRRaZA музицируют вместе около десяти лет, за это время нарулили два EP, сингл и предлагаемый нашему с вами вниманию сейчас полноформатник, а попутно успели побывать на одной сцене с греками Rotting Christ, бразильцами Sepultura и австрийцами VxPxOxAxAxWxAxMxC. Ну а если вы знаете о казахстанской сцене только по творениям Holy Dragons, то “Necroshiva” вполне способна порадовать и пощекотать нервы. “Музыка чтобы убивать живых и воскрешать мёртвых” – написали про ZaRRaZa западные обозреватели, и точнее тут просто не скажешь: их агрессивный первобытно-свирепый сплав из трэша и дэта с грувовой качающей основой рвёт в клочья музыкальную аппаратуру и почти воспламеняет воздух, а ярости у ребят столько, что хватит на три зомби рейда.
Их сравнивают с Soulfly, Ektomorf, Decapitated и даже с Pestilence и Gojira, ну а у меня первыми ассоциациями были Nuclear Assault и Brutal Truth. Алматинцы играют бодро, брутально, технично, но у них в то же время очень много какой-то раздолбайской трэшевой разнузданности, которыми так явно и ярко отличались в своё время D.R.I., Suicidal Tendencies, Asshole, Acid Reign и Nuclear Assault. У ребят очень неплохой саунд (совсем не лютые 80-е), а вот основа их музыкальных изысканий это всё-таки совсем не трэш, а что-то очень зверское и очень экстремальное на грани с грайндкором. Добавьте сюда совершенно определённый кроссовер-подход, влияния ранних Napalm Death и фишки из копилки Morbid Saint, и вы поймёте, что за зверь перед нами.
Авторы явно намерены играть монструозно, а не заметить их симпатию к сырому хтоническому грайндкору вряд ли будет возможно, едва вы втопите до упора клавишу “play” и отдадите свои ушные проёмы на растерзание хлынувшей из динамиков “Abyss Above Me”. Не случайно разные рецензенты из разных стран отмечали при разборе альбома присутствие влияний Fear Factory и Machine Head, всё это на самом деле есть и очень идёт коллективу, а ритуальные трайбовые перестуки ударных и категорически самобытная гитарная работа Николая Халабузарь выступают в качестве того самого необходимого кванта оригинальности и восточной азиатской специфики, благодаря которым диск воспринимается как целостное и полностью завершённое произведение.
Одни журналисты обвиняли “Necroshiva” в старомодности, другие наоборот сетовали на его чрезмерную современность, ну а я могу сказать, что перед нами сейчас в точности та музыка, которая выкристаллизовалась из лона трэша в конце 80-х-начале 90-х, была в те далёкие времена невероятно прогрессивна (вспомнить хоть VoiVod, Messiah, Celtic Frost, тех же Morbid Saint, Fear Factory, Machine Head и Nuclear Assault) и до сих пор не растеряла своей авангардной, крезово-какофоничной привлекательности, а исполнена братками из ZaRRaZa с учётом современных рецептов и канонов, с современным звуком и на современных скоростях. Именно таковы “Shadows” и титульная вещь, а на последнюю авторы даже сняли достаточно необычный клип.
Вы не услышите на актуальном альбоме этнических инструментов или шаманских штук в духе Kashgar, но национальной специфики здесь не так уж мало. Не пускаясь в кромешные глубины в духе сепультуровского “Roots” и не перебарщивая с аутентичностью, ZaRRaZa в то же время блистательно передают настроение центрально-азиатского армагеддона, командует которым недобрый персонаж с обложки. И качающая “More Than Hate”, и сумрачный инструментал “Echo Of The Future”, и отрывистая, чуть ли не хардкоровая “Dead Star” содержат в себе всё тот же заряд бескомпромиссной восточной мощи из самых глубин космического хаоса. И самая трэшевая “Voice Of The Forgotten”, и вошедшая на сборник Metal Hammer сокрушительная “150 Words” воспринимаются как звенья одной цепи, сорваться с которой практически невозможно.
У альбома современный звук, хорошее сведение, мощная полифония взаимодополняющих друг друга инструментов и бешеная энергетика разбушевавшихся всадников Апокалипсиса. По сравнению с классикой трэша 80-х диск звучит уж слишком агрессивно и напористо, но на фоне более поздних работ Testament, Sacred Reich, Forbidden, Pantera и Sepultura пластинка воспринимается как свой среди своих, и наверняка придётся по вкусу тем, кто знает и ценит современные релизы этих команд. Музыканты смогли найти правильный баланс между оригинальностью и верностью основам, успешно сплавили воедино прошлое, настоящее и будущее экстремального тяжмета, и результат вышел соответствующий: на альбоме нет ни одного проходного трека, каждый имеет собственное узнаваемое лицо и надёжно цепляет.
ZaRRaZa издали свой первый полновесный залп собственными силами в виде весьма приятного дигипака с плакатом внутри, продвигают его всё так же собственными силами, много гастролируют, а арт релиза даже засветился в английской книге, посвящённой метал-обложкам. Альбом звучит совсем немногим более получаса, но этого за глаза хватит, чтобы проникнуться металлической агрессией алматинских конкистадоров по полной и оценить по достоинству новаторскую гитарную работу Николая Халабузарь. Диск лаконичен, идеально скомпонован, а подают свой материал авторы так, что даже их ошибки и гармонические нестыковки воспринимаются как показатель силы и элемент авторского почерка. Я просто полюбил эти заковыристые, немного алогичные гитары, а эсхатологическая атмосфера и плотный саунд довершили дело: 5 из 5.