ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Almanac "Узник Своего Тела"

Almanac, Узник Своего Тела

27-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ALMANAC – 2016
Heavy metal
"УЗНИК СВОЕГО ТЕЛА"
SELFRELEASED
Россия, Рязань

Не спешите думать, что Виктор Смольский и его стартовавшая недавно команда вдруг перешла на русский язык! Сегодня речь пойдёт не о группе бывшего гитариста Rage, а о совсем другом коллективе из Рязани. Который нарезает хэви-метал вот уже более 10 лет, представив недавно вниманию слушателей свой уже четвёртый по счёту полноформатный альбом. Проблема оригинальности в выборе названия для метал-групп по-прежнему стоит довольно остро, и я, отвлекаясь от мыслей музыкальных, думаю, сколько смогли бы отсудить у месье Смольского авторы эпопеи “Узник Своего Тела”, если бы взялись за подобный процесс….

Такая неосмотрительность в выборе имени для своего фрегата как минимум не красит маэстро Виктора, но наш разговор мы поведём сейчас о совсем других вещах. Как я уже сказал, четвёртый концептуальный релиз рязанского Almanac представляет собой своего рода аудиоспектакль (ну, или мини-метал-оперу – как угодно) в стиле хэви-метал и повествует о страданиях, мыслях и борьбе смертельно больного человека, который, благодаря своей титанической воле, доказывает, что самое главное в нём – это его дух, душа, сила воли. Именно она управляет, даже больным и немощным телом и способна на настоящие подвиги. Не дух служит телу, а тело – духу.

Что тут говорить – задумка грандиозная, артворк великолепно раскрывает атмосферу мрачной схватки со смертью, а что же музыка? Пугающие звуки вступления к первому треку “Пари” недвусмысленно намекают на то, что нас действительно ждёт нечто, близкое к кинематической эпопее. Харизматичные голоса демонов, которые ведут между собой беседу, напоминают “Письма Баламута” авторства Клайва С. Льюиса. Вступает орган, и демоны приходят к решению: “давай человека возьмём в оборот, отнимем всё сразу, как тебе поворот? Жизнь лишь оставим возможность дышать, обездвижим, посмотрим, как будет страдать!”, а затем заключают пари по поводу того, чем всё закончится. Один демон ставит на боль и падение в ад, другой же - парадоксальным образом утверждает, что человек выживет и не сломается.

Вторая пьеса, одноимённая с названием альбома намного более музыкальна. Это уже не интро. Гитарные переборы становятся фоном для надрывного искажённого женского вокала – как вы понимаете, этот голос символизирует крик души человека – вступают тяжёлые гитары, и в их обрамлении мы слышим, как вокал меняется, забредая даже на экстремальные территории. А затем снова переборы и стенания, плач, отчаяние обездвиженного и потерявшего всякую надежду человека. Отдельного упоминания заслуживает очень интересный звук тяжёлых гитар – это олдскул, но такой олдскул, которого среди древних групп вы не сыщите. Олдскул формата 3D!

Женский вокал хорош главным образом своей гиперэмоциональностью и истеричностью, которой когда-то отличалась уж безвозвратно, наверное, позабытая в наши дни группа Sadness. Голос вокалистки играет почти всеми бликами и полутонами, которые должны отличать состояние её роли, и она передаёт своим пением все эти пограничные экзистенциальные состояния настолько великолепно, что поневоле начинаешь верить в историю, рассказанную на альбоме Almanac. Ну а Tura Satana, Moray Eel, Détente, Eths, Left Hand Solution, My Ruin, Genitorturers, In This Moment и многие другие коллективы с харизматично-разноплановыми певицами вспоминаются сами собой.

Третий трек “У черты” снова начинается с характерного демонического потрескивания, предваряющего самую первую композицию. И демоны решают усложнить испытания – сделать так, чтобы от человека, которого они мучают, отвернулись и друзья, и близкие. Герой оказывается в больнице, и уже сам ведёт диалог с демонами. Вокал в этом треке представляет собой по большей части один бесконечный истерический вопль отчаяния, даже гитары звучат уже намного тише и далеко не так неистово, как в предыдущей вещи, словно присмирев перед картиной человеческой гибели – крайней и ужасающей степени отчаяния.

И снова беседа демонов в пронзительной разговорной сюите “Выбор”. Здесь уже на фоне диалога бесов и мрачных траурных клавишных мы слышим голос души человека – её слова, в которых она обращается к Богу. Душа обещает нести свой крест, не жалея сил. Обещает всё перенести и больше не роптать. Пространный клавишный проигрыш даёт обильную пищу для размышлений. Но музыкальная канва меняется, впрочем, так и не соскальзывая в металлический бурелом, и мы слышим возмущение духа зла, который был уверен в том, что человек сломается. Он раздосадован и обозлён. В итоге регенты ада сходятся на том, что ищут новую жертву для опыта.

На этом основная часть альбома заканчивается и начинается её бонусное продолжение. Следующий трек уже своим названием служит лучшим оглавлением того, чему он будет посвящён – “Отчаяние”. Эпичные величественно-полуиндустриальные проигрыши всё с тем же 3D-олдскульным звуком гитар и звенящим синтезатором. Композиция напоминает классическое произведение, но на удивление быстро заканчивается. Это инструментал. И ещё одна краткая инструментальная сюита “Искра Надежда”, которая по настроению и атмосфере разительно отличается от своего мрачного и безысходного предшественника.

И ещё одно звено в венке электронно-инструментальных сонетов – “Отголоски Тьмы”. Синтезаторы неспешно и властно ткут свою атмосферу черноты и первозданного хаоса. А заканчивает эту необычную пластинку ещё один бонус-трек – “My Prison”. Вы правильно поняли, и это действительно англоязычный вариант титульной композиции. Мне сложно их сравнивать: каждая из версий имеет свои плюсы и достоинства, а вокал в разных интерпретациях звучит даже как будто по-другому. Естественно, “My Prison” уже сейчас можно с уверенностью рекомендовать западному слушателю, который, наверняка, воспримет её как минимум с интересом.

Самый большой недостаток рецензируемого ныне по сути мини-альбома (а как ещё назвать релиз, где из восьми номеров четыре представляют собой бонус-треки?) – его крайняя эклектичность. Если абстрагироваться от бонусов, то материал, предлагаемый на диске “Узник Своего Тела”, действительно невероятно интересный и многообещающий. И не только с точки зрения своей лирической концепции и сильного голоса вокалистки Екатерины. Не только в силу новаторского подхода к саунду и звукоизвлечению. В пьесах Almanac на самом деле слышится нечто свежее и настоящее – что-то, что заставляет сердце биться чаще и сильнее. И не смотря на то, что идеи рязанской капеллы пока ещё по большей части фрагментарны и разрозненны, воспринимаются они уже сейчас очень впечатляюще, а сами Almanac вполне можно назвать наследниками и преемниками Sadness.