17-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Четыре долгих года ничего не записывали и не выпускали новых релизов главные сказочники и мечтатели отечественной фолк-сцены из Ignes Fatui, и хотя концерты играть они не переставали, для жителей отдалённых чукотских провинций это всё равно было равносильно тотальному затишью. Ведь туда с концертами блуждающие огни добраться не могли, а качество звука в онлайн-трансляции увы, ни в какое сравнение со студийной версией не идёт. И это всё при том, что даже бывалый сталкер в случае если он не появлялся в студии и ничего не выпускал четыре года, скорее потерян для истории и искусства, нежели активен и бодр…
А тут ещё и новость о смене названия грянула как гром среди ясного неба – “огоньки” долго держались и сопротивлялись просьбам переформулировать для более удобного произнесения и написания давно позабытую в учебниках латынь, но в итоге всё-таки сдались – переименовались. А уж коли так, то до изменения общего музыкального курса в сторону поп-формата уже рукой подать (по крайней мере, так можно было бы думать), а потому нового диска именующихся теперь на великом и могучем Блуждающих Огней жители чукотских провинций ждали с особым трепетом и холодящим внутренние органы предательским замиранием в груди.
Однако все подозрения, досужие домыслы и треволнения-тревоги оказались напрасны: альбом издан в самом лучшем виде (в виде стильного и лаконично-презентабельного четырёхполосного диджипака), а фирменный стиль “огоньков” особых изменений не претерпел. Нет, конечно, они меняются и не переставали меняться с самого начала своего творческого пути, к тому же в музыкальной палитре коллектива уже давным-давно легко и запросто уживаются такие разные звери как нео-фолк, блюз-рок и даже рок-н-ролл и джаз, но изменились сейчас они не более чем обычно, а потому вполне в рамках ожидаемого и допустимого.
По сравнению со своим прошлым лонгплеем, который как вы помните, назывался “Артефакт”, нынешний полновесный релиз ещё более воздушен, свободен и игрив. Как таковых джаза, блюза и рок-н-ролла больше не стало, особых экспериментов и попыток перейти в смежные жанры не замечено, однако внутренняя сущность музыки “огоньков” как будто стала ещё более искристой, пружинящей и задорной. Легкие фантазии клавишных, переливы флейт и тяжёлые гитарные риффы наконец-то пришли к максимально удачному из всех возможных вариантов и сочетаний балансу, устаканились, настоялись и – случилось почти чудо.
Блуждающие Огни нашли свой собственный стиль, который вы уже не сможете спутать ни с кем и ни с чем. Нет больше никакой необходимости проводить параллели с Blackmore’s Night или тем более с Мельницей, вспоминать друзей-коллег и ближайших соратников “огоньков” из Марко Поло и Felidae, а тем паче разбирать музыку группы по косточкам, вычленяя составные элементы и отсылки к стилям-жанрам – теперь Блуждающие Огни это исключительно Блуждающие Огни и реальность их особого бренда не подлежит никакому сомнению. Чувствуется, что участники коллектива времени даром не теряли и пришли ныне к полному взаимопониманию - к единству.
Собственно, именно так и звучит “Северная Сказка” – брендово, фирменно, естественно, по-семейному и очень сказочно. Всё то, что было у Ignes Fatui раньше, в полной мере и в зрелом, самоактуализованном виде присутствует у Блуждающих Огней, но метаний из стороны в сторону уже не происходит, а всё очень выверено, ровно, гладко, непротиворечиво и вообще – здорово. Альбом даже не портит и не делает похожим на лоскутное одеяло присутствие некоторых старых, давно известных слушателям команды песен, поскольку они были переосмыслены в неповторимом духе “огоньков” и зазвучали сейчас очень свежо и вообще по-новому.
Открывающая альбом беззаботно-джазовая “Ведьмовская праздничная” переходит в атмосферную балладу “Ангел Дорог” с привкусом знаковых для группы треков “Старый Замок” и “Тёмный Хозяин”, но с совершенно чётко и ясно ощущаемой светлой доминантой. В таком же духе следуют и “Золотые струны”, а титульная вещь неожиданно привносит на альбом нехарактерные ранее для группы этно-вкрапления и почти шаманские перестуки. Бодрый рок “Не Верить” качает как стадионный гимн; во время звучания “Кухонного кота” наверняка зашкалят все датчики няшности, а “Мир Чудес” это взрослая, серьёзная, состоятельная баллада, способная впечатлить даже поклонников Элтона Джона и ценителей серьёзных музыкальных подвигов.
Ролевая музыка и фолк-рок как таковой очень редко способны звучать так многогранно и полифонично. “Огоньки” ещё никогда не подбирались столь близко к высоким стандартам Блэкмора и Кэндис Найт, а порой на актуальном диске мне послышались даже параллели к ещё более серьёзным и академическим коллективам вроде Mostly Autumn и The Wishing Tree. Другое дело, что серьёзность и профессиональный подход у Блуждающих Огней тесно связаны с категорически питерпеновским отношением к миру и реальности – они не собираются грузить своих слушателей или ввергать их в тоску и печаль, а вместо этого радуются, искрят, шутят и джемуют что есть сил, приглашая всех случайных и неслучайных путников в мир азарта и приключений.
Стоит отметить, как интересно подобрали музыканты две завершающие альбом композиции: “Подобен Богу” присутствовал на диске 2008 года под названием “Дороги Судьбы”, “Колдуньи” ярко выделялись на альбоме “Дороги Любви” (2013), ну а в целом диск сейчас как будто объединяет в себе и дороги судьбы, и дороги любви – всё в едином и непротиворечивом единстве, которое и называется словом “жизнь”. Собственно, музыка группы сейчас и звучит как сама жизнь, но не как среднестатистическая серая обыденность, а как наполненная приключениями и верой в чудеса жизнь в полном, изначальном и собственном смысле слова.
Правы те, кто говорит, что жить в радости и счастье – это единственный способ жить вообще, и Блуждающие Огни на своём собственном примере экзистенциально демонстрируют нам сейчас, что это на самом деле так. В такую “Северную Сказку” на самом деле хочется поверить – более того, её хочется прожить, а потом возвращаться в этот мир чудес и сбывшихся снов снова и снова, чтобы подпитываться от такого живоносного источника и шаг за шагом переносить те смыслы и ориентиры, которым учат “огоньки” в своих песнях, в свою каждодневную, рутинную повседневность, которая, кажется, и сама рада принимать в себя эти благодатные ростки.