ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом City Of The Lost "Bridges To Nothing"

City Of The Lost, Bridges To Nothing

09-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

CITY OF THE LOST – 2016
Instrumental post rock / post metal / progressive
"BRIDGES TO NOTHING"
SELFRELEASED
Россия, Москва

Этот московский прогрессивный дуэт ведёт свою историю с 2010 года, когда встретились мультиинструменталист Григорий Колокутин и басист Евгений Поповкин. Уже дебютный лонгплей коллектива, постепенно доросшего до квартета, заложил основу сквозной концепции, проходящей через все релизы команды. Её суть – поиск утраченного города-ковчега в фантастическом мире будущего после техногенной катастрофы, вызванной безответственными поступками человечества в настоящем (альбом “At the Edge” (2013)).

Треки с первого EP "Life Long Novel" вошли в саундтрек к российскому сериалу «Физика или Химия», транслируемому по телеканалу СТС в 2011 году. Ну а повествование о путешествии Хранителя Ключей по заснеженным северным странам в исполнении City Of The Lost было продолжено на втором альбоме “Wild Wind Blows” (2014). Естественно, на третьем лонгплее "Bridges To Nothing" команда ещё далее развивает сюжетную линию предыдущих глав, отправляя слушателя на Восток, где  повествование начинается у подножия могучего Алтая.

В общей сложности дуэтом было реализовано девять релизов, последний из которых — “Bridges To Nothing” (“Мосты в Ничто”) и представляется сейчас нашему с вами вниманию. История продолжается, и как говорят сами музыканты, мы оказываемся в самом эпицентре третьей главы, а с высокохудожественной обложки компакта на нас горделиво взирает северный олень. На альбоме 12 треков, из названий которых мы уже можем понять, что продвижение на Алтай идёт полным ходом, а Хранитель как никогда близок к своей цели.

Открывающая альбом композиция “Altai I (New Born)” звучит на удивление умиротворяюще. Как будто руки Творца касаются души слушателя и уносят из неё весь разлад, всё лишнее и наносное. Проникновенное фортепиано в духе Джеймса Ласта, умиротворённо-расслабляющий настрой, свойственный альбомам Anathema конца 90-х и начала нулевых, почти трип-хоповая электроника. Бьюсь об заклад, совсем не этого вы ождали от альбома в стиле прогрессивного пост-рока! Но внезапно вторгающийся в мир идиллии второй трек “At The Gates” всё расставляет по местам.

Тревожный, даже как будто угрожающий бас напоминает своим звучанием работающий за окном экскаватор, гитара, то застенчиво стоявшая у дверей, вдруг заходится заливистым эмоциональным соло. Но есть здесь и более спокойные фрагменты, где всё вроде как приходит к общему знаменателю, и среднетемповый ритм подчиняет себе и рокочущий бас, и гитарные всполохи, и мерные ударные. Эта вещь заканчивается стремительным гитарным соло, в котором звуки как будто срываются один с другого в ребяческой погоне: кто быстрее?

Не знаю, как наш путешественник дошёл до Великой Китайской Стены, и что он искал там, но именно так называется третья композиция с диска – “Great Wall Of China”. Здесь всё наоборот: более умиротворённое и компромиссное начало сменяется пост-роковым шквалом на фоне которого мы слышим очень необычно солирующую гитару. Но вдруг всё смолкает, и только редкие гитарные звуки, да побрякивание, ненадолго отбросившего свой дисторшн баса ласкают наши ушные раковины, вызывая ассоциации с музыкой в стиле фьюжн.

Нет сомнений, что City Of The Lost это самый настоящий прогрессивный метал (и в середине “Great Wall Of China” вы можете вполне в этом убедиться!), слегка обрамлённый пост-металлическими ходами, но в общем и целом, если абстрагироваться от этих стилистических фрагментов и характерного для пост-металла звучания, можно услышать утяжелённый вариант Эла Ди Меолы. Не верите? Как раз для вас звучит следующий трек – “Dreamcatcher”, в котором влияний этого виртуоза хоть отбавляй. Да, всё местами чуть более “грозно” и тяжёло, но это фасад, не более.

Хотя фасад весьма и весьма впечатляющий. Нет нужды напоминать, что о любом доме или даже человеке мы будем судить “по одёжке”. И здесь обрамление и аранжировка находится на той высоте, о которой могут знать только те, кто однажды видел Алтай своими собственными глазами. Это горы. Те самые горы, выше которых могут быть только горы. Вру. Выше – космос. И City Of The Lost напоминает мне об этом своим следующим треком, названным по имени космического корабля – “Восток — I”. И эта вещь действительно просто космос. Словами её не описать.

Если вы удосужились в своём путешествии зайти в джунгли или просто в еловый, сосновый или какой угодно смешанный лес, то самое страшное, что вас может ожидать там – это пожар. Огненный шторм. И “Fire Storm” звучит как настоящее стихийное бедствие – не та стихия, которую вы видите, развалившись у своего ТВ на диване, а та, которая коснулась непосредственно вас. Отрывистый дисторшн гитар, алармирующие соло, словно плачущие клавишные и снова цепь отчаянных, словно стенающих солирующих гитар. Что тут сказать: отличный полифоничный трек.

Если вам по каким-либо причинам не удалось попасть на Алтай, то всегда можно предпринять вторую попытку. Именно этим, кажется, и намерен заняться наш герой в номере с названием “Altai II (Second Chance)”. И кто из нас хоть раз в своей жизни не просил у бога второго шанса….Именно таким вторым шансом, а, точнее, саундтреком к нему и является эта вещь. Расслабленно-релаксирующая и неспешно нанизывающая звуки один на другой, она дарит слушателю светлое путешествие в своё прошлое – в те лабиринты памяти, которые есть у каждого.

Память – коварная штука, и ещё не дойдя до середины “Altai II (Second Chance)” оборачивается ещё одним огненным шквалом, но постепенно успокаивается и возвращается к спокойному и размеренному повествованию – к примирению с самим собой. Даже рокочущий бас уже не рычит как тигр, а скорее мурлычет как ручной и ласковый котёнок. Вам знакомо выражение “тишина перед штормом”? Именно такой тишиной оказалось окончание этого трека. А последовал за ним не шторм, а нечто гораздо более страшное – увядание цвета в душе (“Colors Fade In Me”).

И этот номер стал одним из самых необычных, странных и страшных на пластинке, почти упираясь в шаманскую, потустороннюю реальность, где за гранью этого мира безжалостные духи высасывают человеческую душу, лишая её цвета, света и радости. Страшно. Но слушать “Colors Fade In Me” одно удовольствие – удовольствие для особо искушённых гурманов, которые знают толк в том, как зависнуть над пропастью, но в последний момент вернуться назад, чтобы снова услышать пение птиц и прикоснуться к дыханию жизни.

Жизни….Именно жизнью пульсирует и сочится трек “The Key”. И даже не жизнью, а каким-то скрытым, тайным торжеством, триумфом, восторгом иосознанием. Когда обрёл нечто такое, что искал ни много, ни мало полжизни. Звуки гитар не спешат рассказывать всё и сразу, но как будто, нарушая данный себе же зарок, срываются и начинают пилить без умолку. Их перебивает, вновь вернувший себе былую мощь и силу, дисторшновый бас, и вместе они рассказывают своим слушателям удивительную историю потери и обретения. Полёта и тишины. Водопадов и ручьёв.

Последняя волна (“Last Wave”) накрывает нас с головой, начинаясь робко и даже как будто виновато. Далёкие грозы гудят где-то на заднем фоне, а на поверхности застенчивый перебор, который вдруг срывается в крик и истерику: стремительное соло, максимально тяжёлые ритм-гитары, вторящий им бас, отчаянная, почти безнадёжная мелодия с едва слышимыми траурными хорами….что случилось там у Хранителя Ключей, мы можем только гадать, и “Last Wave” даёт нам огромный простор для фантазии и всевозможных домыслов, вариантов развязки.

Впрочем, это ещё не конец. Словно некое послесловие нас ожидают ещё две композиции – “In The Depths Of Mire” и “Jotunn Falls”. Все покровы сброшены, нет смысла больше хранить эту тайну, и перед слушателем открывается эзотерическая правда, предназначенная только для посвящённых, о чём вполне очевидно намекали уже и названия треков. Я не стану описывать эти композиции, да и вряд ли бы я смог их описать. Нужно слушать. Могу сказать лишь одно: это действительно запредельно. И ничего подобного до этого момента на альбоме вы не слышали.

Выпущенный 28 декабря 2016 года “Bridges To Nothing”, вне всяких сомнений, стал одной из вершин творчества City Of The Lost, а также современного прогрессива, арт-металла, новейшей инструментальной музыки, интеллектуального рока и тяжёлого фьюжна. Я думаю, что этот альбом с удовольствием прослушал бы сам Эл Ди Меола, ну а мы…Мы будем помнить: сказка ложь, да в ней намёк. А вот на что намекают нам “креаторы” из этой московской команды, я думаю, каждый решит для себя самостоятельно. О таком ведь вообще, если честно, вслух не говорят.