ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Даарика "Пожалуйста"

Даарика "Пожалуйста"

08-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДААРИКА
Релиз
“ПОЖАЛУЙСТА”
Год
2019
Стиль
Alternative rock / rock / pop rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Какое всё-таки многозначное и в чём-то даже универсальное есть слово в русском языке – пожалуйста. К примеру, в английском, когда мы что-то у кого-то просим (“Дай, пожалуйста, денег на бутылку, ну”), то говорим “please”, когда с радостью (или не с радостью) откликаемся на чью-то просьбу (“мне для тебя ничего не жалко, вот тебе монет целых на три бутылки, держи пожалуйста”), то говорим “here you are”, а если хотим как-то отозваться на запущенное в наш адрес “спасибо” (“да что мне твоё спасибо, его на хлеб не намажешь, в стакан не нальёшь - всегда пожалуйста короче”), говорим уже “you’re welcome”. Другое дело в великом и могучем. Здесь “пожалуйста” может означать практически всё что угодно, а в данном конкретном случае сигнализирует о том, что у московской группы Даарика вышел второй диск.

Проникновенный female fronted поп-рок с текстами-пазлами, мощными гитарными пассажами и пульсирующей электронной подкладкой в исполнении Даарики хоть и не нов сам по себе, но своей осмысленностью и искренностью безусловно располагает к себе и берёт за живое. Новые песни действительно звучат живо и душевно – уже открывающая пластинку “Только для тебя” очень резко и уверенно берёт с собой слушателя с корабля на бал и без долгих вступлений ввергает в самую гущу страстей, эмоций и вербальных откровений. Эта среднетемповая рок-вещица с нежной бэк-вокальной поддержкой и мощными гитарами, контрастно противопоставленными камерным фрагментам записана в духе классических стадионных рок-эпопей, но с влиянием инди-рока в духе The Cranberries, что делает её более интересной и самобытной.

“Что каждый раз прощаться всей нежности не хватит, не хватит слёз моих в глазах, чтобы дождём путь выстелить только для тебя, только для тебя песен и стихов всполыхнут костры моих черновиков, всё, что не сотрёшь первым снегом обнулю“ – начинает свой рассказ Дарья Николаева, и уже эти простые слова вызвали у меня немалую симпатию к альбому. В голосе Дарьи слышатся такие оттенки и такие особые нотки, звучание которых на каком-то подсознательном уровне заставляет верить ей и её словам. Второй трек “Шептать” представляет собой ещё более балладную пьесу с красивым, почти волшебным припевом; “Вдрабадан” не сворачивает с этих обкатанных рельсов, но добавляет в общий котёл чуть больше искристой электроники и монолитно-тяжеловесные гитары в припеве.

Тревожный рокот, с которого стартует “ВНП”, звучит стильно и оригинально, да и песня сама по себе весьма неплоха. Всё та же грамотная бэк-вокальная поддержка, которая так выгодно отличала уже открывающую диск “Только для тебя”, присутствует и в  этом номере, а интеллектуальные пассажи в лирике, где Хичкок и декадантский нуар идеально дополняют друг друга, гарантированно приковывают к себе внимание. Винтажный мотив в духе классики Эдит Пиаф слышится в треке “В ожидании Годо”, и эта вещь на самом деле звучит не хуже, чем блистательные подражания Ольги Дзусовой времён её “Тайного Парижа” и песни “Валентин мой”.  Дарья интересно вводит речитатив в этот разухабистый, игриво-эпатажный номер, что хоть и выглядит несколько самонадеянно, но впечатление ничуть не портит.

По сравнению с дебютным лонгплеем “Меланхолия Триера” Даарики новейший полноформатник уже не так резок, не так контрастен и тяжёл. Если “Меланхолия Триера” однозначно делала ставку на рок и рок достаточно жёсткий, альтернативно-кричащий (а временами даже с привкусом металла, в “Генераторе любви”, например), напоминающий не только самые тяжёлые вещи Ночных Снайперов, но и таких столпов альтернативной сцены, как Guano Apes, то “Пожалуйста” – это уже намного более мягкая, вдумчивая и indie-видуальная музыка. Изменилось не только звучание, но и вокальная манера Дарьи, став более взрослой, взвешенной и спокойной; изменился звук инструментов, заметно преуспев в том, чтобы стать тёплым, ламповым и обволакивающим; наконец изменилась сама манера и способ подачи материала, а мелодии уже не так однозначны и буквальны, и всё это, нужно сказать, очень идёт группе.

Шикарная трипхоповая баллада “Пепел” напоминает одновременно Portishead и Дельфина, а предельно откровенный и честный текст с эпизодическим переходом на читку-речитатив вновь вызывает в памяти и одного, и другого исполнителя. Расслабленная “Меня Нет” предлагает слушателям тягучий, меланхолично-глубокомысленный припев; “Самолётик” спускается в романтично-акустические глубины, характерные для Белой Гвардии, а поставленная финальным номером на пластинке титульная вещь наконец расставляет все точки над “ё”. “Па-пара-пам, па-пара-пам, люби меня, пожалуйста” – слышим мы в припеве многократно повторяющуюся декламацию Дарьи, а смесь рока и электронщины в духе Berlin с привкусом мелодий, характерных для новых романтиков, бодрит и воодушевляет своей беспроигрышной хитовостью.

Как оказалось, в данном случае у нас всё-таки вполне конкретное, просительное “пожалуйста”, а не эмблема-многогранник, но просить Даарике в данном случае на самом деле ничего и не нужно. “Никогда ничего не просите – сами предложат и сами всё дадут” – как никогда актуальны в отношении нынешнего альбома группы слова Воланда. Любить такие песни легко, просто и естественно, а не любить – странно и преступно. Нежная, расслабленная меланхолия диска и неспешные повествования Дарьи, напоминающие дневниковые записи своей прямотой и художественной искренностью, воспринимаются почти как архетипы, без которых и утро не утро, и кофе – не кофе, и апрель – не апрель. Перед нами не просто поп-рок, инди-рок или альтернатива, а странный, парадоксальный и ни на что не похожий культурный феномен порядка Florence and The Machine и упоминавшихся уже выше The Cranberries.