ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Волны "Тиферет"

Волны "Тиферет"

17-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВОЛНЫ
Релиз
“ТИФЕРЕТ”
Год
2018
Стиль
Rock / alternative rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Барнаул

Вот так шаг за шагом в наше цифровое время создаются альбомы – некоторые из композиций с представляемого сейчас актуального лонгплея этих любителей глубоких смыслов и скрытых отсылок были доступны для прослушивания в сети и ранее, но затем появились другие, команда знатно поколдовала над концепцией и перед нами теперь завершённое и законченное целое – не сборник, не компиляция, как часто получается у многих групп в случае с их релизами, которые просто механически слагаются из реализованных ранее синглов, а действительно цельный и полновесный лонгплей.

Кстати о концепции. В случае с “Тиферет” всё более чем серьёзно, про хэндмейд-обложку и скрытые в ней смыслы-нюансы музыканты даже написали очень интересный и познавательный пост, пересказывать который я сейчас не буду (но прочитать то, что там говорится, для понимания актуального релиза крайне желательно), а лишь замечу, что в самом широком смысле тиферет – это баланс или гармония, однако на самом деле данный термин имеет намного более специфическое значение, суть которого, судя по всему, и собираются сейчас прояснить нам эти барнаульские эмблематик-рокеры.

Всё начинается с “Предисловия” – своеобразной мантры-аффирмации, которая призвана настроить слушателя на нужную волну, затем звучит трек “Любима” с Muse-подобными клавишными, жирными риффами и узнаваемым голосом главного “Книжного Червя” Артёма Сабельникова, а следом за ней звучно расстилается надрывная, экстатически пульсирующая “Между небом и землёй”. Хитрозакольцованные риффы и игривые вокальные линии трека “Delay” великолепно коррелируют с юмористичным текстом и наэлектризованным статическим шумом, напоминающим шуршание тех самых шпунек, из которых создана обложка.

Отрывистые поэтизации “Моей любви” особенно покорили и порадовали меня своей искренностью и протяжной тягучестью припева, что в совокупности с простыми, минималистичными даже куплетами звучит очень эффектно. “Согрей меня собой” ещё больше похожа на мантру и проповедь одновременно, пронзительная “Пока летят ракеты” своим апокалиптическим надрывом напоминает о гефсиманском одиночестве, а облик ставшего вдруг длинноволосым бородачом Артёма идеально дополняет этот новый мессианский имидж современных Волн, в звучании которых стало так много промозглых осенних предчувствий.

Нежные готические интонации в припеве “Опять” проводят параллели к позднему Tiamat, а музыкальное сопровождение следующей за ней “Всё, во что я верил” вызвало в памяти Lake Of Tears конца девяностых - начала нулевых. “Тиферет” на самом деле оказался намного глубже, чем я мог ожидать и представить себе: и лирика, и чисто музыкальная составляющая, и аранжировки здесь на удивление взрослые, объёмные и нелинейные. Удачно найденный баланс между софизмами ранних треков и разухабистой хитовостью “Книжного червя” ныне эксплуатируется группой и в хвост, и в гриву, с чем создателей “Тиферета” и стоит поздравить.

Что-то уж очень фолковое слышится в мелодии из вступления трека “Музыка была”, но приглушённый, словно из подводных глубин доносящийся голос в корне меняет атмосферу композиции, превращая её в последовательно разворачивающуюся медитацию. И снова отголоски интонаций Йохана Эдлунда и пассажи, характерные для его “A Deeper Kind Of Slumber”, в песне с настойчивой мантрой вместо припева, которая называется “Пустота”. Традиционный балладно-акустический минор трека “Всегда” великолепно аранжирован в шикарную околосимфоническую полифонию, доверительная зимняя сказка “Первого снега” радует своей тёплой романтичностью, а подводящая итог “Всё впереди!” – это не только самый жизнеутверждающий номер, но и самая хитовая и радиоориентированная вещь с диска.

Песни с “Тиферета” очень похожи друг на друга, но написаны отнюдь не под трафарет – скорее это та самая самоидентичность, которая делает любой по-настоящему хороший альбом действительно стоящим, а каждая новая композиция – это как будто ещё один глоток свежего, превосходно утоляющего жажду, но не утоляющего тоску вина, которое можно пить сутками напролёт. Похожие чувства и ощущения у меня были когда-то давно от диска Lake Of Tears “The Neonai” – как сладостно, незаметно и ненавязчиво один трек там переходил в другой, как будто чуть-чуть повторяя своего предшественника, но и развивая его. Очень похожим образом развивается и рецензируемая пластинка, 14 композиций которой великолепны как нежнейший зимний запой, когда ослепительная снежная белизна под ногами и за окном там оглушительно подчёркивает твою бесконечную гармонию с миром, с природой, со Вселенной, с собой и с жидко-текуче-аудиальными стихиями.

Творчество Волн всегда было пронизано категорической неслучайностью и осмысленностью: уже в клипе на “Книжного червя” можно было увидеть коллаж желаний – штуку, которое в наше время практикует и рекомендует всё большее количество психологов, эзотериков, учителей жизни и иже с ними – клип “Настоящим” вообще был насквозь эмблематичен, да и в текстах то и дело проскальзывали интересные аналогии и аллюзии, однако со своим новейшим диском ребята вышли на совершенно иной уровень и записали по-настоящему продуманную и выверенную до мельчайшей детали пластинку, которую вполне можно использовать в самых прикладных ноотропно-магических целях. Ну или просто радоваться и кайфовать от того, насколько полно и прекрасно видят жизнь и её многообразие эти музыканты. Можно долго говорить о метафизических свойствах альбома и о том, как уместно смотрелся бы узор с обложки в виде мандалы для раскрашивания, но лучше слушать эти песни и просто быть собой, растворяясь в них.