ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Теория Невероятности "Мрачная Лирика"

07-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ТЕОРИЯ НЕВЕРОЯТНОСТИ
Релиз
“МРАЧНАЯ ЛИРИКА”
Год
2020
Стиль
rock / post-rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Екатеринбург

Когда я сажусь разгадывать кроссворд, проходить какую-нибудь эрудитскую викторину-шараду или заезжаю на передачу к моему другу Дмитрию Диброву, то очень люблю, когда там попадаются вопросы вроде “сколько ног у трёхногого табурета”, “сколько лет длилась столетняя война” и иже с ними. Такие вопросы мало того что позволяют тебе почувствовать себя невероятным интеллектуалом и повышают чувство собственной важности, так ещё и время здорово экономят! Прекрасно же, согласитесь, когда не нужно сидеть битый час, почёсывая затылок и напрягая извилины, а можно сразу же с победным видом выкрикнуть ответ и почувствовать себя победителем. И список подобных вопросов теперь можно расшить и добавить туда что-нибудь вроде “какого плана тексты присутствуют на CD, который называется “Мрачная лирика”?”

Но я, конечно же, иронизирую, и столетняя война длилась совсем не сто лет, да и ног у трёхногого табурета (особенно после того как его ремонтировали в одном из отечественных сервисных центров) может быть и пять, и шесть, и все восемь, ну а лирика на новейшем диске весьма симпатичной мне группы Теория Невероятности далеко не мрачна, а скорее таинственна, романтична, гротескна, рафинированна, стилизованно-мечтательна, гипертрофированно-инфантильна, но никак и вовсе не мрачна. Ну, в самом деле, не называть же мрачными, скажем, Alphaville, Duran Duran, S.A.D.O., Пикник или HIM, так почему же мы сейчас должны говорить в таких категориях о Теории Невероятности? А ведь хотя бы по той простой причине, что коллективу и его предводителю Сергею Ерёмину вновь захотелось достать свои картонные мечи, бумажные плащи и поиграть в пластмассовый декаданс, укрывшись лиловыми сумерками.

Скучно, наивно и смешно? Только в том случае если вы и есть такой скучный, наивный и смешной человек, который всеми силами старается убедить себя же в том, что это не так! Любой адекватный homo sapiens при наличии некоторого минимума чувства юмора и элементарного кругозора в конце рабочей недели так успевает намаяться с умными и взрослыми вещами, что будет только рад на час-другой окунуться в волшебный мир детской непосредственности и почувствовать себя Питером Пэном, тряхнуть стариной и снова войти в ту самую реку ранней юности, барахтаясь в которой мы все были так веселы и счастливы. Мироощущение этой команды довольно сильно напоминает мне о волне неоромантиков и об их музыкально-вербальных подвигах, но музыку они играют всё-таки несколько другую.

В общем говоря, Теория Невероятности это всё те же “дети Агаты”, как определил жанр последователей братьев Самойловых один из отечественных музыкантов, и “Мрачная лирика” ещё глубже утопает в насквозь синтетически-электронном, флуоресцентном и нарочито готическом тумане классической Агаты Кристи, но я бы не стал называть рецензируемый альбом клоном и стопроцентной агатовской копией. Дело в том, что даже в лирике актуального диска намного больше фантазии и свободы, чем у типичных представителей направления, и тексты (раз уж я начал с того, что решил пройтись именно по текстам) в намного большей степени напоминают Эдмунда Шклярского с его более тонкой и аристократичной эстетствующей манерой.

Как я уже заметил, на своём новейшем альбоме музыка Теории Невероятности стала в намного большей степени электронна, а в некоторых композициях, среди которых стоит упомянуть открывающую альбом “Депрессняк”, чуть ли не дискотечна, однако мелодический талант Сергея Ерёмина никуда не исчез, и новейшие композиции коллектива по-прежнему очень и очень хитовы. Гм, по-прежнему?.. Пожалуй, сейчас хитовый потенциал и соответствующие амбиции основного автора и мастермайнда команды вышли на ещё более высокий уровень и взмыли куда-то туда, где Юра Шатунов и Рома Жуков спорят на дымном облаке из сахарной ваты, кто из них круче и слаще. И “Депрессняк”, и “Мой мир”, и ещё много треков с актуального лонгплея это действительно почти Ласковый Май, но готический и намного более изощрённый, и это, поверьте, по-настоящему здорово.

Что, вы сейчас презрительно морщитесь при упоминании этой старой и уже почти архаичной “попсы”? А помните ли вы, как перепевала на английском Жанна Агузарова “белые розы”? Дискотека 80-х в стиле у Теории Невероятности получилась настолько отменная, что не поддаться её чарам практически невозможно. Авторы жёстко “идут с козырей” – тут вам и маленький принц, и космос, и изумрудный город, и ещё много-много беспроигрышных романтических клише, которые в их умелых руках превращаются в обоюдоострые скальпели безбашенной романтики. Порой параллели к Руки Вверх (“Изумрудный город”), Ласковому Маю, Modern Talking и иже с ними настолько выходят на поверхность, что становится немного не по себе, но группе это идёт.

Предыдущий диск команды был очень и очень неплох, и у меня в плейлисте надолго (подозреваю, что навсегда) застряли многие песни с него, но “Мрачная лирика” даже лучше. Здесь уже хороши и прекрасны не какие-то отдельные треки, но весь альбом в целом очень монолитен, селективен и бронебоен, а композиции и даже их порядок и расположение выглядят как проявление некоего общего хитроумного плана, который работает с неумолимостью гильотины и действительно срубает буквально наповал. Конечно, это уже немного другой стиль и другая фаза той сладкой опиумной мечтательности, которую с такой самоотверженной энергией культивирует Сергей Ерёмин, но это уже совершенно не важно: диск действует как аудионаркотик.

Здесь есть и юмор, и неподдельная вера в мечты/идеалы, и добрая детская наивность, которой нам всем так не хватает в нашем насквозь прагматичном и взрослом мире; присутствует даже нечто неуловимое от Високосного года (“Солнцестояние”), и это странно, чудесно и удивительно. Возможно, мелодии и аранжировки стали теперь чуть проще и доступнее (“попсовее”), вплотную приближаясь к уровню и стилю “белых роз” и кого-то такая предельная доходчивость отпугнёт и оттолкнёт, но мне это не показалось недостатком альбома, и пластинка всё равно просто шикарная. И да, с Агатой Кристи сравнивать Теорию Невероятности я бы не стал вовсе – для меня это чуть более электронная и современная версия классики мелодичного рока в духе Kingdom и Axxis с примесью мега-хитовости Alphaville, и именно в таком качестве я воспринимаю “Мрачную лирику”.