ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Обычные Подозреваемые "Всё, что есть в этом мире"

29-05-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ОБЫЧНЫЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ
Релиз
“ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ” (EP)
Год
2020
Стиль
Rock / indie rock / alternative rock / post rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Новосибирск

О чём петь сибирской группе, исполняющей холодный сибирский рок, как не про снег, холода, вьюги, туманы и ледяные оползни, однако Обычные Подозреваемые всё-таки смогли выйти за пределы очевидности и добавить в своё творчество немного непредсказуемости. Коллектив базируется в Новосибирске, существует уже более десяти лет, но не выпускал студийных релизов аж с 2013 года, когда вышел их последний на сегодняшний день лонгплей “Саундтрек к северному сиянию”. Сами музыканты определяют свой материал как холодную и снежную романтику меланхолии, но этим дело, как вы поняли, не ограничивается, и сибирские экспериментаторы идут дальше, зарываются в снега глубже и находят там массу смыслов и интересных идей.

Не часто в последнее время рок-группы задаются какими-то по-настоящему глубокими вопросами, а в пресс-релизе современной рок-группы можно увидеть сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, но иногда такие всплески радиоактивности из серии “очевидное невероятно” всё-таки случаются, и Обычные Подозреваемые пример как раз такого рода. Замысел новейшего EP сибиряков отличается поистине философским размахом: как говорят сами авторы, идея альбома "Всё, что есть в этом мире" в путешествии человека по собственным ощущениям и осознаниям своей̆ связи с окружающим миром, а также в изменении этих ощущений в разных ситуациях и по итогам приобретённого опыта.

Сенсуализм, эмпиризм, отсылки к ранним натурфилософам вплоть до Фалеса, Анаксимандра и Гераклита – может, я сейчас чуть и хватаю лишку по поводу обретающихся на этом EP скрытых смыслов и параллелей, но концептуальный фундаментализм явно не обошёл эту группу стороной - обратите внимание хотя бы на метафизический шаманский инструментал, запущенный на правах первого трека, или на громоздкие и угловатые риффы в “Кислороде”. Переосмысление и переработка собственных композиций восьмилетней (“Саундтрек к северному сиянию”, “Кислород”) и одиннадцатилетней (“Бей снег”) давности определённо занимает нынешних ОП не меньше, чем сочинение нового материала, но это было свойственно им всегда, и не такая уж новость.

Не так просто избавиться от склонности рефлексировать и возвращаться к собственным мыслям и переживаниям, даже если этим идеям и эмоциям уже много лет, но в данном случае у нас немного другой случай – участники этой группы намеренно и целенаправленно решили заняться рефлексией и именно этому посвятили весь свой актуальный пятитрековый EP. Ну а если говорить обобщённо и глобально, можно воспринимать их нынешнее творение как призыв ко всем нам чуть больше внимания уделять логике собственного развития и намечающимся в своей личной истории тенденциям. Без знания истории нет понимания будущего и настоящего, а без осмысления закономерностей никогда не стать тонким и чутким человеком – намекают нам Обычные Подозреваемые самим фактом существования своего свежего EP.

Вокал появляется только во второй вещи, и это голос с очень типичным для русского интеллектуального рока тембром и несущий за собой примерно такие же глубокомысленные и абстрактные текстовые откровения. То, что применительно к таким группам как Смысловые Галлюцинации мы привыкли почти на автомате называть “псевдофилософской лирикой”, стоит отнести и к Обычным Подозреваемым, но с тем принципиальным отличием, что приставку “псевдо” в данном случае можно убрать и с чистой совестью задвинуть куда подальше. Сибирские рокеры по-тинейджеровски конкретны и ершисты, но в то же время как-то не по годам серьёзны и вдумчивы, ощущение чего ещё усиливается за счёт метких и многозначительных сэмплов.

Не зря говорят, что север, холод и ослепляющее сияние снежной бесконечности способно сводить с ума и менять сознание – Обычные Подозреваемые смогли не только доказать, но и показать, что это так. Их северная романтика атмосферна, а временами хаотична, нецензурна, непредсказуема и даже бредова (“Кислород”), порой тяжела и абстрактна как в кавере на Tequilajazzz (“Тени”), а в финале сказочна и лирична как самый светлый, сладостный и восхитительный зимний сон накануне Рождества (“Бей Снег”). Это действительно романтика и почти утопия, но подаётся и прорисовывается она с удивительной реалистичностью и правдивостью - как будто задремал в кресле, а тут сквозняком открыло форточку и тебя сонного унесло в космическую метель.

“А что если Бог это всё, что вокруг?” – этот вопрос, заданный тонким детским голоском в качестве цитаты-иллюстрации титульной вещи с актуального EP прочно застревает в сознании ещё в начале первого прослушивания мини-альбома, и наверняка будет сопровождать вас на всём протяжении звучания диска. Обычные Подозреваемые рефлексируют, переосмысливают свой опыт и собственное творческое наследие, расставляют прежние фрагменты и восприятия в новой последовательности, добавляют к ним свежие мысли, и таким образом из старого рождается новое, и прошлое становится составной частью настоящего, устремляясь в будущее. Всё связано со всем, из ничего ничто не происходит – убеждаются музыканты на своём опыте и убеждают нас.

И альбом у них получился абстрактный и сумасшедший, въехать в такое сможет далеко не каждый, зато в аутентичности и собственном почерке группе явно не отказать. По звучанию и настроению “Всё, что есть в этом мире” это почти Anathema и почти Antimatter - меланхолии и атмосферности у новосибирцев точно не меньше, а странные предчувствия и туманные образы всё так же мистичны. Какой зябкостью и промозглостью веет от “Теней”, как поёживаешься, когда звучит “Кислород”, и как приятно овевает тебя морозной свежестью инструментальный пролог “Саундтрек к северному сиянию” и нежная “Бей Снег”– всё это действительно похоже на какой-то полуавангардный саундтрек к фильму про современных подростков, обчитавшихся Серкина и Кастанеды и решивших повторить их подвиги где-нибудь в студёной мурманской тундре.