ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Faith "In Despair"

Faith, In Despair

30-10-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

FAITH – 2014
Atmospheric industrial doom post metal
"IN DESPAIR"
SELFRELEASED
Россия, Омск

Как только не издевались над словом “faith” (“вера”) забугорные музыканты: первопроходцы английского дэт-дума Anathema ещё в 1991 году утверждали, что вся вера потеряна (“All Faith Is Lost”) их коллеги из Paradise Lost не так давно заявили, что вера разъединяет нас, а смерть соединяет (“Faith Divides Us, Death Unites Us”), а одни известные американцы и вовсе провозгласили, что веры больше нет (группа Faith No More, как вы, конечно же, смогли догадаться). Как тут не впасть в уныние и печаль! Именно так и поступил Артём Первых из города Омска.

Этот человек-оркестр, или как говорят сейчас мастермайнд  one-man-проекта, отвечает за деятельность двух коллективов: Rebirth и Faith, состоят которые, понятное дело, только из него самого. Запустив Rebirth в 2008 году Артём с самого начала решил создавать нечто революционное, необычное, находящиеся на стыке таких жанров, как post metal, doom, industrial и death metal. Выпустив за один год четыре альбома, по словам самого Артёма, проект Rebirth исчерпал себя, завершив свою деятельность монументальным двойным релизом, а затем переродился в Faith, под знаменем которых в 2014 году и был выпущен пятитрековый альбом “In Despair”.

Главной отличительной чертой нового состава был провозглашён взметнувшийся в серое сардоническое небо флаг мелодичного дум-металла, который ранее присутствовал в работах Rebirth в крайне эпизодических и ограниченных дозах. Известный своим глубоко прочувствованным, эмоциональным подходом к собственному творчеству, Артём однажды так или иначе просто должен был причалить к безысходной заброшенной пристани Doom Metal. Так и случилось. И прокламационное, предельно однозначное название дебютного творения Faith (“В отчаянии”) лишь подтверждает общую каноничность и серьёзность проекта.

Открывает пластинку атмосферное инструментальное интро, в котором слышится как традиционный классический дум, так и нечто от некогда декларируемого проектом Rebirth пост-металла. Таинственные призрачные звуки встречают слушателя в треке “Reborn” (стоит отдать должное изобретательности автора, который назвал первую композицию своего нового коллектива по имени прошлого, уже почившего состава). Жёсткие, резкие гитары, беспощадно молотящая драм-машина, привычные думовые “многоточия” в виде застывшего вдруг и продолжавшего звучать на одной ноте риффа, прозрачные клавишные фрагменты и…..полное отсутствие даже намёка на вокал. Да, действительно альбом “In Despair” это всецело инструментальное произведение. Впрочем, это скорее плюс, чем минус. И чуть далее вы узнаете, почему.

Я всегда недолюбливал определение “progressive doom”, мне казалось, что нарочито усложнённый прогрессивный стафф в корне чужд самой идее дум-металла как максимально трагичной, меланхоличной и задумчивой музыки. Но да, всё однажды бывает в первый раз. И сегодня впервые я готов признать, что Faith удалось добиться очень впечатляющего симбиоза прогрессива, дума, дэта, эмбиента и ещё нескольких пограничных с ними жанров. Извилисто-напористые гитарные пассажи не ломают и не вредят общей таинственно-загадочной горестной атмосфере, а даже усиливают и углубляют идеи и наработки Артёма. При вполне фьюнеральной длительности и направленности его произведений, прививка скоростного дэт-металла заставляет их звучать совершенно иначе, и безысходность отчаяния, так ни разу и не переходит в разряд уныния или скуки, а эмбиентные, “церковные” пассажи лишний раз напоминают о том, что когда-то в середине 80-х дум-метал называли церковным металлом.

“New Waves” в целом продолжает общую генеральную линию, начатую на “Rebirth”, но здесь ещё больше практически чисто дэтовых забойных проигрышей и ещё более мелодичных, атмосферных партий. Крайности усиливаются. Противоположности сходятся. А в сознании возникают ассоциации с ранними работами My Dying Bride, Anathema, Paradise Lost, Phlebotomized, Beyond Belief, Dusk, Paradigma, Xysma, Pantheist, Confessor и даже нечто не только от ранних, но и от поздних, трип-роковых The Gathering. “Вот это номер!” – скажете вы, и будете правы: этот номер на альбоме действительно звучит максимально экспериментально, эклектично, прогрессивно и необычно. Прозрачные эмбиентные клавишные, появляющиеся в середине трека, вплотную приближают эту композицию к произведениям в жанре neoclassic и new age, и в целом это идёт только на пользу Faith, делая каждую вещь на “In Despair“ по-настоящему яркой и характерно-узнаваемой.

Пожалуй, самая величественная и в то же время нежная, вкрадчивая композиция на альбоме - “Uncontrolled Erase”. На фоне возвышенных монолитных синтезаторов мы слышим перезвон клавиш-колокольчиков, которые делают отсылки не только к Sopor Aeternus, но и к классическому депрессивному пост-блэку. Просто невероятно слышать эмбиентую атмосферность, тут же переходящую в пост-проигрыши, а затем уже и в чистый авангард, при этом то и дело подкрепляемый типичными дэтовыми кусками!  Я понимаю, что мне никто не поверит, но на “In Despair” Faith реализован настоящий шедевр экспериментально-авангардного кинематического дума. Появись эта пластинка в 90-х или даже в начале нулевых и получи надлежащий промоушен, Faith моментально стал бы лидером и основоположником целого тренда. Вы только послушайте, как на десятой минуте этого трека клавишные мелодии в духе ТаТу “Я сошла с ума” перемежаются с неспешными, режущими, безапелляционно-кромсающими риффами тяжёлых гитар.

Завершает пластинку самая продолжительная и величественная вещь “In Love”, которая как будто намекает, что состояние “In Despair” можно преодолеть только “иным бытием” – противоположным и кардинально инородным внутренним состоянием. Расслабленные пост-роковые размытости словно предлагают слушателю задуматься над этим вопросом и соотнести возможность перехода из “Despair” в “Love”. Музыкальная тема развивается, переходя во всё более и более стремительные, но уже не такие тяжелые, как ранее, пассажи. Напряжение предыдущих треков как будто снимается и озаряется лучиками надежды, пробивающимися сквозь беспроглядные свинцовые тучи.

Каждая композиция на “In Despair” это своего рода отдельная история или даже книга. Шаг за шагом Faith проведут вас по лабиринтам беспросветности, депрессии, безысходности, сомнений, надежды, разочарований и безнадёжной отчаянной веры…Веры во всепобеждающую и воскрешающую силу настоящей любви. Именно такой любви – любви как особому состоянию эмоционально-душевно-духовной сферы человека и посвящена завершающая диск композиция. И посему да не удивляет вас, что она настолько радикально отличается от предыдущих треков, представленных на альбоме! “In Despair” в высшей степени концептуальная и продуманная работа, и в ней действительно нет и просто не может быть ничего случайного.

Уже в 2015 году проект Faith начал работу над своим вторым полноформатным релизом, который обещает быть намного более выверенным, интересным и разноплановым. Несколько синглов с него уже сейчас доступны для прослушивания, и, судя по ним, можно определённо и однозначно сказать, что новая работа этого омского экспериментально-думового проекта действительно станет настоящим шедевром. Ну а пока суть да дело, в честь двухлетнего юбилея со дня выхода дебютной работы этого состава вполне можно снова окунуться в глубинные воды осенней депрессии и посвятить час-другой одного из таких прекрасных осенне-зимних вечеров этому удивительному коктейлю из дума, дэта, пост-металла, эмбиента, неоклассики, авангарда, экспериментов и глубоких, обнажённых чувств, буквально пропитывающих все произведения на этом замечательном диске, который, я уверен, просто не сможет оставить равнодушным никого из подлинных ценителей атмосферной, задумчивой, продуманной и прочувствованной музыки  - музыки, имя которой Doom Metal!