ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Современные интеллектуалы или все совпадения случайны! Интервью с группой Даарика

Даарика

01-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Даарика – это интеллектуальный русский рок с влияниями рэпа, фанка, альтернативы, блюза и ещё целого вагона жанров и стилей. Вокалистка Дарья Николаева сочиняет умные многоуровневые тексты, может легко, много и харизматично (а главное – с толком и смыслом!) говорить на самые разные темы, в то время, как совсем недавно в Москве состоялась презентация дебютного полнометражного альбома группы с интригующим названием “Меланхолия Триера”. Сейчас перед вами эксклюзивное интервью почти со всеми участниками коллектива, из которого вы узнаете не только то, что хотели бы узнать, но и намного больше, а кроме того окажетесь в курсе всех самых горячих и интересных подробностей, касающихся вышедшей пластинки и прошедшей буквально вчера презентации диска. Углубляемся в текст и жмём руку Эпикуру, Лорке и Бродскому, без которых тоже не обошлось!

— Как прошел ваш сольный концерт 12 октября в Москве?  Какая программа была представлена? Были  ли специальные гости?

Дарья: Все прошло просто отлично! 12 октября мы презентовали в Москве наш дебютный альбом. Подыскали маленький клуб специально, чтобы максимально усилить атмосферу единения со зрителем, уюта и интимности. Все-таки меланхолия – это такое состояние, его лучше проживать в слегка замкнутом пространстве, в темной комнате, например, или  же на маленькой сцене.) К нам присоединились наши слушатели – наши большие друзья, некоторые из них в рабочий день приехали издалека, из замкадий и подмосковий, чтобы разделить с нами этот вечер.  А еще были гости аж из Татарстана, из города Чистополь: Константин Кулясов (лидер группы Анимация) и Георгий Маланчев – аранжировщик и саундпродюсер той самой группы Анимация, и с которым  мы записывали наш альбом. В этот день рядом с нами не было случайных людей, только самые близкие и нужные. Мне кажется, всем было хорошо и даже весело, не смотря на презентацию самой что ни на есть меланхолии. )

Даарика 4

— Ваш дебютный лонгплей звучит очень дерзко и претенциозно, интеллектуально, насколько это надуманный имидж?

Дарья: Очень хочется надеяться, что интеллектуальность – это все-таки  наша суть, а не имидж. Имидж, если я правильно понимаю, это все-таки в большей степени выдуманный образ, который, в идеале, легко поддается монетизации. Даарика – это некоммерческий проект,  у нас нет бизнес-плана по захвату аудитории. Все по-честному.

— Помнится, некая группа Manowar в начале 80-х утверждала, что прежде чем начинать свой путь, окинула пристальным взглядом всю сцену, и взяла всё лучшее от всех лучших групп. Можно ли в таких категориях говорить о Даарике?

Дарья: Вот молодцы! Так ведь наверное и надо. У нас – иначе. Наш коллектив образовался спонтанно, может быть даже случайно. И окинуть взглядом мы ничего не успели, просто подхватились и понеслись. Многое делалось и делается методом проб и ошибок, но в этом процессе и есть жизнь. Эдакое удовольствие от поиска.

— А кого вообще считаете своей целевой аудиторией? Я заметил, что вас слушают очень заинтересованные и активные люди, как вы их находите? ) Или они находят вас?

Дарья: У нас достаточно широкая целевая аудитория. Одно время мы замечали, что нас слушают люди, умудренные опытом, с неким багажом пережитого. Но все чаще начинаем обнаруживать на просторах интернета совершенно молодых людей буквально школьного возраста, которые добавляют наши песни в свои плейлисты.  Да, мы пока находимся на том этапе развития, когда невольно шпионим за своим слушателем.) Поэтому, можно сказать что не только нас находят, но и мы находим – тоже.

Даарика 1

— Меня, помнится, укоряли ваши слушатели за большое количество сравнений в рецензии, и многие из тех моих аналогий действительно были весьма вольными и отдалёнными, но ведь, наверное, вам самим как авторам трудно отрицать некую интеллектуальную и поэтическую преемственность в отношении Арбениной, Сургановой, Погребижской, Арефьевой, Земфирой, Марой и иже с ними, или вы всё-таки настаиваете на автономности текстовой составляющей Даарики?

Дарья: Мы все-таки настаиваем на автономности. Послушайте, если говорить о преемственности, то лучше давайте обратимся, например, к поэтам. Вот лично на меня огромное влияние оказал Пастернак, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Бродский, Лорка, Вознесенский, Мария Махова, Михаил Малыгин. Это если брать поэтическую преемственность. Учиться игре на гитаре я начала, оказавшись под невероятным впечатлением от звучания двенадцатиструнной гитары Жанны Бичевской. Потом в кумирах были Пако де Луссия, Астор Пиаццолла, Пол Уинтер, Вилла Лобос, Бах и многие другие. То есть, когда появились Ночные Снайперы, Земфира, и те, кого Вы еще перечислили, мое эстетическое нутро было уже вполне сформировано. Что касаемо других участников коллектива, насколько я знаю, русский рок, а тем паче женский русский рок никогда не был у них в приоритете. Поэтому все совпадения случайны или надуманы.

—  У Вас хороший вкус в поэзии и музыке! Кстати, в песнях Даарики полно имён, терминов, паронимов и других специфических тропов, заимствованиий из английского языка, типичных современных словечек, цитат и т.д.: лейбл, Да Винчи, Дэвид Линч, Михаил Юрьевич, people, made in China, точка G, Мадонна – и это всё только из одной песни, к тому же список далеко неполный! Это снобизм, желание расширить смысловое поле ограниченного в пространстве и времени текста за счёт скрытых аллюзий и ассоциаций, педагогический приём опоры на уже известное и пройденное или просто неотъемлемая черта современного интеллектуала?

Дарья: Вот все, что вы перечислили – это все из одной песни. Называется она “Интернеты” – такой гимн  интернет-зависимости. По тексту там все это намешано абсолютно осознанно, для воссоздания жизни в сети, где огромное кипучее информационное поле обрушивается на человеческое сознание. С одной стороны, Интернет – это прекрасная площадка для самообучения, а с другой – настоящий информационный хаос. В других песнях такого обилия паронимов, тропов и заимствований нет. Вообще, я — за ёмкий минимализм в песенных текстах.

Даарика 3

— А сами себя считаете интеллектуалами и интеллигентами? И как понимаете эти слова?

Дарья: Ну, хотелось бы верить, что мы ближе все-таки к интеллектуалам и делаем вполне умную музыку с недурными текстами. Интеллигенты ли? Сложно сказать. Знаете, для меня при слове интеллигент перед глазами встает образ, например, академика Андрея Дмитриевича Сахарова или писательницы Татьяны Толстой, за всех участников группы мне сложно сказать, но себя бы я к интеллигенции относить не стала. )

— Хах, забавно, что в СССР слово “интеллигенция” было почти ругательным, о чём, например, не преминул упомянуть Дмитрий Скирюк в своей книге “Другой Рок-н-ролл”, когда освещал творчество итальянской группы Matia Bazar. ) Образование, прочитанные книги и просмотренные фильмы сильно влияют на творчество или всё это только помогает найти адекватную форму для чувств, эмоций и переживаний?

Дарья: Не уверена, что образование сильно влияет на творчество. Мне кажется, когда ты что-то пишешь, ты пользуешься другим каналом, напрямую связанным с неким высшим разумом, с какой-то большой всеобщей энергией. Это непонятный мне процесс, но ощущение, будто черпаешь ковшом из мегагромадного колодца какого-то общего, а не только твоего, Знания. Иногда черпаешь, а иногда тебе выдается малюсенькими порциями. То самое вдохновение. И, по моим ощущениям, это никак не связано с тем, что я читаю или смотрю, это вообще никак не связано со мной лично, хотя в итоге и преломляется через призму моей личности. Недаром ведь существует фраза, что все идеи витают в воздухе.

— Кстати, некий хулиганский задор и эпизодические нецензурные словечки (или намёки на них) в ваших композициях напомнили мне нашего уважаемого и заслуженного Бориса Борисовича Гребенщикова, а как вы сами определяете роль мата в отечественном роке и в своём собственном творчестве в частности?

Дарья: Для нашего творчества мат не характерен, может быть иногда он и проскакивает, исключительно как хулиганский задор, желание поёрничать. Но не более того. Как основополагающий прием мат исключен, не потому что мы плохо к нему относимся. Просто пока не было поводов.

Даарика 2

— А вот и наверное самый важный вопрос: как там обстоят дела с лирическим героем: кто он, чем живёт, где живёт, зачем живёт и какова дистанция между ним и самой Дарьей, автором и создателем лирики и концепции?

Дарья: Мой лирический герой — такой… немного мизантропичный, но при этом мечтательный. Его глубоко ранит, когда обижают слабого. Ему хочется, чтоб мир вокруг него был соткан из любви и взаимопонимания. Он уверен, что человечество потребляет раз в десять больше, чем ему нужно, при это он себя не отделяет от этого самого человечества, но ему хочется стать лучше…во всяком случае, он над этим работает))) И еще  в нем есть глубокое внутренне понимание добра и зла:)

— Я так понимаю, эти строки своего рода credo команды "Но когда я, сдавшись, поцелую дно твоего твёрдого сердца кораллового, Мы, наконец, соберем в одно Тебя и Того, кем я стал", вы сможете прокомментировать их и почему “Ты” там с большой буквы или тут каждый должен исключительно додумывать и выстраивать ассоциативный ряд самостоятельно?

Дарья: Эти строчки не кредо команды, а эпиграф к альбому. “Ты” с большой буквы потому что это обращение лирического героя к главной героине его жизни.

— Насколько Даарика – это группа? Трудно не заметить того колоссального имидживого притяжения, которое исходит от Вас Дарьи. Насколько всё-таки творчество Даарики – это коллективный, командный и общий процесс?

Дарья: Да, Даарика – это все-таки коллектив, где каждый вносит свой штрих в общую картину, начиная от аранжировок, заканчивая итоговым звучанием. Я отвечаю за написание материала, за то как он звучит отвечает музыкальный состав. Большую часть аранжировок на себя берет Николай. Далее песни дошлифовываются на репетициях, где Миша, Берк и Ярослав доводят свои партии до ума. Потому, чтобы донести наш месседж до слушателя, за дело берется Жаклин, она занимается распространением плодов творчества Даарики по всевозможным площадкам, продвигает, так сказать, искусство в массы. То есть выпади хоть один участник из этого процесса и весь организм начнет кашлять и прихрамывать. Поэтому, безусловно, мы группа.

Даарика 6

— Действительно, помимо собственно музыкантов-исполнителей в состав вашей группы входит так же директор Жаклин Геворгизова. Какую роль в вашем коллективе отводится ей и принимает ли она участие в творческом процессе?

Дарья: Мы, музыканты, не можем сфокусировать свое внимание на продвижении, администрировании группы, привлечении новых слушателей. Во-первых если мы будем этим заниматься, то у нас не останется времени на то, чтобы писать песни. А во-вторых, наши мозги немного по-другому устроены.  Жаклин зачастую выступает не только как административный ресурс, но и как импресарио-продюсер, который вкладывает свое время и материальные ресурсы в развитие группы. Так же, при работе над клипами, она вместе со всеми нами участвует в мозговом штурме в разработке идеи и ее реализации.  И конечно же она – всегда первый слушатель новых песен.

— Вопрос для самой Жаклин: как вам удаётся справляться с такими амбициозными и талантливыми подопечными и настолько удачно их координировать и деликатно направлять куда необходимо? Это опыт или есть тут свои секреты?

Жаклин: Для начала я как-то справлялась с творческим и амбициозным союзом Павел Иванов и Дарья Николаева, потом этот проект вырос в более творческий и амбициозный рок-коллектив Даарика, где мне так же приходится как-то справляться. Но на самом деле, когда ребята знают, что они делают и для чего, то наши цели начинают полностью совпадать и тогда здесь не нужно справляться, нужно просто идти в одну сторону и стараться быть опорой и поддержкой в сложные моменты. А на самом деле у нас уже складывается дружная команда, где каждый приходит друг другу на помощь, когда это требуется. А по поводу опыта, то конечно же он есть. До недавнего времени была руководителем творческого центра, где работало много талантливых и креативных людей.

Даарика 8

— Вопрос для Николая: интересно узнать о создании песен “Интернеты” и “Полынь”. Я так понимаю, только в этих двух песнях музыка была написана до и прежде текста, а лирика уже писалась под готовый инструментал. Можете рассказать, как и почему вышло так с этими треками и будет ли подобное в дальнейшем?

Николай: Итак. Это был наш первый опыт работы такого рода, "в обратном порядке", так сказать. Мы тогда еще, кажется, не думали писать альбом, но уже хотелось новых песен. Даша попросила меня прислать ей что-нибудь из моей музыки. У меня как раз было несколько песен,-которые были написаны ранее, но текста к ним не было. Среди них как раз была и будущая “Полынь”. Даше понравилась музыка, и она быстро написала текст. И мы даже сыграли ее премьеру на конкурсе Эмергенза.)
А музыку к “Интернетам” написал уже специально для нас. Захотелось чего-нибудь социального и забойного.) Родился рифф, ну и понеслась. А Даша тоже очень быстро сочинила крутой рэпчик, и мы тоже сыграли ее премьеру на другом туре конкурса Эмергенза.) Ну и в это время уже было решено делать альбом, и эти песни влились в него. Нам понравился такой формат работы, мы продолжаем, и вполне возможно, что в дальнейшем появятся еще новые песни, рожденные таким образом.

— Вопрос для Yagiz Bagci: насколько я понял, все ядерные взрывы и та почти физически ощущаемая наэлектризованность песен это Ваша заслуга, а как Вы сами оцениваете свой вклад в музыку группы и насколько Вам комфортно быть участником в такой тяжёлой относительно Ваших в целом более классических и рОковых предпочтениях русскоязычной группе? Не бывает ли желания сделать больше пинкфлойдовских соло и вообще чуть сильнее натянуть одеяло на себя?

Yagiz Bagci: Во-первых, когда у меня рождается идея для песни, сначала мы эту идею обсуждаем с Колей, и когда я записываю партии, с ним обговариваем их. Когда надо придумать соло на песни, просто играю то, что чувствую. Люблю играть импровизацию и когда песня моя и чувствую, что есть связь, то соло тоже получается хорошим — именно моим. И в конце концов с соглашения Даши партии принимаем и утверждаем. )
Во-вторых, мне сначала было трудно быть в русской группе потому что в России у людей есть разные вкусы в отношении музыки, разные точки зрения и разная дисциплина в том что касается репетиций. Но Даша и Жаклин относились ко мне по-доброму и дружелюбно. Благодаря этому мне было легко адаптировать к группе. ) В-третьих, иногда хочется такиех пинкфлойдских соляков, и если вы послушаете нашу песню “Полынь”, то там заметите что я как раз фанат Пинк Флойда 🙂 А про одежду — мы обычно в чёрной одежде выступаем поэтому у меня нет проблем с этим. )

Даарика 5

— Вопрос для Дарьи: Вы амбициозный человек? И с помощью каких пяти слов Вы охарактеризовали бы себя? Прошу прощения за нескромность: насколько вероятно, что однажды Вам станет тесно в рамках группы и захочется творить сольно под своим именем, как это было, например, у Сургановой, на творчество которой Вы совсем недавно делали кавер?

Дарья: Я думаю, что вот с амбициями у меня все в порядке: их не много и не мало, в самый раз. И они не настолько болезненны, чтобы однажды мне захотелось везде писать вместо слова Даарика – Даша Николаева. Я в этом не вижу смысла. Мне нравится наша командная работа, в коллективе играют шикарные парни, очень талантливые и самобытные. Мне нравится то, что у нас складывается на сегодняшний день. А про пять слов о себе… ой, а можно их будет не 5, а 9? Рискну… эпикуреец, кладоискатель, эстетствующий матерщинник, патологический врун, сластолюбец, лентяй и мизантроп.

 — Да, эпикуреец-мизантроп – интересное сочетание! А если не секрет, откуда у вас влияния фанка и намёки на речитатив? Или всё происходит исключительно естественно, а уникальный стиль складывается сам собой?

Дарья: Вообще, фанк очень ценят  Николай и Берк, а я сама люблю рэп. Но так как не умею его читать, то использую речитатив. Вот научусь шпарить как Оксимирон и будет у нас тогда фанк-рэп-рок коллектив.

— Как сами оцениваете свой клип “Полынь” и как думаете, почему некоторые слушатели его не приняли и не прониклись?

— Клип на песню “Полынь” лично мне очень нравится. Он конечно не идеальный, есть изъяны, что-то можно было бы сделать (в частности смонтировать) лучше или по-другому, но к этой работе в итоге у меня очень трепетное отношение. Во-первых, я люблю эту песню, во-вторых, мне нравится картинка, эти кадры с высоты птичьего полета, эта дымка и лодка, в общем-то ради этих кадров клип и снимался. А то, что кто-то не проникся, так это нормально. За сутки наш клип посмотрело более 20 тысяч человек. Разве возможно, чтобы всем этим двадцати тысячам разных людей, прям всем без исключения, понравился клип?

Даарика 7

— Насколько я вижу, альбом на физическом носителе вы издавали сами без поддержки лейблов, довольны результатом и качеством? Или в следующий раз будете всё-таки обращаться к профессионалам для снижения себестоимости артефакта и автоматизации процесса производства?

Дарья: Мы считаем, что на данный момент, с развитием интернет ресурсов, большой необходимости в лейблах нет. Мы вполне довольны результатом, качеством и себестоимостью тиража дисков. И более того, следующий и последующий и все другие альбомы мы тоже планируем выпускать самостоятельно.

— А сейчас наверное самый “баянистый” вопрос: ваши творческие планы? Чего ждать от Даарики в самом ближайшем будущем?

Дарья: В самом ближайшем будущем от нас нужно ждать концерты, возможно еще несколько клипов. И у нас уже родилась идея будущего альбома.

— Ваши финальные слова для тех, кто нас читает?

Дарья: Ой, ну хочется пожелать, чтобы все были здоровы и счастливы… а еще сейчас приму вид учителя начальной школы и так, очень-очень назидательно скажу: Друзья! Не ленитесь! Ходите на концерты!

— Спасибо за интервью!