ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Koppernigk "Create"

07-05-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
KOPPERNIGK * * * * *
Релиз
“CREATE”
Год
2024
Стиль
Dark metal / black metal / gothic metal / experimental metal / avant-garde metal
Лейбл
SATANATH RECORDS
Страна, город
Россия, Самара/Москва

Очень креативно подошли к делу создания дебютного альбома музыканты из самарско-московского коллектива Koppernigk – мало того, что их креатив заметен уже на уровне названия группы и альбома, так они и в музыке не отстают от этого самодеятельного и творческого надрыва. Академический мужской вокал и народный женский в своём переплетении гармонируют у них практически как персонажи на арте Сергея Воротилова, ставшем в итоге обложкой пластинки, а сведение Артёма Плеханова помогает нам расслышать все нюансы предлагаемой сейчас нашему вниманию работы.

Но это всё была присказка, а теперь перейдём собственно к альбому “Create”. Диск начинается очень вкрадчиво и нежно, однако на фолковый лубок это совершенно не похоже, а уже спустя несколько секунд в ход идёт массированный дарк-метал-ураган, на фоне которого и начинают разворачиваться все вокальные чудеса самарско-столичных «коперников». Их саунд выглядит как дэт-блэк-вакханалия, но чистый мужской вокал сразу же вносит в этот хаотический бурелом совершенно иные смысловые и эмоциональные акценты. Чем-то классическим и лермонтовским веет от манеры пения чистоголосого вокалиста, а мне в этой связи даже вспомнился М.Магомаев.

Что ж, когда-то на метал-сцене наделал немало шума Мессия Марколин со своими оперными вибратто, у нас в стране в готик-металле эффектно показывает себя Павел Краснов с Inner Missing, ну а теперь перед нами ещё один пример с той же самой тематической полки – мега-тяжёлый метал Koppernigk выглядит столь же эпично, сколь и массированно, а заковыристые гитарные соло и зачарованный женский вокал с привкусом глубоководной мистики Aesma Daeva добавляет в их мифологическую палитру ещё с десяток дополнительных нюансов и щедрых россыпей скрябинского авангарда, которого особенно много становится ближе к концу альбома.

Всего шесть треков на борту, но каждый из них заключает в себе максимум специфического стиля Koppernigk, а их издающий лейбл Satanath Records характеризует происходящее на “Create” как психологический театральный триллер, что в реальности действительно достаточно близко к тому. Авторы размышляют об одиночестве, утрате, сумасшествии, бездумной вере, экологических катастрофах и в итоге создают мрачные и даже зловещие картины упадка и саморазрушения, в которые изящно вплетают лёгкие нити надежды и свои искристые звёздные мелодии. Они тяжелы и напористы, они не чураются цитат из дэта и блэка, но есть во всём этом какой-то особый нуар.

Или лучше сказать готический драматизм академизма. Всё то, за что я так полюбил авангардную тоску Aesma Daeva, здесь присутствует с яростью и напором Emperor и с интенсивностью Вагнера, заклинающего валькирий в разгар самой страшной бури, и впечатление от альбома, кстати, складывается именно такое – бурное, неистовое, непредсказуемое, вагнеровское. Второй трек “Transform” очень жарко и жгуче смешивает ревущий скрим a la Penumbra с напористом околоблэковым шквалом звука и чистоголосыми прокламациями, и в итоге ты действительно как будто оказываешься в самом эпицентре разбушевавшегося ни на шутку цунами.

А тут ещё удивительная и неожиданная кода с акустическим арпеджио, после которого нас встречает почти романс и почти опера “Think”, а затем приветствует саундтрековый, вкрадчивый, таинственный и контрастный “Behold” – на альбоме “Create” практически нет штампов и клише, свойственных уже знакомым нам группам, Koppernigk всё стараются делать иначе и по-своему, а в результате приходят к созданию чистой мистики звука и слова в духе наших замечательных и легендарных литературно-музыкальных классиков Серебряного века.

Можно проводить параллели между Koppernigk и Atrox, Madder Mortem, Therion, SepticFlesh, Left Hand Solution, Ayin Aleph, Ashes To Ashes, Angizia, и всё это будет отчасти правдой, а в предпоследнем треке на альбоме под названием “Feel” в партиях женского вокала будет прорисовываться даже что-то от неоклассики Caprice, но всё это не вполне то и не вполне Koppernigk. У наших сегодняшних героев всё иначе и с другой целью. На альбоме есть треки и по семь с лишним, и почти по девять минут, и это всё действительно почти симфонии с такой же сложной, неоднозначной и порой удивительной структурой, и это лишний раз подчёркивает консерваторские амбиции авторов пополам с их неисправимой увлечённостью хаосом.

Во главе этого альбома, несомненно, находится тот самый хаос, который, по слову Ницше, способе рождать пылающие звёзды. А ведь сколько в последнее время вышло у нас нестандартных околодумовых русскоязычных альбомов – Trust Ltd, I’m Fine, Whisper Inside… вот теперь ещё и дарк-металлический, но такой поэтичный и безудержный Koppernigk! Альбом порадовал и вдохновил, местами даже напомнил любимцев из In The Woods…и Pan.Thy.Monium, но всё-таки по-другому, по-русски, раздольно, поэтично, размашисто!... И практически совсем без фолка, которого так много обещает нам обложка. Нет, тут не фолк, тут консерваторский академизм и Шаляпин и Шнитке в дарк-металле, а эпизодические намёки на фолк в “Feel” это просто призраки и цитаты, которые раскроют вам все свои секреты в титульной вещи, припасённой авторами на самый финал данного повествования.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2024). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz