ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом проекта RoЯ "M.ILL"

15-12-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ROЯ
Релиз
“M.ILL” (EP)
Год
2021
Стиль
Trap metal / experimental metal / avant-garde metal / tribal metal / ambient metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Анонимный интернет-проект с причудливым названием и ещё более причудливым логотипом, именующий себя RoЯ, характеризует свою музыку как trap metal, а trap, как известно, это ловушка. В какие же ловушки и зачем желают поймать нас сейчас участники данного состава, скрывающие не только свои имена, но и лица? А вот это уже вопрос, на который однозначного ответа у меня нет, а искать его нам с вами предстоит в самой музыке этого странного коллектива, вставшего на лыжню, проторенную некогда нашими соотечественниками из DVAR. Не знаю, насколько всё это намеренно и концептуально, но скрытность в плане личностей (или личности?) создателей данного музыкального действа у RoЯ действительно царит просто полнейшая.

И в музыке их первого EP нас ждёт такая же полнейшая эклектика и такой же непроглядный туман прозрачных аналогий и двусмысленных метафизических экивоков. То, за что я так люблю Diablo Swing Orchestra, Stolen Babies, Tenhi, Tool, Betray My Secrets, Portishead, Slipknot и Sepultura времён “Roots”, в треках коллектива цветёт и пахнет, а где-то за всем этим угадывается глубокое и застойное болото непостижимого. Понятно, что это экспериментальщина чистой воды, но даже экспериментальщина бывает та или не та, а в данном случае перед нами всё именно то и в точности так, как надо, а Portishead и Slipknot, строго говоря, уже давно кто-то должен был соединить и сплавить в едином и непротиворечивом порыве. Вот, собственно, это и произошло.

Технично, математично, таинственно, атмосферно и ритуально - вот как можно охарактеризовать то, что делает этот проект в своих треках, и общего с традиционным трайбл-металлом у коллектива действительно достаточно много. Но, как говорится, не трайблом единым, и RoЯ активно расширяется, ищет новые способы для самовыражения и пробует новое, неизведанное и странное. Я слушаю и переслушиваю четыре трека, попавшие на их дебютный миник, закрываю глаза, и перед моим мысленным взором проплывают диковинные лица в духе “и вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы, я стал похож на человека героической судьбы”, а улыбаются они мне весьма двусмысленными и потусторонними улыбками. Ухмыляются даже.

Музыку “M.ILL” можно сравнивать со многими группами в плане настроения, каких-то отдельных фишек и эпизодических саунд-решений, но в плане общего и финального впечатления проводить какие-то параллели тут вряд ли представляется возможным. Shiva In Exile, Second To Sun, Tura Satana, Hocico? У RoЯ есть понемногу от всех, но свести их к чему-то одному и к чему-то известному вряд ли получится, даже если очень захотеть и очень постараться. “M.ILL” - это какой-то апокалиптический Dead Can Dance современного металла, и звучит он почти так же революционно и свежо, как в своё время Messiah, Celtic Frost и Pan.Thy.Monium. Чуть ли не речитатив в “The Only Day When Everyone Loves You” и “DaFuq”, чуть ли не эмбиент-дискотека в “Shaman”, но деятельность RoЯ всё равно оставляет ощущение сумасшедшей свистопляски по поводу Судного Дня, и это звучит громко и атмосферно.

“M.ILL” - это музыка заброшенных мельниц, запретных ритуалов, коварных ловушек и пограничных между сном, явью и трансом состояний сознания. В каком-то смысле эти мрачные измерения действительно имеют довольно много общего с классическими психо-страшилками Tool, но привкус и очарование у сумрачных мистерий RoЯ всё-таки совершенно иные - шаманские. Если кто-то, взявшись за бубен, способен вызвать дождь и снег, почему бы мне таким же самым образом не попытаться призвать всадников Апокалипсиса и тьму египетскую - подумал прячущийся за своей непробиваемой интернет-анонимностью мастермайнд проекта, да и нарулил четыре трека болезненных самокопаний, психо-эмбиента и стильной этно-черноты.

А ведь для дебюта всё это очень даже неплохо, и то, что делают RoЯ, нужно признать весьма впечатляющей заявкой от начинающей и никому неведомой группы. Их таинственность идёт проекту только на пользу, и, если грамотно использовать эту скрытность в промо-целях, создатели “M.ILL” могут очень неплохо раскрутиться в среде интересующихся тёмными экспериментами интеллектуалов и даже превратиться в культ. Стиль реалити-квестов и метафизических камланий им невероятно идёт, и мне остаётся только надеяться, что в ближайшее время у их дебютного EP появится продолжение, а визуальная составляющая творчества RoЯ будет развиваться так же ярко и активно, как и их музыка. Это действительно было бы очень и очень неплохо, и уже сейчас я готов поставить этому дебюту высший балл за изобретательность, идейность и визуальный стиль.