ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Rasputniki "Бессмертные"

Rasputniki, Бессмертные

01-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RASPUTNIKI
Релиз
“БЕССМЕРТНЫЕ”
Год
2017
Стиль
Garage rock / stoner
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Казахстан, Алматы

Эти стоунерщики из Казахстана любят стильно, ярко и со знанием дела проводить свой досуг. Одного взгляда на фотоотчёты их алко-сейшнов должно быть достаточно для того, чтобы воспылать желанием окунуться в сизые пары этих вечеринок и бродилок, и, кстати, опыт алкогольных возлияний и концертной деятельности у “распутников” такой, что создаётся впечатление, что играют они уже очень-очень давно, а альбомов у них не меньше дюжины. Однако всё совсем не так, а сейчас перед нами всего-навсего их дебютный лонгплей, записанный частично живьём в Soundlab Records, а частично в Garage Music Studio, а затем подвергшийся мастерингу в Лос-Анжелесе, однако он стоит того, чтобы обратить на него внимание. С “Бессмертными” действует тот же принцип, что и с вином: чем строже и проще этикетка, тем лучше содержимое.

Ребята поют о таких добрых и простых вещах, как алкоголь, полигамия, нефть и танцы, а психоделичные гитарные выверты открывающей диск “Лавины” дадут понять, что тут дело отнюдь не обойдётся копией Spiritual Beggars или Electric Wizard. Полифоничные распевки и на самом деле очень живой, непричёсанный и винтажный звук напомнили мне Tequilajazzz и Faith No More с поправкой на этнический колорит и вытекающие из него особенности. Музыка и звучание инструментов действуют как наркотик, нещадно засасывая слушателя в водоворот странных ритмов, болезненных тамтамов и шаманских вокализов-вскриков. Вокалист у Rasputniki хорош, он идеально подходит на роль лидера и предводителя такого диковинного ансамбля и справляется со столь высокой и ответственной задачей как истинный Джим Моррисон.

Rasputniki 1

Титульная вещь прекрасна и на самом деле чарует, более того — ломает мозг. Шероховатый и даже небрежный саунд, интересный вокальный эффект, создающий ощущение, напоминающее “Desert Rose” Стинга (!), и нежная мелодия в совокупности действуют как чистая магия. С трудом верится, что авторы этого великолепия – выходцы из CIS-региона, очень уж по-европейски звучит это дело, а соло на кларнете (!), исполненное профессором алматинской консерватории (!), делает композицию настоящей бомбой. “Пока держу её руку, мы бессмертные” – слышим мы разъяснение названия трека и релиза. Пламенный привет Курту Кобейну в треке “До Дна” отнюдь не перечёркивает особую Doors-атмосферу самозабвенных этнических камланий, а “Танец” – это что-то из серии “show me the way to the next whiskey bar” – эдакое танго душевнобольных.

Не все слова вокалиста можно понять и разобрать, что так же добавляет особого шарма релизу – создаётся ощущение какой-то очаровательно потусторонней аутентичности, в вязкое тепло которой так и хочется окунуться с головой. Можно только гадать, из каких измерений к нам доносятся эти звуки, но в том, что там очень легко, хорошо, естественно и свободно — никаких сомнений не возникает. На какое-то мгновение у меня даже промелькнула догадка, что на самом деле эти музыканты ничего не сочиняли и не записывали, а просто открыли портал сами знаете куда, собрали в одном месте покинувших нас гениев 70-х и дали им вволю поджемовать. Как бы там ни было, я на самом деле не могу найти другого объяснения тому, как удалось этим новичкам заставить избитые и давно поблекшие рок-клише звучать так ярко, свежо и гипнотически.

Rasputniki 2

Даже чуть более прямолинейная, простая и строгая “Виноградный Сок” не лишена совершенно особенной рок-н-ролльной патетики, которой даже у Эми Уайнхаус не было никогда в таких количествах и концентрациях. Ну а “Полигамия” это просто взрыв. Такого отвязного свинга вы не слышали очень давно, если вообще когда-нибудь слышали. Вот, оказывается, где тусуются ныне революционеры – думалось мне, когда я слушал эту подвальную сюиту. Вот где настоящий переворот и новый музыкально-идеологический (чуть не написал музыкально-алкоголический) прорыв. Медленная меланхолия “Поцелуя” ничуть не потревожит и не нарушит плотную дымовую завесу, которую так аккуратно и заботливо создали эти либертинцы своими прошлыми пьесами, а напротив, размешает её и доведёт до однородности очень мягко и ненавязчиво.

В целом, альбом звучит весьма небрежно (или просто нетрезво?), вплоть до того что иногда разваливаются инструментальные и вокальные линии. Треки нарочито доукрашены “попсовыми” вокальными и бэк-вокальными приемами. Пожалуй, при всем декларируемом наплевательском отношении, парни хотят понравиться. А “Танец” прямо цититрует трек стоунер-икон Queens Of The Stone Age “Make It Wit Chu”, но в него добавлена и своя романтично-мрачная история. В целом, американский фрагмент можно расценить просто как жанровый маркер, и композиция читается самостоятельно. С другой стороны, все явные и очевидные недостатки можно расценивать как необходимую уступку в целях создания особой гаражной атмосферы расслабленных алко-посиделок, что ребятам, несомненно, удаётся, поэтому не будем заострять свой взгляд на мелочах.

Rasputniki 3

Экспериментально-надрывно-экстатическая атмосфера в духе “Мечтателей” доведена до пика в разухабистых концертных импровизациях “Нефти”, самой огненной, страстной и жгучей композиции на диске, ну а финальная “Get Drunk”, исполненная на английском, это своего рода трибьют первопроходцам жаркого южного стоунера, которых так любят и почитают Rasputniki. Очень простая, короткая, но, несомненно, знаковая и эффектная, эта заключительная композиция на пластинке звучит как настоящий манифест вне времени и пространства. Думаю, даже индеец по имени Никто оценил бы её простоту и универсальную актуальность. Ну а мне остаётся лишь умолкнуть вместе со звуками переставшего вращаться кругляша. Песни для тех, кто пьет, любит и живет. Лучше это слушать, чем об этом говорить. Как Maudlin Of The Well, Cocteau Twins и Morcheeba, как хороший регги, фьюжн и джаз, ну, вы поняли.