ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецения на альбом Алины Юдаевой "Animals"

08-07-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АЛИНА ЮДАЕВА
Релиз
"ANIMALS"
Год
2019
Стиль
Instrumental rock / psychedelic rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Москва

На Западе женщины-гитаристки давным-давно завоевали себе почёт и уважение, и сам факт их существования и способность нарезать гитарные риффы и соло наравне с мужчинами ни у кого удивления не вызывает, однако у нас в российских широтах всё куда более традиционно и запоздало, поэтому новейшему полноформатнику Алины Юдаевой, известной помимо всего прочего в качестве участницы группы КАЭНДА и аккомпанирующей исполнительницы поэта Павла Карачина, можно с равной долей вероятности предрекать и оглушительный успех, и столь же оглушительный массовый игнор.

Хотя про массовый успех говорить на самом деле в данном случае вряд ли возможно, поскольку неминуемо нужно сделать поправку на специфику музыкального стиля, который выбрала для себя Алина, а это несколько архаичный психоделический рок в традициях Hawkwind, Джими Хендрикса, Pink Floyd, Yes, Black Sabbath и The Velvet Undeground, но с солирующей электрогитарой и без вокала. Кроме того, Алина снабдила свой пятый по счёту лонгплей и третий по счёту релиз на удивление минималистической обложкой и в довершение ко всему пропечатала строго по центру год издания так, будто он должен стать новым “1984”.

Уже открывающий альбом трек “Losers Party” даже несмотря на то, что данный трек не является типичным для творчества гитаристки и, насколько я знаю, изначально для альбома не предназначался, даёт понять, что Алина играет и намерена играть сейчас не только психоделично, но также авангардно, прогрессивно и изысканно. В данной вещи во множестве слышатся какие-то индийские колокольчики и тамтамы, потрескивания в духе нойзовых экспериментов Б.Г., а на их фоне прорисовываются гитарные фантазии исполнительницы, которые на удивление очень гармонично вписываются в этот звуковой калейдоскоп.

Тяжёлые гитарные риффы появляются во втором треке, который называется “Space Battle Of Pigs”, но в целом направленность музыкальных экспериментов не меняется, и перед нами всё тот же слегка хаотичный и почти этнический водоворот с вкраплением джазовых и блюзовых интонаций, что выглядит очень крафтово, лампово, а по действию сравнимо с какими-то редкими и полумифическими галлюциногенными веществами. Щётки-трещётки на правах дополнительной перкуссии, масса шумовых эффектов, чёткие ритмы ударных и затейливые гитарные импровизации на самом деле очень живо воссоздают винтажную атмосферу 60-х, и это прекрасно.

Балладная, расслабленно-ностальгическая “Christmas Tale” переходит в бодрую “March Of The Sparrows”, а затем нас ждёт медитативная индейская вещь “Flute And Guitar”, где, как вы наверняка поняли из названия, гитарные размышления будут дополняться меланхолично-самозабвенной флейтой. Отголоски испанского фламенко слышатся в “Guitar & Guitar”, спокойна и мечтательна “Blims” с синтезаторами, словно позаимствованными из арсенала исполнителей спейс-рока; напоминает нежную вкрадчивую колыбельную “Squirrel Is Sleeping”, а финальная “The Death Of Rats” – самая экстравагантная, непредсказуемая и полифоничная композиция на диске.

Очень жаль, что исполнительница не пожелала снабдить свой альбом красивой и многогранной обложкой – вышло бы на порядок лучше и привлекательнее. Лично мне такие высокохудожественные релизы особенно нравится слушать на физическом носителе, а попутно рассматривать исполненную деталей или наоборот очень простую, но гипнотическую картинку на конверте, попивая чай с чабрецом и закусывая условно съедобным сыром с плесенью. Ещё Горький говорил, что в человеке должно быть прекрасно всё, а уж к таким ламповым пластинкам это относится на все сто с половиной градусов.

Но случилось как случилось, и вероятно, в этом тоже был какой-то особый замысел, но что гораздо важнее музыка на актуальном диске оказалась на самом деле весьма интересна. Если вам доводилось слушать индийские эксперименты Джорджа Харрисона, то вероятно это ещё одна параллель, которую обязательно стоило бы провести в данной связи, однако в общем и целом перед нами сейчас очень самобытный релиз, который очень адекватно и аутентично выглядел бы в виниловом издании (все эти ламповые шумы и экспериментальные гитарные всплески особенно хорошо и приятно было бы слушать на хорошей аналоговой аппаратуре в соответствующем формате).

Чем-то очень настоящим, аутентичным веет от диска, и мне даже показалось, что есть во всём этом нечто сродни околодуховным практикам и ритуалам. По крайней мере, зажечь пахучие китайские палочки, засесть в позу лотоса и вызвать в памяти любимые мантры-аффирмации по мере прослушивания “Animals” кажется делом совершенно естественным, а тот факт, что перед нами сейчас не просто инструментальная музыка, а некоторая разновидность умозрительной картины мира, нарисованная звуками и саунд-вибрациями, сомнению совершенно не подлежит. Поклонники Jethro Tull, King Crimson и Grateful Dead наверняка найдут здесь что-то своё и разочарованы не будут.

Алина хорошо помнит о том, что в музыке главное не техника, а душа, сознание, передаваемая эмоция, и “Animals” записан именно в таком ключе:  нигде и ни разу на альбоме исполнительница не делает упор на чисто технические инструментальные упражнения, а всенепременно ставит во главу угла чувства, настроения и ощущения, стараясь заставить своих слушателей сопереживать своим музыкальным белкам, крысам, свинкам, воробьям и другим представителям богатой и разнообразной фауны нашей голубой планеты. Ну а что, кто сказал, что ответ пинкфлойдовскому “Animals” не мог бы быть таким?