ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Урсус "Мёртвый мир"

25-02-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
УРСУС
Релиз
“МЁРТВЫЙ МИР” (Single)
Год
2020
Стиль
Heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Я доподлинно знаю, что многие думающие металхэды слушали в 90-х монстров мирового хэви-трэш-спид-дэт-металла и параллельно группы вроде Гражданской Обороны, не просто не проводя каких-то чётких граней между слеерами-металликами и ГО, а дополняя одним другое, и таким образом вырисовывая собственные мировоззренческие концепции, и Урсус, судя по всему, одни из них. Их новейший сингл – это дань уважения неслучайному философичному року, выросшему на почве вербальных экспериментов Егора Летова или просто следующих в том же духе и в подобном ключе, и своим актуальным треком музыканты как бы пробуют выйти за границы традиционного металлического жанра и накопать что-то полезное и нужное на пограничных территориях, что должно быть интересно и занятно уже по определению.

Смешать надрывный, экзистенциально-мировоззренческий бард-рок с прогрессивным, качающе-ревущим тяжметом – отличная идея, воплощение которой было просто вопросом времени, и Урсус решили поступить именно так. Не скажу, что они стали совсем уж первопроходцами (нечто подобное было даже у нелюбимой мной Оргии Праведников на альбоме “Оглашенные изыдите”, а затем у Ahilless, ЛТП Ойкумена и многих других подобных групп), но Урсус первыми довели метал в этом эксперименте до предела и взяли в оборот настоящую бардовую песню из самой что ни на есть аутентичной и подлинной экзистенциальной реальности. И вышло фантастически. Практически ни в чём не погрешив против оригинала, музыканты из Урсус всесторонне переработали эту вещь, переосмыслили музыкальную составляющую, прокрутив её через мясорубку собственного сознания, и выдали в итоге нечто новое и совершенно свежее.

Стоит особо упомянуть авторов рецензируемой композиции и конкретно Вадима Макашенца, поскольку бронебойность и глубина трека, это, конечно же, в первую очередь его заслуга. Тёплая Трасса не была так известна, как та же Гражданская Оборона, но творчество этой группы обладало и обладает не меньшим весом и культурным посылом, о чём и свидетельствуют своей кавер-версией сейчас Урсус, которые решили проявить дань уважения одной из любимых групп своей юности и ещё раз переиграть и донести до современного поколения песню, которая когда-то так сильно и всестороннее повлияла на них.

Те экзистенциальные вершины и высоты, по которым с таким болезненным надрывом проводят своим творчеством Летов и группы подобного плана, усилены в “Мёртвом мире” многократно, красиво подчёркнуты адекватным риффингом, подбиты изящной оторочкой симфонизмов и в итоге смотрятся как мессианский, так любимый театралами и писателями deux ex machine. А что, может быть спасения думающего и идейного хэви-металла стоит ждать именно с этой стороны? Скрестить умирающий русский рок и точно так же почти напрочь загнивший, исписавшийся и заглотивший бутыль с ядом русский метал и спасти обоих? Урсус не тратят времени на теоретические выкладки и взвешивания pro и contra, а просто делают то, что должны и стараются реализовывать это на самом высоком и впечатляющем профессиональном уровне, своим примером показывая, как можно следовать старой французской пословице про делай, что должен и будь, что будет.

Совершенно не обязательно размышлять по ходу прослушивания “Мёртвого мира” о таких высоких и тонких материях, впадать в философию и апокалиптические думы, ведь звучит это дело даже в отрыве от всех сопутствующих смыслов приятно и дельно. “Мёртвый мир ещё мёртв” – констатация в лучших традициях железного жанра, и данный трек просто по определению должен был однажды зазвучать с тяжёлыми гитарами и железными струнными аранжировками. Композиция не предлагает готовых решений и не упирает на поверхностную очевидность, а звучит в лучших традициях ранних, ещё не озадачившихся финансово-экономическими и пиар-распространительными вопросами Metallica и Megadeth, и это воспринимается просто на “ура”. Олдскульные классические Megadeth-90 и Metallica-89 на русском и о русских реалиях, кто не мечтал о таком?

Мне радостно видеть, как на современной сцене появляются, творят и множатся группы подобные Урсус, и как они адекватно перевоплощают идеи и заветы моей юности в наш технологичный и насквозь прагматичный XXI век. Можно делать ставку на интеллектуальность так, как это делают, к примеру, Rosa Infra с их инфра-металлом и запутанными интеллектуальными историями, можно копать в глубины неба как Agenda или резать правду-матку как Чёрный Обелиск, и всё это будет здорово и прекрасно, а Урсус больше всего склоняются к последнему чёрнообелисковому пути и добавляют туда ещё больше мелодий, свободы и универсальных напевов, которые так хотел внедрить в трэш Анатолий Крупнов во времена диска “Ещё один день”.

Бард-трэш или русский рок-метал, а может, авторская метал-песня? Как лучше определить и охарактеризовать то, что делают сейчас Урсус и то, что они сделали на своём новейшем кавер-сингле? Определения не так важны, намного важнее честность и правдивость, а в том, что эта музыка честна и правдива, сомнений нет совершенно никаких. Они зрят в корень, в точности как и завещал бессмертный Козьма Прутков, их метал прямолинеен, мелодичен и прогрессивен в соотношении близком к 33% на 33% на 33%, а оставшийся последний процент они отдают на откуп литературной и философской глубине, которая пронизывает их тексты. Слушабельно, но не примитивно, интеллектуально, но не занудно, драйвово, но не шаблонно – такое бывает? Теперь мы точно можем ответить на все три этих вопроса уверенное “да”, ведь Урсус убедили нас и убедительно показали, что всё может быть именно так, и данный идеал достижим.