ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Рельос "В Иных Мерностях"

Рельос, В Иных Мерностях

22-01-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
РЕЛЬОС
Релиз
“В ИНЫХ МЕРНОСТЯХ”
Год
2017
Стиль
Atmospheric instrumental rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Балтийск

Есть ещё на этом свете великие творцы и великие творения! Вы помните, почему когда-то Celtic Frost, Bathory, Darkthrone, My Dying Bride и Therion стали такими культовыми? У каждой из этих (и многих совсем-совсем других) групп была своя магия, а её участники верили во что-то большее, чем просто удовлетворение сиюминутных потребностей, слава, успех, деньги и пиво. Можете спорить сколько угодно, но каждый, кто по-настоящему любит тяжёлый рок, когда-то почувствовал эту особую пульсацию высших сфер и “иных мерностей” и пришёл от них в восторг – это так, даже если вы уже не помните или делаете вид, что не помните те звёздные и блаженные времена.

Напомню, что Рельос – это лишь одно из имён, скрываясь за которыми творит талантливый музыкант из Балтийска по имени Сергей Берёза, а я давно являюсь поклонником Ahilless, BerkanaS, Берсеркъ и вообще всего того, что делает Сергей. В своей рецензии на альбом Рельос “Перерождение” я охарактеризовал творчество проекта, как “виртуозно-авторскую фантазию на тему смешения эмбиента, неоклассики, пост-рока, готик-рока и других пограничных стилей с характерной для них эстетикой и концепцией”, впрочем, это определение, как и та моя рецензия или другие ревью на Ahilless, BerkanaS и Берсеркъ вряд ли вам пригодятся или помогут сегодня, хотя тот факт, что Сергей отлично владеет гитарой принять к сведению всё же будет не лишним.

Когда-то Celtic Frost называли хамелеонами трэша, но самый настоящий хамелеон от рок-музыки это Сергей Берёза: он меняет жанры, инструменты, то поёт, то молчит, то бросается в мистику и нумерологию, то обращается к язычеству, то экспериментирует с классикой, то пытается расшатывать (укреплять?) скрепы мироздания, то… перечислять можно долго, но суть, думаю, понятна: то, что сочиняет и играет этот человек разнообразно по своей сути, а не только по форме. Когда-то Блэкмора упрекали в том, что он меняет музыкантов как перчатки, а в том, что касается верности идеалам и заветам рок-н-ролла и вовсе предатель и отступник. Попробовали бы эти критики посмотреть на творчество Рельос: вот уж где о самоидентичности, если понимать её как постоянные самоповторы и унылое самокопирование, нет и речи.

Материал проекта многогранен как сама реальность, а сам Сергей – это совсем не “иудушка Розанов”, который с равной верой, убеждённостью и энтузиазмом писал и для “левых”, и для “правых” изданий, попутно вовсю продвигая чистую афористичность “Опавших Листьев”, тут другое. А я тем временем пишу уже четвёртый абзац в этой рецензии, но пока ещё ни слова не сказал собственно о музыке альбома “В Иных Мерностях”. Честно говоря, говорить о ней мне и не очень хочется. Хвалить – прозвучит фальшиво (кто у нас сейчас верит восторгам рецензентов и рецензиям?), ругать – не за что (разве что за то, что Рельос ничуть не похож на Metallica или Amon Amarth, но это, простите, и не было целью в данном случае), а писать отвлечённо и равнодушно у меня вряд ли получится, да и вряд ли возможно.

Начнём с того, что “Перерождение” и “В Иных Мерностях” не имеют практически ничего общего. Не осталось и следа от влияний готик-рока, от аллюзий к бетховенскому “Сурку” и от вокала. Диск всецело и полностью инструментальный, очень лёгкий, прозрачный и виртуозный. Металла здесь практически нет, рока совсем немного (постольку поскольку), а основа уверенно зиждется в гитарной классике таких мастеров, как Каркасси, Андрес Сеговия, Пако Де Люсия и иже с ними. Впрочем, даже от такой параллели я предпочёл бы на этот раз отказаться. Если вам вдруг кажется, что классика и академическая гитара это скучно, то это точно не про Рельос. Чего-чего, а скучать под эти звуки вы точно не станете. Скорее, материал напоминает пламя алхимической лаборатории.

Таинственная титульная композиция расцветает искромётным соло на фоне загадочных бас-партий, космических синтезаторов и мерных ударных, “К Востоку от Сварги пречистой” ускоряет темп, а затем даже как будто готова сорваться в атмосферный блэк (конечно, этого не произойдёт, но рисунок ударных и отдельные пассажи уж очень строги и даже суровы), в то время как трек “Окружённый дымкой холодной мглистой” веет абстрактно-предвечным эмбиентом пополам всё с тем же космическим атмо-блэком a la Covenant, а “Светлой души хрусталик томится” напоминает традиционную для Рельос академическую балладность. Ностальгическая “Мелодия Душеньки Нашей Кристальной” перетекает в медитативную “Отражённое эхо миров многогранных”, которая в своём нарочитом минимализме стала для меня вершиной альбома и напомнила Astarium с его блистательной “Aura Of A Crystal Night”.

“Стремглав Лег сияющий мчится” изломана и почти авангардна в своих экспериментах на фоне чуть жидковатого, как будто ностальгирующего по временам зарождения хэви-металла a la Satan, Omen и Angel Dust, дисторшна, трек с пугающим названием (думаю, названия на этой пластинке вы и без того уже оценили сполна!) “Алый огонь сердечный плавит Морока лёд вечный” это ещё один пламенный привет музыкальным алхимикам (чувствуется, как идеи Сергея ведут и доводят его туда, где уже с трудом действуют законы нашей бренной реальности, а в ход идут совершенно иные принципы и категории), а стартующая с патетичных звуков органа “Хранящий хорал человечный” завершает пластинку на очень высокой, торжественной и возвышенной ноте, в то время как в ушах не устают звенеть бесконечным, вторящим самому себе эхом потусторонние синтезаторы проекта, недостатка в которых на “В Иных Мерностях” совершенно точно нет.

Обложка на самом деле очень адекватно и удачно отражает содержание релиза. Такое чувство, что на этот раз Сергей совсем не стал ограничивать себя какими-то рамками, а напрямую устремился в астрал, чтобы резать всю “правду-матку” и “во всём дойти до самой сути”, выплавив-таки из подручных материалов тот самый философский камень, который так долго и безуспешно искали энтузиасты минувших эпох в чём угодно, но только не в музыке. Альбом звучит очень целостно, – наверное, наиболее целостно из всей обширной дискографии Сергея – монументально и огненно. Здесь минимум экспериментов, и создаётся ощущение, что каждый из треков пластинки и весь альбом целиком это всего-навсего отражение какой-то странной, запредельной реальности, которая мало нуждается в наших оценках, откликах, мнениях, а просто существует где-то сама по себе и вполне довольна этим. Как Celtic Frost, Therion и My Dying Bride в свои лучшие времена.