ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Spiritale "Life For A Dream"

Spiritale, Life For A Dream

29-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

SPIRITALE – 2016
Symphonic melodic metal / folk / rock
"LIFE FOR A DREAM"
SELFRELEASED
Россия, Москва

Молодая московская команда с многообещающим названием “духовные сказки” или “сказки духа” всё видит правильно, и как заповедал некогда Боб, известный широким массам, как Борис Гребенщиков или просто Б.Г., делая упор именно на свою музыку, не выставляя инфу о коллективе и участниках на первый план. Вас всё-таки интересует инфа? Группа образовалась в 2016 году и играет мелодичный метал с элементами фолка (за которые отвечает флейтистка) и симфонической музыки. Кроме того, в составе команды наблюдается человек, играющий на саксофоне и губной гармошке, а сейчас мы с вами обозреваем дебютный альбом этих ребят.

Насколько я понимаю, заварил всю эту фолково-симфоническую металлическую кашу никто иной, как основатель и лидер данной формации Роман Фарыма, и он же стал тем консолидирующим центром, вокруг которого постепенно собрались остальные музыканты столь интересной капеллы.

“Life For A Dream” – называется альбом Spiritale, и такое же название носит открывающая диск композиция. Сочетание слов звучит как своеобразный манифест, и, действительно, сложно воспринимать его как-то иначе. Ради чего мы живём на этой серой планете? Ради чего вообще на ней стоит жить? Только ради мечты. Ради веры в неё и попытки воплотить её в жизнь. И ещё: не могу удержаться, чтобы не процитировать Безумного Шляпника из “Алисы в стране чудес”: “Никто не говорил, что мечта должна быть разумной.” Именно такому звуковому воплощению той самой мечты, которая не знает никаких ограничений и препятствий, и посвящён дебют Spiritale.

Но хватит вступлений. Поговорим собственно о музыке. Как я уже говорил, открывает альбом титульный трек, который начинается с нежных и пространных зарисовок флейты, настраивая слушателя на самый что ни на есть романтический и мечтательный лад. И мне сразу же хочется бросить гаечным ключом в сторону тех, кто сравнил Spiritale с Evanescence. Подача, атмосфера, вокал Камиллы Дьяченко, звук и в целом атмосфера совершенно противоположны тому, что делает на своих альбомах эпатажная и самоуверенная Эми Ли. Тут уж скорее Nivaira, Dark Moor, Neverland, Seraphim и вообще мечтательный пауэр-метал с женским вокалом. Не альтернатива. А ударные настолько выверены и техничны, что тут на ум сам собой приходит прогрессивный метал и техно-трэш.

Хотя, честно говоря, и пауэра вкупе с металлом в целом в композициях Spiritale не так уж много, а в открывающей CD сюите их и вовсе практически не наблюдается. Прекрасная ведущая флейта, робко поддерживающие её где-то сзади примоченные гитары, красивый женский вокал, англоязычная лирика – есть только это. Причудливо названная “Theolatry Of Your Own” отдалённо напомнила мне Almora и такие их хиты, как “Golden Era” и “Isik Ver Bana” с одним лишь отличием в том, что у Spiritale нет той колоссальной энергетики, пульсирующей в треках Almora, а по настроению они скорее напоминают Elane, ранний Lyriel и другие подобные коллективы.

Уже во втором треке меня глубоко зацепил и действительно порадовал мелодический “месседж” вокалистки – мотив неспешно, и, вроде, не грустно, но как-то мечтательно-ностальгически и задумчиво вплетает слушателя “в своё кружево”, и ты сидишь, покорённый этой запредельной красотой и не знаешь, как быть: уйти или остаться. А вот третий трек “The Countdown” уже с самого начала звучит на порядок тяжелее и увесистее, чем первые два. Хотя воздушные клавишные никуда не исчезают, а с появлением вокала, напротив, уходят на задний план. Если бы Dreams Of Sanity или Elbereth немного облегчили свой саунд, то наверняка зазвучали бы, как Spiritale – подумалось вашему покорному слуге, и это, наверняка, близко к истине.

Вкрадчивая, почти колыбельная “Song Of Nymph” льётся своими звуками как бальзам на израненную душу воина невидимых сражений, бойца невидимого фронта. И, кстати, это первая композиция, где мы можем услышать вкрадчивый голос самого Романа Фарыма, который значится на альбоме как бэк-вокалист. Один из тех немногих случаев, когда при присутствии сильного и интересного женского вокала вдруг появляющийся на его фоне мужской не разочаровывает меня и не огорчает. Песня прекрасна и дивна, но уж слишком коротка. Так и хочется сказать напоследок, перефразируя известный моветон: “Там в этом небе такие звёзды! Я предлагаю не ждать утра. Нам, всем нездешним - дорога в космос, вы оставайтесь, а нам пора!”

Но слушателям ещё рано уходить, ведь это только половина альбома, и их ждёт ещё одна сказка – “AnotherFairytale”. Ещё немного приближенный к мелодичному пауэр-металлу фолковый эпик с чарующим женским вокалом и сбивками, отдалённо напоминающими даже ранний Nightwish и Indica (!), где флейта звучит как голос леса или той самой нимфы, которой была посвящена предыдущая композиция продолжает эту вдохновенную и в самом лучшем смысле слова эскапистскую работу. Вокальная мелодия по сравнению с предыдущими творениями Spiritale намного более напориста, да и сам вокал звучит как-то увереннее и как будто завлекающе, приближаясь к лучшим произведениям из арсенала Almora, о которых я уже говорил чуть выше.

И вот уже полновесный фолк-пауэр в “Gods, Don’t Cry”! Гитары, наконец, берут на себя ведущую роль и, осмелев, выступают на первый план, что, впрочем, почти не мешает клавишам, синтезатору и флейте. Почти. Конечно, их становится чуть меньше, но чем-то приходится жертвовать, и после стольких треков академического, почти камерного барокко-фолка, тяжёлые гитары воспринимаются как манна небесная. А вот голос вокалистки достаточно убедительно звучит как на фоне тяжёлых и даже местами экспериментальных риффов, так и в более акустическом сопровождении.

Для подобной музыки пение Камиллы даже при отсутствии какой-то нарочитой техничности воспринимается так, как будто другого просто не может и не могло быть. В жанре гитарно-ориентированного пауэр-металла разворачивается и следующий номер - “Kingdom Of  Tedium”, где уверенные заливистые гитарные соло почти полностью вытесняют флейту, а металлические хоры следуют чуть ли не в духе зрелых White Skull с Федерикой “Sister” Де Бони. Непродолжительные саунд-эксперименты в середине песни, и всё вновь возвращается в фэнтезийно-металлический alma mater. А вот хоры в преддверии коды, кстати говоря, звучат очень даже впечатляюще.

Завершает диск неожиданно русскоязычная композиция, которая просто сражает наповал. Тут объединяются воедино и тяжёлые металлические гитары, и превосходный женский вокал, выдвинутый на первый план, и гитарные соло, и замечательный, идеально воспринимаемый на слух текст, и, конечно, волшебная флейта. Главное, чем подкупает эта песня – уверенность и напористость. Я не говорю, что именно такими должны быть все треки Spiritale, но в том, что стоило поставить “Некрополис” в начале альбома совершенно не сомневаюсь. Такая вещь смогла бы привлечь на сторону группы гораздо больше заинтересованных адептов и последователей.

Оценивая дебютное творение этой необычной команды, я не могу не вспомнить так порадовавшую меня около года назад отечественную группу Waking Dream, а также культовые в определённых кругах дум-составы Where Angels Fall, Rain Fell Within и уже упоминавшийся выше Elbereth. Рецензируемый релиз находится где-то посередине и словно вбирает в себя всё лучшее от того, что было у Almora, Elane, Indica, Dreams Of Sanity и Nivaira. Мне не кажется плюсом коллектива англоязычная лирика, но даже при таких исходных данных и некоторой робкой разнородности “Life For A Dream” уже сейчас звучит вполне целостно, оформлено и впечатляюще. Для фэнтези-аудитории. Не ищите здесь Elvenking, Falconer и тому подобных Tuatha De Danann.