ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Археоптерикс "Предвоенный воздух"

02-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АРХЕОПТЕРИКС
Релиз
“ПРЕДВОЕННЫЙ ВОЗДУХ”
Год
2021
Стиль
Art rock / folk rock / acoustic rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тверь

В последнее время всё больше современных отечественных групп выбирают себе в качестве музыкального кредо арт-рок, и всё это начинает походить на новый тренд. Все мы знаем, что всё новое – это хорошо забытое старое, однако далеко не в каждом из современных российских артрокеров можно сходу распознать наследников и продолжателей дела Genesis, Yes, King Crimson, Jethro Tull или Rush. Посудите сами: что общего у Felidae, Мыс Луны, StaVroS или хоть сегодняшних наших героев из Археоптерикс хоть с одной из этих без сомнения культовых и заслуженных групп и можно ли вывести их музыкальный материал из того, что играли и играют эти забугорные первопроходцы умного и неслучайного рока.

Общего действительно мало или почти нет, но вот в артовости и художественности, которые тоже, вроде как, предполагает уже своим названием арт-рок, у всех наших современных приверженцев данного направления более чем достаточно. Барды-интеллектуалы из группы Археоптерикс представляют сейчас уже свой пятый по счёту полноформатник, и “Предвоенный воздух” по сути своей это всё та же расслабленная рефлексия под атмосферный перезвон гитар и красивые мелодии дополнительных и не совсем свойственных для рока инструментов (харп, варган, духовые и т.д.), с которого они когда-то начинали. Кстати, существуют “археоптериксы” вот уже почти тридцать лет, и их опыт и профессионализм в своём деле не подлежат никаким сомнениям.

Есть что-то очень фолковое и очень родственное классическому русскому року в традициях Б.Г., Науменко, Ревякина, Каннуникова и чуть ли не Башлачёва в том, как подходят к своему творчеству эти умудрённые годами музыканты, а я мог бы добавить к этому списку рок-патриархов ещё современных деятелей вроде Граф Цеппелинъ, Тропы не врут, Тем Паче и Радиограммы, но на самом деле оттенков и параллелей в данном случае ещё больше. Достаточно традиционный для отечественных групп звук со всеми нюансами звучания русских рокеров, такие же ожидаемо многословные тексты, которых априори ждёшь от каждой новой группы, выросшей на почве ортодоксального русского рока, в исполнении Археоптерикса неожиданно уходят так глубоко в традиции Достоевского, что становится диковинно и восхитительно.

К раздольным и напевным традициям отечественного интеллектуального рока Археоптерикс добавляют техничные ударные и вокал с оттенками Александра Васильева, а на выходе нас ждут сложные структуры композиций, извилистые и причудливо развивающиеся гармонии, а обнажённая интеллигентность истинных арт-рокеров и аристократов духа легко совмещается у них с самоиронией в духе разухабистого кабацкого шансона и Гарика Сукачёва (“Кабак и сраное ретро”) – ну а что, какой может быть Достоевский без истерики, крайностей, по-митьковски разорванных на груди тельняшек и прочих чисто русских и чисто рокерских эксцессов? Так “Преступление и наказание” переходит в “Село Степанчиково и его обитателей”, но всё это про больших и прекрасных душой людей и про самые чистые и бессмертные порывы духа.

Музыка “Предвоенного воздуха” по большей части меланхолична, грустна и серьёзна, а фолка временами здесь так много (“Красный цвет”), что поневоле начинаешь подозревать авторов в какой-то скрытой и подпольной фольклорности и приверженности к некоей тайной секте почвенников-толстовцев. Даже самые отвязные, хулиганские и очевидно безбашенные их вещи вроде “Каин TV” или всё той же “Кабак и сраное ретро” не кажутся весёлыми, а в сарказме и показной весёлости авторов слишком отчётливо прорисовываются апокалиптические нотки Agenda и КВН-скоморошество Несчастного Случая, которое кажется смешным только на первый взгляд, а при более внимательном и детальном рассмотрении словно скальпелем режет нарывы.

Влияния великих русских классиков вроде Вертинского и Окуджавы начинаешь ощущать на диске уже с четвёртого трека под названием “Модерн”, и именно эта вещь, пожалуй, является самой важной, яркой и центральной для развития релиза. Одной из наиболее важных и центральных. Параллели к Кашину и группам вроде завтраккусто здесь напрашиваются сами собой, а изысканная джазовая оторочка инструментала эффектно оттеняет не менее изысканный текст, напоминая бессмертную “Back To Black” Эми Уайнхаус. Сами музыканты говорят, что их новейший лонгплей посвящён духу времени, но я бы сказал, что он скорее про дыхание вечности – про то, что было, есть и будет, про цикличность мироздания, хотя и про современность, конечно, тоже.

И всё-таки вершина и апофеоз альбома это, на мой взгляд, завершающая пластинку, девятая по счёту “Огонь в ночи”. Это самая цельная, серьёзная и глубокая вещь на диске, в голосе Павла Полянина здесь больше всего оттенков и метафизических отсылок, а текст хорош как никогда. В этом треке снимаются все противоречия, сходятся крайности и противоположности, и все разноликие тенденции “Предвоенного воздуха” усмиряются под единым знаменателем всепримиряющего последнего прощения и понимания. Можно, конечно, было бы посетовать на то, что весь альбом в таком стиле был бы интереснее и благозвучнее, но Археоптерикс не был бы Археоптериксом, если бы не бросался из крайности в крайность и не был так непредсказуем.

А ведь интересен и уникален “Предвоенный воздух” как раз тем, что совмещает привычное и непривычное и позволяет взглянуть на ставший уже притчей во языцех классический русский рок под новым углом и увидеть его в новом и несвойственном для него свете. Музыка крайностей, апокалиптический рок, достоевский-буги, песни отвергнутых и изгнанных пророков – все эти определения можно с полным правом применить к рецензируемому сейчас альбому и к тому, что делают Археоптерикс в целом. Это совсем не тот арт-рок, который ожидаешь услышать, доставая с полки пластинку Jethro Tull, но эта музыка не менее замечательна, прекрасна и даже великолепна от слова “великий”. Музыка душевная, но в то же время музыка интеллектуальная и умная.