ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Лестница Эшера "Риф"

24-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛЕСТНИЦА ЭШЕРА
Релиз
“РИФ”
Год
2020
Стиль
Dream rock / folk rock / art rock / neoclassic / neofolk
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Мурманск

Так вышло, что я долгое время безуспешно пытался расслушать и понять творчество замечательной даркфолковой группы Sieben, но самое интересное в данном случае совсем не количество потерянных мной впустую лет, а тот факт, что ключик к пониманию их творчества нашёлся, когда я уже давно перестал надеяться и искать его. Как вы уже наверняка догадались, таким волшебным артефактом стали мурманские конкистадоры струнных экспериментов из группы Лестница Эшера, и про их новый диск мы как раз сейчас с вами и поговорим. Кстати, сами музыканты называют свой стиль дрим-рок, поясняя, что за этой вывеской скрывается смесь традиционного русского рока, фолка и неклассического академизма, но на самом деле в данном случае всё ещё немного интереснее и разнообразнее.

“Риф” – это набор интеллектуальных среднетемповых повествований с доминирующим звучанием виолончели и достаточно традиционным для отечественного рока и фолка вокалом, но подход музыкантов к своему творчеству иначе как шекспировским не назовёшь. Наверное, если бы его бессмертные Розенкранц и Гильденстерн решили собрать группу и играть рок, это звучало бы именно так, как и получается сейчас у Лестницы Эшера. Концептуальная, визуальная и музыкальная составляющие в данном случае дополняют друг друга, а в итоге у группы выходит нечто целостное, театрализованное и художественное с явными отсылками в сторону классического арт-рока и современной неоклассики в духе Caprice.

Я бы не сказал, что в плане текстов, музыки или количества противоречий и музыкальных парадоксов рецензируемый альбом проще, чем “High Broad Field” или “Ogham Inside the Night” Мэтта Хоуденна, но понять и прочувствовать его мне определённо было проще. Не знаю, дело ли здесь в русском языке исполнения или в подспудных параллелях с классиками русского рока, присутствующих на альбоме, но данный диск при всём огромном количестве содержащихся в его лазерных дорожках антиномий практически с первых нот стал мне абсолютно близок и понятен, а в свете этой понятности заиграли совсем другим светом и релизы Sol Invictus и Sieben. Недостающее связующее звено было найдено, и головоломка обрела смысл.

Можно находить в творчестве Лестницы Эшера параллели к А.Башлачёву, Возвращению и неоднократно упоминавшимся сегодня Sieben, можно сравнивать их с рокерами-интеллигентами вроде Граф Цеппелинъ или копать вглубь, вскрывая межпредметные связи с Кейт Буш, Iron Butterfly и King Crimson, но главное в данном случае совсем не это. Эта группа существует уже двадцать лет, и за такой солидный промежуток времени музыканты успели попробовать себя в самых разных творческих амплуа, а на своём новейшем альбоме как будто окинули ретроспективным взором весь пройденный путь и представили своеобразную выжимку. От Арефьевой до Башни Rowan – так я определили бы эмоциональный разброс “Рифа”, но это только вершина айсберга.

Есть определённое звуковое сходство между Лестницей Эшера и финскими апологетами виолончели из Apocalyptica, но подают свой академический классицизм мурманские рокеры совершенно иначе. Уверенные и разнообразные тексты являются в данном случае основой основ, и параллель к Арефьевой по поводу их творчества действительно пришла мне на ум неслучайно. Умение быть разными, пластичными, текучими и так виртуозно обращаться со словами и рифмами выдаёт в участниках данного коллектива настоящих пилигримов и менестрелей. Они примеряют на себя разные личины и маски, а в итоге так сильно вживаются в образы своих персонажей, что те оживают и призрачной процессией пристраиваются где-то за спинами музыкантов.

Как ни странно, при всей моей любви к “Острову сокровищ”, пиратские треки на альбоме мне не очень понравились, а вот лирика вроде “Метели”, “Эгира”, “Один на один” и “Снов о тифозной Мэри” очень порадовали, вдохновили и вообще оставили под мощным впечатлением. Есть нечто общее у этих треков с лучшими вещами Сергея Канунникова, арефьевского “Папоротника” и групп вроде завтраккусто, и звучит это в конечном итоге действительно очень интересно. Атональный неоклассический скрип виолончелей, обнажённый надрыв вокала и нарочитая литературность текстов рисуют меланхоличные картины в стиле Достоевского, и выходит это всё с тем же минимумом хоть какой-то однозначности и с особым театральным пафосом, но по-настоящему стильно и красиво.

Долгое время слово “декаданс” у меня ассоциировалось с опиумом Агаты Кристи, упадочной готикой и пост-роком, а потому вызывало скорее негативные ассоциации, однако участники Лестницы Эшера сумели перекрасить все мои впечатления по данному поводу в совершенно иные краски и цвета, убедительно перетянув канат в совершенно иную и противоположную сторону. Их декаденствующий театр базируется на совершенно иных мировоззренческих началах и простирается своими корнями к аристократичным экспериментам классиков Монмартра, что по определению сообщает их творчеству соответствующую атмосферу и характерное настроение. Они шутят и дурачатся, играют в пиратов, но траурной некротической серьёзности болот Невы из их музыки не вытравить и не изгнать никакими дезодорантами и шампунями. Это существенно.

Полифоничный дарк-фолк с явными прогрессивными вкраплениями и чугунной готической поволокой печали в исполнении Лестницы Эшера пьянит и чарует своими лирическими образами, но если вы не готовы свалиться в обморок от такого дурмана, в таком случае обухом по голове вас ударит и уже наверняка вырубит непролазный прогрессивный бурелом их инструментала. Психоделично, медитативно, зловеще, по-настоящему жёстко, филигранно как Роберт Фрипп и Тони Левин, но с душой русского рока и с потрясающими образами в стиле классиков отечественной литературы – вот что такое “Риф”. Мне понравилось бродить в этом царстве гротеска, и я рад, что наши соотечественники способы создавать тексты и музыку не слабее Sol Invictus и Sieben, но в то же время не переставать быть собой. И да, кстати, “Риф” выпущен даже на виниле, и данный факт лишь в очередной раз подтверждает его уровень и определённый вес.