ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Немного Нервно "Светлей"

31-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
НЕМНОГО НЕРВНО
Релиз
"СВЕТЛЕЙ"
Год
2019
Стиль
Dream folk / neoclassic / rock / indie rock / electronic / darkwave
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Украина, Запорожье

Я давно заметил, что культ личности и личная харизма в рок-музыке как никогда имеют важное значение – всегда приятнее и интереснее слушать песни, написанные человеком, который действительно что-то из себя представляет как личность, имеет собственное мнение, имеет запоминающуюся улыбку, недвусмысленно отличается от других и вообще за словом в карман не лезет. Такого человека можно любить, можно ненавидеть и плеваться при одном только упоминании о нём, но оставаться равнодушным точно не получится. Вспомните Metallica, Лемми, Оззи, Мэрлина Мэнсона, Цоя, Курта Кобейна, Арефьеву, Арбенину, да, собственно, любого рок-героя первой величины – всё это яркие личности, которые точно знают, куда и зачем они идут, и что они туда хотят принести. И всё это культовые группы, имена и личности, которые для людей знающих и пребывающих “в теме” равнозначны идолам и кумирам.

И вот, кажется, только вчера пребывавшая в ранге начинающих, группа Немного Нервно тоже понемногу превращается в культ, хотя нет, ошибаюсь – в культ она уже превратилась, и даже не вчера. Начиная с подражаний более именитым коллективам, перенимая у них фишки и эффектные ходы, Екатерина Гопенко и её коллектив очень быстро вышли на такой уровень, где уже не кажется нонсенсом называть самих себя сектой, а в сообществе, посвящённом вокалистке, на постоянной основе постить её “инсинуации”. И на всё на это у них есть своё моральное право, поскольку разнообразная деятельность Екатерины и её команды рождает живой отклик у их слушателей, это нужно людям и не проходит незамеченным. “Учитель приходит когда созрел ученик” – любят повторять всевозможные гуру и просветлённые анахореты, и в случае с Немного Нервно всё примерно так и обстоит: они учительствуют сейчас с такой внутренней концентрацией, что это действительно похоже на правду, это не блеф.

Они давно закончили свои сказки о Земле, и распростившись с эпичностью и многоступенчатой концептуальностью, ничего не потеряли, а на мой вкус, стали даже лучше, обратившись к более простым и автономным композициям. Влияния Flёur и Dust Heaven никуда не делись, но считать группу клоном коллектива Войнаровской-Пулатовой на данном этапе, вероятно, не станут даже нравственные акианоблепсы вроде журналистов Dark City. Намёк на самое известное изречение Ницше в перво               й же строчке пресс-релиза и сокрушительный шквал отрицаний, свойственных апофатическому богословию сразу после него настраивают на серьёзный лад, и если у вас появилось ощущение, что на рецензируемом альбоме вас ждёт что-то стоящее, оно вас не обмануло. Чётко, прицельно, разнообразно и точечно Девочка-Нерв и её команда проведут вас по кругам своего ментального калейдоскопа, а мы сейчас займёмся в точности тем же самым.

Альбом открывает нежный романс “Нет ничего кроме любви” с вкрадчивым перезвоном колокольчиков ксилофона, исповедальным голосом Екатерины и летящими, словно пули навылет, словами текста. Дримфолковый минимализм звучит здесь очень уместно, а Екатерина мастерски справляется со своей ролью, уверенно и доходчиво впечатывая слова в сознание. Скрипки появляются в “Мировой Печали” вместе с интонациями, характерными для Белой Гвардии, и бурлящий водоворот припева гарантированно захлестнёт и унесёт с собой всех тех, кто удержался и остался холоден во время звучания распечатавшей диск композиции. Почти нереальная, вкрадчиво-потусторонняя мистерия “Пожара” очень быстро обрастает электронным драйвом и срывается в по-шамански самозабвенную, но не лишённую особой элегантности этно-свистопляску, что напомнило мне любимцев из Faith And The Muse и Elane.

Классическая осенняя баллада “Быстрее Пуль” серьёзна и сдержанна, но при всех своих множественных параллелях к Flёur лишена таки шаблонности и предсказуемости, очень органично, естественно и вообще без намёка на натугу и напряг переосмысляя заветы и каноны своих старших сестёр. За шероховатым этно-туманом “С тобой ничего не случится” оказывается на удивление гармоничная и хитовая песня – пожалуй, даже одна из самых хитовых глубоких и легко запоминающихся вещей на диске, к которой вы, вероятно, будете возвращаться чаще, чем к другим. Какая-то французская трагичность (может быть не Пиаф, но вполне Дзусова) слышится в “Необратимом процессе”, и это очень идёт группе, да и скрипка вписана вполне удачно, но меня эта композиция не сильно впечатлила. Такой ревущий, облачённый в плотную электронную броню шансон-де-франс выглядит элегантно, но кажется недосказанным и не сильно подходящим по настроению пластинке.

Намного больше мне понравилась первозданно-акустическая хипповская простота, так напоминающая классику Б.Г. и Джонни Митчел, рассыпанная сияющими кристаллами в  “Колыбельной для пацифиста”, сбивчивые биты-перестуки трека “Хороший человек идёт на войну” или элегантно вышагивающий регтайм титульной вещи (хотя хоровое скандирование на фоне топов-прихлопов, признаться, вызвало неоднозначные ассоциации). Или отстранённо-предупредительная, такая холодная и сумрачная и так по-рокерски и по-арбенински надрывная ближе к припеву “Жить дальше”. А завершается всё акустической версией “Нет ничего, кроме любви”. Круг замыкается, альбом возвращается к тому же самому посылу, с которого всё началось в самом начале, и с настоящей религиозной истовостью вновь напоминает нам о том, что любовь – это не просто слово и не просто отвлечённая идея, не просто давно набивший оскомину штамп.

У “Светлей” довольно диковинный саунд, а порой новые песни вплотную приближаются к электронному авангарду и чистому шаманизму, но это очень идёт группе. Не портит дело даже не самый идеальный (особенно по сравнению с другими инструментами) звук дисторшновых гитар. Песни поэтичны и трепетно театральны, а с традициями классического рока и с его особой мистической глубиной Немного Нервно обращаются так бережно и умело, что сдержать своё изумлённо-восторженное “Ух” на самом деле не так уж просто. Впрочем, для того чтобы оценить по достоинству альбом и прочувствовать его антиномичную сущность, совсем не обязательно видеть и понимать всё многообразие влияний, которые диск вбирает в себя, чётко осознавая высоту эксперимента и градус дерзновения музыкантов, а достаточно просто внимать этим песням с открытым сердцем, просто чувствовать их, жить ими и позволить им петь и звучать.

Даже если вы всегда были невысокого мнения о Немного Нервно, о русском роке и фолке в целом и о Екатерине Гопенко лично и персонально, “Светлей” всё-таки стоит послушать. Альбом совершенно явно отмечен печатью ультимативного качества во всём, что касается записи, слов, подхода к написанию музыки и аранжировок, но что важнее – это действительно очень живая, органичная, талантливо исполненная музыка с сердцем и живой пульсацией нервов. Не уверен, стоит ли буквально понимать слоган, который используют музыканты для характеристики и описания своего нового релиза, но от этих песен светлее на самом деле стать может. Должно. Необычное звучание на грани истерики и катарсиса, предельно откровенные стихи, отсутствие переизбытка снобизма и звёздных вывертов, столь свойственных всем сектантам – я думаю, в принципе найдётся не так много причин не полюбить и не принять этот альбом.