ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"Стремление прийти к изначальным истинам" Интервью с Asphodela

18-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Таинственный питерский проект Asphodela совсем недавно представил свой самый целостный, глубокий и музыкально выверенный альбом, который получил название “Atlas Of Obscure”. На этом диске эзотерика, фантастика, мифология и медитации сливаются в единое целое, которое в итоге можно воспринимать как карту или как атлас, а мастермайнд проекта Артём Винсенте бесстрашно и уверенно ведёт своих слушателей к утерянной мудрости древних цивилизаций и словно философствующий гуру-археолог готов раскрыть перед каждым желающим путь к легендарному и влекущему Эдему. Ну а как понимать этот Эдем, какие реальные географические параллели присутствуют в “Atlas Of Obscure” и о прочих метафизических и вполне земных параллелях, присутствующих тайно или явно на данном альбоме, вы узнаете из нашего интервью с Артёмом, которое сейчас перед вами.

Алексей: Приветствую, Артём! Поздравляю с выходом альбома “Atlas Of Obscure”! Как настроение и радует ли Вас лето?

Asphodela: приветствую вас, Алексей и Виктория, а так же всех читателей. Спасибо! Лето в этом году замечательное, и настроение такое же хорошее. Удается прекрасно отдыхать и плодотворно работать. Летом я вообще нахожусь на максимуме своих жизненных сил.

Виктория: Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, об обложке - почему именно рак? Почему полумесяц, столь напоминающий исламский символ?

Asphodela: Рак и Луна в сочетании друг с другом - это очень древние символы. Рак, как водный обитатель, и Луна, как повелительница морских приливов и отливов, символизируют стихию воды, а именно ее "ночной" аспект: неясность, смутность, сны, интуиция, скрытые эмоции, предчувствия, загадки, поиски ответов. Все вышеперечисленное, а также тема стихии воды нашли своё отражение в композициях альбома (об этом говорят даже названия некоторых треков). Но вода - еще и источник жизни и первооснова мира в мифах разных культур. Вот такая закваска получилась - преодоление сомнений и стремление прийти к изначальным истинам. С таким символизмом рак и луна изображались на древних фресках, на страницах средневековых фолиантов, и даже попали в колоду карт Таро.

Насчет исламского полумесяца - если вы взглянете на флаги Турции или Пакистана, где он изображен, то увидите, что полумесяц выглядит иначе, и нарисован под другим углом. Поэтому отсылок к исламской символике здесь нет.

Алексей: А как относитесь к ракам с пивом? Часто практикуете такие гастрономические радости?

Asphodela: в Интернете уже кто-то пошутил, что вместо полумесяца на обложке должна быть кружка пива; хорошая идея для первоапрельского переиздания, но как я уже сказал выше, обложка и альбом не про гастрономические изыски. Раков с пивом я не ем. Как их теперь есть после такой обложки?

Виктория: А что Вы думаете о такой интересной взаимосвязи: слово “рак” и в английском (“cancer”), и в русском языке синонимично обозначает и созвездие, и болезнь? Глядя на обложку Вашего диска можно метафорически понять её так, что современное общество и современный человек всё более и более напоминают раковые клетки в плане своих духовных, ментальных, метафизических и просто человеческих установок, что Вы думаете о такой интерпретации?

Нет, я так не считаю. Есть распространенная точка зрения,  что человечество становится только хуже с каждым этапом развития,  но я считаю,  что не все так пессимистично, и у человечества есть шанс. Поэтому это не более, чем совпадение.

Алексей: Параллель к фильму “Облачный Атлас” стоит ли проводить и искать скрытые отсылки и аллюзии?

Нет, об этом фильме не думал.  Но ведь вы вполне можете найти актуальные именно для вас отсылки и взаимосвязи, не так ли?

Виктория: Слово атлас подразумевает нечто из разряда путеводителей, насколько это верно для “Atlas Of Obscure”?

Вот это уже гораздо ближе к моему замыслу. Я стремился записать альбом о тех эмоциях и состояниях, которые владеют современным человеком (в данном случае неким условным "лирическим героем"). Но не просто передать их в музыке, а выделить их из потока сознания, индивидуального или массового, составляющего нашу жизнь, и разложить на составные части.  Как составляют путеводитель? О какой-то местности пишут самое главное и предлагают оптимальные  маршруты, как это найти. Поэтому альбом претендует на такую роль, хотя бы отчасти.

Виктория: Какие из состояний, о которых идёт речь на альбоме, Вам ближе и роднее, и присутствуют ли на диске такие эмоции и такие переживания, которые Вы определили бы как негативные и нежелательные?

Пожалуй, оставлю этот вопрос без ответа. Каждый слушатель должен сам для себя решить, какие состояния и эмоции он там нашел. В конце концов, это просто музыка, а не диссертация, и я не вижу смысла подробно разжевывать ее содержание. Там есть и светлые, и тёмные эмоции. Скажу лишь одно: когда вы слышите в музыке светлые и позитивные эмоции, то светлого и позитивного в вас становится больше. Когда слышите что-то негативное и тёмное - становится не так страшно и негатив теряет свою власть над вами. Мне кажется, музыка в идеале должна обладать таким эффектом.

Алексей: Считаете ли Вы свой атлас и путеводитель полным и достаточным или всё ещё остались некоторые terra incognito, о которых стоило бы сказать в дальнейшем, белые пятна неисследованных территорий, которые никак не были затронуты в данном атласе?

Нет, эта сфера слишком обширна,  чтобы за один раз ее охватить. В какой-то степени я рассматриваю всю музыку Asphodela как некий путевой дневник,  и чувствую, что белых пятен в мире хватит на всю оставшуюся жизнь.

Виктория: Насколько вероятно, что лет через пять у Вас появится желание и потребность создать и издать новый, дополненный и доработанный атлас или продолжение “Atlas Of  Obscure”, и что всё-таки вероятнее: доработанное издание или продолжение?

Я пишу продолжение прямо сейчас. У меня копится материал для нескольких новых альбомов, один из них можно рассматривать как продолжение атласа как концептуально, так и стилистически. Но тематика там будет более конкретна и ближе к нашей обыденной жизни, к современной России.

Алексей: А можно ли воспринимать “Atlas Of Obscure” как некую аналогию реального географического атласа, Вы ведь на самом деле довольно много путешествуете, бываете в разных местах, наверняка ведь разные духовные состояния и эмоциональные переживания так или иначе связаны для Вас с разными географическими местами?

Да, действительно, для части композиций такая четкая географическая привязка существует. Я считаю, что каждая местность за счет своих уникальных особенностей может оказывать влияние на состояние человека, способствовать появлению определенного настроения, и эта способность выражается где-то сильнее,  где-то слабее. Не зря же почти у всех народов появлялись как священные места, так и те, которых избегали. Мне кажется, влияние места на человека сильнее,  чем мы склонны предполагать. Поэтому идеи для некоторых композиций рождались "в полях".

Например, “Dolor Ante Lucem” посвящена Петербургу, а название композиции - это отсылка к одноименному стихотворению Александра Блока. Мне кажется, что это состояние, описанное великим поэтом, очень актуально в наше время.

Идея композиции “Sacred Knot” родилась на Крите, где я любопытства ради изучал минойские древности и реконструкции в Кноссе и Фесте. Я много читал о минойской цивилизации, и меня впечатляет их самобытная и богатая культура. Их произведения искусства обладают глубоким символизмом, только вот их значения до сих пор не расшифрованы точно. Одним из важнейших символов этой цивилизации был Священный Узел. Поэтому моя композиция - это вольная фантазия на тему узла, который связывает нас с миром, нашей историей и нашим прошлым.

“Island” был придуман на Кипре. Я был там в конце февраля несколько лет назад, и там было очень хорошо в то время года: мало туристов,  прекрасная погода,  когда не холодно и не жарко,  приветливые местные жители, все излучало какую-то радость и любовь к жизни. Одним словом, просто рай для бюджетного отдыхающего. Но в какой-то момент у меня мелькнула мысль, что всего в 200 км от этого рая находится Сирия, где сейчас настоящий ад, и этот ад находится совсем недалеко, стоит лишь пересечь пролив между островом и материком. Эта мысль меня поразила: насколько рядом географически могут быть места,  где люди находятся в замечательных условиях для жизни, и где испытывают крайние лишения и ужас. Поэтому я хотел передать этой композицией то сложное, амбивалентное состояние одновременной радости и скорби, света и чего-то ужасного,  что находится как бы за рамками звука и на периферии сознания.

Виктория: Все ли задумки удалось воплотить на актуальном диске или вы что-то усовершенствуете / добавите на будущем релизе?

В момент,  когда альбом полностью готов, я испытываю эйфорию, и мне кажется,  что тот максимум, на который я способен, был достигнут. Если нет такого ощущения, то альбом просто не выходит до тех пор, пока я не достигну того, что задумал. Так как альбом вышел, это означает, что на тот момент я выразил все, что хотел. Но я стараюсь добиваться все более высокого уровня качества в каждой последующей работе, а также в будущих релизах будут новые "фишки", которые я не использовал ранее.

Алексей: Многие ваши слушатели отметили возросший уровень продакшна актуального релиза , а как Вы сам оцениваете современный уровень Asphodela по десятибалльной шкале? Насколько далеко ещё до того уровня, который на 100% удовлетворял бы и соответствовал уровню амбиций и желаний?

Я не могу в полной мере объективно себя оценивать, думаю, это лучше делать другим. Я же всегда с вниманием отношусь к критике и отзывам, как положительным,  так и отрицательным. Если слушатели отметили рост, то это радует, но насчёт современного уровня Asphodela могу сказать однозначно, что я еще лишь в начале пути, и очень многие вещи хочется делать лучше. До уровня полного удовлетворения мне далеко.

Виктория: Воспринимаете ли Вы успех и, кажем, количество прослушиваний альбома как мерило его объективной ценности или в данном случае успех есть успех, а объективная ценность это объективная ценность?

Это очень сложный вопрос. С одной стороны, когда ты получаешь отзывы от слушателей и видишь, что альбом привлекает внимание людей, то становится чисто по-человечески приятно.  Значит, все усилия по его написанию были не зря. Мне приятно узнать, что новый альбом набрал больше прослушиваний, чем предыдущие релизы. Это значит, что альбом заинтересовал как старых слушателей, так и новых, и такая тенденция меня удовлетворяет. Однако любой успех является относительным, об этом важно помнить, поэтому успех не может быть самоцелью, если конечно вы изначально не делаете коммерческий продукт.

Теперь попробуем разобраться с "объективной ценностью". Как я уже упомянул выше, любой успех или неуспех относителен. Если начать считать мерилом ценности музыки количественные характеристики ее продвижения, то всегда найдутся артисты с большим количеством прослушиваний, продаж, посетителей концертов, чем у тебя или твоих любимых артистов. Так можно идти почти до бесконечности, остановившись разве что на уровне The Beatles. Можно сделать вывод, и многие люди его делают, что ценной является лишь та музыка, которая нравится как можно большему количеству людей. Казалось бы, вывод очевидный. Но ведь есть много замечательной музыки, технически совершенной, с глубоким содержанием, как современной, так и старинной, которая абсолютно не известна или не интересна (на данный момент) широким массам. Отменяет ли отсутствие ее коммерческого успеха ее художественную ценность? Очевидно, что нет. И я не зря ввел пояснение "на данный момент" - иной раз музыкальное произведение находит признание и своего слушателя гораздо позже его написания, иногда даже через много лет после смерти автора. А многие успешные артисты забываются уже через 10 лет после обретения массовой популярности. Поэтому, на мой взгляд, единственное надёжное мерило ценности музыки - это время.

Алексей: Не ощущаете ли Вы на данный момент в связи с таким зашкаливающим интересом слушательских масс к Вашему новому релизу и проекту в целом некое давление ожиданий потенциальных и уже имеющихся слушателей, боязнь разочаровать их, не оправдать надежды и ожидания?

Никакого зашкаливающего интереса нет. Я, честно говоря, слабо представляю, какие ожидания и надежды есть у моих слушателей, и есть ли они вообще относительно Asphodela. По большей части, серьёзно развитием проекта я занимаюсь лишь с 2017 года (хотя у меня есть некоторые более ранние записи,  которые я не афиширую), а для развития полностью независимого артиста это совсем небольшой срок, и моя аудитория только формируется. У меня есть боязнь разочаровать слушателей только плохим качеством звука или исполнения на концертах, небрежным сведением альбомов, поэтому я всегда прикладываю усилия в этой области и стараюсь сделать тот максимум, на который способен.  Но если говорить непосредственно о сочинении музыки - здесь я делаю только то, что нравится исключительно мне, без оглядки на моду и вкусы других людей.

Виктория: Бывали ли у Вас какие-либо странные ощущения, мистические предчувствия, откровения при записи альбома, например, касаемые того, как и что лучше сделать? И как часто Вы прислушиваетесь к своим мистическим чувствам и интуиции? 

Как и у всех людей, у меня бывают предчувствия, внезапные озарения, и к своей интуиции я всегда прислушиваюсь. Правда я не вижу в этом никакой мистики и склонен объяснять это работой мозга. Иногда мне даже снится музыка, но я не вижу здесь никакого вмешательства потусторонних сил.

Алексей: Судя по настроению треков и по обложке, “Atlas Of Obscure” стал самым мрачным, таинственным и насыщенным смыслами альбомом Asphodela, так ли это на самом деле?

Боюсь,  лучше об этом судить слушателям, а не мне. Думаю, альбом получился разносторонним в смысловом содержании, хоть и несколько монотонным и даже однообразным в музыкальном плане, поэтому мне хотелось бы, чтобы слушатели постарались его расслушать, прежде чем формировать свое мнение.

Виктория: Как Вам удаётся совмещать в единое целое мифологическую архаику и научную фантастику? За счёт чего достигается упразднение противоречий таких разных ментальных подходов?

Мне кажется, у мифологии и научной фантастики больше общего,  чем различий - оба явления пытаются объяснить окружающий мир с помощью образов и символов, поэтому они хорошо уживаются в одном контексте, рождают свою особую эстетику, используя которую можно придать музыке яркий колорит.

Алексей: А чего на актуальном диске больше: мистики, фантастики, мифологии или медитаций и для каких целей лучше всего использовать данный альбом?

Всего понемногу. Я думаю, лучше всего его просто слушать, и если кто-то захочет использовать его как фон для размышлений на обозначенные вами темы, то я буду только рад.

Виктория: Из Ваших интервью создаётся ощущение, что Вы скорее принадлежите к миру науки, и хотя при этом верите в мистику, пытаетесь опять-таки подойти к ней с научной точки зрения. Скажите, есть ли что-то, что Вы не рассматриваете в таком ключе, например, Бог, Абсолют или чистый восторг? 

Я не принадлежу ни к миру науки, н к миру мистики, поэтому ничего не могу сказать о предметах выше. Могу лишь обозначить, что для искусства любая тема может быть предметом рассмотрения или эстетики, и наука с мистикой в том числе.

Виктория: А не было ли у Вас желания сделать альбом с любимыми цитатами из книг / фильмов, положенных на музыку (как в случае с эпиграфом из книги Станислава Лема "Солярис" для новой версии “Echelon” для сингла "Island", но только для всего диска?

Цитата, будь то музыкальная или литературная - это очень яркий художественный приём,  который может значительно повлиять на восприятие слушателя. Но если этот прием повторяется постоянно, то он теряет свою яркость. Поэтому записывать весь альбом из цитат было бы слишком скучным и самонадеянным занятием.

Алексей: Какие из последних прочитанных Вами книг Вас более всего вдохновили, и стоит ли искать следы этих произведений на “Atlas Of Obscure”?

"Odysseus in Hell" содержит например отсылку сразу к нескольким произведениям литературы, где герой Одиссей спускается в загробный мир: собственно в Одиссее он выполняет там свою миссию и возвращается домой, символизируя таким образом победу над неизвестным и торжество выхода из мрака; в “Божественной комедии” Данте Одиссей наоборот заключен в ад в качестве наказания за чрезмерное любопытство и дерзость по отношению к законам мироздания. Мне нравится,  что один образ может быть настолько емким и передавать разные смыслы в зависимости от контекста. Так же я читал романы Лема, о которых мы уже говорили. Лем мне нравится тем, что он сумел поднять жанр фантастики до уровня серьёзной литературы, который наравне с традиционными жанрами затрагивает самые важные и ключевые вопросы.

Виктория: Расскажите, как прошёл ваш концерт 22 июня в Музее Звука, всё ли было по плану и как Вы провели время после выступления?

Концерт прошел хорошо, я играл в отличной компании: Symphocat , Retablo, Svetlo111 , Реконструкция Мха. С таким количеством выступающих за один вечер расписание концерта становится достаточно напряженным, но у нас все прошло как по маслу. После концерта пообщался с коллегами и слушателями, в целом получил много хороших эмоций.

Алексей: Было ли какое-то особое чувство у Вас в этот день в связи с тем, что Вы играли в день летнего солнцестояния, когда на мир готова вот-вот сойти самая короткая ночь?

В честь этого события я подготовил легкий и «светлый» сет, который составил на основе самых спокойных композиций нового альбома.

Виктория: Как часто на концертах Вы пребываете в состоянии близком к трансовому и как часто у Вас возникает желание и возможность смотреть в зал на лица слушателей?

На концерте я стараюсь концентрироваться на исполнении и звуке. Я программирую и видоизменяю тембры многих своих партий в реальном времени, поэтому смотрю больше на кнопки и ручки своих синтезаторов, чем на лица слушателей, а также держу в памяти много разных параметров, что было бы сложно делать в трансовом состоянии.  Но помимо всего этого я чувствую настрой зала и энергетику слушателей, и это имеет большое значение для меня. Если зал готов слушать и внимать, то это придает сил, а если люди изначально не настроены слушать концерт, то приходится прикладывать немного усилий, чтобы переключить их внимание.

Алексей: Случается ли Вам самому подпадать под гипнотическое влияние своей музыки или Вы всегда остаётесь творцом, магом, волшебником, создателем музыкальных заклинаний и выработали у себя иммунитет к такого рода воздействиям?

Нет, мне ничего из этого не близко.

Виктория: Как Вы относитесь к археологии? Нет ли у Вас желания поучаствовать в мероприятии по поиску остатков древних цивилизаций вроде Атлантиды или Гипербореи? 

Мне очень нравится археология, в какой-нибудь другой жизни мне, наверное, хотелось бы этим заниматься, но я получил совершенно другое образование. Мне нравится читать о времени,  когда значимые археологические открытия делали, по сути, любители - Шлиман, Эванс, и другие. Это время прошло, археология требует серьезной подготовки, но кто знает, вдруг я на пенсии все брошу и смогу этим заняться?

Алексей: А если бы на самом деле начали такое археологическое исследование, то с чего бы оно стартовало: с выбора объекта (что искать), месте (где искать), методов (как искать) или целей (зачем искать) и как бы Вы ответили на эти четыре вопроса?

Я думаю,  что одна из самых загадочных и до конца не раскрытых тем в этой области на сегодняшний день, это какой была музыка древнего мира? Я не смогу сейчас ответить на все четыре ваши вопроса, но было бы интересно заняться этой проблемой, учитывая мою текущую деятельность.

Виктория: Что у Вас в ближайших планах и когда в самое ближайшее время можно будет увидеть Asphodela вживую?

Несмотря на внешнее затишье,  я пишу новый материал, который получается достаточно разноплановым, поэтому надеюсь выпустить рано или поздно несколько новых релизов.

Также не так давно “Atlas of Obscure” вышел на всех цифровых платформах, поэтому теперь можно выбрать любой ресурс, который нравится, чтобы его послушать и приобрести:

- Bandcamp: vk.cc/9jtPq8
- iTunes/Apple Music: vk.cc/9vKuOw
- Google Play: vk.cc/9vKv63

А также Spotify, Deezer, Amazon и пр.

Вживую услышать Asphodela можно будет осенью. Сейчас я готовлю концертную программу, не обойдётся без сюрпризов, поэтому следите за новостями, в конце лета будут первые анонсы.

Алексей: На какой ноте и какими словами Вам хотелось бы закончить это интервью?

Спасибо Вам и всем,  кто читает это интервью, и всего доброго. До новых встреч!

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

 

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная

Cсылки на ресурсы проекта: https://vk.com/asphodela.music