06-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
901km – 2016
Alternative/rapcore
"ПЕРВЫЙ"
СТУДИЯ СОЮЗ
Россия, Ульяновск
1 июля 2013 года на свет появилась альтернативная группа 901km, название которой также может при определённых обстоятельствах звучать, как Nine Zero One. После выпуска серии синглов и нашумевшего кавера на песню Ивана Дорна “Бигуди” (по ряду причин, связанных с авторским правом, не вошедшим на диск) команда запустила-таки свой первый полноформатный альбом, который был, не мудрствуя лукаво, так и назван – “Первый”.
“Первый” был выпущен не абы как, а на студии Союз, что с одной стороны автоматически гарантирует ему внимание заинтересованных масс, а с другой – a priori свидетельствует об определённом уровне качества, о чём, впрочем, можно догадаться и по стильной обложке, которая достойна служить не только артворком альтернативного диска, но и экспонатом какой-нибудь независимой выставки художников-экспрессионистов где-нибудь в Сан-Франциско.
Открывает альбом лиричная романтическая вещь “Ты снова одна”, строящаяся на контрасте вкрадчивых проникновенных куплетов и взрывных тяжёлых припевов. Уже сейчас за 901km прочно закрепился статус российских Linkin Park, и основания для такого сравнения, определённо, имеются, однако, в то же время команду можно сравнить со множеством других коллектив (об этом чуть позже), и это тоже будет правдой, ничуть не ущемляя при этом их собственного характерного почерка и собственного лица. Чего стоит один инструментальный проигрыш в той же “Ты снова одна”! Как ненавязчиво и зажигательно 901km вносят в такую простую и доступную вещь элементы прогрессива и арт-рока!
Продолжает пластинку композиция “Хочу верить”, такая же лиричная, неспешная, романтичная и проникновенная, как и открывающий альбом трек. Вкрадчивый мужской голос поёт так, как будто хочет заглянуть в душу слушателям и особенно слушательницам и коснуться своими словами самого сердца – “обрести искомое сердцебиение”. Хитовость этих треков зашкаливает, и даже человек, который в принципе не слушает и не понимает альтернативу такого плана и всяческий инди-поп, вполне может проникнуться вечнозелёными мелодиями 901km и их эффектными, запоминающимися сочетаниями фраз. И второй трек вновь радует слушателя взрывным тяжёлым припевом, строится по принципу цикличности, но здесь перепады выражены одновременно и более ярко, остро, и более мягко, не так нарочито и эпатажно, как в первой вещи.
Песня с неоднозначным названием “Е.Б.” сразу же начинается с линкинпарковского рэп-кора: тяжёлые гитары, характерный речитатив, более грубый и откровенный текст и протяжный, почти “готичный” припев a la поздняя Lacuna Coil. Не менее хитово и цепляюще, но уже совершенно в ином стиле. Эксперименты со стилем продолжаются в следущем треке “Мы” (“Obey”), от которого веет даже современным металкором, а наравне с чистым голосом присутствует экстремальный вокал, что, впрочем, ничуть не влияет на характерную мелодику коллектива и в целом мелодичность трека, а атмосферный задумчивый фрагмент, который музыканты приберегли к концу композиции, привносит ещё большую контрастность и ядерность в это необычное музыкальное произведение.
Номер с загадочным названием “Никта” начинается с почти постапокалиптических звуков клавишных, к которым почти сразу же присоединяются рваные, в меру тяжёлые гитары и полушёпот вокалиста, сменяющийся характерным рэпкоровым начитыванием. Нисколько не сомневаюсь, что у фанатеющих по тематике деградации, разрушения мира и собственной души молодых особ эта вещь про войну мужчин и женщин обретёт культовый статус и будет заслушана не только до дыр, но и до космических пустот, хотя в целом в общей канве альбома, на мой взгляд, она особо не выделяется, даже не смотря на свою бОльшую по сравнению с остальными треками продолжительность и инструментальные вариации на всю ту же постапокалиптическую тематику в конце композиции.
“SOP” – это чистейший образчик современного альтернативного рэпкора: уверенная начитка, взрывные протяжные припевы, моментальные переходы с атмосферных “жизненных” фрагментов на тяжёлые задумчивые куски и даже с эпизодическим использованием пространных клавишных проигрышей и экстремальных core-криков. Практически в таком же духе записана и следующая композиция “После бурной клубной ночи” с одной лишь поправкой на немного больший градус специфичной псевдоромантичности, на деле оборачивающейся ещё более неприкрытым цинизмом, и ещё более странные, почти неоклассические вставки то там, то здесь и проникновенные вкрадчивые, словно убеждающие некую неведомую слушательницу распевки.
В записи трека “Идущий до конца” приняла участие весьма подававшая надежды лет пять назад команда Год Змеи, и нужно сказать, что такое сотрудничество в рамках альбома “Первый” получилось вполне интересным и плодотворным. Да, это вновь вполне традиционный рэпкор, но настолько разбавленный меланхоличной задумчивой атмосферой и протяжными вокализами в припевах, что услышав такую песню краем уха где-нибудь по TV вполне можно подумать, что играет Lacuna Coil или Evanescence.
Всем известно, что любой по-настоящему крутой и шедевральный альбом вряд ли будет на самом деле велик и бесподобен без хорошей запоминающейся медленной композиции. “Выход 21” это как раз такая проникновенная душещипательная баллада с эпизодическим женским вокалом, без которой не обходится ни один рок-концерт и ни одна дискотека. Песня действительно хороша и вполне могла бы пополнить репертуар каких-нибудь To/Die/For, Entwine или Charon. Эдакий альтернативный и вроде как вполне серьёзный love metal.
Акустическая версия потенциального дворового хита “Е.Б.” если и отличается чем-то от оригинала, то только ещё большей близостью “народу”, а также нарочитой уже доступностью и понятностью текста. Идеальная тема для закачки на телефоны и смартфоны поклонников слегка грубоватого прямолинейного рэпкора с текстами “за жизнь”:
“Потому и решил написать тебе вскоре,
Дескать: «Здравствуйте, Лена , такое вот горе –
Ведь Ваш внутренний мир, полюбившийся людям
Рефлекторно мои эрегируют муди”
(c) “E.Б.”
Трек “Вечный”, записанный совместно с Ксенией Сидориной, более известной как Блондинка Ксю, стал для меня главным откровением и взрывом восторга на этом альбоме. Тяжёлые монотонные гитары, чуть более низкий основной мужской вокал без намёков на рэп, а скорее с трагичным оттенком, характерным для таких групп, как Шмели и Кукрыниксы. А партии Ксении делают вещь ещё более яркой, искрящейся и флуоресцентной, привнося в неё неожиданные чувственные и сексуальные оттенки. Плюс трек отличает столь модная ныне тема про вампиров и романтическое восприятие этих кровососущих существ, которая наверняка обеспечит песне всенародную любовь и популярность.
Ну а завершает пластинку ещё одна довольно тяжёлая (пожалуй, самая тяжёлая на всём альбоме, если брать отдельно звук ритм-гитары, навевающий эпизодические ассоциации даже с индастриалом) композиция “Игра”, записанная совместно с ульяновской группой Soya. Неистовый рэпкор во второй половине трека вносит определённую изюминку, но скрашивается неспешными мелодичными распевками вокалиста Soya, что действительно звучит очень интересно и эффектно.
Давно прошли те времена, когда российские группы были хуже или слабее западных прототипов. И альбом “Первый” амбициозной, а главное стильной и имеющей чувство вкуса команды с причудливым названием 901km стал именно такой отличной версией именитых забугорных коллективов, но с поправкой на тот факт, что их тексты и техника исполнения это уже основа самобытности и достаточно большой оригинальности. Приглашённые участники сделали своё дело, и альбом зазвучал ещё более разнопланово и интересно, чем мог бы.
Какой вердикт может быть в рецензии на такую пластинку? Для любителей альтернативного, слегка “приглаженного” рэпкора это определённо must have, ибо в этом CD на самом деле прекрасно всё: от обложки и первого звука до последней строчки и финального аккорда. Ну а ежели вы ну никак не можете причислить себя к пламенным фанатам ни рэпа, ни кора, ни альтернативы, ни группы Linkin Park, ни смежных музыкальных направлений, но любите просто хорошие песни “со смыслом”, да ещё вдобавок исполненные “с душой”, то прослушать 901km хотя бы раз вам было бы как минимум не вредно. Попробуйте. Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.