ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Abigorum / Cryostasium "Unholy Ghost Liturgy"

Abigorum, Cryostasium, Unholy Ghost Liturgy

12-12-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ABIGORUM / CRYOSTASIUM – 2016
Psychedelic black metal / ambient
"UNHOLY GHOST LITURGY"
SATANATH RECORDS / ABSTRUCE EERIE RADIANCE
Россия, Санкт-Петербург / США, Бостон

Не часто встретишь среди мнообразного потока CD-новинок альбом из серии “коллаборация”, что означает “сотрудничество”, но сегодня перед нами диск как раз из такой серии. Алексей Королёв, известный по своему эмбиентному проекту Satanath и околодумовому блэк-проекту Abigorum, объединил свои усилия с американцем по имени Коди Майлет (Cody Maillet) и его one-man проектом Cryostasium, в результате чего увидел свет стильный диджипак под названием “Unholy Ghost Liturgy”, изданный при поддержке лейблов Satanath Records и Abstruce Eerie Radiance.

Что такое литургия, я полагаю, в той или иной степени сейчас уже знают все поклонники тяжёлой музыки, а вот что такое литургия, которую служит нечистый дух, нам с вами только предстоит узнать из прослушивания этого почти 70-минутного альбома, содержащего в общей сложности двадцать треков, включая финальное интро. На обложке мы видим некую инфернальную субстанцию в виде зловещего человекоподобного существа, которая выползает из черноты на тёмно-красный, почти коричневый фон с необычными древесно-космическими разводами.

Открывает альбом на первый взгляд вполне традиционный депрессивный блэк-рокот с использованием то ли симфонического, то ли нойзового бэкграунда. Но уже спустя пару минут ощутимо веет авангардом, который разнообразно и поступательно разворачивается на фоне среднетемпового блэкового чёса. Второй трек встречает нас экспериментальным звуком гитар, всё теми же авангардно-траурными партиями, напоминающими духовые, и отчаянным, как будто смазанным скримом, который по большей части выполняет роль ещё одного муз.инструмента.

Музыка действительно весьма похожа на нечто ритуальное – какое-то страшное и нечеловеческое богослужение, в котором служат не Богу, а кому-то прямо и кардинально Ему противоположному и противоборствующему. Уже добравшись до третьего трека, я ощутил глубокое восхищение альбомом и едкую иронию по отношению к польскому проекту Batushka, который также совсем недавно замахнулся на исполнение своеобразной чёрной литургии. Мастермайнды Abigorum и Cryostasium убедительно показывают, что литургия это не просто набор богохульств.

Это именно служение. Серьёзное, продуманное и сконцентрированное служение. И этот литургический стержень всегда должен присутствовать, даже если литургия выполнена в жанре психоделического блэк-металла и посвящена нечистому духу. Страшные завывания, скрипы и почти хаотический шквал блэк-метал-холокоста ни в коем случае не мешают и не умаляют основную идею альбома, которая очевидно и ярко прослушивается от трека к треку как целенаправленный ритуал во славу тьмы и сил хаоса и распада.

К сожалению, информация о концепции этого анонсировавшегося аж с 2014 года альбома как на самом диджипаке, так и на сайтах лейблов минимальна. Единственное, что там удалось найти – это слова о том, что звуковое выражение неизведанного и пугающего космического хаоса, которое представлено на релизе, вполне возможно является отражением реально существующего мира. Осторожное “вполне возможно” напрочь теряет силу, едва мы добираемся до шестого трека, где адские колокола нестройно и зловеще поют славу предвечной черноте.

Попытка создать нечто подобное тому, что представили нам Алексей Королёв и Коди Майлет на своём совместном релизе “Unholy Ghost Liturgy”, по сути действительно не является чем-то революционно новым. Подобные эксперименты на самом деле имели место в истории тяжёлой музыки. Но новаторство этой колаборации состоит в том, что музыканты сотворили нечто далеко уходящее как от блэка, так и вообще от музыки, и выполнили это на основе традиционного, можно даже сказать примитивного тру-блэка, хотя их творение отнюдь не вышло примитивным!

Эпизодически простираясь не только на психоделик и эмбиент-территории, Abigorum и Cryostasium касаются таких направлений, как tribal metal, avant-garde metal, industrial metal, dark metal, experimental metal, drone и noise. Их совместный проект звучит как ядерная смесь Second To Sun, Pan.Thy.Monium, Burzum, Morgul, Eths, Arcturus, Diabolical Masquerade, Spi-Ritual и Satanath. Уже девятый трек с его мрачными потусторонними завываниями намекает на пик и апофеоз альбома, но это всего лишь середина, и развитие музыкальных идей идёт полным ходом.

Изощрённые басовые соло сменяются странными позвякиваниями и перестукиваниями, а традиционные блэковые риффы вполне гармонично соседствуют с чуть ли не джазовыми проигрышами (“Essential Death”), в то время как пронзительные вопли и экстремальные взрыкивания ненавязчиво дополняют индустриально-эмбиентные провалы (“Realization Of Regress”). В преддверии завершающего пластинку интро мы слышим невероятную кавер-версию – “None” (CME cover), на которой творцы этого кромешного ритуала постарались ни на шутку.

Материал, представленный на “Unholy Ghost Liturgy” на первый, поверхностный взгляд имеет весьма много общего с творениями в стиле депрессивного блэка, и поэтому вполне может быть интересен и привлекателен для адептов dsbm-идеологии. На самом деле, едва только вы чуть глубже проникнете в ритуальный водоворот этого релиза, то без труда заметите, что сама сущность творчества данного тандема имеет совершенно иные корни, и эти корни тянутся не к творческому наследию Баха, Стравинского, Евронимуса, Куортона и графа по имени Гришнак.