08-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Этот московский one-man-проект выбрал себе нелёгкий путь самобытного развития вне следования каким-то признанным западным образцам. Если 90% отечественных исполнителей в начале своего творческого пути стараются подражать иконам жанра и старательно копируют их стиль и почерк, то Борис Белик и его Atrium Mortis с самого начала двинулись собственной дорогой, по ходу прогулок по которой уже выпустили три релиза.
Я с большим интересом и симпатией следил за творческими поисками проекта, а в своей рецензии на EP “Дороги” сравнивал Atrium Mortis с Поездом Родина, КYРСКом и Second To Sun – Борис на самом деле смог сочинить и записать материал настолько же русский, широкий и раздольный, но умещающийся в основные жанровые каноны мелодичного дэт-металла шведского образца. Ну а сейчас перед нами полноформатник, и это немалое событие для проекта.
Титульная вещь оказалась глубокомысленным инструментально-симфоническим интро, широким жестом приглашающим нас на прогулку по лонгплею, а следом за ним звучит тяжёлый трек “Творец” с клавишными вкраплениями в духе Samael и Septic Flesh и таким же угрюмым гроулом. Парадоксально, но факт: влияния швейцарцев и греков на самом деле слышны сейчас в музыке Atrium Mortis совершенно невооружённым ухом, что, однако, совсем не портит материал.
А вот “Биомашина” возвращается на более традиционные для проекта мелодэтовые рельсы: появляются стремительные соло, ритм-гитары ускоряются, а голос воспринимается как чуть более брутальная и современная версия Чёрного Обелиска, законность параллелей к которому подтверждают и характерные философские тексты, которые без труда можно воспринимать на слух. Два-три эффектных риффа, соло, клавишные, ритм – так выглядят новые треки проекта.
При всей своей мдм-техничности Atrium Mortis сейчас звучит очень просто, доступно и чуть ли не хардроково. Чувствуется, что основа новых композиций – это именно песни, которые лишь по коммерческим соображениям были облечены в сверкающую броню smdm-патетики. Четвёртая вещь “Никто” напомнила мне даже Чёрный Кофе и их “Переступи Порог”, как будто Борис загорелся идеей донести до молодого поколения высокие идеи и наработки кумиров юности.
Пластинка выдержана в едином ключе и не старается уходить из единой колеи, однако данный факт совсем не означает, что на диске нет хитов. Так, пятая сюита под названием “Армагеддон” даже как будто звучит громче, а вокальная мелодия зубной нитью врезается в мозг настойчиво и безапелляционно. Не зря-не зря мне ещё при прослушивании мини-альбома “Дороги” вспоминался магаданский Dissector – общего с командой Яна Федяева у Atrium Mortis немало.
Градус хитовости повышается по мере углубления в лазерные дорожки пластинки, и шестая вещь “Арена” выглядит как настоящий манифест в стиле “Архипелаг ГУЛАГ”. Болезненная, надрывная и даже отчаянная безысходность пульсирует в композициях Бориса Белика и во многом напоминает дум-метал как таковой и в частности Якорь с их рваными кромешными гимнами экзистенциально-безнадёжной горечи.
Такие фразеологические единицы, как “жить в России” и “слушать Atrium Mortis” можно назвать звеньями одного синонимического ряда. Борис поёт о знакомом, понятном, ежедневном и очевидном, но поёт так, что начинаешь воспринимать свою реальность совершенно с другой точки зрения, а руки сами собой тянутся к поржавевшим напульсникам юности с тем, чтобы выйти из зоны комфорта и вновь встать в оппозицию существующему положению вещей, как это было в возрасте teen.
В этом смысле стиль группы можно назвать экзистенциальным металлом и порекомендовать всем почитающим Оруэлла, Экзюпери, Ремарка и Солженицына. “Круговорот” звучит почти как звериный медвежий рык человека, утратившего последнюю надежду, а “Ртуть”, построенная на контрасте ритмично-драйвового чёса и камерных клавишных проигрышей, напоминает классику Егора Летова и его современных метал-последователей из Insidious One.
Как некогда Д.С. Мережковский, Atrium Mortis нашпиговал альбом смыслами и скрытыми посланиями, положил в бутылку и выбросил с тем, чтобы заинтересованные, живые и неравнодушные нашли, увидели, поняли и приняли к сведению. Каждая песня на диске – это ещё одна страшная история о том, как мир убивает нас и превращает человека в биомассу. Лирика написано просто, но доходчиво и даже плакатно, а в написании текстов принимал участие на этот раз не только сам Борис, но и несколько молодых поэтесс.
“В огромном городе небо, как ситец,
А по ночам начинается буря.
Я обиваю пороги гостиниц –
Слава богу, не тюрем.
Наш сорт готовится в адских плавильнях,
Мы не выходим на берег из пены.
Сегодня мир поклоняется сильным
В самом центре арены.
[…]
Соленый вкус: уже что-то разбито,
И из губы алой клюквой сочится.
Бежать по краю звереющей битвы –
Лучший способ проститься”
(c) “Арена”
Возможно, кто-то даже скажет, что “Ртуть” и “Через Тернии” готичны, но это не готичность и уж тем более не стилизация. Это та обнажённо-неприкрытая правда, о которой мы забыли, спрятавшись в уютном коконе социальных сетей – это крик отрицания и неприятия, настоящий и искренний как сама жизнь, и лишь для амортизации прикосновения к нашим слишком изнеженным нервам закутанный в оркестровый мдм-туман.
Чем ближе к завершению CD, тем больше поэтичной, лирической песенности находим мы в треках. Голос Бориса всё ближе и ближе, то и дело он даже переходит на “человеческое” пение, словно забывая про надрывный ревущий гроул. Именно таковы “Точка” и метафизический пакт под названием “Вода”, а завершает компакт эпичная оркестровая вещь “Утопая”, которая сообщает пластинке некую закольцованность, делая её в то же время завершённой, целостной.
“Вход В Пустоту” не звучит идеально и вылизано, что отчасти объясняется тем, что задачи автора были принципиально иными, нежели создание очередной поп-метал-поделки, а отчасти связано с тем, насколько сложные ставит перед собой задачи музыкант. Понятно, что не обладая теми техническими девайсами и возможностями, которые имеют Septic Flesh, сложно подняться до высот их звучания, однако особенности саунда Atrium Mortis не портят впечатление от альбома.
Сейчас проект уже весьма отдалённо похож на мелодик-дэт-метал и добавляет в свою музыку множество других влияний. Немного упрощая, скажу так: “Вход В Пустоту” – это Гражданская Оборона в металле, которая стала звучать как Samael, Septic Flesh, Якорь и Dissector, но не растеряла своей пламенной убеждённости, оформив и окультурив её с точки зрения строгих металлических канонов. Альбом не идеальный, но очень сильный и искренний. Рекомендую.