ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Богиня огня и хозяйка огненной стихии» Интервью с Dea Ignis

10-11-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я думаю, все уже давно привыкли, что наши интервью с Каэтаной Альба из неоклассического питерского проекта Consuelo неизменно оказываются очень вдумчивыми, содержательными и интересными, ну а сейчас у нас ещё одна особая возможность в этом убедиться. После шести лет молчания, словно птица Феникс из пепла восстаёт сайд-проект Каэтаны De Somniis, который изначально ориентировался на эксперименты по совмещению рока, металла и музыки эпохи барокко. Теперь это единоличный проект Каэтаны и называется он Dea Ignis, а все интересующиеся не так давно уже имели возможность послушать их замечательный дебютный сингл. Про праздничность и пышность музыки эпохи Барокко, про непредсказуемую огненность характера древних богинь и нюансы работы с материалом известных только узкому кругу профессионалов и давно почивших гениев прошлого читайте в нашем сегодняшнем интервью с Каэтаной, и если вы ждёте отличное интервью в её фирменном стиле, вы точно не будете разочарованы!

– Здравствуйте, Каэтана! Поздравляю Вас с возобновлением деятельности своего сайд-проекта и с новым синглом! Как так получилось, что De Somniis всё-таки был возрождён?

– Здравствуйте, Алексей! Спасибо большое! Но это уже не De somniis, а другой проект, хоть и занимается тем же самым, то есть каверами или даже, правильнее сказать, ремейками музыки эпохи  барокко на современный лад.

– Почему было принято решение сменить название и откуда взялось нынешнее имя проекта?

– Есть известное высказывание: как лодку  назовёшь, так она и поплывет, вот так и произошло с  De Somniis, что в переводе означает «о снах». Вот проект и уснул на долгих шесть лет, и неудивительно!

Почему-то при слове сон мне сразу вспоминаются строки из композиции Соnsuelo «Сон» на стихи Николая Гумилева: “Застонал я от сна дурного и проснулся тяжко скорбя” с альбома, который вышел осенью 2023. Или из монолога  Гамлета “Быть иль не быть”:  «Уснуть и видеть сны? Вот и ответ: какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят…»  Кстати, ария «Быть иль не быть» в проекте Consuelo вышла в сентябре этого года. Потому видимо и ассоциации у меня такие возникают. А, может, я просто беззастенчиво рекламирую творчество своего основного проекта, пользуясь этим интервью, как дополнительным инфо-поводом!

Но это я, пожалуй, увлеклась и отвлеклась… А если говорить о Dea Ignis, то вот как возникло это название… Во-первых, то, что имя проекта надо менять я поняла сразу. После такого долгого перерыва лодку точно нужно назвать иначе, другой более подходящий момент для этого и представить трудно. Да и аранжировки теперь стали другими, более энергичными, стремительными, чем раньше. Под старое название уже не очень подходили, как бы сказали психологи – «когнитивный диссонанс».

С выбором нового названия все получилось не случайно, как, впрочем, и все остальное в моей жизни. Где-то осенью прошлого года мне попалась в интернете статья об актрисе Марии Капнист, человеке тяжелой судьбы, которая прошла сталинские лагеря и.т.д. Но главное тут было то, что она принадлежала к дворянскому роду Капнистов, на гербе которого в качестве девиза красовалась надпись «sub igne immotus», что в переводе с латыни означает буквально «непоколебим под огнем», а если переводить более художественно, то можно сказать «и в огне не горит».  И меня сразу зацепило это название, я поняла,  что для обновлённого проекта именно подойдёт что-то связанное с огнём, ведь огонь – это моя стихия, я – Стрелец по гороскопу,  да и в аранжировке нового трека  «Se tu mami» явно появилось что-то искрометное, огненное. Но не называть же проект так длинно! Да и нехорошо брать девиз с чужого дворянского герба… И вот после долгих раздумий родилось это название – Dea Ignis, то есть богиня огня, хозяйка огненной стихии…Мне показалось, что ничего более подходящего для нового имени проекта просто не существует в природе…

А ещё возникла интересная мысль, уже второй раз в жизни я приняла надпись на дворянском гербе за руководство к действию. Пожалуй, стоит подумать о том, чтобы коллекционировать эти надписи, в них могут быть ответы на очень и очень многие вопросы, ведь  выбирались они уж точно не случайно…

– Коллекционирование надписей на дворянских гербах – это достаточно необычное хобби. Тем более если воспринимать их как руководство к действию! А с чего тут всё началось?

– На самом деле в моей коллекции пока всего два девиза: первый «Deus conservat omnia» – «Бог сохраняет все».  Это надпись на гербе рода Шереметьевых, который красуется на воротах когда-то принадлежавшего им Шереметьевского дворца, он же Фонтанный Дом, в котором уже в XX веке проживала Анна Ахматова. Наверное, вы помните моё интервью от 2020 года, которое было посвящено клипу «Я голос ваш» на мою песню на стихи Анны Андреевны, которое называлось «Мистический Эксперимент в духе Deus conservat omnia». Так сложилось, что и в жизни Анны Ахматовой, моего любимого поэта и в моей жизни эти слова сыграли большую роль…

Ну а теперь ещё одна надпись на дворянском гербе стала для меня девизом по жизни и вторым раритетом в моей коллекции… Возможно, теперь она будет пополняться чаще…

– А насколько случайно находятся все эти гербы и названия? Как Вам кажется, стоит ли тут искать какое-то мистическое измерение? Вот во времена Достоевского было в порядке вещей, например, гадать и искать руководство к действию, раскрывая наугад Библию. Не стоит ли считать аналогом таких гаданий и Ваше отношение к надписям на гербах?

– Да, думаю, стоит. Да и гадание на книге, как священной, так и на книге стихов известного поэта или писателя, например, – тоже хороший действенный метод, который практиковали не только во времена Достоевского и задолго до него, но и сейчас. Я сама неоднократно его использовала, особенно на сборнике стихов Анны Андреевны. Как раз самые точные и близкие к истине ответы на вопросы мне удавалось получить именно через него…

– А Вам самой никогда не хотелось придумать герб своей семьи, а затем добавить к нему надпись-девиз? Каким бы мог быть такой герб и украшающая его надпись?

– А это интересная мысль, пожалуй стоит об этом подумать серьёзно… Но дело это – весьма непростое…

– Стоит ли искать в нынешнем названии Dea Ignis что-то мистическое и связь с языческими богинями прошлого?

– Мистическое здесь, безусловно, стоит искать и можно даже найти… Есть ещё одна тайна, заложенная в название Dea Ignis, в нем зашифровано моё собственное имя, имеется ввиду не  творческий псевдоним, а то, как меня назвали родители и ещё имя одного моего предка по материнской линии. Так что помощь стихии огня, моей стихии и плюс ещё помощь рода, вот что несёт в себе новое имя проекта. Пожалуй, о гербе и правда стоит задуматься и, кажется,  я начинаю понимать, каким он мог бы быть…

Насчёт языческих богов и языческих культов, это всегда было из области моего особого интереса, и конечно связь с языческими богинями здесь прослеживается. Помнится, ещё в подростковом возрасте я увлеклась древнегреческой и древнеегипетской мифологией, позже шумерской и хеттской. Но мне больше нравилось придумывать своих богинь, наделяя их чертами из различных культов, плюс ещё добавляя им придуманные мною черты… Нельзя сказать, что у нынешней Dea Ignis есть какой-то конкретный прототип из той или иной мифологии. Скорее, это некий собирательный образ, во многом плод моего воображения и фантазий.

– А почему всё-таки не было возможности оставить прежнее название? Это намёк уже на уровне вывески на то, что перед нами всё-таки немного обновлённый De Somniis?

– На самом деле я долго колебалась перед тем, как сменить название. И собственно, во многом по этой причине проект возобновился только сейчас, а не годом или двумя ранее. Но в очередной раз послушав аранжировки, прежние и новую  я поняла, что нельзя цепляться за прошлое и нужно двигаться дальше. Да и “De somniis” хоть красиво звучит и особенно красиво смотрится написанным, но мало того, что проект впал в летаргический сон на долгие шесть лет, так ещё и для русского человека, не знающего латыни это название созвучно  слову «сомнение». А мне не хотелось больше ни летаргических или каких-то ещё снов, ни сомнений в чём бы то ни было. Поэтому отныне Dea ignis…

– Чем Вас так привлекает эстетика барокко? Почему было принято решение создать даже отдельный проект для реализации данного жанра?

– Меня вообще привлекает все старинное и древнее, не только барокко. А если говорить конкретно о нем, то красота, пышность,  вычурность и помпезность, свойственная этому стилю, не только в музыке, но и в архитектуре и в других видах искусства лично у меня рождает ощущение вечного праздника, чуда, какого-то волшебства. Приходят на ум слова из песни группы Queen « It' a a kind of magic», именно их мне и хочется произнести, рассуждая об эстетике барокко. Какая-то нереальная магия исходит от этих гармоний, звуков органа и клавесина, таинственного блеска свечей… Буйство красок и звуков, цветов и оттенков – это как золотая осень или предновогодняя пора чудес… Лично у меня барокко вызывает именно такие ассоциации. Все в этом мире божественно-красиво, совершенно, мощно и интригующе, как музыка Баха и Генделя – двух величайших композиторов этой эпохи, которых я люблю с детства…

– Как считаете, чему стоит поучиться современности и современному человеку у эпохи барокко и у музыки из этой эпохи?

– Каждая эпоха неповторима, вряд ли современный человек может мыслить теми же категориями, что человек 17-18 веков. Сейчас, в наш век компьютеров и современных технологий трудно себе представить, что Бах и Гендель – оба на старости лет ослепли, от того, что всю жизнь писали от руки ноты при свечах. Музыкантам 21 века не нужно этого делать, да и медицина шагнула далеко вперёд. Человек не только эпохи барокко, а  вообще прошлых веков лучше, чем мы сейчас, понимал и чувствовал, что жизнь коротка, что каждый день нужно  прожить, как последний, был более фаталистичен и был ближе к Богу. А может наоборот это Баху не хватало компьютера и наших современных технологий, с помощью которых он бы сотворил ещё большую революцию в музыке? Хотя уж куда больше, если до сих пор в каждом музыкальном учебном заведении изучают его произведения. Так что современности не только есть чему поучиться у эпохи барокко и у музыки той эпохи, а мы это делаем, подчас сами того не замечая…

А ещё, современные люди слишком циничны, их уже ничем не удивишь, в отличии от представителей прошлых эпох. Больше романтики, ощущения праздника в душе, умения видеть гармонию и красоту, меньше фальши и больше искренности, веры и какого-то первозданного восторга, столь свойственного людям из прошлого, – мне кажется, что именно этого не хватает современному человеку и это стоит почерпнуть из богатого опыта прошлых столетий…

– А в чём главное отличие De Somniis и Dea Ignis, на Ваш взгляд, и что главного у двух этих коллективов?

– В чем отличие, насколько оно велико и велико ли покажет время. Сейчас, когда издан только один новый сингл, об этом говорить ещё слишком рано. Вот когда их будет хотя бы 3-4, картина станет понятнее. Пока ясно, что стало больше экспрессии. Дело в том, что каким бы стилем музыки я ни занималась, будь то современная или барокко, мне всегда казалось, что, как говорил Людвиг ван Бетховен: «музыка должна высекать огонь из груди человеческой». Вот эта фраза тоже во многом является девизом моей жизни, хоть это и не надпись на дворянском гербе, но зато слова великого композитора. Поэтому сейчас это получается «огненное барокко», если можно так выразиться.  Проект De somniis был более спокойный, меланхоличный. Возможно, для барокко это и больше подходит, для того барокко каким оно было в соответствующую эпоху. Но мне всегда хочется чего-то новаторского, такой уж я человек…

– Давайте вернёмся к истоку De Somniis. Как всё начиналось, и с какими идеями и мыслями создавался проект?

– Сейчас уже трудно четко  вспомнить, как все начиналось. Особенно когда это не основной, а сайд-проект или кавер-проект. Помню, что в какой-то момент пришла мысль попробовать совместить барокко с роком и металлом. Притом даже затрудняюсь сказать, кому первому из нас пришла в голову эта идея. Дальше выбрали несколько композиций, собрались, порепетировали, посмотрели, что может лучше получится.  Разумеется, не мы первые, кто совмещал классику с современными стилями, но ведь у всех это получается по-разному! В итоге записали несколько композиций, показалось, что  неплохо вышло…

– В какой момент пришло осознание, что нужен именно особый сторонний проект, и не всё можно воплотить и реализовать в рамках Consuelo?

– Во-первых, в Consuelo и так много всего намешано – и собственное творчество, где слова и музыка авторские, и где лирическая составляющая – стихи известных поэтов, а музыка авторская, и Consuelo Modern Opera Theater, который занимается каверами классической музыки, в основном ариями из знаменитых опер, а с этого года – написанием опер собственного сочинения. Кстати, с этого года  виртуальный оперный театр проекта Сonsuelo тоже выделен в отдельное сообщество  от основного проекта. Тем более добавлять сюда ещё и барокко было бы уже слишком. Какой-то музыкальный винегрет бы получился. А этого никому не нужно, разумеется. Но это если говорить о дне сегодняшнем,  почему я не присоединила проект  De somniis  к своему основному проекту, после ухода моей коллеги из него.

Ну а если  говорить об уже далёком 2015 или даже 2014, когда зарождался проект De somniis, тогда мы с Whisp именно хотели создать совместный проект, отдельный и от её авторского,  и от Consuelo. Её авторский проект тогда ещё только создавался, насколько я помню, а Сonsuelo представлял собой концертирующий коллектив с бывшим гитаристом и другими музыкантами и с совместной музыкой – моей и гитариста. На то Consuelo, которое есть сейчас он был ещё мало похож. Так что тогда речь  могла идти исключительно об отдельном проекте от всего этого, которым и стал в 2017 году De somniis.

– Как Вы считаете, насколько вероятно, что в какой-то момент Whisp всё-таки вернётся в проект?

– В процессе работы выяснилось,  что представление о том, как все должно звучать у нас очень разное. Ну это нормально, часто у музыкантов не совпадают взгляды на аранжировку и т.д.… Бывает, что творческим людям лучше работать в одиночку – каждому над своим проектом, так будет лучше и продуктивнее для искусства. Каждый создаст что-то свое, неповторимое. Так, как он это видит. Не всегда в спорах рождается истина, а компромисс в искусстве – вещь неприемлемая. В шоу-бизнесе – да, в искусстве – нет.

– Вообще есть хоть какая-то вероятность, что такое может произойти? И Вам самой хотелось бы, чтобы это произошло или Вы уже вполне освоились в обновлённом режиме единовластного руководителя?

– Если возвращаться к тому, что уже было – значит двигаться назад. Если ты что-то уже оставил в прошлом, значит, на то были причины. Идти стоит только вперёд, тем более, что нынешний  cocтав Consuelo  доказал свою продуктивность – каждый год мы выпускаем по несколько релизов. А поскольку  в Dea ignis  теперь работаем с этим же  составом, то есть шанс, что и этот проект тоже станет более урожайным и да не постигнет его стагнация! Аминь!

– А чем отличалась работа над треками раньше с Whisp и сейчас в современном Dea Ignis? Поменялся ли как-то подход к работе и сам процесс создания композиций?

– Подход к работе, конечно, отличается. Ведь тогда мы организовали проект De somniis как полноправные партнёры. А сейчас все осуществляется так же, как в Сonsuelo. То есть в первом случае был «two person's project» а во втором –  «one person's project». В первом случае выбор произведений и то, как они должны звучать – это ответственность двух человек, а во втором – одного. Тут есть свои  плюсы и минусы. С одной стороны, когда работаешь один, меньше споров и разногласий, меньше компромиссов. С другой, коллега может подать какую- то интересную идею, которая тебе самому может не прийти в голову. Если говорить о подходе к аранжировкам, то это больше вопрос к аранжировщикам, в случае с De somniis – к Антону Григорьеву, а в Dea Ignis – к Петру Янссену. Подход к работе у них, безусловно, разный. Судя по моим наблюдениям, Антону все же было больше свойственно следовать традициям и действовать в рамках заданной стилистики, а Пётр не боится выходить за рамки, а иногда и менять традиции и ломать стереотипы. В этом мы с ним  похожи и видимо потому результат совместной работы меня больше устраивает.

– Как на данный момент Вы разделяете Consuelo и Dea Ignis? В чём заключается основной водораздел двух этих проектов, особенно учитывая тот факт, что состав в двух этих проектах практически идентичен?

– Тут важна сама музыка, а не состав. Сonsuelo – это проект с авторской музыкой, Dea Ignis – кавер-проект на музыку композиторов, которые были намного известнее меня.

– В какую сторону двинется Dea Ignis дальше, и можно ли ждать от проекта утяжеления звучания в сторону симфо-металла, некоторые элементы которого и так уже присутствуют у вас на сегодняшнем сингле?

– Специально к утяжелению никто стремиться не будет, разумеется. Такая цель не преследуется. Будем исходить из материала, какие-то композиции могут получится более лирическими, какие-то  – более драйвовыми. В целом, направление планируется пока примерно такое, как на последнем сингле. Ну а дальше – посмотрим!

– А на какую аудиторию ориентируется ваш проект, и кто слушатели De Somniis и Dea Ignis?

– Проект ориентирован на совершенно разных людей, одна из его задач сделать музыку эпохи барокко ближе современному слушателю. Притом речь именно о людях, которые не знают эту музыку, которая может стать для них неким открытием или откровением, а может и тем и другим. В том виде, как её исполняют в филармониях, они вряд ли станут её слушать. А в формате Dea Ignis она их может даже зацепить. Да и почему композиторы той эпохи должны быть известны только ограниченному кругу меломанов, которые по большей части сами – классические музыканты? Разве не заслуживают они такой же известности, медийности, как какие-нибудь модные нынче попсовики? Если я когда-нибудь прочту в инете под постами с треками Dea Ignis  что-то подобное: «Вот был на концерте такого-то /имеется ввиду какой-нибудь известный исполнитель современности, не хочу называть никаких имён, /ну так, вроде неплохо, но все это уже было. А вот послушал Перголези, вот это крутой чувак был, такую музыку писал!!!!», то буду считать свою цель достигнутой. А цель заключается в том, чтобы композиторов, незаслуженно известных лишь узкому кругу лиц сделать более популярными у широких масс. Может быть, им это и все равно, конечно, ибо они давно находятся в лучшем и более совершенном мире, чем наш, но не все равно мне!

– Как думаете, аудитория проекта в его изначальной инкарнации и сейчас будут как-то отличаться?

– Поживём – увидим, как говорится…

– А вообще в какую сторону Вам хотелось бы развивать Dea Ignis?

– Сложно сказать, бывает, хочешь одного, а в итоге может получится нечто совсем другое. Ведь стихия огня может выйти из-под контроля и начать диктовать свои законы и правила. Пока я могу лишь сказать, что хотелось бы придерживаться большей моножанровости, чем в Consuelo. Мне всегда хотелось иметь проект, в котором большинство треков будут примерно в одном стиле, ну хотя бы ради разнообразия в жизни! Вот ведь парадокс получается: хочу большего однообразия ради разнообразия!  Но что в итоге из этого получится, кто его знает. Удастся ли удержаться в определённых рамках и не выходить за них? По крайней мере не выходить слишком далеко … Или захочется раздуть мировой пожар на ниве старинной музыки и перевернуть все с ног на голову? Что ж, думаю, время покажет…

 – Что в самых ближайших планах? Уже есть какие-то определённые замыслы и идеи треков?

– Да, безусловно. Недавно записали со звукорежиссером две композиции Генделя, пока черновую версию для аранжировщика. Да и ранее уже были записаны версии двух треков Кальдара. Хоть я и не объявляла о возобновлении этого проекта до 2024 года, но всегда имела ввиду, что он обязательно возобновится и потому материал готовился давно. Есть ещё в планах некоторые произведения. Так что работаем…

– Уже вырисовываются какие-то планы по поводу полноформатника? Вообще как долго можно ждать полноформатный альбом?

– О полноформатнике говорить пока преждевременно, только о синглах, в лучшем случае о мини- альбоме.

– Ждать ли от Dea Ignis клипов?

– Когда-нибудь, наверное, ждать! Но точно не в ближайшее время, ибо задача эта явно не из лёгких. Ведь барокко – это масштаб, грандиозность, праздник, фейерверк, а, значит, и клип должен быть соответствующий – яркий, зрелищный. Во что всё упирается, думаю и говорить не нужно, но точно не в недостаток идей…

– Какого вопроса Вы больше всего ожидали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Не было ли какой-нибудь мистической истории, связанной с проектом Dea Ignis и работой над треком “Se tu mami”…Просто такой вопрос часто встречался в интервью Сonsuelo. Но, видимо, проект другой, поэтому и вопрос не прозвучал. Да и никаких мистических историй, как ни странно, действительно не было, хотя, возможно, всё ещё впереди… И курьезных историй, типа вселенского потопа на Новый Год тоже, к счастью, не происходило. Наверное, для эпохи барокко свойственны какие-то совсем другие истории и, думаю, со временем они тоже появятся. Ведь если за дело берусь я, то мистика и всякие приколы, связанные с ней, неизбежны…

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?

«Слушайте больше классическую и старинную музыку, а не только рок, метал и иже с ними. В ней можно  почерпнуть вдохновение и духовно обогатиться, расширить свой музыкальный кругозор и найти ответы на многие вопросы… Как известно, «моё будущее – в моем прошедшем»…

– Спасибо за интервью!