ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Мистический эксперимент в стиле Deus conservat оmnia” Интервью с Каэтаной Альба (Consuelo).

13-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В наше время почти не встретить музыкальных интервью, в которых поднимались бы какие-то по-настоящему глубокие и интересные темы – интервью, которые могли бы служить хорошей пищей для ума и предлагали бы для размышления серьёзные и глубокие мысли, но, к счастью, в этой не самой приятной современной традиции, то и дело появляются свои исключения! Каэтана Альба относится максимально серьёзно ко всему, что связано с её творчеством, почти с геометрической точностью и дотошностью выверяет смыслы, идеи, даты, детали и нюансы в клипах, тщательно продумывает способ подачи и используемые стили, однако её последние работы, посвящённые Анне Андреевне Ахматовой, в этом плане стали настоящим триумфом концептуальности и апофеозом глубины. Сама Каэтана называет свой клип “Я голос ваш”, который, кстати, был признан у нас на ASTARTA лучшим релизом декабря 2019 года, мистическим экспериментом, и в данном случае это не просто пиар-ход и не просто слова. О мистической связи с Ахматовой, о странном и необъяснимом, а также о вечном и великом в нашем новом, невероятно интригующим интервью, которое просто обязано было появиться сегодня в пятницу 13!

Алексей: Здравствуйте, Каэтана! Поздравляем вас с победой в нашем опросе и с выпуском такого интересного и мистического сингла, которым является “Я голос ваш”, давайте о нём и поговорим! Наверняка у данной работы есть своя предыстория, давайте с неё и начнём. Как вышло, что Вы решили сделать такой необычный для себя и мистический трек, а затем и такой же мистический клип?

Здравствуйте, Алексей! Спасибо большое за поздравления! Да, предыстория, конечно, есть, предыстория длиной в жизнь, если можно так выразиться. А точнее,  длиной в мою сознательную жизнь, с момента как я познакомилась с творчеством Анны Ахматовой. Серьезно увлекаться поэзией я начала лет с 11 - 12, любимыми поэтами в начале были Михаил Лермонтов, Василий Жуковский, Генрих Гейне. С поэзией Серебряного века я познакомилась чуть позже и в начале меня заинтересовали Валерий Брюсов и Александр Блок. А вот, когда я впервые взяла в руки сборник стихов Ахматовой, то тут произошло, как поется в песне популярного ныне эстрадного певца «в самое сердце на пораженье…».

Эти стихи я полюбила сразу и на всю жизнь, они словно открывали дверь в какое-то иное измерение бытия, они часто всплывали в памяти в различных жизненных обстоятельствах,  и всегда приходили в голову  именно те строки, которые были нужны в данной ситуации, они окрыляли, они помогали жить…. Впрочем, о своем отношении к поэзии Анны Андреевны я могу говорить часами, а если резюмировать вкратце, то я являюсь очень давним и преданным поклонником ее  творчества.  Музыку на ее стихи я начала писать когда  еще училась в школе, пела эти песни на разных школьных концертах, некоторые композиции потом забылись или стали казаться слишком примитивными, детскими,  а некоторые я со временем усовершенствовала и они вошли в прошлогодний  мини-альбом «Ты выдумал меня». Это имеются ввиду «Сероглазый король», «Пусть голоса органа снова грянут» и «В последний раз».

Сильное впечатление на меня также произвела ахматовская «Поэма без героя» - самое загадочное и сложное для понимания произведение Анны Андреевны, которому она посвятила много лет своей жизни. Помнится, был момент, когда я знала всю эту поэму наизусть. Сейчас всю, конечно, уже не вспомню, но помню из нее немало фрагментов и цитат. Например, один из многочисленных эпиграфов к ахматовской поэме -«Deus conservat  omnia», что в переводе с латыни означает «Бог сохраняет все» - это девиз на гербе Фонтанного Дома, то есть на гербе  графов Шереметьевых, которым когда-то принадлежал этот дворец.  Как вы можете видеть, эти слова упоминаются в самом начале, в титрах к моему клипу «Я голос ваш».

Так получилось, что этот девиз стал и моим девизом по жизни, вот запали в душу эти строчки, когда впервые прочитала поэму и впервые посетила Шереметьевский дворец, - они стали для меня чем-то вроде магического заклинания и руководства к действию.  C  тех самых пор, я годами храню  все, -  свои, даже очень старые  стихи,  музыку и другие творческие замыслы, и уверена, что не имею права ничего уничтожать из приходящего ко мне  свыше и что настанет время, когда все произведения надо будет вернуть мирозданию, то есть вынуть из стола и обнародовать. А идея клипа по мотивам  произведений Анны Ахматовой и как бы с ее участием зрела очень давно и вот, настал момент ее осуществить, что я и сделала…

Виктория: Здравствуйте, Каэтана! Почему Вы считаете сингл “Я голос ваш” самой серьёзной своей работой из всей серии стихотворений Анны Ахматовой?

Здравствуйте, Виктория! Ну, я бы не сказала что самой серьезной, а вот самой нестандартной, - это точно. Остальной материал все-таки выдержан в стиле, который более ожидаем под ахматовские стихи, то есть скрипки, хоры, флейты, - все, что характерно для классической музыки и неоклассического  кроссовера и сами мелодии, скорее напоминающие романсы, нежели рок или современные электронные композиции. А идея сделать под стихи Анны Андреевны готику с налетом dark-wave, industrial и dubstep возникла далеко не сразу. Сам мотив, который родился под стихотворение «Многим», как оно в оригинале называется у Анны Ахматовой и «Я голос ваш» как стал в итоге называться трек, сразу резко отличался от мелодий на остальные стихи.

Конечно, можно было и здесь пойти традиционным путем, пригласить скрипача, виолончелиста и.т.д, но постоянная смена тональности под каждые четыре строчки стихотворения – это уж никак не характерно для классической музыкой и традиционного романса, к тому же сразу было ясно что мелодия получилась ритмическая. Прям-таки вспоминается фраза из старого советского фильма «а сейчас прозвучит ритмически-зажигательная мелодия для нашего гостя…» Так что стандартный путь, сделать что-то а-ля классика/ неоклассика уже был отрезан. Поэтому, не cтолько самая серьезная, сколько самая экспериментальная работа и может быть даже хулиганская в какой-то степени…

Алексей: Легко ли Вам было петь и изъясняться от лица такого великого поэта, да ещё к тому же и не нашей современницы? Что Вы при этом чувствовали?

Вы знаете, насчет «изъяснятся от лица такого великого поэта» - тут была одна история, притом тоже очень старая. Еще в дни моей юности у нас с друзьями сформировалось нечто вроде  клуба любителей поэзии в основном как раз Серебряного века, мы часто встречались чтобы почитать  друг другу свои стихи, так же проводили различные поэтические вечера, где обсуждали творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Александра Блока, Иннокентия Анненского и т.д.  И однажды меня попросили почитать что-нибудь из Анны Андреевны, поскольку у меня это хорошо  получалось, да и вообще я тогда собиралась поступать в театральный институт на актерский факультет, так что стихов знала много.

Так вот, когда я начала читать, а это как раз было то самое стихотворение «Многим», на которое теперь записан сингл и снят клип, то обратила внимание как удивленно и странно смотрели на меня мои друзья. Когда я закончила, меня спросили: «А почему ты читала ее голосом?» Дело в том, что буквально в какую-то нашу предыдущую встречу, мы слушали запись стихов Ахматовой в ее собственном исполнении, а в ее исполнении сохранились записи только того периода, когда она была уже очень пожилой и читала таким старческим немного скрипучим голосом. Так вот, оказалось, что я сама того не понимая, и уж точно не репетируя  заранее, чтобы произвести впечатление, прочитала это стихотворение таким вот голосом как на пластинке, то есть фактически голосом Анны Ахматовой. Думаю, я ответила на ваш вопрос, легко ли было изъяснятся от лица столь великого поэта…

Не то что легко, а я даже не понимала, что я это делаю… Потом, конечно, я уже стала  пользоваться  этим  умением сознательно, то есть  стала записывать  на какой-нибудь носитель, как я читаю стихи Анны Андреевны и сравнивать с ее записями насколько похоже получается. Но это было уже позже. А в самый первый раз это вышло совершенно спонтанно. Чем объяснить такое явление – случайным ли совпадением или неким мистическим промыслом, я, конечно, больше склоняюсь ко второму, тем более, что в случайные совпадения я не верила никогда. А вообще, мистических эпизодов, связанных с Анной Андреевной было в моей жизни очень много, но думаю, к разговору об этом еще будет возможность вернуться. Так что, конечно, на съемках клипа уже не было никаких трудностей в плане ощущения себя в ахматовском образе, тем более там и читать то было ничего не надо.

Единственная сложность заключалась в том, что в первый день наших съемок у меня ужасно разболелся зуб, это было весьма неприятно, но не скажу, что мешало созданию нужного настроя, скорее даже наоборот, все время приходили в голову ее строки из «Реквиема» «Эта женщина больна, эта женщина одна…» - в этот день это было не только об Анне Ахматовой, но и обо мне тоже.  Все это чем-то напоминало историю с лошадью  на съемках клипа «Крылья мечты», которая наступила мне на ногу и после этого еще целый день пришлось сниматься – тоже было ощущение не из приятных. А вот создавало некоторую сложность то, что будучи в одежде и гриме Ахматовой, нужно было не только думать о своей роли, но руководить процессом съемки, давать указания оператору с какого ракурса и что снимать итд. Но тем не менее, кажется, все получилось, и побыть Анной Андреевной и режиссером собственного клипа…

Виктория: Легко ли Вам удалось вжиться в образ великой поэтессы? Трудно ли было потом стать самой собой? Как Вы считаете, нужно ли полностью "погружаться" в личину того, в кого нужно перевоплотиться или же частица себя всегда должна присутствовать? И как Вы думаете, не помешает ли в таком случае эта ваша частица прочувствовать нужную роль?

Думаю, у всех актеров, как профессиональных, так и нет, это происходит по-разному, то есть кто-то больше погружается в личину того, кого играет, а кто-то меньше, выезжая лишь на актерском мастерстве, но частица себя однозначно присутствует у всех, в этом я не сомневаюсь. Полностью превратиться в другого человека невозможно, но возможно создать опознаваемый образ. Именно эту цель преследует  профессиональный кинематограф, и именно к этой цели стремилась я. А полностью стать другим человеком – это уже из области психиатрии, где-то я читала, что один актер, сыгравший Иосифа Сталина так вошел в роль, что потом, уже после смерти «вождя народов» звонил в какие-то организации, представлялся Иосифом Сталиным и требовал  что-то сделать, - вот это тот самый случай, когда человек теряет частицу себя самого и полностью отождествляет себя со своим героем, то есть фактически теряет чувство реальности и собственное  «я» и подменяет его « я» того, кого он играет. А это уже клинический случай…Одно дело - мистика, а другое – клиника, это вещи разные, правда грань между ними может оказаться очень тонкая…

Алексей: Как думаете, если бы клип был посвящён, скажем, Марине Цветаевой или Вере Павловой, вам легче было бы изобразить их и вжиться в их образ, чем это было в случае с Анной Андреевной, или нет? И от чего это зависит?

Я никогда бы не стала вживаться в образы ни Марины Цветаевой, ни Веры Павловой, ни, допустим, Беллы Ахмадуллиной и никогда бы не стала снимать о них клипы. И вовсе не потому, что я плохо отношусь к этим людям, а просто я не чувствую с ними такого духовного родства, как с Анной Ахматовой. А так как я не являюсь и профессиональной актрисой, которая  этим зарабатывает на жизнь и поэтому ей не всегда приходится играть  то, что хочется, то могу себе позволить играть только тех, кого мне хочется сыграть и кто мне действительно близок. И кроме того, чтобы кого- то сыграть или снять о ком-то клип или фильм, надо сказать об этом человеке что-то такое, чего до тебя о нем еще никто не говорил и показать его таким и с такой стороны, каким его не показывали другие режиссеры, актеры и т.д. Думаю, понятно, что речь идет не  обязательно о документальных фактах  биографии  того или иного поэта, художника и т.д.  Но надо именно сказать что-то свое об этом человеке, иначе не стоит и браться за это дело.

Виктория: Ваше сходство с Анной Ахматовой в клипе действительно просто потрясающее! Комментировали ли это как-то ваши родные и друзья?

Еще для съемок клипа «Крылья мечты» я стала искать гримера для создания образов Николая II и княжны Анастасии, этим человеком стала Татьяна Романова, которая давно работает в сфере  кино и о создании образа Анны Ахматовой, мы с ней договорились еще на съемках предыдущего клипа. Мы решили провести пробы грима накануне съемки, чтобы посмотреть заранее, как это будет выглядеть и если результат покажется неудовлетворительным, то подумать, что еще можно исправить, улучшить и т.д. И вот, мы встретились в гримерке ДК Ленсовета.

Как, потом мне говорила Татьяна, она сомневалась, сравнивая фотографии Анны Андреевны и мои, что результат будет таким уж хорошим, учитывая, что вроде  бы мы изначально  совсем не похожи. Но, удивились и Татьяна и я, когда прикрепили челку и нос, и хотя грим  был еще не доделан, из зеркала на нас уже смотрела Анна Ахматова, прямо как в ее же стихотворении «А в зеркале двойник бурбонский профиль прячет и думает, что он незаменим, что все на свете  он переиначит… а я не знаю, что мне делать с ним».

Конечно, когда грим доделали, сходство усилилось, а в день съемок еще и одежда добавила недостающие черты, но уже в тот день в гримерке нам стало ясно, что затея удалась. Что касается некоторых друзей и родных, - то кто-то сходу начал играть в игру «найди 10 отличий» и присылать мне сообщения о том, что например цвет глаз и форма ушей отличается у Анны Андреевны и у меня, то есть не увидели во мне ее стопроцентного  двойника. Но кто-то, конечно, оказался умнее и смог увидеть самое главное, - попытку создать тот самый неповторимый ахматовский образ, его энергетику и харизму, о котором писал Осип Мандельштам «вполоборота, о печаль на равнодушных поглядела…».

Наверное, в первую очередь мной руководило именно желание исторической реконструкции образа Анны Ахматовой, выражаясь современным языком, чтобы она ходила, двигалась и как будто снова жила и был только один способ этого добиться, - сыграть ее роль. И кстати, вот тоже странная деталь, - я не столько воспринимала себя в роли Ахматовой, что это именно я ее играю, сколько воспринимала, что моя телесная оболочка просто используется ради некоего мистического эксперимента и что женщина в черном, которая идет по кладбищу в Комарово и то появляется, то исчезает в разных частях двух полутемных залов – это именно Анна Ахматова, на несколько часов зачем-то появившаяся в нашем веке, видимо с целью, ведомой лишь ей одной.

Кстати, фотостудия, где мы снимали эти сцены, находится в районе Финляндского вокзала, всего лишь метрах в двухстах от тюрьмы «Кресты», в которой когда-то сидел сын Анны Андреевны – Лев Гумилев, и о которой она писала в своей поэме «Реквием» «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде…». Вот так причудливо тасуется колода… Когда я бронировала студию, не знала где она находится, подбирала исключительно по интерьерам,  наиболее подходящим для съемок… Что я чувствовала в эти два дня, когда играла роль Анны Андреевны, - слов описывающих это состояние я так и не могу подобрать, сказать что это было какое-то волшебное, нереально крутое, мистическое ощущение, некое приобщение к вселенской тайне  и к «служению Муз, которое не терпит суеты», - эти слова лишь в слабой степени отражают, что я на самом деле чувствовала. Но одно могу сказать  точно,– эти два дня стали лучшими в моей жизни и не знаю, сможет ли с ними сравниться что-то в будущем или нет…

Алексей: А можете ли Вы сказать, что этот опыт перевоплощения  как-то повлиял лично на Вас, что-то изменил в Вас, после чего Вы стали в чём-то другой? И изменилось ли как-то Ваше восприятие стихов Анны Андреевны если сравнивать то, каким оно было до работы над синглом и клипом и после окончания этой работы?

Все, что должно было произойти, произошло уже давно, я стала другой после того, как вообще познакомилась с творчеством Анны Ахматовой, сейчас ничего измениться глобально уже не могло. Да и опыт перевоплощения уже не мог как-то значительно повлиять  на меня сейчас, поскольку этот опыт, как Вы теперь знаете, был уже не первым. Самым первым стал тот, когда я, сама не осознавая что делаю, прочитала стихотворение голосом Анны Андреевны, удивив моих знакомых. Потом было еще много разных вещей, в юности я делала челку, как у Ахматовой, носила шаль и вообще одевалась в ее стиле, или, правильнее сказать в стиле времен ее молодости.

Был даже момент, когда я хотела сделать пластическую операцию по изменению носа, хотела чтоб он стал более прямым и тоже с горбинкой, но, во-первых, с детства не люблю врачей и операции, а во-вторых еще тогда сообразила, что внешнее сходство куда менее важно, чем внутреннее. Когда-то  я писала много стихов, в начале подражала ей, а потом стала отходить от этого, ища свой стиль, так как я никогда не считала, что творческий человек должен быть на кого- то похож, скорее наоборот, он должен быть во всем индивидуален и клоном Анны Ахматовой я точно никогда не стремилась стать.

Но, открою маленький секрет Вам и подписчикам ASTARTA, даже если после этого кто-то подумает, что у меня не все дома… Мне всегда казалось, что Анна Андреевна предвидела появление такого человека, как я. Возможно, это звучит самонадеянно, но во многих ее стихах  звучит  ожидание некоего человека из будущего, - «И тогда из грядущего века незнакомого человека вдруг посмотрят дерзко глаза и пусть он отлетающей тени даст охапку мертвой сирени, в час, как эта минет гроза…» Или « Звук шагов, тех, которых нету, по сияющему паркету и сигары синий дымок и во всех зеркалах отразился человек, что не появился и проникнуть в тот зал не мог. Он не лучше других и не хуже, но не веет летейской стужей и в руке его теплота, гость из  будущего, неужели, он придет ко мне в самом деле, повернув налево с моста…».

Конечно, многие биографы Ахматовой   тоже пытались разгадать, кого она имела ввиду под этим человеком и строили свои предположения, в основном они исходили из того, что это какой-то поэт, которого Ахматова сочла своим преемником, как Державин Пушкина «старик Державин нас заметил и в гроб сходя благословил». И на роль этого преемника прочили  многих, в том числе Иосифа Бродского. Да, у них с Анной Андреевной и правда были очень хорошие отношения, она высоко ценила его талант, но не бывает преемников у поэтов, да и вообще у творческих людей любых профессий, ибо каждый творческий человек – это яркая и неповторимая индивидуальность у которой нет и не может быть копий. А насчет ожидания кого-то из будущего в творчестве Анны Андреевны, мне кажется, она  написала эти строки по принципу, тот, кому надо, поймет. То есть это как секретный код и человек, которому они адресованы просто их  расшифрует, почувствовав, что они адресованы ему.

И это не поэт-преемник  должен быть,  а какой-то человек, который будет делать что-то с ее творчеством, то есть писать ли музыку на ее стихи или сценарий к клипу, или  спектакль по ее произведениям, а может быть снимать фильм или писать о ней книгу,  но тот, кто сможет увидеть в ее творчестве те грани, которых еще не видят современники и сможет разгадать некоторые ее «тайны ремесла» и преподнести их читателю и слушателю в каком- то ином ключе и невиданном доселе свете … Когда я писала сценарий к клипу «Я голос ваш», по сути я его и не писала, а просто мне под текст Анны Ахматовой и под мою же музыку приходили в голову разные образы, - что, кого, когда и под какие слова нужно показать. Так, как будто сценарий был давно уже написан и только ждал того, кто расшифрует  его и сделает достоянием общественности. Возможно, я - не единственный  человек в этом мире, которому Анна Андреевна доверила открывать некие тайны ее творчества, которые не успела открыть сама, и через которого она решила это делать, но то, что я точно являюсь таким человеком или одной из этих  людей, - в этом у меня  нет  сомнения…

Виктория: А как вы относитесь к Марине Цветаевой? Нет ли желания сделать подобную композицию и клип в её память тоже?

Было бы глупо не признавать, что творческое наследие Марины Цветаевой представляет большую художественную ценность, как для русской, так и для мировой литературы и поэзии, но я, наверное, как тот средневековый рыцарь, который хранит в своем сердце образ лишь одной Прекрасной Дамы, с которой в его глазах никто не может сравниться. Я имею ввиду то, какими средневековых рыцарей описывают древние легенды, а не то, какими они были в реальной жизни, - это уже совсем другая история.

А по поводу моего  отношения к Марине Цветаевой, - конечно никто не в праве осуждать того или иного знаменитого поэта, писателя или художника за те или иные поступки, которые тот совершил в своей жизни, «не судите да не судимы будете», но одно дело осуждать или нет, а другое испытывать к человеку симпатию и восхищение или не испытывать.  Просто для сравнения:

Известен факт, что одну из своих дочерей Марина Ивановна оставила в приюте, где та и умерла. Разумеется, не мне судить ее за это. Но у Анны Андреевны тоже был сын, Лев Гумилев, который 20 лет своей жизни провел в сталинских лагерях. Однако Ахматова не бросала его, она носила ему передачи в тюрьму и его поэма «Реквием» связана с его тюремным заключением: «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты – сын и ужас мой…» Или « Легкие летят недели, что случилось, - не пойму, как к тебе, сынок, в тюрьму ночи белые глядели…» Да, в некоторые  периоды времени у нее  со Львом Николаевичем были сложные отношения, в том числе были моменты, когда они практически не общались. Но когда сын был в беде  Ахматова всегда была рядом, а ведь именно в сложных жизненных обстоятельствах человеку больше всего нужна помощь и поддержка близких.

Также печально известен факт, что Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. А Анна Ахматова была глубоко религиозна и умерла своей смертью в возрасте 77 лет. Безусловно, обстоятельства сложившиеся в жизни Цветаевой, которые предшествовали суициду были ужасны, но ведь и в жизни Ахматовой было много горя : «Эта женщина больна, эта женщина одна, муж – в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне…» Жена врага народа, мать осужденного и ссыльного, которую саму могли арестовать в любой момент, а постановлением oргбюро ЦК ВКПб от 1948 года о журналах  «Звезда» и «Ленинград» она была исключена из Союза писателей СССР вместе с Михаилом Зощенко.… Но Анна Андреевна была не только поэтом уникального дарования, но и человеком огромного мужества и силы духа. И все свои беды она несла с гордо поднятой головой и аристократическим величием, как будто она происходила не просто из обедневшего дворянского рода, а и правда была потомком тех самых Бурбонов, профиль которых она сравнивает со своим , цитату из этого стихотворения  я уже приводила сегодня.

Такое ощущение, словно она с младенчества усвоила королевский этикет, умение сохранять лицо и держаться с достоинством в любой ситуации. Вот поэтому для меня Анна Ахматова – это не просто поэт, стихи которого завораживают своим магнетизмом, но и человек с большой буквы, не только слова, но и поступки которого достойны уважения и восхищения. Помните, как писал Антон Павлович Чехов «в человеке все должно быть прекрасно – и лицо и одежда и душа и мысли…». Кто знает, может поступки и твердость духа завораживают даже больше, чем творчество… Так что я свой выбор сделала уже давно… А у Марины Цветаевой и без меня хватает поклонников и думаю, особого значения не имеет тот факт, что я не принадлежу к их числу…

Алексей: Не секрет, что всё в нашем мире упирается в финансы… И нет сомнений, что клип “Я голос ваш” стал вашей самой затратной и дорогой работой на сегодняшний момент. Как Вы сама сейчас оцениваете итог проведённой работы и конечный результат, всё ли получилось так, как должно было получиться и оправдались ли затраты?

Да, все верно, этот клип действительно стал самой дорогостоящей работой и, конечно, не все получилось так, как хотелось. Чтобы этот клип получился таким, каким он был задуман, затрат должно было быть еще раз в 10 больше и оператор нужен бы был, если уж не голливудского розлива, то как минимум с большим опытом в профессиональном кино, притом имеются ввиду не мыльные оперы и сериалы про полицию.  Но это уже из области фантастики, то есть за гранью моих финансовых возможностей. Есть, конечно, в клипе и удачные моменты даже в таком, как он выглядит сейчас, но с ограниченным бюджетом не  стоило и ожидать, что выйдет шедевр современной кинематографии. И я не строила иллюзий по этому поводу. Скажем так, - получилась упрощенная версия моей задумки, многое приходилось менять прямо по ходу съемки. Но если у меня когда-нибудь будет возможность переснять этот клип на более высоком уровне, то я непременно ею воспользуюсь.

Виктория: На какой стадии работы над песней с Вами начали происходить странные и необъяснимые вещи и что это были за явления?

Странные и необъяснимые вещи происходят со мной всю мою сознательную жизнь  вообще и связанные с именем и творчеством Анны Ахматовой в частности. О некоторых я уже упоминала сегодня. Но во время написания сингла как раз ничего особенного не происходило, все началось уже на съемках клипа. Как я уже говорила, в первый день съемок меня в образе Анны Андреевны ужасно разболелся зуб, притом абсолютно здоровый, который ни до этого дня, ни после никогда не болел. А когда мы снимали сцену в Комарово и я, в костюме Ахматовой, стояла в зарослях елей за ее могилой,  то было такое ощущение, что кто-то наблюдает за мной. А когда ходила в этом образе по кладбищу, между могил, то видела себя как бы со стороны на некотором расстоянии  или как будто глядя на себя в зеркало.

Когда приехали на кладбище во второй раз, и я уже была в роли героини, то тоже все было как-то странно, словно ощущалось чье-то незримое присутствие, правда к вечеру ужасно активизировались комары, которые чуть не съели нас с оператором, ну недаром же поселок называется Комарово, видимо они оправдывали его название. Поэтому стало уже совсем не до мистических явлений, а надо было поскорее все доснять и уносить ноги подальше от этих кровожадных насекомых.

Алексей: В основе трека и сюжета клипа лежат строки Анны Ахматовой

"Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица,

Напрасных крыл напрасны трепетанья,

Ведь все равно я с вами до конца..."

А как Вы сама понимаете их и как Вам кажется, что Анна Андреевна вкладывала в эти строки: мистический смысл или просто несколько метафорически выразила своё пожелание о том, чтобы её стихи и творческое наследие не забывались?

О том какой смысл вкладывает поэт в свои стихи даже у него самого не стоит спрашивать, стихи - это ведь не научная формула, а очень тонкая материя,  откуда они к нам приходят, из глубин нашего подсознания или из глубин вселенского разума, или, как еще принято говорить, из космоса, - ответ на эти вопросы остается открытым. Меня  всегда  смешит так называемый литературоведческий анализ, особенно когда это касается поэзии, «поэт в своем стихотворении хотел сказать то-то и то-то, вот в первой строчке он имеет ввиду это, а во-второй намекает на то…» всегда хочется сказать этим уважаемым господам «а вы откуда знаете, что поэт имел ввиду, он вам сам рассказал об этом на спиритическом сеансе или вы - телепат и проникли в его мысли?».

На самом деле все это весьма относительно и иллюзорно, мы можем лишь строить предположения, что хотел сказать поэт, но никак не можем знать этого наверняка. Если речь идет о стихах большого поэта, а не просто того, кто умеет писать в рифму, то смысл стоит искать даже не в словах, а между строк. Думаю, Анна Ахматова предвидела, что ее поэзия надолго ее переживет и это стихотворение – нечто вроде озарения для нее самой, может именно в этот момент она и поняла окончательно свое предназначение, когда написала эти строки… а может все было совершенно иначе, и она сама толком не знала, что хотела этим сказать, а просто вот так пришло к ней,  этими словами, а она записала? Сейчас уже можно только гадать, ясно одно, что это стихотворение – одно из лучших в ее творчестве, по большому счету оно и не нуждалось в музыке, ибо само звучит как музыка.

Виктория: Насколько можно считать историю, ставшую сюжетом клипа автобиографической и искать параллели между девушкой-героиней и Вами?

Ну, совсем такого развития событий, как в клипе, в жизни, конечно, никогда не было, чтоб кто-то пришел в музей Ахматовой и начал везде видеть Анну Андреевну и тоже самое на кладбище в Комарово. Тут, скажем так, все мистические явления доведены до апогея, все очень утрировано и показан максимум мистики  за короткий промежуток времени. И параллели тут скорее носят аллегорический характер, сходство с героиней если и есть то не в том, что я всю жизнь гоняюсь за призраком Анны Ахматовой и никак не могу его догнать. А в том, что ее незримое присутствие я так или иначе всегда ощущала в своей жизни в разные ее периоды…

Алексей: Сколько времени в совокупности длилась работа над синглом и клипом и что было самым сложным?

Сама мелодия песни «Я голос ваш» была придумана летом 2017 года  и на студии тогда же была записана партия фортепиано и вокал. И в таком акустическом варианте  все оставалось до поры до времени, так как я  занималась  другими вещами, более первоочередными на тот момент, а именно  ЕP на стихи Мандельштама и съемками клипа «Крылья мечты». Аранжировка была сделана только к лету 2018. А съемки клипа начались уже с осени, конкретно с ноября 2018 года и продолжались по октябрь 2019. Но сценарий  «Я голос ваш» создавался одновременно со съемками клипа «Крылья мечты», помнится, мы с оператором снимали один клип, а параллельно обсуждали другой. Трудно сказать, что было самым сложным, с записью сингла вообще никаких проблем не возникло. А с клипом, не всегда было легко подбирать даты съемок, из- за плотных графиков гримера, оператора, участников фаер-шоу и.т.д, но это чисто технические моменты. Не во всех случаях было время и возможность посетить лично предполагаемые места съемки, в основном это касается помещений.

Конечно, я знала как те или иные интерьеры выглядят на фото и подробно расспрашивала администрацию, соответствует ли фото тому, что есть в реальности, но это не всегда помогало и периодически, придя на место, мы обнаруживали сюрпризы, из-за которых приходилось иногда менять многое по ходу. Наверное, это и было самым трудным – невозможность приблизиться к условиям профессионального кино, когда ты точно и заранее знаешь каждую деталь, а тут что-то могло оказаться просто сломанным, вообще отсутствовать или находиться в другой части зала, и заранее нам этого мог никто не сообщить. Вот всякие технические накладки и были самым сложным для съемочного процесса, потому что надо было как-то выкручиваться, здесь и сейчас.

Когда Станиславский говорил о «жизни в предлагаемых обстоятельствах», он, конечно, имел ввиду совсем другое, но, слова Константина Сергеевича оказались пророческими для моего клипа, именно приходилось иногда снимать в предлагаемых обстоятельствах, таких, которые  становились известны  уже только на месте и которые нельзя было просчитать  и предугадать.

Виктория: Как вы вообще относитесь к мистике?Как вы пришли к пониманию того, что жизнь - штука непростая и необычная, и порой в ней могут происходить необъяснимые вещи?

Жизнь вообще намного сложнее наших представлений о ней. Конечно, в ней могут происходить и происходят необъяснимые вещи. И даже, правильнее сказать не необъяснимые, а просто непонятные нам. Ведь если наука не может обосновать какое-то явление, из этого вовсе не следует, что оно нереально, а следует лишь то, что ученые не знают ответа на этот вопрос и возможно никогда не узнают. А таких вопросов великое множество, начиная, наверное, с самого волнующего все человечество уже много веков, - о существовании Бога. И ведь до сих пор никто не смог предъявить убедительных доказательств того, что Он есть, равно как и доказательств того, что Его нет. У Вселенной масса неразгаданных тайн, и далеко не все из них подвластны человеческому разуму, а  лишь их малая часть. Так что люди, которые имеют научно-рационализаторский подход ко всему происходящему, им просто так удобнее жить, и они пытаются отмахнуться и закрыться от неизвестного и непонятного, которое возможно их пугает.

Алексей: Мистические и необъяснимые ситуации уже случались с Вами во время работы над другими клипами (вспомнить хоть видео, посвящённое России и Николаю-II), как считаете, может быть, эта мистичность уже стала неотъемлемой чертой проекта Consuelo как такового и не связана с тематикой роликов и треков, над которыми Вы работаете?

Мистичность уже стала не только неотъемлемой частью проекта Consuelo, но и моей жизни, как я уже говорила выше. Но с другой стороны, оба клипа и «Крылья мечты» , и «Я голос ваш» связаны с людьми, которых давно нет на этом свете. А ведь известно немало случаев, когда умершие выбирали кого-то из ныне живущих в качестве медиумов и пытались через них транслировать в этот мир какие-то свои мысли, переживания, что-то досказать, что они не успели при жизни, чем-то поделиться с людьми из современного мира. А особенно учитывая, каким ужасным был конец Николая II и всей его семьи, тем более нет ничего удивительного в том, что он хотел о чем-то поведать нам, людям из ХХI века. И мне кажется, он хотел рассказать о том, как он любил Россию и тогда, когда был последним русским императором, и сейчас все еще переживает за нее и за  нас, современных людей, в ней живущих. Потому  клип «Крылья мечты» и получился такой щемяще-ностальгический и при этом патриотический, в хорошем смысле слова. Мне иногда кажется, что я лишь помогаю людям из прошлых веков о чем-то поведать нам, во всяком случае в двух последних клипах я это явственно ощущала.

Виктория: Почему Вы выложили свой сингл и клип именно в пятницу, 13? Что эти дни значат лично для Вас?

Ну, здесь на самом деле все просто. Ведь в течении всего года, пока шли съемки, я часто размещала  в своей группе ВКонтакте  фотки и скриншоты и все время в сопроводительных постах  к ним писала, что это будет самый загадочный, самый мистический клип проекта Consuelo, поэтому в данном случае это своего рода пиар-ход. Просто подбирала подходящую дату, а какое число более связано с мистикой, чем пятница 13? А вообще число 13 - это мое счастливое число. Никогда и ничего плохого в моей жизни с ним связано не было, а вот наоборот было и много. Например, когда я куда-то еду, то часто покупаю в поезде 13 место. Кстати, оно довольно часто оказывается свободным из-за людских суеверий!

Алексей: А как вышло, что музыкальная аранжировка трека стала настолько современной и полифоничной, индустриальной, что в общем-то совсем не характерно для Consuelo? Это временное, ситуативное решение или результат сознательного и планомерного развития?

Как я уже говорила, этот трек вызревал полгода, прежде чем была сделана аранжировка. Я записала только фортепиано и голос на студии и временно остановилась на этом, так как уезжала в тот момент в отпуск. Но даже по возвращении и даже, когда  большая часть сюжета клипа была придумана,  окончательная музыкальная версия все еще не родилась. Сразу было ясно, что делать романс  типа «Сероглазого короля» или «Пусть голоса органа снова грянут» - это нонсенс. Что-то мистическое, готическое, дарквейвовое и индустриальное пробивалось  даже  сквозь фортепианную запись, как пламя сквозь пепел и ясно, что оно было заложено в мелодику изначально. Хотя, попытка обратиться к стилю industrial  уже однажды была предпринята в «Арии Варяжского Гостя», так что «Я голос ваш» - это не первый случай обращения к данному музыкальному жанру. Но, вторая попытка оказалась куда более удачной, чем первая. Так что говорить о ситуативном решении тут, наверное, все же не приходится, так как если что-то происходит хотя бы два раза, то это уже можно назвать традицией.

Виктория: Понравилось ли Вам самой новое звучание Consuelo, и какой саунд проекта Вам всё-таки ближе: прежний, более классический и академический или тот, что есть сейчас?

Вообще нет такого понятия как новое или прежнее звучание Consuelo, так как Сonsuelo – это вечный поиск, вечный эксперимент и вечная трансформация. Звучание  может постоянно меняться, мутировать, возвращаться к прошлому, но вбирая в себя все новые  оттенки и нюансы  и сверкая все новыми гранями. А музыка, - то возвращаться в лоно неоклассического кроссовера,  то устремляться к новым, нетипичным и нетривиальным  для проекта стилям, к нестандартным формам и смелым решениям. Если я когда-нибудь начну читать рэп, это не должно вас удивлять. Не скажу, что это планируется в ближайшем будущем, но за всю жизнь поручиться не могу. Разумеется, под рэпом можно подразумевать любой стиль, это я так привела, просто для примера.

Алексей: Видеоряд новейшего клипа тоже отличается от того, что Вы делали раньше: файершоу, танцы… Что вдохновило Вас на такие радикальные нововведения?

Во-первых, все должно развиваться и не стоять на месте, раз я не делала этого раньше, значит нужно сделать это сейчас, ведь какой интерес  снимать что-то похожее на предыдущие клипы? А во-вторых, когда я придумываю сценарии к клипам, я просто включаю трек и отпускаю свою фантазию, смотрю, какие картины мне нарисует мое воображение под ту или иную композицию. Такой метод самый верный, во всяком случае для меня. А бывает просто, едешь где-нибудь в транспорте и вдруг в голове всплывает какой-то музыкальный фрагмент и видеоряд под него.

На самом деле, этот клип глубоко символичен, аллегоричен, в нем имеются многочисленные отсылки, в первую очередь, к ахматовской «Поэме без героя». Например, одна из сцен в начале клипа, когда героиня сидит за столом, горят свечи, она листает сборник Ахматовой, а потом наливает вино в бокалы, - «Я зажгла те заветные свечи, чтобы этот светился вечер и с тобой, ко мне не пришедшим сорок первый встречаю год, но господняя сила с нами, в хрустале утонуло пламя и вино, как отрава жжет» - это первые строки «Поэмы без героя». И таких моментов в клипе немало.  На его создание  меня также вдохновил один из моих любимых фильмов «Господин Оформитель» - первый советский мистический триллер, как о нем пишут журналисты и кинокритики, помнится, когда посмотрела его впервые, он произвел на меня довольно сильное впечатление.

Кстати, отсылки к этому фильму есть не столько в клипе, сколько в самой  композиции «Я голос ваш», если помните саундтрек к «Господину Оформителю», в нем звучит оперный голос, такое очень красивое и мощное сопрано, вот в сингле «Я голос ваш» тоже есть оперные подпевки, в данном случае это навеяно именно музыкой к фильму, а не тем что я вообще люблю оперу и часто использую оперный вокал. В плане ассоциаций и аллегорий в клипе нужно еще отметить творчество одного из моих любимых писателей-мистиков Густава Майринка и знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», - «огонь, с которого все началось и которым мы все  заканчиваем» - это слова Азазелло, в моем клипе тоже последний кадр – это пламя на песке. Ну а само фаер-шоу символизирует  очистительную силу огня, магию и красоту этой древней стихии, а девушки-танцовщицы чем-то напоминают жриц языческого храма, совершающих некое ритуальное действие.

Нельзя не упомянуть еще об одном произведении – A.C Пушкин «Пиковая Дама» - как вы помните, карту с изображением Дамы Пик находит героиня  у дверей музея Ахматовой, - вот это, кстати реальный факт, я когда-то действительно во дворе Фонтанного Дома нашла такую карту. Кстати, Анну Ахматову часто сравнивали с Пиковой Дамой, а творчество и сама личность А.С Пушкина имела для нее большое значение, ходили слухи, что она даже ревновала поэта к жене Наталии Гончаровой. Ну насколько можно ревновать давно умершего, конечно же… Так что, фаер-шоу в моем клипе служит не только для красоты и зрелищности, но при этом имеет глубокий философский подтекст…

Виктория: Всегда в работе над клипами бывают самые сложные и самые приятные (интересные) этапы и моменты работы, а что в случае с клипом “Я голос ваш” было самым сложным (быть может, даже оказалось невыполнимым) и самым приятным?

Cамыми сложными оказались съемки на хромакее, то есть сцены с Ангелом и Демоном. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что оператор отговаривал меня снимать их на хромакее, а предлагал просто снять в каком-нибудь красивом зале с подходящим интерьером. Единственное, тогда не получилось бы показать Ангела и Демона одновременно, а только порознь, а изначально у этих персонажей была своя сюжетная линия, они должны были символизировать, что добро и зло – это две стороны одной медали, что они всегда рядом и одно без другого невозможно. Ну это опять-таки ассоциация с  романом «Мастер и Маргарита» Булгакова и с «Фаустом» Гете. Эти персонажи  также были призваны олицетворять  светлую и темную сторону человеческой души.

К сожалению, большая часть этих сцен не вошла в клип, пришлось их вообще вырезать и в итоге планы Ангела и Демона оказались сведенными до минимума, они просто поют. Что касается самых приятных моментов – да, пожалуй, все остальные были по-своему интересны и приятны. Во время каждого съемочного дня был такой прилив энергии и выброс адреналина, воодушевляло и вдохновляло буквально все, - и сцена с исполнением песни и съемки фаер-шоу на берегу Финского залива, больше всего конечно запомнились съемки на кладбище в Комарово, единственное, в образе Анны Андреевны я чувствовала очень большую ответственность за все происходящее в целом, и за то, как получится она, в частности. Но это было приятное волнение.

Алексей: А как много было то, что было задумано и должно было быть в клипе, но в итоге по каким-то причинам так и не вышло, не получилось?

Изначально я планировала снять концерт группы в каком-нибудь ночном клубе, типа party  на  Хэллоуин, с кучей народа, разодетых и раскрашенных в соответствии с тематикой мероприятия. То есть, как группа исполняет песню «Я голос ваш». От этой идеи в итоге пришлось отказаться, потому что в клипе итак всего получилось очень  много, а он по времени всего 4 с половиной минуты, как говорится, не резиновый. Да и по финансам это было бы весьма затратно, в итоге я пою на сцене одна.

Виктория: В какой атмосфере и с каким настроением проходили съёмки и не было ли такого, что хотелось всё бросить, отказаться от задуманного и просто пойти или поехать домой?

Нет, такого у меня вообще не бывает. Если возникали какие-то трудности, либо финансовые, либо кто- то из нашей съемочной группы не мог принять участие в работе в какой-то  день, мы просто подбирали другую дату, когда графики у всех совпадали. Иногда между сценами проходило по 3-4 месяца, но работа над клипом все-таки двигалась вперед медленно, но верно. А атмосфера была дружеская и созидательная, а когда что-то создаешь, то настроение всегда прекрасное!

Алексей: А как чаще бывает у Вас в работе над Вашими песнями и клипами: Вы чаще ощущаете поддержку и руководство каких-то невидимых высших сил или противодействие, сопротивление?

Противодействия и сопротивления, как- то вообще не припомню, а поддержку ощущаю довольно часто. Меня всегда окрыляет  творческий процесс, будь то съемки или запись треков на студии, сочинение песни или сценария для клипа. Наверное, творчество – это вообще самое лучшее, что есть в жизни!

Виктория: Раньше в рецензиях и в интервью отчасти поднимался вопрос о том, что деятельность Consuelo это не только и не столько нечто развлекательное, но в гораздо большей степени то, что вы делаете носит важный культурный и исторический отпечаток или даже вовсе является прямым голосом и свидетельством великих культурных пластов из прошлого. Ощущаете ли Вы на себе эту особую миссию рассказчика о великом и достойном, но мало известном современному поколению, и как считаете, получается ли у Вас доносить до современного поколения те смыслы и духовные  реалии, о которых идёт речь в Ваших работах?

Я всегда считала, что настоящий художник в первую очередь должен заботиться не о сегодняшнем дне и о своей сиюминутной популярности, а о том, что он оставит после себя потомкам и будут ли его читать или слушать через 100, 200 лет и т.д. Конечно, это звучит пафосно, а все мы – живые люди, и всем нам хочется жить здесь и сейчас и чтобы наше творчество было востребовано в этой  жизни, а не после смерти. Но видимо тем настоящий художник и отличается, что он не может производить шлак, только потому, что сейчас это может быть модно и востребовано, на этом можно заработать и т.д. Есть, например, музыканты среди моих знакомых, для которых самое главное, - чтобы пьяная публика в клубе прыгала до потолка под их музыку и чтобы им за это платили. И им абсолютно  все равно, что играть, а лишь бы вылезти и раскрутиться любой ценой. Вот такого я никогда не понимала и не пойду этим путем.

Я никогда не буду заниматься музыкой только ради раскрутки, потому что деньги можно заработать и другими способами. Конечно, самый идеальный вариант – это делать то, что тебе нравится и при этом, чтобы оно было востребовано. Но это большая удача, когда звезды так сходятся и она бывает не так уж часто. Я выбрала для себя то музыкальное направление, которое мне близко и мне именно хочется создавать настоящее современное искусство, а не делать ширпотреб, лишь бы с ним куда-то вылезти. Конечно, коммерческий продукт  было бы гораздо проще донести  до современных слушателей и стать их кумиром, чем то, что делаю я. Не могу похвастаться, что у меня толпы фанатов  по  всему миру и что мою музыку удается донести до миллионов людей, но все-таки от релиза к релизу количество заинтересованных лиц  постепенно  возрастает и радует то, что это образованный и думающий слушатель, а именно на такого проект Consuelo и рассчитан.

Алексей: А можно ли сказать, что обновлённое индустриальное звучание Consuelo это желание быть более понятной и доступной для современных слушателей, говорить и изъясняться на их музыкальном языке?

На самом деле здесь создалась несколько парадоксальная ситуация, - с одной стороны, сделана попытка под стихи Ахматовой преподнести нечто авангардное и современное, но с другой, - воспроизведение в конце голоса Анны Андреевны, читающего заглавное четверостишие – совсем не коммерческий ход, к тому же вносящий в трек элемент театральной мистификации, а это уже на любителя. С другой стороны, кому- то из поклонников творчества Ахматовой такая музыка под ее стихи наоборот может показаться кощунственной, вот романс или нечто симфоническое оркестровое – это пожалуйста, а индустриально-электронное – наиболее консервативные ее поклонники могут не принять.

Помнится, в момент пиар-кампании, после размещения моего поста с синглом и клипом «Я голос ваш» в одном музыкальном сообществе, некая дама написала, что меня нужно оштрафовать за такое вольное обращение со стихами Анны Андреевны и что я пиарюсь на ее имени, воображаю, что она – это я и.т.д… Вот ведь иногда задумываешься, в какое время мы живем, - раньше, когда кто-то писал музыку на стихи известного поэта – это воспринималось как дань уважения творчеству этого поэта, а сейчас – как пиар на его имени…

Так что у проекта Consuelo все получается как в поговорке -  «куда не кинь, всюду клин» - то кому-то не нравится что «Арию Варяжского Гостя» женщина поет, то клип воспринимается как попытка пиара на имени Анны Ахматовой…Так что опять получилась композиция не для всех, а на любителя, на думающего и продвинутого слушателя, не консервативного и не чуждого экспериментов, смелых и нетрадиционных решений…

Виктория: В вашей группе ВКонтакте сказано, что часть композиций Consuelo, в том числе и "Ты выдумал меня" была придумана в небольшом городке в штате Пенсильвания и сыграна на старинном пианино, отличающимся невероятно нежным звуком. Расскажите, как вы узнали об этом местечке и об этом пианино в частности? Вы специально посетили этот городок ради того пианино?

Такой романтической истории, как отправиться специально в маленький городок в штате Пенсильвания, чтобы поиграть там на старинном пианино конечно же не было по причине, в первую очередь весьма прозаичного характера, - получить визу в США сейчас очень сложно. И если бы просто стояла задача найти какое-то эксклюзивное старинное пианино, то это можно было сделать и в Санкт-Петербурге, или уж, по крайней мере, в Европе, куда и ближе добраться и проще. На самом деле, в Пенсильвании живут мои родственники, у которых я иногда бываю в гостях, а это пианино стоит в доме, где они живут. На нем давно никто не играл и оно было сильно расстроено.

Когда я в первый раз за него села, то звук был ужасный, и можно было лишь догадываться, каким он мог быть раньше. Хотя, как раз верхние октавы не так сильно не строили, как средние и нижние и его серебристо-нежное звучание чувствовалось уже тогда. Да, часть песен действительно была придумана на нем осенью 2017 года, когда я как раз гостила у родственников. У меня большой опыт игры и сочинения музыки на расстроенных музыкальных инструментах, просто бывало так, что лучшего фортепиано  нет, а музыка приходила в голову. Но в прошлом году, когда я снова посетила моих родственников, они вызвали настройщика. И буквально через пару часов звучание инструмента изменилось до неузнаваемости.

Кстати, настройщик, которого они пригласили, оказался итальянцем и конечно же мастером своего дела. Глядя на него, мне почему -то вспомнились его знаменитые соотечественники из прошлых веков - Амати и Страдивари. Так что поиграть собственные произведения на этом инструменте и насладиться его великолепным звучанием я смогла только тогда, когда альбом « Ты выдумал меня» был уже давно выложен в интернет и издан на лейбле. Но, как известно, лучше поздно, чем никогда. И это того стоило!

Алексей: Вам довольно часто приходится ехать куда-то в связи со съёмками своих видео и с работой над композициями, как, к примеру, это было в ходе работы над клипом “Я голос ваш”, когда Вы отправились в Зеленогорск. Какие из мест, которые Вы посетили в ходе такого несколько вынужденного рабоче-творческого туризма, Вам запомнились больше всего и почему?

Пока я не могу похвастаться, что таких поездок было много, чаще мы все-таки снимали клипы в помещениях, на фото и видеостудия Санкт-Петербурга.  Поездок за пределы города в связи со съемками пока было всего три, - одна, как раз в Зеленогорск. Сами  съемки проходили  в Комарово, а в Зеленогорске я остановилась в гостинице, так как нужно было  где-то гримироваться и переодеваться, ведь в один день пришлось два раза ездить на  Комаровское кладбище, в начале в образе Анны Ахматовой, а потом в образе главной героини клипа. Конечно, именно эта поездка больше всего и запомнилась. Второй раз – это были съемки фаер-шоу на пляже поселка Репино, недалеко от  Комарово и для этого же клипа. Еще клип « Крылья мечты» снимался в окрестностях Петергофа и населенных пунктов Ломоносовского района, - Низино, Ропша, Иннолово. Но это я не считаю выездной поездкой, так как сама живу в Петергофе и поле, в котором я пою в клипе, находится метрах в трехстах от моего дома, его видно из моего окна.

Самый первый клип «Дай мне силы» тоже снимался в Ломоносовском районе на берегу Финского залива недалеко от города Сосновый Бор. Но эту поездку я помню уже смутно, был конец октября и было холодно, вот это главное, что  врезалось в память. А на будущее есть планы расширять географию и снять клипы уже  не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но например в районе Кавказских Минеральных Вод и в Таганроге… А, может, и за пределами Российской Федерации и СНГ. Но это пока не на ближайшее будущее, а на отдаленное…

Виктория: Что у вас в ближайших планах на 2020 год ?

Совсем недавно вышел еще один сингл на стихи Анны Ахматовой, так сказать третий и завершающий из всего литературно-музыкального ахматовского цикла, который состоит из двух треков и называется «Для великой земной любви». Эти песни были написаны когда EP  «Ты выдумал меня» находился в стадии сведения и выдержаны практически в том же стиле, что и мини-альбом, разве что заглавная вещь, непосредственно сама « Для великой земной любви» оркестрово-симфоническая, более мощная, фактически это  получился гимн « великой земной любви». В начале была мысль включить эти композиции в EP «Ты выдумал меня», таким образов расширив его до полноформатного альбома, но тогда бы выпуск всего материала сильно  затянулся по времени, а этого совсем не хотелось. Поэтому, приняла решение выпустить эти песни отдельным синглом, тем более, что так и информационных поводов больше.

Пиар-кампания в поддержку данного релиза, кстати, еще продолжается. А если говорить о планах на ближайшее будущее, то могу сказать, что к творческому наследию Анны Ахматовой они отношения не имеют. Наверняка я к нему еще вернусь в будущем, но не сейчас. Раньше всего грядет премьера в моем виртуальном оперном театре -  Consuelo Modern Opera Theater, новая ария в современной обработке, на этот раз «Песня Сольвейг» из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт». Она уже записана и в данный момент ею  занимается звукорежиссер, выпустить ее  планирую в первой половине апреля.

Еще есть идея отделить Consuelo Modern Opera Theater от непосредственно проекта Consuelo, для начала, как минимум оформить для него отдельную группу в соцсетях. Эта идея находится в стадии созревания. А ближе к лету выйдет еще один релиз, на стихи Николая Гумилева, состоящий из трех треков. В плане стилистической принадлежности – на ахматовский материал похоже не будет, ну равно как и сами стихи Гумилева не похожи на стихи Ахматовой, в данном случае получается нечто электронно-эмбиентное… Ну а на осень – опять запланирован новый  сингл, уже не на стихи поэтов серебряного или другого века, а на свои собственные, а в плане жанров – ближе к року и мелодичному металлу, со всевозможными примесями и веяниями, пока еще сложно сказать  какими, но работа над ним уже началась. Так сказать, развитие идей альбома «Ничто не умирает» и их продолжение, только в усовершенствованном и улучшенном варианте. Ну и еще кое-что предвидится на закуску под занавес года, а может и раньше, но это пока сохраню в секрете, а то итак все военные тайны выдала. Недаром же говорят, болтун – находка для шпиона!

Алексей: На какой ноте и какими словами вам хотелось бы завершить это интервью и с какими словами обратиться к тем, кто нас читал?

Во-первых, спасибо всем, у кого хватило сил и терпения дочитать это до конца! А во-вторых, хочется обратиться ко всем музыкантам, которые являются подписчиками паблика ASTARTA,- знаменитый австрийский композитор и дирижер Густав Малер говорил: «главное в том, чтобы не считать людское мнение путеводной  звездой, а идти по жизни своей дорогой и работать целеустремленно, не унывая от неудач и не соблазняясь аплодисментами…» Надеюсь, что слова знаменитого маэстро помогут нам всем становиться лучше и при этом оставаться собой!

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная