29-06-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
БРИТВА ОККАМА – 2016 * * * * *
Alternative metal / nu metal / metalcore
"МЕРА"
SOYUZ RECORDS
Россия, Москва
Группа с названием Бритва Оккама сразу же настраивает своего потенциального слушателя на что-то глубинно-философское, серьёзное и острое. Как вы помните, “бритвой Оккама” называется один средневековый метод, весьма полезный в споре номиналистов и реалистов, согласно которому все лишние определения должны быть отсечены. Монах-францисканец, философ-номиналист Уильям Оккам всемерно ратовал за всестороннее упрощение и своим острым, как бритва, интеллектом немедленно вырезал всё то, что может быть вырезано и без чего можно обойтись. Иными словами, Бритва Оккама – это гимн крайней степени ревизионизма и супрематизма в мысли и в философии, ну а в музыке…
В том, что касается музыки, надо бы рассмотреть всё детально и взвешенно. Оказывается, коллектив с таким нетривиальным названием ведёт свою историю с 2002 года и имеет на своём счету уже три релиза: дебютный полноформатник “Ком”, мини-альбом “Табу!” и новейший лонгплей “Мера”, выходу которого предшествовал сингл “Трижды раз”. Последний LP был реализован буквально на днях и сейчас представляется нашему с вами вниманию, обещая быть по-настоящему острым и необычным.
“Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют” – утверждал живший задолго до Оккама древнегреческий мыслитель Протагор. И именно это слово – “Мера” – наши музыканты, скрывающиеся за названием Бритва Оккама, решили вынести в название своего новейшего концептуального альбома, утверждая непрерывность философского дискурса и поэтапность развития человеческой мысли как таковой.
И кстати, концептуальность релиза видна даже невооружённым звуковоспроизводящей аппаратурой глазом, поскольку пластинка имеет явно непростую обложку, а в треклисте мы видим “Предисловие” и “Послесловие”. Начав воспроизведение диска и наблюдая за только что вдавленной в недра музыкального центра кнопкой “play”, подозрения слушателя в концептуальности воспроизводящегося в данный момент альбома только усиливаются, поскольку само построение композиций имеет немало параллелей со средневековым теологическим трактатом: строки бегут одна за другой, пергамент загибается, скручивается, выдавая из своих недр одну историю за другой, один фрагмент за другим.
Говоря более простым и приближенным к нашей реальности языком, основа музыкального материала, представленного на альбоме “Мера” - это математический, изрядно приправленный прогрессивом, альтернативой и металкором nu metal с двумя типами вокалов: чистым мужским и экстремальным мужским, которые присутствуют на пластинке в соотношении близко 60/40 в пользу первого. Но nu metal этот крайне непростой и даже не просто альтернативный, а уж альтернативный и прогрессивный, так сказать, по полной. Уже в композиции “Трижды раз” мы слышим яркие этнические мотивы, за которыми следует чистый вокал, словно подражающий стинговской “Desert Rose”. И это ещё только цветочки!
Дальше - больше. Математические прогоны “Вверх” и шедевральная напористая “Блеф” напомнили мне те далёкие времена, когда в середине 90-х я впервые услышал группу Tequillajazz. Для тех лет это был несомненный прорыв, но и поныне классические альбомы той приснопамятной команды имеют свой вес и значение в околометаллическом андеграунде. Сейчас Бритва Оккама как будто заняла ту пустовавшую с момента ухода со звёздного олимпа Tequilajazzz нишу, и предлагает всем взыскующим качественной, продуманной и нелинейной музыки свой необычный звуковой и интеллектуальный коктейль.
Трек “Дети индиго” вызвал в моём сознании даже ассоциации с утяжелённым вариантом кого-то из русских рокеров наподобие таких групп, как Смысловые Галлюцинации и Танцы Минус, но звучит это всё, понятное дело, не как аллюзия или реминисценция или, Оккам упаси, плагиат, а как мощнейшая философская интерпретация идей и концепций, находящихся на много порядков ниже и используемых ныне нашими последователями именитого францисканца в качестве цитат оппонентов-еретиков. Что же, в Средние Века было само собой разумеющимся обвинять друг друга в ереси, почему бы не сделать этого и бритвоносному Уильяму, как и группе, названной в честь его основополагающего методологического принципа.
“Зум Зеркал”, в котором перемежаются брутальные куски, чистоголосые напевные фрагменты и разговорные глубокомысленные части, воспринимается как настоящая философия в музыке. Что, вы никогда не любили философию и историю философии в университете? Вам просто их не так преподавали! Но ещё не поздно всё исправить и вплотную приобщиться к идеям великого Оккама и других номиналистов, реалистов, атомистов и прочих экзистенциалистов на альбоме группы Бритва Оккама “Мера”. Поверьте, если вы этого не сделаете, то жалеть об упущенной возможности будете всю жизнь!
Шикарна вытягивающая душу сантиметр за сантиметром неожиданная композиция “Пеленою планид”, исполненная целиком чистым вокалом. Вещь практически безупречна как мелодически, так и гармонически, а великолепное соло в середине трека и глубоко трогающий сердце интереснейший многогранный текст делают её настоящим шедевром, одной из главных жемчужин этой пластинки и моим безусловным фаворитом.
Альбом движется по нарастающей, разрастаясь хаотичной, полушизофреничной композицией “Равновесие”, где слышатся уже не только отголоски Meshuggah, Tool и Deftones, но и Dead Can Dance, Betray My Secrets и Shiva In Exile. А завершает пластинку вновь прекрасная чистоголосая баллада “Сказка”, которая просто радует и заставляет верить в волшебство и в “тот мир, что никогда не знали люди” – песня, по своей шедевральной простоте практически равнозначная творениям Леннона и Маккартни. Ах, да, есть же ещё “Послесловие”. И “Предисловие” в начале альбома. Но я не буду открывать все карты, и оставлю ознакомление с этими обрамляющими релиз фрагментами на совести каждого отдельного слушателя. Поверьте, их не стоит пропускать, и хотя бы при первом прослушивании услышать стоит.
Бритва Оккама взялись за разработку очень интересной и действительно сложной музыкальной линии, в которую умело вплели философские, теологические и антропологические идеи. Получилось, по меньшей мере, интересно. Ну а я бы сказал: гениально. На альбоме “Мера” столько граней и разных оттенков смыслов, значений, чувств и эмоций, что его впору издавать в виде огромного a la старинного фолианта, на страницах которого были бы представлены рукописные варианты текстов песен и пространные комментарии к ним. Альбом-загадка. Альбом-путешествие. Альбом, после прослушивания которого остаётся стойкое удивление и желание переслушивать этот диск ещё и ещё.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев