20-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
ЧАША ПОЗНАНИЯ – 2016
Psychedelic / experimental / ethno / rock / instrumental
"ЖИВОЙ ОГОНЬ"
SELFRELEASED
Россия, Москва
Я уверен, что каждому, кто сейчас читает эту рецензию, знакомо сладко-горькое, притягательно-таинственное слово “андеграунд”. Понятное дело, у каждого с этим термином будут сугубо свои, личные ассоциации, но нечто общее в них, несомненно, окажется. Андеграунд – это музыка, которая не подстраивается под какие-либо форматы и каноны и является творчеством в чистом виде, свободно и беспрепятственно изливающимся из души созидателя в той или иной форме. Естественно, неумолимая машина шоубиза почти не оставляет современной “подземке” и его представителям хоть какого-то мало-мальски реального шанса на выживание и всеми силами закрывает от неё путь к сознанию и сердцам слушателей.
Но правило не было бы правилом, если бы его не подтверждали автономные и параллельно существующие исключения. И, как вы наверняка знаете, порой именно из андеграунда выходят самые интересные и неординарные коллективы, которым в буквальном смысле нет цены. Как раз о таком составе мы и поговорим сегодня. И уже название этого проекта - Чаша Познания обещает нам погружение в нетривиальный и богатый разнообразными смыслами музыкальный материал. Автором и отцом-основателем команды является замечательный и разносторонний человек, прекрасный музыкант и просто настоящий профессионал - Ярослав “Ikarus”, отвечающий также за жизнеспособность трёх других своих проектов: Хобот, Больная Музыка и Fast Food Punk, а кроме того являющийся автором собственного блога на ютубе “МузПодземка”, как раз и ставящего своей целью анализ творчества малоизвестных андеграундных музыкантов.
Чаша Познания была запущена Ярославом в 2011 году, и с тех пор под этой вывеской было реализовано уже три полноформатных альбома, записанных в экспериментальной психоделично-этнической стилистике. Новейшее творение коллектива получило название “Живой Огонь” и увидело свет в 2016 году. И уже характерная абстрактно-“взлётная” обложка настраивает слушателя на соответствующий медитативно-размеренный, расслабленный лад, и, естественно, никто из ожидающих от релиза подобного музыкального материала не будет разочарован, но….
Не абстракциями едиными хорош и примечателен “Живой Огонь” и даже не использованием редкого инструмента под названием диджерида, (который вообще считается одним из первых духовых инструментов в мире, по виду представляет собой длиннющую трубу и активно использовался аборигенами Австралии, а на нашей сцене применяется мало кем), ну а чем именно - мы с вами узнаем, пройдясь по представленным на диске композициям, от первой и до самой последней, ничего и никого по ходу дела не пропуская (хотя, признаюсь честно, при весьма солидной полифоничности и многогранности предлагаемого нашему вниманию релиза, эта задача будет точно не из лёгких).
Открывает альбом инструментальный трек со странным числовым названием “108”. Традиционные шаманские медитативные напевы сочетаются в нём с современным и очень качественно прописанным звучанием электрогитары. Такое чувство, что играет если не Сатриани и не Стив Вай, то Эл Ди Меола или Пако Де Люсиа. А точнее, разные гитарные техники как в калейдоскопе сменяют друг друга, вызывая в памяти и в воображении самые разные картины, сюжеты и самых разных шестиструнных героев соответственно. Гитара поёт, отрываясь на все сто, а на её фоне меланхолично проявляются разнокалиберные полумистические звуки. Ближе к завершению композиции в гитарном звучании и в мелодике мне почудился даже Павел Кашин и что-то из фламенко (!). Парадоксально, но в целом, судя по первому треку, подача и звучание материала вполне драйвовые и чуть ли не металлические. Но это всего лишь первый трек, и он отнюдь не характеризует весь диск.
Титульная композиция идёт вторым номером на пластинке, и в ней гораздо больше шаманизма, экспериментальности и странных угрожающе-авангардных пульсаций. В отличие от первой вещи в треке “Живой Огонь” вокал присутствует. Это полунездешний отстранённый чистый мужской голос, напевающий своеобразную мантру, в которую с его лёгкой руки превратилось название песни, а в конце сюиты он переходит на вкрадчивый, разъедающий мозг шёпот. И первая ассоциация с этим треком у меня была совершенно удивительная: фильм “Пола Икс” с Катрин Денёв и Екатериной Голубевой. Если вы помните, в той киноленте присутствовал некий заброшенный завод, на котором размещалась какая-то религиозно-музыкальная секта, то и дело исполнявшая там свои замысловатые звуки. Ну а вторая ассоциация – мантры в исполнении Б.Г. и другие его эксперименты под названием Квартет Анны Карениной.
И уже само название третьего акта недвусмысленно намекает на то, что нас ждёт мантра в чистом виде – “Ом Намо Бхагавате Васудевая”. И это действительно так. Конечно, не совсем в чистом виде, но это определённо именно мантра в сопровождении удивительно разноликой и глубокой музыки в духе Dead Can Dance (и, пожалуй, даже глубже) с мерными индуистскими напевами и шаманской атмосферой, всё настойчивее и настойчивее приглашающей доверчивых слушателей в путешествие по астральным коридорам. Переплетение разнообразных этно-экзотических инструментов в преддверии завершения трека расцветает современным звучанием электро-гитары, которая на фоне общей дымной архаики звучит почти как глас с неба. Не сказать, что это диссонанс, но нестандартное и свежее решение – однозначно.
“Танец Ящера” представляет собой виртуозно-скоростную вещь - своего рода шаманскую интерпретацию “Полёта шмеля” Римского-Корсакова, исполнением которой в стиле хэви-метал конце 80-х так прославились самопровозглашённые короли из группы Manowar. Чаша Познания выдаёт “Танец Ящера” в своём характерном и уникально-полифоничном стиле: две совершенно противоположные музыкальные темы идут параллельно друг другу и стремительно-безудержный “шмель” это только верхушка айсберга, за которой слышатся традиционно меланхоличные, медитативно-расслабляющие звуки. Это, конечно, не Анна Варни и не Sopor Aeternus, но такая шизофренично-противоречивая полифония действует на сознания не менее (а может быть, даже и более) одурманивающе и изумляюще. Даже без использования каких-либо вспомогательных веществ из мира сего, ваш мозг некоторое время гарантированно будет пребывать в ступоре. Но ему это определённо понравится.
Более традиционное, чуть ли не джаз-роковое звучание композиции “Ганжа-Йога” переходит в мотив, напоминающий классический регги, на фоне которого электро-гитара получает возможность выдавать свои неспешные импровизации. Я понимаю, что сейчас сравню явления совершенно разного порядка и уровня, но этот трек звучит поистине как джазово-авангардная интерпретация таких песен Ольги Арефьевой, как “Все мы пойдём вслед за Джа”, “Раста” и многих других с альбома “Батакакумба”. Естественно, Чаша Познания быть отражением Арефьевой никак не может, но то, что и Ольга, и Ярослав имели при написании своих композиций сходных вдохновителей, вполне очевидно. Вокал в “Ганжа-Йоге” вновь отсутствует, и это произведение снова представляет собой целиком инструментальное творение с чередованием то примоченной, то не обременённой современными эффектами электро-гитары.
В музыкальном номере “Свангестини” отрешённо-задвинутый на второй план вокал снова возвращается в alma mater, а сам трек представляет собой преимущественно психоделическую вещь с явными влияниями Pink Floyd, Grateful Dead и поздней Anathema. Расслабленная ненавязчивая гитара, мерный ритм, фоновые вокальные экзерсисы и прозрачные, словно кристальные, звуки уже привычно-характерной для Чаши Познания гипнотической этники действуют практически как настоящая магия – природная магия лесов, полей и рек, где шелест трав, деревьев, шум дождя и раскаты ночной грозы концентрированно сливаются с инструментальными партиями в один монохромно-мистический зелёный шум.
И, кстати, на следующую, седьмую по счёту композицию “Лес” проектом Чаша Познания даже был снят атмосферный импровизированный видеоклип. Трек открывают пение птиц, стук-перестук разных лесных жителей и вой косматой трущобной нежити. Типично-думово-пост-роковые (в духе всё той же поздней Anathema, Antimatter, поздних The Gathering и иже с ними) протяжные проигрыши непротиворечиво сочетаются с чисто шаманским гнусавым дребезжанием и таинственной, немного пугающей лесной атмосферой. Думаю, каждый, кто хоть раз оставался на ночь в лесу, меня поймёт. Именно эту непостижимую и вербально невыразимую лесную мощь и силу являет собой композиция “Лес”, эпизодически делающая отсылки всё к тому же Квартету Анны Карениной, Сергею Курёхину и многим другим подобным экспериментаторам “не от мира сего” со всего мира.
Завершает альбом самая сильная, неординарная и удивительная из всех присутствующих на пластинке вещь - “Всё просто”. И поверьте, в этом треке всё отнюдь не так элементарно и очевидно! Космическое в духе Ayreon и Star One начало композиции переходит в нечто поистине величественное и шедевральное, напомнившее мне мой любимый альбом великолепных норвежских психоделичных думстеров In The Woods…”Strange In Stereo”! Вот уж не думал, что однажды смогу услышать нечто подобное у кого-то из наших с вами соотечественников! Совершенно естественная и непретенциозная “Всё просто” звучит при этом безмерно загадочно, цепляюще и драматично. Неспешные минималистические гитары, размеренное, как будто “лесное” постукивание перкуссии и полное отсутствие вокала, неприсутствие которого, однако, совершенно не воспринимается как какая-то потеря.
Альбом закончился. Ну, что сказать в заключение? Очевидно, что проект Чаша Познания является как раз таким редким и что самое странное, уже вполне огранённым алмазом, которые так редко, но всё же находятся в глубинах отечественного андеграунда. У этого состава нет ни одного изъяна, кроме одного-единственного недостатка – своей глубины, профессиональности и очевидной элитарности. “Живой Огонь” действительно не в чем упрекнуть, но эта музыка как раз в силу своей безупречности и высоты далеко не для каждого окажется доступной и понятной. В неё нужно вслушиваться, её нужно любить: не ждать быстрых и готовых технологичных “чудес”, а относиться как ко всему живому в природе и в том же лесу – с осторожностью, вниманием, трепетом и уважением. Увы, всё это качества почти полностью утраченные современным человеком.
Занимая на современной российской сцене нишу, располагающуюся где-то между такими коллективами, как Рада и Терновник, Nytt Land, Tenhi, Hedningarna, Anathema, In The Woods…и гитаристами наподобие Джо Сатриани, Эла Ди Меолы и Пэта Мэтини, Чаша Познания при этом создаёт нечто совершенно уникальное, аутентичное, своё, в чём явно ощущается живое дыхание первозданной девственной природы и её праисторической магии. Отличный релиз для ценителей по-настоящему качественной инструментальной музыки, а также для адептов индуистской обрядности, ритуалов народов крайнего Севера и любителей стимуляторов творческих интенций растительного происхождения.