20-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Когда у меня в руках оказался дебютный альбом Chevauchee, я, глядя на обложку, грешным делом подумал, что услышу на компакте какой-нибудь разухабистый хардкор или грайндкор. О, если бы вы знали, как я ошибался! Название этого уральского one-man-проекта читается как “шевоше”, он был создан в 2013 году музыкантом из Psychopathologist, скрывающимся за псевдонимом Mustatroll.
После записи демо маэстро разродился дебютным семитрековым лонгплеем длительностью чуть более получаса. Я посмотрел на треклист, отметил про себя, что наличествуют intro и outro, и с чистой совестью загрузил диск в проигрыватель, окончательно убедившись и с удовлетворением отметив для себя, что за полчаса будет готова рецензия с парой поверхностных предложений про этот самый, как мне показалось, “социальный дэт-грайд”.
Оп-па, а что это за тексты в буклете?... Едва мимолётно скользнув глазом по чёрным буковкам на сером фоне, я тут же споткнулся о категорически-непримиримое ”Хворь распространилась в моей голове. О смерти думает, да не по вине, а по прихоти, в уединении с лесами и горами покой лишь находит, Вечные льды и метели смоют людскую грязь с себя”. Что-то тут не то. Дэт-грайнд в таком ключе и про такое жужжать не станет. По-моему так. А кто у нас станет жужжать и стенать о тщетности бытия? Только депрессивный блэк. По-моему так.
И я взглянул на диск уже совсем другим взглядом, но не взглядом Винни-Пуха, обнаружившего непродекларированный горшочек мёда, как можно было бы подумать, а виновато-растерянным глазом человека, поленившегося посмотреть на инфу перед прослушиванием. С укором смотрел на меня Mustatroll, когда я узрел его фото чуть выше буковок о его составе на сайте More Hate Productions.
Как выяснилось, суть концепции проекта – напалмовые оды во славу освобождения души через самоуничтожение и попутное восхищения красотами мрачной уральской природы. Chevauchee использует помимо традиционного блэк-дум-инструментария варган, флейту и перкуссию, а творит исключительно на понятном для жителей наших широт русском наречии.
Тексты написаны достаточно грубо и прямолинейно, порой безыскусно и даже жёстко, и, кстати, те же самые эпитеты я бы адресовал и в сторону музыкальной составляющей CD, но именно в этом своеобразное очарование данного альбома. Погружаясь в эти вязкие риффы и то и дело сменяющие их меланхоличные переборы, даже арт на обложке начинаешь воспринимать иначе – проступает спрятанный там трагизм и за гротескной аляповатостью угадывается притаившиеся в глубине кромешное отчаяние и леденящая тоска.
Плотный металлический звук, каркающий скрим, атмосферные проигрыши a la имморталовский “Blashyrhk” – вот так звучит “Phrenolepsia”. Отсылки к думу представлены преимущественно посредством общей атмосферы отчаяния и гнетущей черноты, которой на самом деле здесь не так уж и много, хотя, например, в пятом треке “Soma” призраки царственных меланхоликов из Katatonia вполне очевидны и однозначны.
Мелодии просты и эффектны, но всегда разнообразны. Материал в целом воспринимается именно разнообразно: то проскочит что-то жёстко-эпичное в духе Forlorn, то повеет сатириконовской каноничностью, а то почудится хвойный запах фолковых Waylander и Geasa. Разобрать на слух, о чём сетует и печалится сыпящий проклятиями скрим совершенно невозможно, поэтому размещённые в буклете тексты окажутся очень кстати для всех заинтересованных, а благодарности автора в адрес бессонницы, неврастении, белой горячки и депрессивной уральской природы воспринимаются как суровая, но правдивая констатация. “Станешь тут бледным, когда есть нечего” – сказал как отрезал Родион Романович перепуганной старухе-процентщице. Станешь тут безумцем, когда допился уже до чёртиков, феназепам не помогает, спать перестал ещё четыре года назад, а вокруг всё ёлки да ёлки – как будто говорит своей музыкой Mustatroll.
“Чем дальше дальше в лес, тем больше партизанов” – гласит народная мудрость, и в случае с дебютным полноформатником Chevauchee это справедливо на все сто. Шестая вещь “Illness” оказалась самой глубокой, разноплановой и полифоничной, а я отнюдь не уложился в те полчаса, которые навскидку отвёл для написания рецензии. Альбом основательно зацепил меня уже в ходе первого прослушивания, как раз в тот момент, когда “Illness” развернулась предо мной во всём своём трагичном великолепии. Ещё один штрих в виде скрипящего outro и вот диск перестал вращаться. И это всё? – так и хочется закричать куда-то в темноту. Всё.
Но так не заканчивают! Заканчивают. Chevauchee сделал именно так. Пластинка приносит намного больше разнообразных чувств и эмоций, чем от неё ждёшь и в принципе можно ждать. Видимо, в этом и есть своеобразная фишка проекта. Автор не стал тянуть кота за хвост и высказал всё, что хотел, очень афористично, пламенно и неистово – почти выплюнул это в лицо зазевавшемуся мне с тем, чтобы проучить за лицемерно-поверхностное “встречают по одёжке” и распрощаться прежде, чем начнут звучать восторги и дифирамбы. “Не помните, не знайте, не запоминайте, меня нет” – начинаешь вдруг осознавать, что этот человек отнюдь не шутил, когда говорил так.
А ведь неплохо! Своеобычно и не нарочито. Хотя исключительно для тех, кто будет настолько смел, что преодолеет стойкий когнитивный диссонанс, появившийся после первого взгляда на обложку. А я так и не уснул в ту ночь, откупорил припрятанную “на чёрный день” бутылку бехеровки и долго всматривался в клубящийся туманами ночной сумрак под аккомпанемент злой истерии шевоше. “Ну, ваще” – повторял я про себя, ну, ваще шевоше, ёлки-моталки!