ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Rebirth "Space Uncharted Worlds"

Rebirth, Space Uncharted Worlds

10-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

REBIRTH - 2015
Atmospheric post metal experimental / instrumental doom metal
"SPACE UNCHARTED WORLDS"
SELFRELEASED
Россия, Омск

Лидер и единственный участник этого омского проекта Артём Первых - большой энтузиаст и патриот инструментального дум-металла, а по сути, просто настоящего некоммерческого дума в его самом радикальном воплощении (хотя это отнюдь не означает, что в музыке его проектов вы не услышите элементы других стилей и направлений!) Артём отвечает за деятельность трёх различных one-man-проектов - Faith, Rebirth и Reminiscence, в рамках каждого из которых он регулярно выпускает альбомы и всячески развивает и продвигает их. А сейчас перед нами альбом Rebirth 2015 года под названием “Space Uncharted Worlds”, который сам Артём ценит очень высоко и считает одним из своих высочайших достижений.

Вкрадчивое вступление титульного трека, расположенного первым номером, медленно и ненавязчиво приглашает слушателя в путешествие по звёздным лабиринтам космического покоя. Отголоски пост-металла и психоделического рока в духе Anathema с прозрачным, словно призрачным вокалом, неожиданно появляющимся ближе к концу композиции, служат отличным интро в предвестии по-настоящему монументального альбома, созданного с душой и написанного кровью сердца. Есть что-то от классики в повторяющемся, будто закольцованном мотиве, который раненной птицей бьётся о прутья гитарных переборов, заключающих их в свою клетку.

Нужно сделать важную ремарку и заметить, что на самом деле в начале альбома мы слышим не совсем титульную вещь, точнее это она, но исполнена не самим Артёмом, а музыкантом из Индонезии, скрывающимся под псевдонимом Jovan FTA. Джован исключил из трека тяжёлые гитары и добавил туда свой голос, а в итоге композиция получилась очень интересной и необычной, воздушной и как будто стилизованной. Такое чувство, что творчеством Rebirth заинтересовались умельцы из Enigma, да и представили своё видение одного из треков. Ну а где же оригинал? Немного терпения, в своё время всё будет!

Вот стартует второй трек “Railgun” - который, кстати говоря, является кавер-версией на композицию Aki Kato, - с мистическими синтезаторами, шквальными ударными и резкими, сильными гитарными пассажами. Задумчивые и меланхоличные мелодии причудливо переплетаются с эффектными тяжёлыми риффами в духе Paradise Lost и My Dying Bride, а в целом композиция как будто продолжает идеи первой пьесы, усиливая их и доводя до логического пика. В 1:40 гитары просто изумительно думовые, а начиная с 1:55 музыка как будто срывается с обрыва, и нисходящим подобно водопады гитарам вторят феерические трубы Апокалипсиса - синтезаторы.

И снова чистая вязкая меланхолия в “Skyline”. Неспешные жирные проигрыши синтезатора как будто рисуют ту самую небесную линию, которая дала название треку, затем вступают робкие клавишные, а чуть погодя и немного тревожные гитары, а затем и все остальные инструменты, сплетающиеся в едином торжественном пламени. Так птицы радуются приходу нового дня, так цветы приветствуют весенний дождь и так душа радуется чему-то ещё неизведанному и немного пугающему, но обещающему удивительные перспективы и новый необыкновенный рассвет. “Skyline” приносит удивительные эмоции и наводит на такие мысли, к которым вы, скорее всего, ещё мало привыкли, но которые определённо вас порадуют.

С точки зрения стиля, это всё та же поздняя Anathema, но немного сдобренная пост-металлом и неожиданно приносящая в итоге именно думовое настроение: ураган мыслей о вечном, несбыточном и далёком, восхищение красотой мироздания и  удивление целесообразностью природных циклов. Все композиции на “Space Uncharted Worlds” как будто перетекают друг в друга, развивая и дополняя находки и основные темы своих собратьев. В этом плане “Skyline” - гениальный бриз после буйства стихий, и под его волнообразные напевы вдруг понимаешь, что всё в этом мире надёжно связано причинно-следственной паутиной в единое и неделимое целое.

Под эту музыку идеально размышлять и представлять что-то своё, невысказанное и потаённое, как будто “нырять в себя”, не отвлекаясь на пение, голос и текст. Именно так - “нырни в себя” и называется следующий трек - “Dive In Yourself”. Синтезаторы создают фон и одновременно ведут нежную, задумчивую мелодию, а поверх них соло и ритм-гитары накладывают груду то немного тяжеловесных, то пронзительных и отчаянных пассажей. Всё переплетается, скручивается воедино, то распадаясь на составные части, то снова соединяясь в одно, то уходя в глубины импровизаций, то возвращаясь к основной теме.

Это всё такой же медитативно-размышлятельный трек, но в отличие от “Skyline” он намного более живой, порывистый и рельефный. Здесь больше движения, динамики, быстрых партий, но в целом композиция оставляет такое же неоклассическое ощущение выверенного и самозамкнутого пост-дума, который не нуждается ни в чём внешнем. Как будто какой-то гениальный современник вдруг решил написать свою версию “Времён года”, и у него это блестяще получилось. Rebirth блистательно разбивает обвинения в адрес метал-музыки по поводу её разрушительности и дисгармоничности, являя высшую красоту и отсутствие каких-либо диссонансов и музыкальных противоречий.

А следующим номером следует сюрприз - кавер от Aki Kato на композицию Rebirth 2013 года под названием ”Sunset”. Здесь мы слышим гроул самого Aki и протяжные, напоминающие грегорианские хоралы, величественные напевы. Композиция звучит очень стремительно, напористо и выигрышно. Это настоящий дэт-дум с тяжеловесными ударными и едва заметным фоновым влиянием характерных синтезаторов, отличающих всё без исключения творчество Rebirth. Вокал звучит на все 100% по думовому. Даже если послушать этот голос совсем без музыки, не будет сомнений, что мы слышим именно песню в стиле дум и ни что иное.

И снова Jovan FTA и тоже с кавером на “Sunset”! Слушателям альбома действительно представляется отличная возможность сравнить два (а на самом деле ещё и больше!) разных видения одной и той же вещи. Йован поёт пронзительным чистым голосом, а структура пьесы и основные очертания изменяются почти до неузнаваемости благодаря прямолинейным ударным и немного хаотическим гитарам, соскальзывая местами куда-то в нойз, но всё с тем же особым думовым привкусом, а, выходя на финишную прямую, радует красивым сочетанием угрюмо-подводных клавишных, пронзительных вокализов и скоростного драмминга. Необычно? Ещё как!

Но это ещё не всё, и перед нами теперь современная версия “Sunset” в исполнении самого Артёма Первых и его Rebirth, без вокала, но с огромным количеством инструментальных дорожек и разных мелодий, переходов и с прозрачным, как будто кристальным саундом. Всё те же яростные ударные - в 5:05-5:10 даже сокрушительные и неумолимые! - и нежная мелодика, контрастно противопоставляющая себя гитарному скрежету и шквальным эскападам, где мы слышим  доработанные соло, ставшие теперь ещё интереснее и продуманнее, и необыкновенное ощущение филигранного, выверенного до мельчайших деталей материала, стилистически простирающегося на мелодик-дэт-территории и как будто озвучивающего движение паровоза.

Здесь будет уместно сделать небольшое лирическое отступление и вернуться в 2013 год, когда была сделана одна из первых совместных работ Rebirth и Aki Kato. Эта была тоже версия песни “Sunset”, и она очень сильно отличалась от того, что мы слышим теперь в исполнении Aki Kato на этом альбоме. Как говорит сам Артём Первых, эти две версии отличаются как два разных трека. Так оно и есть. Неизменным осталось только одно - необыкновенный вокал и потрясающие переливы музыкальной мысли, хотя если сравнивать с версией 2015 года, становится ясно, что атмосфера и особенно соло-партии претерпели значительные изменения.

Уже нет той олдскульности и своеобразной атмосферы света и струящейся прозрачности, но стало больше сокрушительной металлической мощи и продуманной до мелочей архитектоники, в которой просто нет места для ошибок или неточностей. Иногда начинает казаться, что в этой версии Артём удивительным образом дошёл до такой степени совершенства, что за этими механическими железными звуками почти нет эмоций, но это не так. Просто здесь чувства облечены в настолько строгую форму, что почти не проявляют себя, занятые единой целью создания абсолютно идеального музыкального произведения.

А вот и самая тяжёлая, мрачная и угрожающая вещь на альбоме - “Anger”. Воинственные ударные, тревожно жужжащие гитары, депрессивные переливы клавишных и снова узнаваемо-призрачные синтезаторы. Композиция легко и быстро переходит от страшноватых наигрышей к неспешным музыкальным размышлениям и почти дэтовой агрессии в 2:50-3:16, но несмотря на любые музыкальные и жанровые перипетии, всё время неизменно возвращается к основной музыкальной теме с хоралоподобными величественными синтами, протяжный вой которых и завершает эту вещь.

И вот, наконец, титульная вещь, её оригинал в исполнении Rebirth. Альбом построен просто на удивление продуманно, здесь можно только удивляться и восхищаться - Артём прекрасно поступил, поставив в начало диска кавер на одноимённую с альбомом композицию, а в конце удовлетворил-таки любопытство и ожидание слушателя, представив оригинал. В этой вещи почти нет тяжёлых гитар, и она почти идеально вписывается в рамки нью-эйдж и энигматик - не так как кавер от Джована, но тоже очень и очень вполне. Сознание буквально улетает и воспаряет под эти звуки, и нам остаётся только держать его в руках, чтобы дослушать трек до конца.

Мерное дыхание моря мы слышим в самом начале этой прозрачной сюиты, и этот природный ритм сохраняется на всём протяжении трека, а немного перевалив за отметку в одну минуту на хронометраже, мы слышим типичное энигматическое тыц-тыц-тыц, которого, кстати говоря, была напрочь лишена кавер-версия. Конечно, Артём не был бы собой, если бы удовлетворился таким минимализмом, и электроника очень быстро исчезает, а на её место приходят как будто катящиеся с горы камнеподобные гитары, очень скоро обрастающие дисторшновой поддержкой и шквалом красивых и изобретательных мелодий, а в финале для нас снова поёт море - всё те же самые звуки, которые встречали нас в самом начале этого трека.

К творчеству Артёма Первых как никогда справедливо утверждение “надо слушать”. Можно сколь угодно много говорить о его работах и описывать каждый переход и особенности архитектуры его творений, но их действительно нужно слушать. Только так можно понять и почувствовать то глубинное великолепие и скрытую силу, которые живут и действуют в них. На  “Space Uncharted Worlds” дум-метал как никогда близок к совершенству, к классике и к нью-эйдж. Можно назвать эту работу настоящим шедевром и замечательной вершиной эмоциональной музыки, способной вызывать сильные и глубокие чувства, которые вы будете помнить очень и очень долго, а лучше ничего не говорить, а просто взять и послушать альбом, чтобы убедиться во всём самостоятельно.