ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Consuelo "Ничто Не Умирает"

Consuelo, Ничто Не Умирает

19-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

CONSUELO – 2016
Art-sympho rock /metal / ethno / blues / avant-garde
"НИЧТО НЕ УМИРАЕТ"
БОМБА-ПИТЕР
Россия, Санкт-Петербург

Эта питерская команда, состоящая из двух человек, делает всё для того, чтобы наш мир стал немного ярче и интереснее. А используют они для этого как произведения собственного сочинения, так и арии из опер и творчество классических композиторов в собственной обработке. Материал капеллы можно охарактеризовать как сочетание классического рокового звучания с этническими инструментами и звучанием симфонического оркестра, а в вокальном плане всё это воспринимается как сочетание несочетаемого: академического пения с эстрадным и рок-вокалом. Consuelo отличает разнообразие вокальных партий в высоком и низком диапазоне с использованием русского, английского, испанского и итальянского языков.

Такая завлекалочка уже многого стоит, а уж если послушать как сами характеризуют свой музыкальный стиль эти питерцы, то становится ещё более интересно. Формально это сочетание элементов различных стилей, таких как арт-рок, симфо-рок, прогрессив-рок, готик-рок, метал и т.д. Но есть также мнение, что музыка Consuelo это не что иное, как поп-рок-арт-готик – более ёмко, но по сути то же самое. Коллектив существует с ноября 2011 года, и за это время уже успел выпустить дебютный мини-альбом “Верить в чудо”, затем лонгплей “Вера… Надежда… Любовь”, а сейчас представляет нашему вниманию своё новейшее творение – второй полноформатный релиз “Ничто Не Умирает”. В состав группы входит вокалистка, клавишница, автор музыки и текстов Каэтана Альба и гитарист Данила Захаров, который также занимается аранжировками и помогает Каэтане с музыкой и текстами.

Вкрадчивое интро, напоминающее своими звуками музыку древней Испании, но не фламенко, а что-то гораздо более древнее и серьёзное, своей неоклассической простотой настраивает слушателя на печаль, которая идёт рука об руку с радостью, на путешествие в мир, где любовь всегда побеждает, а верность и ожидание непременно бывают вознаграждены. Открывающий пластинку трек “Мой Путь” стартует с необычных струнных, среди которых слышна даже весьма необычно звучащая гитара. Голос вокалистки напоминает то ли пение цыган, то ли всё тех же испанцев, то ли этнические завывания Рады, той, что поёт в Терновнике. Когда в ход вступает жаркий южный хор, атмосфера раскалённого солнца, подобная творениям Dead Can Dance, и столь характерная для Consuelo начинает усиливаться, постепенно доходя до крайней точки.

Голос Каэтаны великолепен. Чувствуется, что её пение идёт прямо из сердца, а сердце просто не может соврать. Кстати, её контральто способно поистине творить чудеса, и в некоторых местах волшебный хор – это всё “её рук дело”, как и фрагменты, напоминающее мужской вокал. И уже первая композиция ближе к своему завершению рассыпается крайне необычным проигрышем, который почти воочию рождает перед мысленным взором слушателя пустыню, палящий зной, караван и одетых в белые тюрбаны пилигримов. Более стремительная и динамичная “Попробуй Вновь” удивительным образом вызывает ассоциации даже с творчеством Арии (“Беги За Солнцем”), а голосу вокалистки вторит не только “хор”, но и эпизодические “мужские голоса”. Печально-отчаянная, призывная баллада “Дай Мне Силы” напоминает скорее молитву:

“Когда дышать нет больше сил,
Когда мечты свои забыл,
Когда свой дух почти сломил,
О Боже, дай мне, дай мне сил,
Пока есть шанс весь мир любить,
И все обиды враз забыть,
И если все грехи вкусил
О Боже, дай мне, дай мне сил
Любить когда тебя ненавидят, простить того, кто обидел,
Плечом для тех, кто не слышит, обнять того, кто не видит
Когда нет сил, нет больше сил, и всё мертво, что так любил
Когда мосты все сожжены, скажи, куда, куда идти,
Пока есть время у меня,
надежда завтрашнего дня,
И жизнь любовью сохранил,
О, Боже, дай мне, дай мне сил.
Любить когда, тебя ненавидят
Простить того, кто обидел,
Кричать для тех, кто не слышит,
Обнять того, кто не видит”

(c) “Дай мне силы”

В этом треке впервые появляются “тяжёлые” гитары и красивейшее, вполне металлическое соло. Ну а текст, я полагаю, говорит сам за себя. Со специфической подачей вокалистки эти слова звучат очень эффектно и сильно. Как настоящая молитва отчаявшейся испанки. А вот “1968” с органной подкладкой и хоровыми порывистыми припевами достаточно сильно отдаёт авангардным барокко и средневековыми гимнами менестрелей, хотя на фоне других композиций она звучит не столько однотипно, сколько, пожалуй, слишком экспериментально и необычно. И снова уже с первых звуков номера “У каждого своя история” чувствуется, что это будет по-настоящему сильный трек:

“Какой ты запомнишь меня -
С улыбкой вечной печали,
Той, что идёт вперёд всегда
Или той, что сдалась в самом начале.
Какой ты видишь меня,
Грубой или по-детски нежной,
Смотри в мои глаза:
Видишь ли ты луч надежды.
У каждого своя история,
И каждый, упав, идёт вперёд,
У любого полёта своя траектория,
Но вечное падение - это тоже полёт.
Какой ты запомнишь меня -
Смелой или немного отважной,
Какой люди видят меня,
Впрочем, это не так уж и важно.

(с) “У каждого своя история”

В этой вещи влияние Рады и некоторых менестрелей (Джем, Канцлер Ги, Скади) ещё более усиливаются, несмотря на то, что после середины трека в ход вступают бескомпромиссно-дисторшновые гитары. Ну а тексты просто завораживают, вновь и вновь вызывая ассоциации с молитвами, мантрами, последним прощанием….И снова музыкально-лирический эксперимент – “Тысяча слов”. Вкрадчивые глубокие композиции как будто чередуются на диске с более лёгкими, фривольными и поверхностными, но в этих, на первый взгляд, “поверхностных”, “альбигойских” номерах глубины и проницательной проникновенности ничуть не меньше, чем в обращённых в трансцендентное эпических сюитах. Кроме того, такие вещи дают музыкантам больше поля для импровизации и использования возможностей своих инструментов.

И ещё один проникновенный викторианский этюд “В Сердце Моём Нет Войны”, и я едва удерживаюсь от того, чтобы вновь не привести текст и этого трека почти полностью. Но нет, здесь лирика слишком высока, чтобы предать её предательской бумаге, будь то даже бумага электронная. Нужно слушать, вслушиваться и попытаться хотя бы немного побыть на одной волне с автором этих строк и исполнителем. Если у вас получится, вы увидите и почувствуете нечто необычайное. О песне “Она из другого мира” мне тоже не хотелось бы говорить. Нужно слушать. И такие композиции действительно только для избранных. Трек незаметно переходит в титульную вещь, которая с самого начала звучит как задумчивый металлический эпик со множеством неожиданных музыкальных вариаций и необыкновенным текстом:

“Мы пришли ниоткуда,
Мы уйдём в никуда,
В ожидании чуда
Вся жизнь прожита.
Мы хотели найти новый смысл
И цель…
От разбитой мечты
Лишь осколки теперь.
Ничто не умирает,
Слова остались на губах.
Для тех, кто забывает
Бездомность пустоты в сердцах.
Никто не видит смысла
И света яркого в глазах,
Для тех, чья судьба капризна
И заперта душа в словах.
Я тебя не забуду
И в жизни другой,
И твой образ возьму
В дальний путь я с собой.
Цвет звезды путеводной ведёт за собой,
Родились мы когда-то под этой звездой”.

(с) ”Ничто Не Умирает”

Титульный трек, безусловно, является настоящим шедевром веры в свет, в вечную любовь, в соединение душ воедино по ту сторону зеркал и границ. И Каэтана блистательно справляется со своей ролью с тем, чтобы донести до слушателя столь сложное и глубокое послание. Не хуже старается и Данила. Кода уже традиционно великолепна. А вот песня с красивейшим названием “Крылья Мечты” напоминает то ли фолк, то ли народные казачьи песни. Она исполнена почти акапелла, и нестандартная, непривычная для Consuela ритмика и вокальная мелодия вкупе с монохромным синтезаторным фоном вместо музыкального сопровождения вновь удивили меня. Похоже, творческое credo этой группы – “ожидайте неожиданного”. Завершает диск фортепианная пьеса, словно написанная кровью сердца, и лучшее завершения для настолько насыщенного альбома просто трудно было бы себе представить.

Звуки переплетаются друг с другом, то вкрадчивые, то печальные, то стремительные и страстные. Но вот последний аккорд смолкает, и я остаюсь один на один с тишиной после настоящего музыкального и концептуального шторма. Столько идей, столько веры в свет и вечность нашего бытия не было даже у Flёur, хотя они поставили на это всё, что смогли, но их стилизованность оказалась их же приговором. Я ни в коем случае не стал бы называть этот музыкальный материал готикой. Скорее, это аутентичная музыка какой-то южной страны, аранжированная с помощью средств современной музыкальной выразительности. Богатое пение Каэтаны с оттенками самых чистых и прекрасных снов, действует как призыв вернуться к корням – туда, где верить было также естественно, как любить. А альбом шикарный. Один из лучших в 2016 году.