ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл проекта Consuelo "Мёртвое поле"

05-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO
Релиз
“МЁРТВОЕ ПОЛЕ” (Single)
Год
2022
Стиль
Neoclassical crossover / art-rock / avant-garde rock
Лейбл
БОМБА-ПИТЕР
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Чем дальше в лес, тем больше партизан, а чем дольше существует эпик-метал, тем более масштабным он становится, да ещё и забирает под свои знамёна самых неожиданных и, казалось бы, не имеющих к нему никакого отношения музыкантов. Питерский неоклассический проект Consuelo, известный в последнее время своими музыкальными интерпретациями стихотворений Ахматовой, Гумилёва и Мандельштама, представляет свой новейший сингл, и это на удивление практически каноничный эпик-фолк-паган-метал в традициях Арконы, Primordial и Summoning с обильными струнными и густыми всполохами симфонизмов.

Конечно, здесь нет таких ревущих и доминирующих гитар, нет свойственной метал-группам установки на гитарный шред и железный риффинг, однако атмосфера композиции недвусмысленно отсылает нас к патриархам патриотичного и боевого металла, и “Мёртвое поле” - это действительно почти баттл-метал и викинг-метал, но по-русски. Не просто на русском и о наших исконных и традиционных реалиях, а нечто, буквально взрощенное и вскормленное Русью, где всё дышит раздольем наших полей и “былинно-бескрайним простором” наших ландшафтов, но с элементами современного металла, эмбиента, фолка, дарк-электро и даже авангарда.

И перед нами вновь переложение классического произведения на современный лад. Каэтана взяла арию из известной кантаты “Александр Невский” Прокофьева, и исполнила её по-своему, усложнив и осовременив аранжировки в сторону требований и особенностей актуальных музыкальных направлений. И вновь бессмертная классика стала ярче, звонче, объемнее и как будто обрела новую жизнь, облачившись в полифоничные и неожиданные доспехи, которые предложила ей вокалистка Consuelo со своими помощниками Петром Янссеном (аранжировки) и Матвеем Градовым (сведение, мастеринг).

А ведь Прокофьева ценили и котировали даже самые убеждённые металлисты (вспомните хотя бы интро к классическому альбому Rage “Secrets In A Weird World” 1989 года), и, надо признать, это далеко не случайно. Трудно не заметить гениальность классика, даже взяв наугад пяток любых его произведений, и “Мёртвое Поле” в очередной раз подтверждает эту аксиому. Мощно, величественно, грандиозно - вот какими словами можно было бы описать оригинал данного музыкального произведения, а в исполнении Каэтаны все перечисленные эпитеты умножаются на два и на три в силу особенностей аранжировок Consuelo.

Узнаваемый вокальный почерк Каэтаны и многоуровневая симфо-экспериментальщина инструментала достойны особого и большого разговора, но не меньшего внимания заслуживает и лирика “Мёртвого поля”, написанная Владимиром Луговским. Слова разят словно мечи, подобраны таким образом и выстраиваются в такой плотный частокол, что впечатление от них остаётся поистине феерическое и фундаментальное. Оторопь берёт, когда вслушиваешься в это повествование о прогулке по местам смертной сечи, и реализма здесь действительно просто тонны, а когда дело доходит до финальной части и этого танцевально-авангардного хаоса, ощущение складывается такое, что у тебя перед глазами разворачивается настоящий данс-макабр во всём его ужасе и реализме.

Лейбл, отвечающий за выпуск и дистрибуцию творчества Consuelo, был настолько удивлён и дезориентирован их нынешним синглом и переплетением представленных на нём жанров, что от неожиданности классифицировал представленный в треке стилистический симбиоз как арт-рок. Я, конечно, знаю о современной тенденции называть арт-роком вообще всё, что вроде бы рок, но рок не самый простой и прямолинейный, однако в данном случае такое определение выглядит всё-таки слишком обобщённо и поспешно, а раскрыть весь спектр задействованных в треке влияний ему не просто не под силу, но и не может быть под силу, потому как здесь эклектика будет куда сложнее и куда серьёзнее.

Конечно, можно пофантазировать на тему того, как звучал бы симбиоз Ланы Лейн, Сары Брайтман, Electric Light Orchestra, Линдси Штирлинг, Sopor Aeternus, Chaostar и Summoning, и сказать, что это будет Consuelo и “Мёртвое поле”, а называться это будет арт-рок, но логичнее и проще оперировать уже имеющимся у нас в распоряжении термином neoclassical crossover, с успехом апробированным Каэтаной на своих предыдущих релизах со всех возможных ракурсов зрения. Немного классики, немного современности, немного привычных наработок Consuelo и толику неожиданных и непривычных нововведений, вот и получается свежий трек коллектива - эдакий арт-винегрет, но на основе неоклассического кроссовера.

“Мёртвое поле” - не первый фолково-патриотичный трек в дискографии Consuelo, но этот сингл всё равно нужно признать особенным и автономным. Перед нами самый пронзительный, контрастный и радикальный номер Каэтаны на тему любви к Родине, и градус патетики в этой композиции достигает поистине космических масштабов. Бессмысленно разбирать эту вещь по винтикам и анализировать лирику куплет за куплетом - основной месседж и главную мысль здесь нужно прочувствовать сердцем и уловить внутренними антеннами сознания. Перед нами почти настоящий авангард, что-то очень глубокое, смелое и сильное, и глубина здесь действительно такова, что, кажется, ещё шаг, и будет чистая атмосфера и чистый первозданный мрак.