ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом de profundis "This Winter In My Heart"

De Profundis, This Winter In My Heart

12-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

DE PROFUNDIS – 2014
Atmospheric black metal/avant-garde metal/symphonic metal
"THIS WINTER IN MY HEART"
NIHIL ART MUSIC/DARK EAST PRODUCTIONS
Венгрия, Сомбатхей

Всем известный легендарный псалмопевец Давид интересен металлическим коллективам и поклонникам тяжёлой музыки главным образом благодаря своей так называемой “Песни восхождения” (одной из них), более известной как 129 псалом, который начинается словами “Из бездны взываю” (Что и звучит на латыни как De Profundis), а в полном варианте выглядит так:

“Из бездны взываю к Тебе, Господи. Господи! Услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его”.

Венгерский блэк-металлический состав (не путать с одноимённой английской формацией, отличающейся лишь написанием!), который выбрал себе в качестве названия начальные слова этого псалма, был организован в 2000 году двумя музыкантами по имени Yzokras (vocals, synths) и Zoltan (guitars, bass, synths). Коллектив так и остался в формате дуэта, привлекая для записи сессионных исполнителей и не желая изменять образовавшемуся изначально тандему.

После многообещающего старта и записи четырёх композиций команда пропала из виду и вернулась лишь в 2008 году. В 2009 году было записано демо “Haunted By Ill Angels Only”, которое увидело свет лишь с наступлением 2010 года. А в 2013 году капелла выпустила сплит с Velm, содержащий демо-записи обеих групп. Именно он привлёк внимание культовых российских атмосферных лейблов Nihil Art Music и Dark East Productions, которые и выпустили в 2014 году дебютный полноформатный альбом de profundis “This Winter In My Heart”.

Атмосферное, как будто немного робкое и таинственное эмбиентно-симфоническое интро “Hajnal” сменяется стремительной скоростной блэковой вещью “If The Forest Comes Into Leaf”. Сразу же, почти бессознательно отмечаешь сверхзвуковые барабаны, жёсткий чёс ритм-гитар, рельефный скрим в духе Immortal, Carpathian Forest и Ancient, превосходное качество записи. Всё очень и очень хорошо, и я грешным делом уже успокоился, подумав, что весь альбом, за исключением каких-то ещё двух треков будет в таком же ровном и равно качественном, скоростном и цепляющем, но всё же вполне традиционном ключе.

Ан нет! Уже третий трек “I Will Stand”  начинается с превосходных эпично-хоровых партий, следом за которыми появляется всё тот же ураганный блэковый риффинг, который теперь, однако, напоминает уже не Carpathian Forest, а скорее Ancient Rites и Misanthrope, а вырисовывающиеся ближе к середине трека духовые даже вызывают из памяти Pan.Thy.Monium и Arcturus! Элементы авангарда и эпического батл-металла в духе Turisas и Bal-Sagoth очень удачно и аутентично ложатся на безудержно-мрачную чисто блэковую звуковую канву. В итоге “I Will Stand” звучит эпично, необычно, торжественно и даже хитово!

За весьма необычным для блэка названием “The Spring Song” скрывается ещё одна впечатляющая околоблэковая сюита, которая начинается с эмбиентного фрагмента в духе Summoning и Nord Frost, но затем вступают традиционные блэк-гитары и ритм-секция, на которые вместо привычного скрима снисходит высокий фолковый женский вокал и чистый, безмерно харизматичный мужской голос, уже знакомый нам по предыдущему треку и присутствующим там хоровым пассажам.

Хоры присутствуют и в “The Spring Song”, но это уже совсем другие “фоновые”, “энигматические” песнопения, единственная цель которых – подчеркнуть и усилить атмосферность музыки изобретательных венгерских подданых. Я затрудняюсь провести аналогию между этим треком и какими-то известными группами, но, быть может, если смешать чистоголосую народную Аркону, Lyriel, Elane и последний альбом Leaves’ Eyes с Лив Кристин, то получится как раз нечто подобное. После этой композиции понимаешь, что de profundis работают в стиле “ждите неожиданного” и поневоле начинаешь подходить к прослушиванию каждой новой песни с некоторым трепетом и слегка вскинутой бровью.

Видимо, на такой эффект от своих экспериментов и рассчитывали хитрые венгры. “Ebony Blood” – это снова самый что ни на есть традиционный блэк в духе Ancient без каких-либо странностей и сюрпризов. Хотя, справедливости ради стоит отметить появляющиеся и здесь в конце трека помпезные апокалиптические духовые, вновь весьма явственно и недвусмысленно напоминающие Pan.Thy.Monium, а сопровождающий их голос таинственного повествователя-нарратора сообщает этому чёрному творению ту самую бездонную глубину, из которой и взывал в своё время Давид. И вновь почти неоклассический эмбиентный шедевр – “Dei”, отдалённо напомнивший мне даже подобные изыскания греков из Septic Flesh и их проект Chaostar. Снова фоновые оккультные хоры, симфонические проигрыши синтезатора, чувственные клавиши, разговорные фрагменты и проникновенный чистый мужской вокал.

Титульная вещь вновь начинается как вполне традиционный блэк с некоторой удельной долей “паганизма” и неоклассическими клавишными пробежками в духе раннего Dimmu Borgir. Но всё меняется, когда композиция переваливает за половину. Фолковые мелодичные “дуделки” и великолепные чистые голоса вносят в этот номер свежую струю совершенно нехарактерной для блэка атмосферы, почти начисто меняя его структуру и общие очертания. Впрочем, я был даже почти не удивлён: как говорится, предупреждён (см. выше про “ждите неожиданного”), значит вооружён!

“Indulj El Egy Uton” – это мелодичный, но при этом всё ещё тяжёлый авангардный этно-фолк в духе Orphaned Land, Hok-Key “Znak Biady”, Baradj и других подобных коллективов. В этой песне вновь уже во второй раз появляется чистоголосое пение вокалистки, привносящее в звучание De Profundis удивительную мягкость и разнообразие. Когда звучит этот женский голос или переплетение голосов с его участием, возникает ощущение, что играет не блэк-команда, а какой-нибудь арт-фолк-рок. И в данном случае, это, несомненно, плюс и свидетельство весьма высокого уровня профессионализма и находчивости эклектичных венгров.

Немного непривычно скрежещущий звук гитар встречает нас в “Crimson Waters”, но выныривающие откуда ни возьмись эпичные клавишные сразу же расставляют всё по своим местам: с таким звучанием они действительно воспринимаются на порядок неожиданнее и интереснее. Словно вернувшийся из другого мира злобный скрим как будто старается наверстать всё то, что он мог нахрипеть и наскрипеть в то время, пока вынужденно отсутствовал, и этот вокальный скрежет на фоне утробных труб Апокалипсиса звучит действительно впечатляюще, атмосферно и зловеще, а музыка в целом напомнила мне даже знаковый для подобных звуковых экспериментов альбом Celtic Frost “Into The Pandemonium” (1987).

“Dust Into The Wind” (почти как “Dust In The Wind” у Kansas!) начинается, против всех ожиданий, блэково, но предельно медленно и задумчиво, отправляя пламенные приветы дум-металлу и dsbm-апологетам. И да, такую вещь вполне можно было бы услышать в репертуаре Funeral Oppression, Vietah или Bastarth. Темп не меняется на всём протяжении трека, лишь затейливо разбавляется где-то начиная с середины задумчивыми клавишными и безысходно-трагическим соло. Ну а в самом конце влияний дума и даже готики ещё больше, и хоры на фоне органных проигрышей звучат как заупокойная лития или погребальная месса, разрождаясь в конце концов монотонными и беспросветно-рыдающими звуками дождя.

Завершает пластинку ещё одна печальная вещь “Alkony”, которая звучит как реквием или уверенное пространное многоточие - эпитафия, последнее “прощай” или лебединая песня перед финальным и окончательным расставанием. Здесь нет уже тяжёлых гитар, только трагичные и немного драматично-театральные синтезаторные экзерсисы, на фоне которых серьёзный и как будто отстранённый голос неизвестного падре читает свою отходную молитву или, быть может, тот самый псалом царя Давида, где он использовал своё знаменитое ныне словосочетание “из бездны взываю”.

При всей своей разнородности “This Winter In My Heart” не воспринимается эклектично и противоречиво. Экстремальные звуковые фрагменты прекрасно уживаются с фолковыми и эмбиентными пассажами, а неистовый срипящий скрим – с чистыми и хоровыми вокальными партиями. У талантливых венгров всё звучит настолько естественно и органично, что в сознании не возникает даже мысли о том, что этот альбом хоть в чём-то уступает классике Celtic Frost, Pan.Thy.Monium, Arcturus и даже Therion, а эпизодические тексты на венгерском добавляют этому лонгплею оригинальности и необъяснимой волнующей притягательности. Это несомненно экзотика, но экзотика, звучащая настолько умеренно и аутентично, что отторжения не вызывает, а противопоказаний практически не имеет. Редкий, концептуальный и очень сильный релиз.