ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Dimmu Borgir "Eonian"

Dimmu Borgir, Eonian

16-07-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DIMMU BORGIR
Релиз
"EONIAN"
Год
2018
Стиль
Symphonic black metal
Лейбл
NUCLEAR BLAST
Страна, город
Норвегия, Йессхейм / Осло

Все-таки время – удивительная штука. В равной степени оно может быть мучительно медленным, изнуряющим, а порой жутко быстротечным. События, произошедшие будто вчера, на самом деле могут быть разделены годами, а условные суточные двадцать четыре часа могут приравниваться к целой эпохе. Воистину, это одна из величайших загадок нашего мира, до сих пор остающаяся без ответа. Человеку  в его попытках обуздать время  остается лишь цепляться за эфемерное настоящее, вздыхать о прошлом и грезить о туманном грядущем.

К слову, именно тема иллюзорности времени, его безграничность и аморфность легли в основу концепции нового откровения от лидеров норвежской симфо-блэк-метал сцены. Восьмилетнее молчание прервано, Dimmu Borgir представили свой десятый номерной альбом под названием ''Eonian'', знаменующий собой итог двадцатипятилетней истории существования формации, а мимо такого события пройти совершенно невозможно. Теперь же, когда всеобщие страсти после официального релиза несколько улеглись, можно спокойно и обстоятельно обсудить, что представляет собой новая работа.

Думаю, у каждого неравнодушного к творчеству этой команды были свои предположения, каким получится новый альбом именитых норвежцев. Но вряд ли кто-то близко смог подобраться к истине. Dimmu Borgir с давних пор зарекомендовали себя как команду, не склонную к самоповторам и постоянно прогрессирующую в своих музыкальных исканиях. Новоиспеченный ''Eonian'' стал просто блестящим подтверждением этого тезиса. При желании его можно сравнивать с предыдущими релизами группы, но вся соль в том, что все сравнения здесь бессильны.

Альбом получился настолько непохожим ни на что ранее сотворенное группой, насколько это вообще возможно. И вместе с тем он звучит вполне узнаваемо, "по-боргировски". Вполне вероятно, что причина кроется в той длительной паузе, протянувшейся с момента выхода ''Abrahadabra'', открывшей новую веху в истории коллектива. Похоже, Шаграт, Силеноз и Галдер так долго "варились" в процессе написания нового материала, что потеряли всякую связь с прошлым творчеством, что в свою очередь повлекло за собой создание абсолютно оригинального творения, подобрать аналогии которому чрезвычайно трудно.

После неоднократных вдумчивых прослушиваний можно резюмировать, что ''Eonian'' вполне гармонично соединил в себе элементы раннего творчества коллектива и в то же время демонстрирует принципиально новые, не побоюсь этого слова, прогрессивные наработки. Да, новый материал не так брутален как, скажем, ''In Sorte Diaboli'', хотя здесь и присутствуют довольно сильные риффы Силеноза и Галдера, да и бластбиты никуда не делись. Также альбом не может похвастаться грандиозным размахом в духе “Death Cult Armageddon''. Зато он обладает практически уникальной, в чем-то ламповой и камерной, и в то же время безграничной, но на удивление утонченной атмосферой таинственности, неотступно преследующей слушателя.

Вступительный номер ''The Unvelling'' недвусмысленно демонстрирует то, с чем нам придется иметь дело в ближайший час: филигранный симбиоз напористого блэка и величественных, громоподобных симфонических элементов (причем, в этот раз группа не стала привлекать живой оркестр) с преобладанием мистической ауры, уловимой на уровне подсознания и увлекающей в потусторонние сферы и измерения.

Безусловно, одна из главных ролей на альбоме отведена хору в блестящем исполнении Schola Cantorum, который даже несколько потеснил скриминг Шаграта. Данный прием, конечно, далеко не оригинален (в голову первым делом придут аналогии с Therion), но свою задачу выполнил на высшем уровне, привнеся в новый материал монументальность, красоту и убедительность.

Благодаря этому, именно такой взрывной хит как "Interdimension Summit" с характерными галопирующими клавишными был избран представить группу во всей ее мощи и исконном неоклассическом пафосе. Как отметил один мой друг, имеющий совершенно иные музыкальные вкусы, ''идеальный трек для Евровидения''. Что ж, если бы такое  произошло, уверен, своим перфомансом и харизматичностью "боргиры" надолго запомнились бы тамошней впечатлительной аудитории.

Далее дело обстоит не так предсказуемо. Музыканты виртуозно накаляют обстановку выплеском блэковой агрессии в сочетании с изысканностью симфонических аранжировок (''Aetheric'') и выверенным гитарным мелодизмом, острым, словно ритуальный клинок. Вместе с тем стойкая их приверженность к классической музыке (''The Empyrean Phoenix'') осталась неизменной, удивляя непредсказуемостью сюжетных поворотов и обезоруживая силой кульминаций.

Удивительное проиозведение ''Council Wolves And Snake'' вполне справедливо приковывает внимание за счет своего умопомрачительного содержимого: на редкость гармоничный сплав атмосферного блэка и нордического шаманского эмбиента с участием горлового пения (так называемый "йойк") и варварских перкуссий. Умело чередуя экстремальные и акустические фрагменты, композиция словно растворяет в себе, завораживает своей энигматичностью и позволяет проникнуться той всеобъемлющей бесконечностью, которой пропитан "Eonian''.

Суровый и бескомпромиссный гимн Люциферу ''Lightbringer'' своим напором и мрачностью явственно опровергает бытующие домыслы о мягкотелости пластинки, практически насильно вовлекая слушателя в экзальтацию темного священнодействия, в то время как ''I Am Sovereign'', который помимо прочего содержит вполне недурственные партии гроула Шаграта, звучит более вкрадчиво, но решительно и при этом весьма драматично.

Чередование света и тьмы продолжается в последующих пьесах ''Archaic Correspondence'' и ''Alpha Aeon Omega'', и если первая невольно внушает уважение своей эпичной грозностью, то вторая просто потрясает совершенной грацией металлической ярости и безмятежно прекрасного симфонизма, пробирающего до сладостной дрожи. Роль торжественного эпилога, опять же в лучших традициях команды, отведена "кинематографичному" и по-своему красивому инструменталу ''Rite Of Passage'' с отлично запоминающимися мотивами, этакому приемнику "Perfection Of Vanity" с эпохальной "Пуритании".

В числе недостатков альбома можно назвать разве что однообразие отдельных клавишных эффектов, но и это обстоятельство при желании можно свести к необходимой концепции. А вот эпизодические вкрапления техно-индастриал сэмплов звучат как минимум неожиданно. Вопросы по поводу  чрезмерно выхолощенного и отполированного саунда также можно считать изжившими себя придирками. "Eonian'' получился достаточно плотным, деталлизированным и отлично сбалансированным. В частности, те же гитары звучат здесь объемнее и злее, нежели на "Abrahadabra", где были практически задавлены оркестровками. Вообще от команды уровня Dimmu Borgir бессмысленно ожидать андерграундного контента.

Также нужно быть готовым к тому, что полностью "въехать" в ''Eonian'' с первого раза будет не так просто. Зато после альбом раскрывается, словно шкатулка Лемаршана и оторваться от него крайне нелегко. Каждая композиция тщательно продумана и умело скомпанована из отдельных сегментов, идеально подогнанных друг к другу. Каждая из них завораживает и "качает" по-своему, так что избранный вами фаворит может меняться с каждым днем. Dimmu снова проявили себя как убежденные перфекционисты, касается ли это дело композиционной составляющей или же оформления альбома. К слову, на этот раз к созданию артворка был привлечен востребованный польский художник-оформитель Збигнев Биляк (Mayhem, Behemoth), чье мастерство просто филигранно собрало визуальный и звуковой концепт ''Eonian'' воедино.

Так или иначе, но возвращение королей симфо-блэка однозначно состоялось. Кто-то назовет новую работу норвежцев весьма далекой от совершенства. Кто-то утешения ради не замедлит включить что-то из их репертуара 90-х. На мой же взгляд, этот стильный гримуар вполне достоин занять почетное место в каталоге группы как раз за счет своей неповторимости и поистине колдовского магнетизма. Dimmu Borgir в очередной раз продемонстрировали стойкий творческий индивидуализм и заинтересованность в необычных и дерзких экспериментах. Так что каждый может выбрать, по душе ли ему новое творчество норвежцев, или же нет. В любом случае, Темная Крепость будет жить лишь по своим внутренним законам.