ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Ещё одна взятая высота и большой коллективный труд» Интервью с Яном Федяевым (Dissector, The Lust, GOOT)

17-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Все уже давно привыкли к тому, что все проекты Яна Федяева неизменно выпускают релизы высочайшего качества, но маэстро ни на секунду не останавливается на достигнутом, и сейчас у проекта выходит альбом, который сам же Ян, не стесняясь в выражениях, называет настоящим шедевром. В качестве основного вокалиста на “Weight Of Days” выступает небезызвестный Дэвид Рис (Accept, Bonfire), за соло отвечают именитые мастера гитары, среди которых в том числе Уэйн Дорман (Onslaught), а в плане материала и аранжировок GOOT сейчас вплотную подошли к хорошему европейскому хард-н-хэви с чётким привкусом Iron Maiden и поздних Rainbow. «Гениальный, эпохальный, неординарный» –  не жалеет эпитетов Ян, даже не пытаясь скрыть своё воодушевление по поводу готовящегося к выходу полноформатника… Хотя всё это больше похоже на присущую ему самоиронию. Но давайте всё-таки пойдём по порядку и попытаемся понять, что же такого великого и интересного в “Weoght Of Days”, и как этот альбом получился таким.

Приветствую, Ян! Поздравляю с выходом нового альбома GOOT! Как ощущения в связи с выходом нового полноформатника? Для вас это ещё одна взятая высота и новая ступень по пути собственной эволюции? Как вообще оцениваете альбом?

– Спасибо за поздравления! И хотя я уже давно заездил этот альбом до дыр и занимаюсь другим материалом, ощущения от “Weight Of Days” и в целом от процесса его создания по-прежнему прекрасные. Безусловно, это ещё одна взятая высота и большой коллективный труд –  как и каждый завершённый альбом, на который потрачено полтора-два года. Насчёт эволюции и качественного отличия пусть решают слушатели. В любом случае, мы старались зарядить “Weight Of Days” новой энергетикой и непривычными фишками.

Как вы встретили Новый год, и почему вам непременно захотелось выпустить сингл, предваряющий альбом, 30 декабря, когда многим из нас совсем не до музыкальных новинок? В этом был какой-то особый смысл?

– Новый год встретил спокойно, в семейном кругу. Я не поклонник фейерверков, шумихи и гульбищ, особенно во время чумы. Если честно, никакого сакрального смысла в выпуск сингла 30 декабря я не вкладывал. Просто захотел чем-то порадовать тех, кому действительно интересно моё творчество, и кто давно ждёт что-то новенькое с нашего конвейера. Нашлись и такие, кто воспользовался нашими новогодними скидками и за полцены оформили предзаказ будущего альбома GOOT. К тому же сейчас людям в целом не до музыки и не до искусства. Да и праздники выглядят натужными, а радость – притянутой за уши. Так что можно было с одинаковым успехом выпустить сингл или альбом 31 декабря или 1 января и устроить праздник для себя. Мне кажется, в нашей стране традиционного пиратства и низкой покупательской способности следовать классическому маркетингу не обязательно.

Откуда такое название и что это за «вес дней» у вас на новом альбоме?

– Тексты и концепцию для этого альбома создал наш коллега из Нидерландов Рэнди Герритсе. Он же предложил и финальное название. У нас было несколько рабочих вариантов, но “Weight Of Days” звучит наиболее концептуально и прог-метально. Именно так в этот раз захотелось.

Никаких параллелей к Metal Church с их “Weight Of The World” тут не стоит искать?

– Не могу сказать. Вполне возможно, Рэнди хорошо знаком с этим альбомом и о каких-то параллелях может поведать подробнее. Я лично закончил слушать Metal Church на альбоме “Hanging in the Balance” и никогда больше к ним не возвращался.

И с годами вес прожитых лет и дней действительно давит и тяготит всё сильнее? Ощущаете подобное?

– Хочется, чтобы становилось легче и проще жить, но не становится. Просто в какой-то момент привыкаешь к новой реальности. В этом всём, вроде, ещё должны присутствовать и прибавляться мудрость и опыт, так сказать, сын ошибок трудных. Но из года в год – одна и та же жопа, только ракурсы меняются. А мы сами – нет.

Для кого вы записывали этот альбом, и к какому стилю вы бы сами всё это отнесли?

 – Мне кажется, сейчас музыку можно записывать только для себя лично, стараясь искренне понравиться хотя бы самому себе. Подозреваю, сейчас многие так и делают, не сильно рассчитывая на отдачу. И не только в нашей стране; все старательно поддерживают иллюзию, что рок до сих пор такой же живой, как в 90-х, или хотя бы в начале 2000-х. Мне бы и самому так хотелось, но обстановка сильно поменялась, и мир наполнился другими энергиями. В тайне мы чувствуем себя стрёмно, неуютно ёжимся, глядя на приближающиеся окопы и разрастающиеся кладбища. Наверное, если тщательно препарировать каждую песню “Weight Of Days” и искать аналогии, то стиль можно подобрать. Но если попытаться воспринять альбом целиком, следуя духу концепции, то мне лично кажется, что мы в этот раз зашли на территории, на которых не бывали. И многие классные вещи на альбоме получились случайно – чистый экспромт.

А как так вышло, что вас занесло в хард-рок и хард-н-хэви, да ещё и с этим привкусом Iron Maiden на “Devour”?

– Такой стилистический гибрид сложился постепенно. Конечно, больше всего на общее восприятие повлиял классический хард-н-хеви вокал Дэвида. А в самом конце всё шлифанул своими соляками Уэйн Дорман. Он наверняка рос с музыкой Iron Maiden в крови.

Часто музыканты говорят про свой новый альбом, что это самое лучшее и самое сильное за всю их историю, и для вас “Weight Of Days” тоже является таким же венцом собственных музыкальных амбиций на данный момент?

– Если рассматривать альбом целиком – а именно так я его лично и воспринимаю – могу сказать, что ничего подобного мы ранее не делали. Конечно, мы всегда стремились к максимально качественному продукту, даже, когда домашняя работа местами была выполнена на троечку, и нас спасало только качественное сведение Slaughtered Studio. В этот раз участие каждого музыканта на альбоме вытянуло его на приличную интернациональную высоту. Это реально амбициозный проект. Мы его таким не задумывали, но он таким получился.

А что по вашему собственному мнению отличает этот альбом от других ваших релизов и почему он особенный?

– Я рад, что GOOT на большинстве альбомов удаётся не повторяться. По крайней мере, мы для этого делаем всё возможное и стараемся добавить в треки какие-то новые аранжировки, неюзаные ингредиенты. Мне кажется, нам удалось отличиться и в этот раз – концептуальных альбомов в рамках GOOT мы еще не делали.

Если описать диск с помощью трёх слов, то что это будут за слова?

– Гениальный, эпохальный, неординарный. Одним словом - шедевр.

Как считаете, чего на “Weight Of Days” больше: ностальгии, классического рока, современных аранжировок, вдохновения, просто хорошей музыки или чего-то ещё?

– Наверное, тут хватает и ностальгии, и каких-то новых для GOOT элементов. Много влияний разных стилей, как классики, так и привычных для меня мелодических ходов и простых риффов, немного неожиданных прог-роковых решений – аранжировок и песенных структур. Но в целом – это универсальный, насквозь мелодичный хеви/метал/рок с качественными соляками и безупречным микшированием.

Как работается с иностранцами в режиме санкций и неоднозначного отношения между нашими странами в последнее время?

– Пока со стороны самих музыкантов и моих забугорных друзей я не заметил каких-то изменений или русофобских высказываний. Разумеется, у каждого из них есть своё мнение по поводу происходящего, но это никак не сказывается на творчестве или нашем общении. На личном уровне всё осталось без изменений. Хотя среди западной публики хватает людей с промытыми мозгами и заднеприводными фантазиями, охотно раздающих нацистские высказывания, орущих про санкции против русских групп, в том числе. Тот факт, что GOOT это интернациональный проект и наполовину состоит из европейцев, а вокалист Дэвид – американец, им при этом не мешает.

Верите ли вы в исцеляющую, примиряющую и объединяющую силу музыки, и есть ли у вас ощущение, что именно искусство сможет объединить расколовшийся на разные полюса современный мир? Насколько для этой роли подошёл бы “Weight Of Days”?

– Я мало во что и кому верю вообще. Но думаю, что музыка пока ещё остаётся одним из универсальных языков человечества – объединяющих и примиряющих. Даже если в последние годы ретивые деятели из музыкальных и околомузыкальных сфер и с той и с другой стороны норовят прикрутить к музыке удобную социально-экономическую повестку или политическую конъюнктуру. Так чистое искусство теряет свою базовую ценность. Если кто-то захочет копнуть поглубже и разобраться с текстами, то концепция “Weight Of Days” во многом и про это.

Насколько продуманным и неслучайным оказался в этот раз список приглашённых гостей?

 – Самый неслучайный гость здесь, разумеется, вокалист Дэвид Рис. Отправной точкой “Weight Of Days” было именно его согласие, хотя все песни на альбоме сочинялись без привязки к вокалу и просто ждали распределения по разным проектам. О каких-то других вокалистах речи не шло; если бы Дэвид отказался, я бы записывал эти песни сам, вот и всё. Остальные инструментальные решения принимались уже в процессе записи. В половине отобранных песен ещё до записи вокалов уже имелись соляки Ильи Морозова. Другие песни предлагались под запись тем, с кем у нас на тот момент был контакт. Никто не отказался поучаствовать в таком проекте.

Скажу честно, меня всегда удивляет то, кого вы приглашаете для участия в своих композициях – у вас очень неординарный и тонкий вкус, и легенды экстрим-металла тут запросто сочетаются с классиками и эстетами редкого английского трэша вроде Onslaught. Чувствуется, что вы большие меломаны и ценители хорошей и редкой музыки. Но насколько всё-таки всё это происходит планомерно и целенаправленно. То есть бывает ли так, что вы вспоминаете кумиров юности, тех же Onslaught, скажем, ищете заинтересовавшего вас музыканта, связываетесь с ним и начинаете общение?

– Полагаю, группам высшего или первого эшелона такие коллаборации планировать легко. У нас на это нет бюджета и менеджмента, который бы утряс все вопросы. Поэтому участие гостей в наших записях – всё-таки спонтанно и иногда случайно. Культовые музыканты редко спускаются в андеграунд лично пообщаться и вообще реагируют на подобные запросы. Часть из них связана контрактами, некоторые не видят в этом для себя никакого художественного смысла или просто не хотят связываться с юридическим и авторскими аспектами или какой-то безвестной шелупонью, захотевшей приобщиться к заработанной славе. Но если честно, по моим ощущениям повальная мода на интернациональные фиты и гостевые проекты уходит. Возможно, я не прав, но это уже не так впечатляет, как раньше. В какой-то момент этого стало очень много, и новизна и эффект ожидания чего-то особенного пропали. Надо придумывать что-то другое – просто сочинять угарные песни.

А что для вас самих вот такие гостевые соло и в частности участие Уэйна Дормана в “Devour”? Это возможность приобщиться к легенде, стать ближе к кумирам юности записав с ними совместную композицию или что-то другое?

– Всего понемногу. Конечно, записаться с Дэвидом Рисом и другими музыкантами, альбомы которых слушал подростком, это круто. Пожалуй, тут ностальгический фактор самый сильный. Это уже часть твоего музыкального кода, и к этому хочется приобщаться. Совсем другое – совместное творчество с музыкантами твоего поколения, такими как Уэйн Дорман, Илья Морозов, Лаури Туохимаа, Алекс Корона, Ричард Шоу, Михаэль Бри и другие, с кем нам довелось работать. Тут, скорее, больше желание знакомиться с разной техникой игры и стилем работы, иначе видеть привычные процессы, просто услышать в своих песнях офигенных музыкантов. И, как ни банально звучит, это вызывает желание стать лучше, взглянуть на свою собственную музыку по-другому. Хочется пробовать что-то новое, добавлять неожиданные аранжировки, не париться из-за того, что кто-то вдруг услышит от тебя что-то непривычное.

Можно ли сказать, что Дэвид Рис теперь уже постоянный и штатный вокалист GOOT, ваша визитная карточка и лицо группы?

– Только на уровне фантазий. Безусловно, с его голосом наша музыка получила какое-то новое измерение, и мы все довольны таким сотрудничеством и результатом. И польщены возможностью получить новый опыт. Кто бы отказался от такого штатного вокалиста! К тому же у нас уже записан второй альбом с участием Дэвида Риса. Но становиться лицом группы – это чересчур. Для нас лично это масштабный эксперимент, который, вполне возможно, будет иметь продолжение. Но пусть этим всё и ограничивается. Да и у самого Риса, я уверен, есть другие планы и задачи.

А не было ли опасений, что с приходом Дэвида в ваш коллектив на постоянной основе, у кого-то из слушателей появится стойкая ассоциация с эксептовским “Eat The Heat”, и вас станут воспринимать именно так?

– Возможно, такой эффект появится после следующего альбома GOOT c Рисом на вокале, ещё более хард-н-хеви-классического по содержанию. Но как-то сильно меня это не беспокоит. Мы уже готовим два альбома с моим вокалом и далёким от концептуальности материалом, и я не чувствую какого-то дисбаланса. Просто записываем то, к чему лежит душа, и что кажется на данный момент лучшим и интересным. Минимально себя ограничиваем. Конечно, есть большое желание продолжать сотрудничество с Рисом. Он и не отказывается, наоборот, готов продолжить. Посмотрим, что будет через пару лет.

Как оцениваете этот альбом Accept и насколько Дэвид Рис является вашим кумиром и эталоном для вас?

– До сих пор считаю “Eat The Heat” недооценённым релизом в целом и стоящим модным особняком в их дискографии. Жаль, что у Риса в те годы не сложилось с некоторыми участниками Accept, да и сам план продюсеров группы покорить американский рынок с новым вокалистов получился корявым. Но, возможно, именно этот опыт дал Рису мощный пинок в сольной карьере. Так что, без одного не было бы другого. Я бы не стал использовать слово «кумир», тем более, что в детстве больше фанател по AC/DC. Но для себя лично считаю вокал Риса вполне эталонным, не хуже Кавердейла, например.

Какой-то фидбек от западной публики и западного слушателя ощущаете? Что пишут про вас в западной прессе и как принимают ваше современное творчество с Рисом?

– Какого-то публичного фидбэка и забугорных рецензий мы пока не получали. Альбом мы практически ещё нигде не распространяли, так что рано судить. Надеюсь, рецензии и мнения ещё появятся, альбом этого определённо заслуживает.

На виниле “Weight Of Days” тоже ожидается? И как вообще по вашему опыту, на каких носителях лучше всего слушать материал GOOT?

– Конечно, было бы круто издать “Weight Of Days” на виниле, но у меня лично таких ресурсов нет. Пока только удалось выпустить лимитированный виниловый EP „Light It Up“ в Италии, и его уже почти весь раскупили коллекционеры. Я по-прежнему люблю физические носители, синглы, епихи, мёрч и прочие олдскульные штуки. И считаю посещение концертов, приобретение музыки или краудфандинг напрямую у музыкантов самым честным способом оплаты их труда. Какой смысл впечатлять тем, что твои альбомы есть на каких-то виртуальных стриминг-сервисах и имеют прослушивания, если ты лично, как автор, никогда не получишь с этого ни копейки? Ты сам вкладываешь в создание качественного контента время и деньги, на тебе зарабатывают, тебя имеют, а ты типа радуешься и подобно ослику, тянущемуся за морковкой, хочешь в тайне урвать кусочек славы.

Возможно, активно концертирующие коллективы или бэнды со сложившейся платёжеспособной фан-базой что-то от этого выигрывают и зарабатывают. Реально круто, когда это работает, респект! Но для малоизвестных студийных проектов и авторской музыки это с самого начала проигрышный вариант. И вообще, считается, что музыка в сети – это благодать, доступ для всех и везде, бла-бла. Для меня виртуальная музыка – это значит нигде.

А как началось ваше сотрудничество с Денисом и с его студией HPJ?

– В 2017 году меня познакомил с Денисом Стрижаковым мой тогдашний коллега по группе THE LUST Фёдор Боровский. Если не ошибаюсь, нам тогда потребовалось записать вокалы для нескольких песен, не вошедших в альбом “Karmalove”, а следом мы начали запись вокалов для дебютного альбома GOOT “Destitute Souls”. С тех пор сама студия сменила уже четыре локации, но мы продолжаем в ней записываться.

Что в этот раз записывалось в HPJ, а что в Slaughtered Studio и по какому принципу происходил отбор?

– С самого начала сотрудничества в HPJ мы записываем исключительно вокал, а в Slaughtered Studio – сводим и мастерим записанный материал.

В какой атмосфере шла работа в HPJ? Оставалось ли время на шутки, юмор, отдых и наслаждение всем происходящим?

– Работа в HPJ чаще всего проходит довольно продуктивно и сконцентрировано, как раз с минимумом времени на развлекуху и релакс. Я стараюсь тратить больше времени на эксперименты с аранжировками, для меня важен элемент спонтанности. Иногда это даёт неожиданные результаты.

Какие-то совместные треки или релизы со Stigmatic Chorus можно ожидать? Вообще насколько вам интересны сплиты и фиты такого плана?

– Совместные треки со Stigmatic Chorus ещё не обсуждались. Нам пока вполне хватает того, что Дэн под настроение записывает для GOOT бэк-вокалы. Но я и не вижу причин отказываться, если такой сплит или фит образуется. Как мне кажется, Дэн вообще открыт для творческого сотрудничества.

Что в самых ближайших планах и чего хотелось бы достичь в наступившем 2024 году?

– Планов на этот год много, хорошо, если хотя бы что-то осуществится. В основном планы касаются сведения множества уже записанных песен и работы с архивами. Пока ждём появления в феврале альбома GOOT “Weight Of Days” на компакт-дисках. Затем доведём до ума новый альбом Dissector. Хотя мы и так не спешим, процесс идёт очень медленно, на некоторые вещи я повлиять не могу. Хотелось бы в феврале добить всю инструментальную запись, потом останется свести несколько песен и отдать в печать. Поэтому о сроках тоже ничего конкретного – 2024-й. Остальные планы ближайшими не назвать. Многое зависит от обратной связи – количество получаемой от слушателей энергии прямо пропорционально желанию выпустить что-то еще.

В начале года принято подводить итоги года прошедшего, давайте не будем нарушать эту традицию.  Может быть, можно было бы даже представить какой-то топ самых впечатливших за год музыкальных релизов?

– Увы, в прошлом году я мало следил за метал-новинками. Конечно, пару релизов ждал с нетерпением и заполучил их в свою коллекцию. Но большей частью о новинках случайно узнавал из соцсетей или рассылок. Порадовался новым альбомам Katatonia, Bruce Soord, Everything But The Girl, расширенному переизданию альбома Bleed From Within “Shrine” и юбилейному переизданию альбома Ludovico Einaudi “In A Time Lapse”. Также не могу не отметить новые сольники Tolis Sakis, Till Lindemann и Trevor Horn. Добавлю ещё Host “IX” – мне лично понравился.

Как сейчас обстоят дела у The Lust и Dissector и чего ждать от этих ваших коллективов в ближайшее время?

– Начнём с Dissector. Сейчас в работе новый студийный альбом, надеюсь, мы выпустим его ещё в этом году. После этого хотелось бы разобраться с архивами времён «Grey Anguish» - как раз отметим его десятилетие в 2025. Дел там ещё дофига, но сама идея не отпускает. Трудно сказать, в каком формате всё это будет издано; кое-что мы в разные годы публиковали в цифре, но для закрытия гештальта хотелось бы выпустить старый добрый компакт-диск. Ну и есть ещё пара идей, связанных с мелкими форматами и специальными изданиями. По The Lust планы пока не поменялись, и они самые неконкретные – когда-нибудь соберём компиляцию редких и неизданных треков. И затем займёмся обновлением альбома «Black Dahlia Poem». Но это не точно.

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читал?

– Вы ещё здесь? (улыбается) Рад, что дочитали до конца. Пусть всё сказанное здесь окажется неправдой.

Спасибо за интервью!

– Спасибо, что вы ещё существуете!