ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Сила, благородство, романтизм, своеобразное чувство юмора и лёгкая печаль» Интервью с Sorrowful Knight

27-05-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

К паэур-металлу все давно привыкли, и мало кто ждёт от него каких-то откровений или чудес, но сегодня у нас как раз то самое исключение, которое подтверждает правило.  Таинственный one-man-проект Sorrowful Knight, под вывеской которого творит администратор старейшего сообщества ВК Power Metal Дмитрий Суворов, не случайно позиционирует себя в качестве лаборатории. Печальный Рыцарь не устаёт экспериментировать, искать нехоженые тропы в своём жанре и пробовать новое и неизведанное, а буквально несколько дней назад в сети появился его очередной EP “Остара”, который без преувеличения можно назвать новой главой и эпохой в эволюции коллектива. Дон Кихот и Толкиен, рыцари и феи, джаз, кантри и блюз, инструментальные фантазии и работа с приглашёнными вокалистками – сегодня Дмитрий расскажет нам, каково это быть единственным в своём роде и расширять границы давно устоявшегося и сформировавшегося стиля, ежечасно рискуя навлечь на себя гнев богов пауэр-металла.

Доброго времени суток, Дмитрий! Что у вас нового и интересного, и почему тем, кто случайно сейчас шёл мимо и наткнулся на это интервью, стоило бы прочитать его?

Добрый день! Думаю, некоторым будет интересно узнать, что в России есть необычный метал-проект, который во многом уникален.

А главная уникальность Sorrowful Knight… Как Вам кажется, в чём она заключается?

Полёт фантазий, который даёт инструментальный симфо-пауэр. Насколько мне известно, в схожем стиле в России нет коллективов и исполнителей.

Давайте начнём с самого начала. Все мы знаем, что как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт, а какими соображениями вы руководствовались, когда решили назвать свой проект горестным рыцарем?

К названию Sorrowful Knight я пришёл не сразу. Изначально это был просто мой ник на некоторых сервисах, который происходил от героя Мигеля де Сервантеса Дон Кихота, известного также как Рыцарь Печального Образа. Для простоты имя было сокращено просто до Печального Рыцаря. Проект Sorrowful Knight зародился в мае 2014 года, и тогда он назывался DS. Под данным названием я тогда выпустил первую демку, после чего выбрал итоговое название проекта – Sorrowful Knight.

Получается, что Sorrowful Knight – это Ваше alter ego и своего рода творческий псевдоним. Ассоциируете себя с печальным рыцарем на обложках своих релизов?

Данный герой действительно мне близок, в нём сочетается как сила и благородство, так и романтизм, своеобразное чувство юмора и лёгкая печаль.

А что думаете о бессмертной классике Сервантеса и сколько раз читали её? Я так понимаю, это у Вас настольная книга?

На меня роман Сервантеса в своё время действительно произвёл впечатление. Дон Кихот очарователен, настоящий мечтатель. Человек бросил всё и отправился в путешествие, считал себя рыцарем во времена, когда рыцарей уже не стало. И ведь сейчас можно стать таким вот Дон Кихотом, отправиться покорять мир, в котором также нет рыцарей. Саму книгу я в последний раз читал очень давно, недавно посетила меня мысль ещё раз её прочесть, думаю в этом году это сделаю, уверен я открою для себя что-то новое, и, возможно, вдохновение для новой композиции. Ведь меня не раз посещала мысль написать трек про Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского.

И как вам неприкрытая ирония Сервантеса по отношению к своему персонажу? Стоит ли искать юмористические мотивы в вашем творчестве?

Ирония к персонажу, которого создал Сервантес, близка и музыкальному проекту, есть треки, где я специально увеличивал пафос, который доходил чуть ли не до абсурда. А на дебютном альбоме была композиция «Invasion of Monsters and Windmills», которая уже своим названием настраивает на юмор, трек посвящён вторжению в мир не только монстров, но и настоящих ветряных мельниц.

Не ощущаете ли себя вместе с Sorrowful Knight эдакими дон-кихотами на российской сцене и как вообще воспринимаете образ этого странствующего романтика и мечтателя? Насколько он для вас идеал и образец для подражания?

Вряд ли для российской сцены я Дон Кихот, но его образ здорово совместим с музыкой, которую я создаю.

То есть всё-таки для нашей сцены Sorrowful Knight – это воплощение авторской, самобытной и не похожей на других трактовки пауэр-металла? Как считаете, можно так сказать? Всё ещё пауэр-метал, но под новым соусом и с другого угла зрения.

Не похожей на других я не скажу, у нас немало групп, которые играют в подобном стиле, моя музыка просто любит порой выходить за рамки жанра, и тут уже речь не о примеси других музыкальных направлений, не связанных с рок-музыкой, а в заимствовании элементов, например, хэви, прога или даже блэк и дум-металла.

А какие главы истории Sorrowful Knight, по вашему собственному мнению, заслуживают наибольшего внимания и достойны быть упомянутыми сегодня, чтобы ввести наших читателей в курс сегодняшних дел вашего коллектива?

Думаю, я бы разделил истории Sorrowful Knight на три главы. Первая глава - это первые шаги проекта, вторая глава - это выход его на официальный уровень и выпуск альбома, третья глава — это состояние проекта в настоящее время.

На какой стадии развития проекта к эстетике Дона Кихота стали примешиваться образы «Властелина Колец» и другие чужеродные влияния?

Это совпало, думаю, в момент смены звучания проекта, первые года два Sorrowful Knight был инструментальным хэви-металлом, потом прогрессив-металлом, и в момент перехода к симфо-пауэру пришли и образы, свойственные классическому фэнтези.

А почему вы всё-таки позиционируете себя как инструментальный проект? Это желание подчеркнуть, что первостепенна всё-таки музыка, а максимальную свободу фантазии, которую порождают инструментальные произведения, нельзя ничем ограничивать?

Инструментальная музыка ничем не ограничивает меня при сочинении материала, любую идею можно перевести в ноты, меня всегда, прежде всего, интересовала музыка, даже как слушателя, важно отметить, что при прослушивании инструментала слушатель может сам представить себе любой сюжет, любую картинку, ведь тут нет текста, который бы навязывал ему конкретную историю. И немаловажно отметить, что рынок инструментального металла совсем не обширен, и туда легче попасть.

Ощущаете себя литературным, образовательным и просветительским проектом, который помогает людям развиваться и становиться лучше? Вообще ставите перед собой какие-то благородные и высокие цели, когда дело доходит до творчества?

Я всегда хочу, чтобы слушатель мог отдыхать под музыку, мог дать волю своей фантазии, развивать воображение. В наше время преобладает музыка в разных жанрах с очень простыми или иной раз примитивными аранжировками и структурами песен, в свою очередь я хочу показать слушателем красоту оркестра, или романтику джаза и блюза и всё это вкупе с металлом.

Но ведь метал-слушатели совсем не обязательно любят джаз и блюз, не боитесь таким образом отпугнуть и разочаровать своего потенциального слушателя?

Нет, я этого не боюсь, найдутся те, кому это не понравится, но будут и слушатели, которые такие эксперименты оценят. Всем всё равно невозможно угодить. Я иногда называю свой проект лабораторией, так что эксперименты — это часть меня как композитора. И в любом случае у меня будут в большинстве треки, присущие эпическому пауэр-металлу.

А не страшно ли ломать годами выплавлявшиеся каноны и не подлежащие изменению клише жанра? Даже бутылка пива с утра это шаг в неизвестность, а уж добавленный к пауэру джаз или кантри…. Не боитесь навлечь на себя гнев пауэр-метал богов за такое вольнодумство?

Дон Кихот не побоялся напасть на мельницу, почему же мне стоит бояться гнева таких же музыкантов, как я.) Напротив, свежий взгляд сейчас нужен.

Всегда ли легко удаётся без проблем совместить такие разные жанры, не возникает тут каких-то трудностей?

Я пока не могу сказать, что подобных экспериментов у меня очень много, но сложностей никогда не было.

Позиция «всё делаю сам» и ваша деятельность в формате one-man-проекта проистекает из убеждения «хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам» или тут что-то другое?

И да, и нет. С одной стороны, всё зародилось из-за желания сделать музыку, которую я перестал получать от релизов любимых исполнителей, и в тот момент не было людей, которые смогли бы меня поддержать в начале творческого пути. С другой стороны, one-man-band это полный контроль над произведениями, ты ни от кого не зависишь, сам решаешь, что играть и когда писать новые композиции.

Исключаете переход Sorrowful Knight в формат полноценно гастролирующей группы?

Думаю, что такое маловероятно, для живых выступлений нужны хорошие музыканты, организовать такое сложно, тем более чтобы звучание не отличалось от исходного, со всеми аранжировками. Переход в полноценную группу несёт за собой отказ от основной работы, и переход хобби в профессию. Но я бы отметил другое, жизнь быстро меняется, когда-то я думал, что Sorrowful Knight - это чисто инструментальный проект, сделанный своими силами, а в итоге у меня появились песни с приглашёнными исполнителями, посмотрим, куда этот путь меня приведёт дальше.

Есть ли у вас друзья и соратники среди музыкальных групп, которых вы считаете своими духовными побратимами, делающими с вами одно большое и великое дело? Кого можно было бы назвать в таком ряду?

Да, конечно есть, в первую очередь это Nightwish, я большой поклонник Туомаса Холопайнена, их лидера, немало приёмов я позаимствовал у него, также влияние на мою музыку оказали Manowar и Kamelot. Также я хотел бы выделить из моих коллег Антти Мартикаинена, который ближе всего мне по стилю, и Питера Кроули.

А почему именно Peter Crowley Fantasy Dream и Antti Martikainen? Что такого есть у них, чего нет, например, у Beto Vasquez Infinity или у Almora?

Группа Бето Васкеса всё же отличается от того, что делают Антти и Питер, у аргентинцев полноценные песни, без присущей эпичности, например, Мартикаинена. Almora ближе по стилю, но у них есть постоянный вокал.

Rosslyn Chapel и, скажем, Стива Вая и Джо Сатриани, можно назвать в ряду близких Вам по духу исполнителей?

На мой взгляд, нет, тут музыка уже гитарноориентирована, и у этих музыкантов другая концепция.

А как на счёт отечественных инструментальных проектов? Можете выделить и порекомендовать нашим читателям какие-то из них? Может быть, Rocket Rider или Corwine?

Признаюсь, я знаю не много отечественных инструментальных проектов, конечно отмечу Rosslyn Chapel, мы недавно его вспоминали, ещё есть Violent Memories из Питера.

А как началось ваше общение и сотрудничество с Александрой Сатаровой и Валентином Лежендой и можно ли назвать это дружбой?

Отвечу на этот вопрос по порядку знакомств с этими людьми. Я уже очень давно главный админ старейшего в VK сообщества Power Metal, был период, когда у меня не хватало времени на группу и я объявил набор в администраторы сообщества, мне написал Валентин, я его принял, так и началось наше общение, мы долгое время были просто друзьями, пока однажды у меня не появилась идея написать первый в истории Sorrowful Knight трек с вокалом, я обратился к Валентину, и он с радостью согласился, сейчас я знаю, что если мне снова понадобиться текст, он обязательно мне поможет. Наша дружба уже длится много лет. С Александрой меня свела тоже моя админская деятельность в пауэр-сообществе. У группы Aura, где тогда пела Саша, вышел новый альбом, и она обратилась ко мне с просьбой прорекламировать его, так мы и начали общаться, мы до сих пор хорошие друзья.

Понравилось ли Вам работать с Валентином в рамках его проекта и планируется ли подобное в будущем?

Да, это был интересный опыт, впервые я создавал музыку не для себя, и также впервые мою музыку сводил другой человек. Я самостоятельно выпустил его альбом на интернет-площадках и стриминнговых сервисах. В будущем мы снова посотрудничаем.

А какими тремя словами вы смогли бы описать Sorrowful Night? Почему-то мне кажется, что «благородство», «мечтательность» и «доблесть» среди этих слов будут практически на 100%...

Не знаю, как «благородство», а вот «мечтательность» и «доблесть» это в точку.)

А каким образом ищете тексты для своих треков, авторов этих текстов, вокалистов и вокалисток? Есть тут какие-то критерии поиска и отделения зёрен от плевел?

Тут всё просто, использую личные знакомства.)

И совсем не бывает соблазна позвать всё-таки постоянного певца-текстовика и таким образом ограничить и конкретизировать свой стиль?

Такого никогда не было, композиции с вокалом и текстом это всё же исключение из правил, и делать подобные песни сложнее, тут появляются уже рамки, за которые не перейти. Сейчас я свободен в выборе исполнителей, и это мне нравится.

Как вам работалось над новейшим EP “Остара” и всё ли удалось сделать так, как планировалось и задумывалось?

На самом деле это была самая сложная работа за всю историю Sorrowful Knight. Сложности были уже при сочинении музыки и заканчивались сложной работой с текстом и вокальными партиями. Текст на титульную песню переписывался четыре раза. С точки зрения композиторской работы, я не совсем всё сделал, как хотел, но это полезный опыт. Отличную работу провели вокалистки Саша и Вера, и большое спасибо Игорю Королёву, который смог собрать весь этот материал.

Если сравнивать дебютный лонгплей и нынешний мини-альбом, то каковы будут главные различия, с вашей точки зрения?

Дебютный альбом «Through Pain and Glory» в более полной мере демонстрирует, что же такое Sorrowful Knight и кроме художника, никто иной в работе над релизом не участвовал.

Кто является автором красивой и красочной обложки “Остары” и кому принадлежит идея отойти от образа печального рыцаря в визуальном и концептуальном плане и внести в свою арт-концепцию элемент такой женственной фейри-романтики?

Обложку сделала Полина Ридевская, подруга Александры и гитаристка Артемизии. Идея подобной обложки была моей, так как для данного релиза рыцарь никак не подходил. Позже вместе с Сашей мы решили использовать её фотографию для оформления. Я остался доволен результатом и проделанной работой.

Сейчас в целом считаете эксперимент удачным? Уже есть желание повторить и развить начатое “Остарой”?

Эксперимент, конечно, удачный, релиз хорошо себя показал, и получил большое освещение на просторах интернета. На самом деле, «Остара» это не начало истории, а продолжение сингла «Метелица». Я эти два релиза называю «Цикл Времён Года», была песня про богиню Зимы, затем песня про богиню Весны, напрашивается продолжение, не правда ли...?)

Ещё как! И такое продолжение уже в работе? Наверное, сейчас было бы логично сочинить и записать что-то про лето?

Конечно логично, и я обязательно завершу этот цикл, но загадывать, когда выйдут ещё две песни я не буду.)

А вообще как-то очерчиваете для себя границы возможного и допустимого в плане тем и музыкальных ходов, когда создаёте треки? У вас есть фолк, прогрессив, даже джаз в “Lost City” и кантри и блюз в “Route 66”, а в плане тем чуть ли не пост-апокалипсис и явная кельтика… не слишком ли большой и смелый разброс для одного проекта?

Никаких границ я не ставлю, лишь определяю тематику будущего релиза, а дальше как мне подскажет вдохновение. Напротив, хочу в будущем дальше экспериментировать с джазом и кантри, мне нравится сочетать метал с разными стилями. А есть ещё диско 80-х, до которого я только планирую добраться, в целом музыкальное звучание 80-х я хочу исследовать.

И будет что-то вроде Battle Beast, Beast In Black и отечественной группы Miriada, но без вокала?

Верно! Но обязательно с щепоткой стиля Sorrowful Knight.)

По стилю рисунка и по колористике в левой своей части арт “Остара” как будто слегка пересекается с вашим EP 2019 года “The Winter Show”. Это было сделано целенаправленно?

Это скорее совпадение, такое не планировалось изначально. Я вообще стал каждый год готовить для слушателей рождественские релизы, это особая магия, делать музыку в такой стилистике как минимум весело.

А как вообще так сложилось, что у вас чаще выходят EP, а до полноформатника вы практически никогда не дотягиваете? Формат мини-альбома вам ближе и предпочтительнее?

Мини-релизы делать, конечно, легче, но специально я это не планирую, так выходит само. Однако, уже записан второй альбом, и летом я начну его сведение, он будет несколько отличаться от дебютника.

Но нас снова ждёт рыцарская тематика и печальный идальго на обложке?

Нет, это абсолютная другая тематика, вы не увидите тут рыцарей и стандартного фэнтези. Альбом основан на специально сочинённой истории, в ней подняты темы, которые ранее не встречались в моём творчестве, я бы сказал, альбом будет более личным.

Не стоит ли расценивать участие Александры Сатаровой и Веры Мелиховой в вашем новейшем EP как шаг навстречу тем, кто отзывался по поводу вашей музыки в духе “не хватает вокала”, и станете ли вы теперь на постоянной основе добавлять на свои релизы вокальные версии своих инструменталов?

Да, отчасти так и есть, многие хотели услышать Sorrowful Knight с вокалом, и теперь для них есть три такие песни. Проект не потеряет свою первоначальную идею – инструментальный метал, но, думаю, треки с вокалом будут теперь появляться немного чаще.

А как вышло так, что гитарами и басом “Остары” занимался Игорь Королёв? Из каких соображений было решено на время отойти от самоидентификации себя как единоличного участника своих релизов и человека-оркестра?

«Остара» как и ранее «Метелица» это для меня особые истории, и для такого дела работа с гитарами и басом Игоря стала только украшением. Первоначально, когда я делал «Метелицу», я не думал, что там будет звучать гитара Игоря Королёва, но он её записал сам по своей воле, и вышло круто, мне это понравилось, а для «Остары» он проделал ещё более серьёзную работу. Я думаю, он не последний музыкант, кто будет у Sorrowful Knight.

Есть ли шанс, что Александра Сатарова станет постоянной участницей Sorrowful Knight и… не придётся ли при таком развитии ситуации менять название проекта?

Такого варианта мы с Александрой не рассматриваем, так как у неё своя группа, у меня свой проект. У нас хорошие отношения, и то, что её голос украшает пару моих песен, это честь для меня. Сейчас появилась ещё Вера Мелихова, думаю вы её еще услышите у меня.

Что в самых ближайших планах?

В целом известные всем мировые события сильно изменили мои изначальные планы на год. В феврале планировал выпустить первый официальный сборник лучших треков Sorrowful Knight с 2014 по 2020 год. И тут много причин было для этого, во-первых, многих композиций, особенно ранних, нет на стриммингах, во-вторых, хотел показать с помощью этого сборника эволюцию и историю проекта. Но сборник выйдет всё равно, думаю, к июлю его выпущу, все песни готовы и ждут своего часа. Осенью я планирую выпустить второй альбом. Он немного мрачнее и тяжелее дебютника, но главная его особенность, это концептуальность, для него написана полноценная история, которая также будет опубликована, и все треки связаны друг с другом. Есть также в планах англоязычный релиз, но уже с привлечением зарубежных музыкантов. Сейчас стало немного сложнее с музыкальной деятельностью, на самом деле у Sorrowful Knight есть немало слушателей во всём мире, почти нет стран, где не слышали мою музыку, очень жаль, что сейчас поддерживать контакт с зарубежной публикой стало сложнее.

Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Интересно рассказать про истории развития проекта от истоков до наших дней, даже вкратце.

Давайте же так и поступим! Какие из историй заслуживают наибольшего внимания?

Очень долгое время проект Sorrowful Knight существовал для ограниченного числа слушателей, думаю с 2014 по 2018 мою музыку слышали только друзья. Пока я не решил разместить один из релизов в VK, и я был приятно удивлён, очень многим понравилось. Это стало хорошим стимулом продолжать работу, я начал публиковать релизы на bandcamp. Увидев поддержку слушателей, твердо решил, что нужно готовить первый альбом. В первую очередь связался с художником, им стал очень известный мастер Олег Щербаков, который мне также и разработал логотип. Заключил договор с одним из агрегаторов, и в декабре 2020 года вышел дебютный альбом «Through Pain and Glory». На альбом неожиданно для меня даже появился обзор на YouTube от одного мексиканского блогера. Начиная с этого релиза, мои композиции стали появляться на всех актуальных платформах. И любопытный факт, бонус-треком тогда была моя интерпретация знаменитой музыкальной темы из сериала «Игра Престолов», однако об этом треке узнали заокеанские товарищи, и после долгих споров трек я убрал, хотя он был не кавером и использовался лишь слегка узнаваемый мотив. С другой стороны, я перевыпустил альбом в ремастер-издании в конце 2021 года. Сейчас я иду дальше, за столько лет многому научился, впереди много планов, надеюсь это интервью привлечет новых слушателей.

Но раз уж мы заговорили про истории, не могу не спросить, случались ли какие-то забавные или курьёзные истории в связи с Sorrowful Knight? Может быть, было что-то интересное в процессе записи или сочинения треков, поиска потенциальных партнёров или отзывов слушателей и коллег по цеху?

Не знаю, назвать ли это курьёзом, но, когда я получил готовую версию песни «Остара», то понял, что забыл отправить для сведения целую дорожку духовых инструментов, в тот момент уже было поздно и в целом некритично, но будете знать, что песня «Остара» по наполнению должна была немного отличаться. Был ещё случай, я выпускал релиз «Once Upon a Time», уже после публикации на площадках, я заметил, что в обложке присутствует орфографическая ошибка, и сейчас данный релиз так и висит с ошибкой на обложке, надеюсь, что это теперь «не баг, а фича».)

 Ну, что ж, настало время выходить на финишную прямую. Ваши финальные слова, пожелания и напутствия тем, кто дочитал это интервью до конца?

Всегда ищите светлое во всём, следуйте за своей мечтой, современный мир постоянно подбрасывает испытания, с гордостью справляйтесь с любыми трудностями, как это делал Дон Кихот, буду рад новым слушателям.

Спасибо за интервью!

И Вам огромное спасибо!