ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Наша главная победа – уметь быть и работать вместе!” Интервью с группой Храм Заката

11-01-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Саратовская группа Храм Заката существует достаточно давно, однако после прихода в коллектив вокалистки Анжелики Диденко, замеченной некоторое время назад в составе Dreamspell, в истории состава началась новая глава, и её документальным отображением для вечности стал недавний альбом “MMXXI”.  Несмотря на непритязательную обложку, материал на диске оказался по-настоящему яркий и самобытный, и, словно в подтверждение данного факта, “MMXXI” попал у нас на ASTARTA в номинацию лучшего релиза сентября 2021 года. Наше сегодняшнее интервью получилось достаточно обзорным, и его действительно можно воспринимать как идеальное введение к прослушиванию “MMXXI”. Про специфичную обложку и её замысел, про актуальный лайн-ап, стилистические изменения, концепцию диска, Хэммета и Блэкмора, а также про тематику “MMXXI”, стилистические и литературные влияния, планы и будущее Храма Заката вы узнаете из нашего сегодняшнего разговора с коллективным разумом группы, который обстоятельно ответил на все интересовавшие нас вопросы.

Алексей: Доброго времени суток, Храм Заката. Как у вас настроение и бодрость духа в эти нестабильные и тревожные времена?

Здравствуйте! Чувствуем себя хорошо. Музыке COVID и остальные болезни не страшны, главное, чтобы участники были здоровы.))) Если получается «не упасть» в сложные времена, то проще будет «стоять», когда все вернется на круги своя.

Виктория: Здравствуйте! Примите наши поздравления с победой вашего альбома "MMXXI" на звание лучшего релиза сентября у нас в ASTARTA! Вы с самого начала были уверены в своей победе или всё-таки были сомнения?

Спасибо! Для нас вообще было сюрпризом, что мы оказались в центре внимания критиков и что нас так высоко оценили. За это выражаем огромную признательность! Особенно ценно, когда такие моменты происходят сами собой, т.е. когда ты не отправляешь специально материал с просьбами послушать и высказать свою оценку, а люди сами отыскивают, замечают и оценивают. Конечно, ни в чем нельзя быть уверенным на 100%, но победа очень порадовала, тем более что все участники были достойны занять лидирующее место в опросе.

Алексей: А как вообще оцениваете сейчас свой нынешний лонгплей с учётом прошедшего после его выхода времени? Не меняется ли отношение к релизу и представленному в нём материалу?

Это был для нас эксперимент. Раньше мы играли совсем в другом стиле, да и вокал был мужской, тяготели к hard’n’heavy, но сейчас решили изменить манеру исполнения. С приходом Анжелики Диденко многое поменялось, сначала мы выпустили ЕР с 3 песнями. Его, наверное, можно назвать вступительным. После выхода ЕР мы начали работать над новым материалом и стало понятно, что в стилистику будут вноситься изменения. Мы почувствовали, что наши возможности возрастают, мы можем обыгрывать и аранжировать песни иным образом, появилась возможность совмещения экстремального и женского вокала – от эстрадного до оперного, каждая репетиция давала новые компиляции.

Виктория: Кстати, о победах...  Какая из ваших побед имеет для вас самое большое значение и почему? И умеете ли вы проигрывать? И как считаете, насколько важно умение достойно и правильно проигрывать

Наша главная победа – уметь быть и работать вместе. О проигрыше мы не думаем, поскольку музыка – это не соревнование, а искусство, с которым нужно сливаться воедино.  Ну а если говорить о каких-то конкурсах, то одной из наиболее значительных побед, на наш взгляд, является выход в финал во всероссийском конкурсе в Москве.

Алексей: А как вообще началась ваша история, и каким образом появился Храм Заката?

Храм Заката появился достаточно давно, еще в 2003 году в г. Уральске четверо парней задумали сделать группу. Это были классные времена, правда, тогда не было интернета, инструментов – только одна акустическая гитара и все. Но энтузиазм и желание заниматься музыкой не могло ничто остановить. Помнится, в одной местной школе был завхоз, такой же энтузиаст, он еще с советских времен занимался музыкой, у него когда-то была своя группа. Так вот, он на абсолютно бесплатной основе, собрав из всего что было (стафф из гитар Урал, старых колонок, самодельных усилителей, старой энгельсской барабанной установки и т.д.,), в позднее время и в выходные по вечерам, в коридоре на третьем этаже, устраивал репетиции для самодеятельных групп. Это была как отдушина для нас, мы ехали туда в любую погоду, главное – чтобы играть! И так, отрепетировав некоторое количество времени, Храм Заката дал первый концерт, тогда мы переигрывали известные песни группы Ария, такие как «Колизей», «Воля и Разум», «Встань, страх преодолей», «Мертвая Зона» и т.д. Чуть позже в Уральске совершенно неожиданно один бизнесмен, помню только имя Юрий, создал студию, вложив туда приличное количество денег, сначала для себя, ну а потом за символическую плату пустил туда репетировать и местные группы. Когда мы попали туда и впервые увидели на тот момент всю самую современную аппаратуру, мы были просто в шоке. Не верилось, что нам позволят на всем этом играть. С тех пор мы начали репетировать уже свой материал. Потом был большой концерт в ДК ВЕГА, где собралось большое кол-во народу, а сам концерт прошел просто бомбически!

Но на следующий день Храм Заката распался на две части: в первой остались гитарист нашей группы Константин Суетин и барабанщик Валентин Гавронов, а бас-гитарист Юрий Зайнутдинов и вокалист Андрей Смирнов организовали собственный коллектив. Трудно сказать, что тогда произошло. Наступило затишье в выступлениях, в это время к группе присоединяются басист, ныне покойный Виктор Головин и клавишник Алибек Амангалиев. Вот тогда и началось то самое время, когда Храм Заката начинал переходить на компилирование стилей, эксперименты начинались уже тогда, было написано порядка 6 полноценных альбомов, но, как оказалось, «в стол», и в 2006 году группа в Уральске распалась. Но в том же году группа переехала в Саратов, к ней присоединились уральцы Игорь Немчин (клавишные), Евгений Неделькин (ударные) и Максим Белов (гитара), а также саратовский бас-гитарист Александр Закатнов. В таком составе группа Храм Заката просуществовала год и дала несколько концертов. Затем снова пошли изменения: Евгения Неделькина сменил Юрий Макаров, а Александра Закатнова – Константин Гусев. И пришел талантливый вокалист с мощным и красивым тенором, поющий сейчас в группе АРКТИДА, Сергей Подкосов. В 2012 году Игоря Немчина также сменяет Дмитрий Хазов. Команда активно пропагандировала хэви-металлический стиль, это было задорно и весело! Но в 2016 году Сергей переезжает в Москву, и перед группой встает вопрос, как быть дальше. И тут к нам приходит Анжелика Диденко, которая даёт полную перезагрузку коллективу. Именно с неё началась новая эпоха, если можно так сказать, в истории группы. Это случилось после ухода в 2017 году гитариста Максима Белова. С тех пор прочно устоялся состав команды – пять человек.

Алексей: А сами в Москву не мечтаете переехать? Как вам вообще творить и жить на периферии? В этом есть какие-то плюсы и особые бонусы?

Пока об этом особо не задумываемся. Сейчас информация с развитием технологий распространяется стремительно поэтому «говорить» о том, что ты существуешь и что ты делаешь, в независимости от того, где ты находишься, стало намного легче, чем раньше. С другой стороны, инфраструктура другая и возможностей совершенствования и роста побольше. Но существует множество сторонних факторов, которые пока «привязывают» нас к Саратову.

Виктория: Можете ли вы сейчас сказать, что нынешний состав Храма Заката самый сильный, стабильный и заслуживающий внимания из всех, которые были?

Да, сейчас в группе именно те люди, которые в ней должны быть. Иногда бывает что музыканты в коллективе очень техничные, знающие, «семи пядей во лбу», но они не могут работать вместе, каждый «тянет одеяло» на себя, в итоге все рушится. Коллектив, помимо технических навыков музыкантов, должен быть объединен их неким мировоззрением, отношением к миру, к себе. Они должны нести в себе общую идею и быть едиными.

Алексей: Значит, Блэкмора и Кирка Хэммета не возьмёте к себе, даже если будут очень сильно проситься и предлагать за присоединение к вашей группе огромные деньги?

Финансово мы их не потянем.))) А если серьезно, то, что мы с ними будем делать? Это люди известные, со своей устоявшейся музыкальной философией, среди них мы не смогли бы найти единомышленников, даже если бы очень захотели, а это очень важно, и соответственно работать с ними было бы невозможно.

Алексей: А легко ли вам удалось переориентировать свою музыку на ведущий женский вокал и адаптировать свои старые композиции для исполнения на концертах?

Из старых композиций осталась всего пара песен, весь остальной материал абсолютно новый. А проблем никаких не возникло, поскольку мы все начали как бы с чистого листа и это нам очень помогло!

Алексей: А как вы считаете, что особенного и необычного в “MMXXI” и почему его стоит послушать, уделить ему внимание и полюбить?

Наверное, в этом альбоме каждый может найти что-то свое. На наш взгляд, он достаточно разнообразен, да и названия говорят сами за себя, еще он характеризуется тем, что в нем не проходит красной чертой тема религии, но вместе с тем есть много разных тем, над которыми можно поразмыслить. Также музыкально мы постарались сделать подачу этого альбома более индивидуальной, чтобы он отличался по атмосфере и звуку от альбомов других групп, имел свой почерк, что особенно важно. Насколько у нас получилось, конечно, лучше судить слушателям.

Алексей: А сами слушаете сейчас “MMXXI”? Часто возникает желание переслушать альбом или включить кому-то из родственников и знакомых?

Слушаем, но не полностью. Обычно под настроение, иногда чтобы освежить в памяти какие-то моменты. Просто мы при записи так наслушались его, что теперь требуется пауза.

Алексей: А как так вышло, что на альбоме нет сквозной религиозной тематики? Это случайно получилось или вы намеренно решили несколько дистанцироваться от метафизики и слишком абстрактных тем?

Можно сказать, что мы не акцентируем внимание и не перегружаем ей творчество. Пытаемся посмотреть на мир под другим углом, не отказываясь, но и не ставя идею религиозных воззрений во главу всего. Очень много групп развиваются на религиозной тематике, иногда проводят какие-то параллели, даже смешивают религии, философствуют на протяжении целых альбомов о зле и добре и т.д. Но, по крайней мере, в “MMXXI” мы обошлись и без этого.

Виктория: Почему вы решили использовать в названии альбома именно римские цифры, и что для вас символизирует число 2021 - только год выхода вашего новейшего релиза или что-то ещё?

Тут несколько вещей, совпадающих друг с другом: первое - как угадали, год выхода, второе - цикличность чисел, следующих одно за другим. Это некий отсчет времени, который неважно, с каких чисел начинать, ибо он бесконечен, он был начат до нас, после нас и продолжится.

Алексей: Некоторые музыканты целенаправленно стараются избегать любых привязок к текущему 2021 году из-за всех тех невзгод и испытаний, которые свалились на нас в этом году, а вы сейчас не жалеете, что дали своему диску именно такое название?

Нисколько. В разное время человечество терпело испытания худшие и гораздо более жестокие. Эпидемии и войны, голод. Все это было и есть... и будет ли в дальнейшем? Не знаем…

Виктория: Кому принадлежит идея обложки и почему вы решили изобразить на ней диско-шар? Что он означает, и связан ли как-то с концепцией альбома?

Ну, там не совсем «диско-шар», а планета. Наверное, просто захотелось разбить толстую виртуальную кору этого мира, за которой на самом деле ничего не скрыто, там только свет того неизведанного, что ждет нас впереди.

Алексей: Не кажется ли вам, что арт вышел слишком самопальным и может помешать потенциальным слушателям обратить внимание на ваш релиз? Не думаете, что какой-то более красочный и фэнтезийный арт подошёл бы в данном случае лучше?

На дизайн обложки очень разные отклики, да, он самопальный, с другой стороны, городить фэнтезийность по темам альбома не хотелось.

Виктория: Можно ли принимать обложку как своего рода доброе пророчество - из тьмы и изолированности локдауна (диско-шар), связанного с коронавирусом, обязательно прольётся свет и наступит освобождение, и случится это в этом году? Как вы сами думаете, возможно ли это, и что для этого нужно сделать человечеству?

Нет, это другая история))). Человечеству надо научиться жить в гармонии с этим миром, иначе он захочет это человечество с себя стряхнуть. Никакого заточения нет, нам не от чего освобождаться. Мы сами для себя тюрьма, сами и свобода. Каждый решает сам. А коронавирус – это самое настоящее бактериологическое и психосоматическое оружие, которое находится в руках тех, кто считает себя поводырем человечества.

Алексей: А вы верите в то, что человечество всё-таки сможет принять правильные решения и выйти из того кризиса в своих отношениях с миром, которые мы все сейчас в той или иной степени наблюдаем? Вы оптимисты?

Это очень сложный вопрос не на один час рассуждений. Мы скорее реалисты. Можно, конечно, с оптимизмом смотреть на то, как пол постепенно проваливается под тобой и говорить, что все нормально, а потом рухнуть, уже ничего не предприняв, но и не хочется закапывать себя в землю, как это делают пессимисты. Мы вроде как все знаем, где эти правильные решения, но никогда не поступимся своим комфортом ради их исполнения. Тут можно вернуться к предыдущему вопросу. Многим не нравится идеи о том, что человечество всего лишь огромная бесконтрольная разрозненная толпа, но это так и есть. Существуют люди, которые человечеством руководят, внушают определенные вещи, и в их интересах, чтобы люди меньше думали и больше делали то, что нужно им. Нужно – устроят революцию, тебе объяснят, кто плохой и кого надо уничтожить, «сложат» пазлы в твоей голове, чтобы ты мог во что-то поверить и осуществить ими задуманное, а если нужно, то начнут пропаганду определенных «ценностей», и т.д и т.д. Сценарий для всего остального очень похожий. Вопрос о том, сможет ли принять человечество правильное решение и выйти из кризиса, невозможно адресовать всем людям, потому что каждый обсудит это «на кухне» и пойдет дальше делать то, что делал, все будет без изменений. На это и существуют «лидеры», которые руководят процессами, если среди них не будет полных согласий, то все остальное бесполезно. При населении Земли почти в 8 миллиардов, добиться от людей чего-то общего можно только определенным сценарием, по-другому не получится. Нужен театр действий, в котором все будут играть свою роль до достижения определенной цели, и вся наша жизнь так проходит.

Алексей: А если посмотреть на ситуацию под другим углом и предположить, что ковидные ограничения будут только ужесточаться в ближайшие несколько лет, вы к такому повороту событий готовы?

Нужно постараться быть гибкими и быстро подстроиться под текущие реалии, но не наступая на горло своим взглядам, принципам и внутренним установкам.

Виктория: Несмотря на все суровые реалии последних недель и месяцев, вам всё равно удаётся время от времени оказываться на сцене. Насколько сложно всё это бывает организовать и что вы чувствуете, когда намеченное всё-таки воплощается в реальность?

Выход на сцену – это всегда некое волшебство! Сложно, но можно, спасибо огромное организаторам, которые всячески помогают и нам, и другим коллективам. Но, конечно, стало немного сложнее. К сожалению, отменились несколько концертов, особенно выездных. Плохо еще то, что до самого выхода на сцену нет уверенности в том, что концерт состоится.

Алексей: Как думаете, стоит ли ждать вашим слушателям и поклонникам совместного гига Храма Заката и Dreamspell? Как считаете, такое возможно? И вам самим хотелось бы подобного?

Мы никогда не против выступить с классной группой!

А вообще как-то пересекаетесь с участниками Dreamspell, часто бывает такое?

Это бывает нечасто, поскольку Dreamspell сейчас не ведут концертную деятельность, а занимаются студийной работой, но с уважением относимся друг к другу, лидер Dreamspell Денис Аршинов наш добрый друг, часто посещает наши концерты и всегда поддерживает, за что и благодарим его! )))

Виктория: У вас есть песня "Книга Жизни"... А вы сами верите, что у Бога действительно есть такая книга, где записано всё обо всех, и таким образом получается, что все смерти, пусть и нелепые и неожиданные - предрешены и неизбежны? Готовы ли с этим согласиться и покориться? И вообще, верите ли вы, что можно обмануть смерть?

Это очень утрированное понятие. Я сомневаюсь, что смерть есть. Однозначно есть переход, хотя бы по закону сохранения энергии. Этот мир нам ещё во многом неизвестен. Мы еще только-только начинаем его постигать, вопрос - успеем ли. Очень часто мы рассуждаем о понятиях, о которых сами не имеем представления, с другой стороны, если не будем о них рассуждать, то откуда они появятся. О неизбежности и предрешённости всего – тоже вопрос архисложный. Одна ваша мысль может мгновенно изменить все вокруг, вопрос только в том, насколько все предрешено. Сам я, конечно, не люблю говорить о смерти, потому что в этом нет особого смысла. Для каждого человека она своя и каждый верит или догадывается, что его ждет по ту сторону, также по-своему.

Алексей: А какие авторы и какие книги помогают вам самим разобраться в таких архисложных вопросах и сформировать свою точку зрения? Может быть, даже есть книги, которые было бы очень желательно прочитать тем, кто хочет лучше понять вашу музыку?

Я сам всегда любил научную фантастику – Александр Казанцев, Станислав Лем, Фрэнсис Корсак, Олесь Бердник, Владимир Обручев. Очень всегда нравилась книга «Бегство Земли», потрясающая идея спасения мира в период угасания Солнца, а роман «Плутония» будет покруче «Затерянного мира», читаешь и думаешь, какие можно было бы фильмы снимать по этим рассказам, было бы просто шикарно! Помимо этого, очень важно изучать историю и культуру, начиная с энциклопедий и очерков об античном искусстве и до современности, военных и научных работ и многого другого. Очень важно познание окружающего мира. Нужно всегда «копать», потому что это дает развитие тебе как индивидууму и, соответственно, расширяет творческий потенциал. Появляются темы, о которых ты можешь спеть или просто поделиться с окружающими.

Алексей: А что вообще вдохновляет вас на написание лирики и насколько это у вас коллективный процесс?

Музыка и лирика вообще понятия тождественные. Тот, кто пишет музыку, всегда, в той или иной степени лиричен, по-другому не бывает.

Виктория: Работаете ли вы уже над очередным релизом, и будут ли новые треки обнародованы до конца этого года?

Да, мы хотим  выпустить сингл, но уже по стилистике он будет отличаться от “MMXXI”, и уже готовим материал для нового альбома.

Алексей: Ожидаются ли какие-то серьёзные отличия у нового материала по сравнению с тем, что вы представили в своём февральском альбоме?

Да, подача будет совершенно иная.

Виктория: Ориентируетесь ли вы на какие-то группы, когда сочиняете музыку? Что вы скажете, если определить ваш стиль как симфо-эпик-диско-хэви-метал, выплавленный из находок Zed Yago, Sirenia, Battle Beast и Chastain?

Как автор я не ориентируюсь ни на один коллектив. Если и проскальзывают аналогии, то это абсолютно нормально, поскольку где-то что-то все равно будет пересекаться, даже то, что завуалировано аранжировкой, ведь когда мы слушаем музыку, на «подкорке» остаются основы, которые так или иначе начинают использоваться. Но, конечно есть любимые команды, музыка которых, особенно в раннем творчестве, оказывала существенное влияние. Затем начинает формироваться какой-то свой стиль, этот «венегрет» на основе того что было прослушано, выучено, сыграно и т.д., и составляет основу для создания композиций.

Алексей:  Что у вас в ближайших планах и чего ждать от вас, скажем, через неделю или две?

Вопрос сложный, сейчас сконцентрированы на записи сингла, и скорее всего, на него будем снимать клип.

Алексей: Уже есть какие-то определённые идеи по поводу видеоряда будущего клипа? Это будет сюжетный ролик?

Да, это будет сюжетный клип. Мы не хотели создавать просто клип-картинку, а создать клип с некой историей. Нам будет так интереснее работать, и надеемся, слушателям интереснее смотреть. Сценарий уже утвердили, в следующем году ближе к весне надеемся приступить уже к съемкам, но понимаем, что придется приложить много усилий.

Виктория: Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от нас, но так в итоге и не услышали?

Вопроса по обложке альбома )))

Алексей: Поскольку кое-что мы про обложку всё-таки спрашивали, предполагаю, что вы имеете ввиду глобальный смысл данного изображения и то, какими соображениями вы руководствовались, когда решили сделать арт своего релиза именно таким. Это ведь всё было продумано и не случайно, правильно?

Да, это в большей степени что-то футуристическое, в стиле каких-то представлений из 70-80-х годов. Также хотелось сделать что-то индивидуальное, непохожее на других, обратить внимание. Раз Вы задаете вопрос о ней, неважно понравилась она вам или нет, значит, задуманное сработало.))) Правда, одним людям обложка не нравится, они смотрят на нее с точки зрения дизайна, говорят о ее минусах, и они правы. Другие ищут в ней некий намек на что-то, а третьи не обращают внимания и приступают к прослушиваю альбома, лишь оставляют в своей памяти образ этой обложки.

Алексей: Ваши финальные слова тем, кто дочитал это интервью до конца и поддерживает вашу группу?

«Как бы трудно вам ни было — никогда не меняйте красоту своей души на мертвый холод камня! Даже если вас сломали — прорастайте заново» (с).

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

 Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная