ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Храм Заката "MMXXI"

24-09-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ХРАМ ЗАКАТА
Релиз
“MMXXI”
Год
2021
Стиль
Heavy metal / power metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Саратов

Дебютный полноформатник этой саратовской команды имеет очень любительскую и непритязательную обложку, но его выход наверняка привлечёт к себе очень большое и пристальное внимание, а причина тому – гостевое участие вокалистки Храма Заката Анжелики Диденко на альбомах Dreamspell. Не случайно лидер этих концептуальных симфо-прорицателей Денис Аршинов так много сил приложил к тому, чтобы Анжелика пела в Dreamspell – она действительно обладает мощным и хорошо поставленным голосом и отлично умеет им пользоваться. Определённо послушать “MMXXI” можно уже ради её пения, но нет, этот диск не станет для вас разочарованием, а звуковых красот и саунд-прелестей здесь хватает и помимо вокальных достижений Анжелики.

Здесь, вероятно, стоило бы заметить, что Dreamspell с Анжеликой начали сотрудничать ещё с дебютного альбома, где она записала партию агрессивного вокала в конце песни "Ночь и Ветер", а в альбоме "Кристаллическая раса" отметилась в том же амплуа (как антипод Светланы Полевой) аж в трёх песнях: "Рождённая светом", "Мы" и, собственно, в заглавном треке. На третьем альбоме Dreamspell "Звёздная Кровь" две композиции ("В центре мертвого круга" и "Божья коровка") исполняла уже не она, а Мария Евтеева, а после выхода "Звёздной крови" в 2017 году Анжелика целиком переключилась на работу в рамках творчества группы Храм Заката, однако, насколько я знаю, участники Dreamspell по сей день очень высокого мнения о её вокальных способностях и собираются ангажировать её для участия в их готовящемся альбоме “Мама”.

Хм, но что это?... Звучит первый трек, и становится очевидно, что лидирующим вокалом у Храма Заката является форсированный хрип на связках a la Moral Eel, за который отвечает гитарист и основательно группы Константин Суетин, а голос Анжелики не будет на альбоме главенствующим или единственным. Хэви-пауэр с ведущим хрипо-скримом? Всё именно так. И при всей редкости и кажущейся абсурдности данной ситуации, попавший к нам сейчас на обозрение альбом звучит мощно и оригинально, а нестандартный подход к творчеству в рамках выбранного стиля не только не вредит группе, но и помогает ей стать ещё более яркой, заметной и интересной, что в некотором роде даже напомнило мне сольное творчество Cadaveria и её обворожительный микс из чистых, экстремальных и околоэкстремальных вокальных техник.

“MMXXI” – это волшебный хэви-паэур с чёткими риффами, мощным звуком, разнообразными аранжировками и красивыми мелодиями. Смесь Power Symphony, Magica, White Skull, Operatika, Benedictum и вообще что-то такое помпезное, эпичное, временами с оперными вокальными пируэтами, а фрагментами просто по-хэви-металлически напористое и жёсткое, но всегда мечтательное, конкретное и броское. “Всего лишь сон, всего лишь иллюзия” – описывают свою музыку сами участники Храма Заката, и данное утверждение, как мне кажется, не слишком далеко от истины. Их треки действительно уводят слушателей в туманные и фантастические миры, и в этом смысле их музыка на самом деле имеет нечто общее с магией, а временами действует как телепорт или как сон, превратившийся в явь.

От хэви и пауэра до готики и симфо-металла – так можно было бы сформулировать и охарактеризовать музыкальное кредо данного коллектива, и альбом и правда то и дело напоминает и Sirenia, и Diabulus In Musica, и чуть ли не Battlelore. Экспрессивная готично-симфоничная готика с явной пайэр-фэнтезийностью, и с размашистыми россыпями романтических настроений. По сравнению с музыкой Dreamspell здесь намного больше чисто хэви-металлических ритмов и мелодий, и это накладывает свой отпечаток на вокальную драматургию Анжелики, в связи с чем на диске можно часто услышать такие привычные и характерные практически для любого хэви-метал альбома напористые зарисовки в духе Роба Халфорда или размашистые пауэр-распевки с типичной итальянской знойностью.

Если сравнивать Храм Заката и Dreamspell, то налицо принципиальная разница музыкальной философии, подачи и общего настроения материала, что действительно неминуемо отражается и на вокале Анжелики. Оккультные, следующие в духе мистерий Therion, композиции Dreamspell предполагают большую академичность в вокальных партиях, а Храм Заката с его хэви-металлической и пауэр-фэнтезийной тематикой даёт Анжелике большую свободу интерпретаций, но, уводя от классицизма и оперных горизонтов, порой как будто нивелируют и скрывают истинную мощь и великолепие её голоса. Dreamspell – это аристократизм холодных эзотерических арий, а Храм Заката - это горячий пивной хэви-метал пополам с драконоборческим пауэром и его особой стальной героикой битв и приключенческой романтики, и в этом основное отличие двух этих проектов.

На диске присутствуют и англоязычные, и русскоязычные композиции, что делает этот релиз немного неровным и эклектичным, лишая его целостности, но в конце концов к таким лингвистическим скачкам привыкаешь, и даже начинаешь воспринимать их как часть особого фирменного почерка группы. Особый стиль Храма Заката вообще отличается неровностью и непредсказуемостью: их песни то импульсивны и напористы (“Lost Dead Town”, “Simulation”), то отвлечённо-меланхоличны (“Under The Moon”), то совмещают все эти качества в одно время и в одном месте (“Книга жизни”), а то бросаются в расслабленный балладный релакс (“Leaving Time”). Вокал Анжелики практически безукоризнен, а привычные уже приёмы, знакомые нам по альбомам Dreamspell, изящно дополняются здесь новыми и свежими нотками и оттенками.

Во времена антиутопий они создали утопию, в которую действительно хочется поверить. Таинственный и разнообразный коктейль из разных металлических поджанров на основе хэви и пауэр-металла получился у Храма Заката эмоциональным и реалистичным, и даже некоторые недочёты и сырость, которые всё-таки присутствуют в некоторой степени на пластинке, играют на руку её авторам, делая их релиз ещё натуральнее и аутентичнее. Головокружительный экскурс в историю энергичного металла с бонусом в виде географической компаративистики (от Германии до Италии через Финляндию, Норвегию и Испанию) и с обескураживающими переходами вроде тех, что слышатся, например, в “Simulation”, делают “MMXXI” достойным отражением и дополнением феерических звёздных фантасмагорий Dreamspell, и это по-настоящему прекрасно.