ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Эсента "Трогвар"

19-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЭСЕНТА
Релиз
“ТРОГВАР” (EP)
Год
2020
Стиль
Power metal / Symphonic metal / Heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Очень интересный EP представила 9 мая столичная группа Эсента. На первый взгляд, ловить здесь особо нечего, поскольку из четырёх попавших на диск композиций две представляют собой каверы на Behemoth и Kamelot, а собственно новых треков самой Эсенты всего два, однако, в данном конкретном случае, далеко не всё так просто и очевидно. Я решил послушать этот альбом, ни на что особо не надеясь, но уже спустя несколько секунд, был заинтригован и буквально пленён смелостью и свежестью идей представленного материала. Как оказалось, “Трогвар” мал и лаконичен исключительно по хронометражу, но не по количеству заложенных в него смыслов, настроений и чувств.

Открывающая пластинку титульная вещь представляет собой напористый эпик-пауэр-метал с обильными неоклассическими аранжировками, мощным симфоническим напором и неожиданными сменами темпа, где в общем шквальном фейерверке эмоций прослеживаются даже отголоски дума и прогрессива. Напряжённая атмосфера интриг и нависшей над героями угрозы в исполнении напоминающего диковинную фэнтези-мясорубку риффового рубилова сочетается в этом треке с прозрачными россыпями клавишных, грозными оркестровками и патетическим голосом пророка-алхимика в припеве.

Композиция несколько хаотична и на первый взгляд даже сумбурна, но такое впечатление может сложиться исключительно по той одной причине, что далеко не всякий слушатель в ходе первого прослушивания сможет уследить за всем многообразием переходов, мелодических линий, стремительных инструментальных фантазий и патетических аранжировок, привыкая же и осваиваясь в этом драматическом зазеркалье, начинаешь понимать и чувствовать внутреннюю логику развития трека “Трогвар” и, погружаясь в бурные волны этого неспокойного моря, ощущаешь уже весь спектр задействованных музыкантами эмоций, переживаний и страстей.

Шикарная баллада “Лорд” - это поистине пик и вершина альбома. После жестокого урагана предыдущей сюиты такая нежная, романтичная и глубокомысленная композиция воспринимается как отрада для души и настоящий триумф сладостной фэнтезийной меланхолии. Следуя в лучших традициях великолепных медляков Grave Digger и Blind Guardian 90-х, эта масштабная среднетемповая вещь погружает слушателя в мир скорби, невосполнимой утраты, благородства, возвышенных чувств и грустноватого хэви-дума в духе Sorcerer и Grand Magus. Вряд ли стоит засовывать сейчас Эсенту на одну полку с этими группами, но нечто общее у них определённо присутствует, и это здорово! (умеренные межпредметные связи ещё никому не вредили).

А далее нас встречает буйство оркестровой неоклассики и вольных интерпретаций наследия мрачнорубов из Behemoth и прог-пауэрщиков из Kamelot. Зубодробительный эпик поляков “Ov Fire And The Void”, в исполнении Эсента преобразилась практически до полной неузнаваемости: безжалостный срежет гитар и эстремальные вокализы Нергала оказались напрочь отринуты, а вместо них витязи из Эсенты сделали упор на оккультные и неоклассические синтезаторы и атмосферу в духе таинственной прозы Майринка и оркестровых экспериментов SepticFlesh. Экзальтированные чистоголосые вокализы дополняют эту мрачную зарисовку, и звучит это величественно, насыщенно и немного гротескно.

В случае с кавером на Kamelot ситуация аналогичная. Композиция оказалась полностью переработана, утратив почти всякое сходство с оригиналом, гитары отплыли в Лету на лодке Харона, а за ними последовали привычные вокальные дорожки авторов и изначальных исполнителей трека. Алхимический беспредел эзотерических клавишных стоит в данном случае на первом, втором и третьем месте, а на авансцене безраздельно царствует эмоциональный, чуть хриплый и невероятно драматичный вокал Владимира Щаулова (Kvelond), которого по праву сравнивают с молодым Ханси Кюршем, перепевающий англоязычные вирши “камелотов” про чары и демона. Оккультизм, патетика, романтика – что тут ещё сказать.

Приятно обращает на себя внимание возросший профессиональный уровень коллектива – вокал Владимира уже не кажется просто калькой с раннего Blind Guardian, чем несколько грешили вещи с дебютного альбома “Вечность”, а использует куда более впечатляющую палитру регистров и эмоциональных оттенков, а коллеги-инструменталисты “Квэлонда”, заметно подтянули технику и слаженность своих партий. Ну а сбалансированный саунд (над которым работал не кто иной как Игорь “KIV” Королев), позволяет раскрыться как симфоническим, так и гитарным аранжировкам.

Как оказалось, EP вдохновлён творчеством невероятно популярного в 90-х фэнтези-писателя Ника Перумова, которого многие поклонники и просто читатели почитали как “тёмное alter ego” Толкиена, а обложку нарисовал оформитель книг Перумова Олег Щербаков. Музыканты продолжают следовать собственным традициям и подобно тому, как это было на их прошлых пластинках “Высь” (мини-альбом 2017 года) и “Вечность” (полноформатник 2018 года), обращаются к серьёзным философским проблемам и моральным дилеммам, которым всегда так симпатизировал Перумов, что идёт им только на пользу и выгодно выделяет их на фоне других русскоязычных фэнтезийных групп, зачастую, в погоне за экшн, теряющими смысловую составляющую.

Альбом (хоть и мини) у Эсенты вышел действительно мощным и необычным. Мощным по подаче и концентрации, а необычным уже хотя бы по структуре и подходу к интерперетации каверов. В итоге у меня осталось ощущение неоклассической мини-метал-оперы - как будто в четыре трека авторы смогли внести столько же, сколько группы вроде Therion растягивают на трёхдисковые альбомы. Музыка у Эсенты сейчас насыщенная, немного неожиданная и авангардная, в хорошем смысле атональная и даже некоторая полифоничная хаотичность первой вещи совершенно не отталкивает, а наоборот привлекает и пробуждает аппетит и воображение.

А лично мне альбом понравился, в первую очередь, смелостью трактовок симфометаллических клише, своей одухотворённостью, убеждённостью и текстами. И отчасти, наверное, как ни странно, своей лаконичностью. Четыре трека в таком интересном и амбициозном исполнении оставляют чувство недосказанности и намёка на что-то большое, серьёзное и почти невиданное, фантастическое. Это как раз тот случай, когда гениальность проявляется в умении в немногом сказать многое, а чужие песни парадоксальным образом начинают звучать как свои, превращаясь в составные части единой монументальной мозаики.

Единственное, что мне не очень пришлось по душе – это специфический логотип Эсенты и то, как он сочетается с довольно неплохим в общем-то артом на обложке. Группа, исполняющая музыку такого размаха, заслуживает более презентабельное лого – это точно. На мой взгляд, EP вышел вполне завершённым и автономным, и хотя, насколько я понимаю, никакой сквозной концепции там нет, её вполне можно додумать и дофантазировать. Кто знает, быть может, лет через десять-двадцать сами Эсента переосмыслят этот свой EP, заменят логотип, да и выпустят его в коллекционном дигибук-издании подобно переиздавшим недавно свой дебютный релиз прогрессивщикам из AcatoniA. Было бы очень кстати и уместно, а пока наслаждаемся тем, что есть и ждём полноформатник!

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N4 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)