ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Хаме-леоН "К.О.Д."

25-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ХАМЕ-ЛЕОН
Релиз
“К.О.Д.”
Год
2020
Стиль
Power metal /Modern metal/ progressive power metal / heavy metal
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Россия, Курск

Кто бы мог подумать, что группа из провинциального Курска с таким не оригинальным и явно фанатским названием исполняет настолько прочувствованную и многогранную музыку – их прошлый, второй по счёту альбом “Ночь шальных машин в городе тьмы”, вышедший на More Hate Productions, оказал на меня настолько сильное и нетривиальное впечатление, зацепив своей вольной и чуть утяжелённой интерпретацией легендарных немецких “тыкв”, что песни с того диска я слушаю и переслушиваю до сих пор. И вот спустя долгих четыре года на всё том же волгоградском More Hate Productions, наконец, увидел свет очередной полноформатный релиз хамелеонов соловьиного края, который стал ещё одним шагом команды по пути развития, экспериментов, знойных мелодий и поисков себя.

Что сказать, наследие и творческие подвиги Helloween команда Никиты Гайдукова явно любит и знает, это чувствуется практически в каждой вокальной ноте, да и многие инструментальные находки группы выдают приверженность авторов музыке мейстера Вейката и его коллег, однако интерпретация командой наследия своих кумиров отличается всесторонней современностью и экспериментальностью. Если изобразить на кругах Эйлера классические фишки Helloween, современные опера-метал-тенденции и чистокровное прогрессивное хулиганство, то у нынешних Хаме-леоН всего этого будет в равных долях и в равных пропорциях, а узнаваемые хэллоуиновские фишки и характерные вокальные интонации Киске-Дерриса коллектив умело и элегантно совмещает с собственными ноу-хау.

Удобно разместившись на фундаменте в виде традиций и мрачных сказочных мотивов классического “тыквенного” альбома “The Time Of The Oath”, курские хамелеоны добавляют к нему приёмы из арсенала таких современных симфо-опера-пауэр-команд, как Xandria, Amberian Dawn, Coronatus и иже с ними, и я не случайно использовал только что слово “опера” – не будучи метал-оперой в полном и собственном смысле, актуальный диск курян звучит в то же время очень масштабно, патетически и театрально, что сразу же и безо всяких сомнений вызывает в сознании параллели с многослойными треками серьёзных симфо-метал-команд и оставляет ощущение волшебного воображариума с элементами цирка, бурлеска, гротеска и лёгкой сумасшедшинки безумного Шляпника в исполнении Джонни Деппа.

У “К.О.Д.”, что, кстати, расшифровывается как “Контроль открытого доступа”, очень мощный, металлический, агрессивный и буквально лязгающий сталью и энергией звук, неимоверно плотное и насыщенное звучание, а харизматичная вокальная манера фронтмена группы Никиты Гайдукова одновременно напоминает и Михаэля Киске, и Энди Дерриса, и даже Брюса Диккинсона времён его “клоунских” сольников, лишний раз подтверждая тот простой факт, что маниакальные интонации в хорошем металле стоят и ценятся не меньше, чем способность вопить как сирена ПВО и ловко менять регистры и тональности. Быть может, с точки зрения техники и формального мастерства Никита и не самый сильный вокалист на современной отечественной сцене, но его творческая раскованность и умение передавать с помощью голоса эмоции поистине заслуживает похвалы!

Жёсткий риффинг “Древних”, въедливые мелодии и качающий драйв трека “Словно тень”, театральная “Время Открытых Дорог”, вкрадчивая мелодичность и драматические смены ритма и темпа “Игрока”, игривые рифмы “Сетей”, эпичная фундаментальность и нежные балладные запевы трека “Сходим с ума”, тяжеловесные эпик-хоры и изломанные ритмы “Исполнителя желаний”, эксперименты с фальцетом и бескомпромиссным рубиловом в “Сигнале”, эпизодическое экстремальное пение и танцевальные встряски в песне “Господа маньяки” и, наконец, шутливый русскоязычный кавер на мановаровский “Brothers of metal.pt.1” – всё это “К.О.Д.”, и всё это будет очень кстати, если вы любите настоящий металлический пауэр, без чрезмерной ванильности, американизированной мелодичности и прочих компромиссных реверансов.

Тексты альбома не кажутся искусственными, надуманными и притянутыми за уши, наоборот, музыканты очень легко и естественно обыгрывают современные проблемы и реалии, вставляя свои пять копеек практически по каждой из животрепещущих и злободневных тем. Чем больше я слушал этот альбом, тем больше растворялся в его волшебных пульсациях и тем больше нюансов и скрытых отсылок находил, всё глубже погружаясь в техногенный мир ближайшего будущего, которое буквально на наших глазах становится в эти дни нашей повседневной действительностью. Даже в романтичной и нежно-чувственной “Сходим с ума” не обошлось без указания на особенности наших современных, опосредованных социальными сетями, отношений, а персонаж на обложке не случайно носил маску ещё до того как это стало мейнстримом – все знаки здесь говорят об одном!

Сегодняшние Хаме-леоН показывают, что невозможное возможно, а одновременно на двух стульях можно сидеть очень даже удобно и комфортно. Старое и новое, чужое и своё, простое и сложное, прямолинейное и витиевато-насыщенное – эти и многие другие подобные крайности сходятся и уживаются в их музыке успешно и непротиворечиво, а результат способен завораживать и влюблять в себя самых разных людей с самыми разными музыкальными вкусами, о чём, кстати, отчасти намекает и несколько нехарактерный для подобный музыки лейбл, курирующий выпуск и промоушн данного релиза. Экстремальный и экспериментальный пауэр-метал? Пожалуй, именно такое определение подходит к музыке “К.О.Д.” наилучшим образом, и Хаме-леоН убедительно показывают, что пауэр вполне способен быть актуальным, свежим и успешно эволюционировать даже в 2020 году.

“Любовь и работа, работа и любовь – вот секрет счастья и успеха” – говорил ещё дедушка Фрейд, и Хаме-леоН в точности следуют этому правилу. Порой их звучание, сведение и даже инструментальные решения, а иной раз и отдельные вокальные пируэты кажутся скомканными, сбивчивыми и грубоватыми, а саунд альбома совсем не является типичным для среднетатистического пауэр-метал-релиза, но именно в этой непричёсанной и вызывающей манере, в этой обнажённой искренности есть что-то очень притягательное. Марк Твен не уставал повторять: “вы не ошибётесь, если поступите правильно”, и для современной метал-группы делать то, к чему лежит душа, следовать за своим сердцем и внутренним чутьём является единственно верным и правильным решением. Только так и никак иначе можно создать по-настоящему живой, цепляющий и заслуживающий внимания альбом, который не потеряет свой актуальности и спустя двадцать лет.

Продолжая традиции самого мрачного и бескомпромиссного диска мастеров из Helloween “Dark Ride”, Хаме-леоН образца 2020 года максимально сближаются с академическим симфо-металлом, этническими и трайб-штуками (“Исполнитель Желаний”), но не перестают быть собой, и звучит это более искренне и реалистично, чем современные поделки Эпидемии, Power Tale или даже отцов и столпов из Мастер. “К.О.Д.” далеко не всегда выглядит идеально и безукоризненно, но даже в этом не зализанном и не рафинированном штормоподобном напоре новейшей полноформатной работы неисправимых курских метал-романтиков есть особая сила и дерзкое металлическое очарование. Вероятно, было бы более объективно учесть все нюансы сведения и мастеринга и поставить 4/5, но мне уж очень по душе эти песни и то, как их подают авторы, а потому - за искренность и творческое отношение к своему делу – 5 из 5. Я бы даже сказал, что “К.О.Д.” – это эталон современного пауэр-металла и один из самых впечатляющих релизов в данном жанре в этом году.