ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Подстраиваться под дудку толпы - это низко!” Интервью с AcatoniA

11-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Часто ли вы задумывались о том, каким должен быть настоящий прогрессивный метал? Понятное дело, он должен быть техничным, виртуозным и выходить за пределы привычного и очевидного, но ограничивается ли дело этими критериями? Московская группа AcatoniA давно поражала воображение своей основательностью и фундаментальностью, но последний на сегодняшний день, третий по счёту альбом этого столичного коллектива, кажется, превзошёл все ожидания. На альбоме “Война” Алекс Хованский представил материал, который действительно можно назвать настоящим прог-металлом в его самом чистом, идеальном и совершенном воплощении, и ценители жанра уже успели оценить этот монументальный пятитрековый лонгплей по достоинству. О том с кем, как, на каком оборудовании и с какими мыслями записывалась “Война”, о том, почему состав AcatoniA так радикально обновился и о том, что такое настоящий металлический прог читайте в нашем сегодняшнем эксклюзивном интервью с самим Алексом.

Приветствую, Алекс! Поздравляю с выпуском шикарного нового альбома! Как бодрость духа и как проводите время на самоизоляции?

Привет! Я сижу в своей студии, работаю понемногу над новым материалом и над проектами моих клиентов. Наш бас-гитарист Денис Андрианов находится дома, смотрит концерты, играет на инструментах. Барабанщик Михаил Галутва в своей барабанной студии в лесах Подмосковья.

Для тебя самоизоляция это благословение, проклятие или что-то среднее? Как переносите все эти необходимые ограничения?

Психологически конечно есть дискомфорт, за многие дела нет настроения браться. В принципе в моей жизни мало чего поменялось, так как я и так работаю удалённо в студии звукорежиссёром, изредка выезжая на записи в Москву. Чаще мне присылают дорожки, и я свожу материал в своей студии Acatonia Records. Сейчас работы стало меньше, видимо, с деньгами у народа стало много хуже.

Как так вышло что состав времён альбома “Зеркала” был расформирован, и фактически AcatoniA была перезапущена, всё начав с  нуля?

У предыдущего барабанщика родился третий ребёнок, и он вынужден был оставить музыку, сосредоточившись полностью на семье. Так что с нуля мы не начинали, а просто продолжили свой путь дальше с новым ударником.

В чём была причина расхождений с бывшими участниками группы, и почему всё-таки Даша больше не играет на бас-гитаре у вас в группе?

Даша Хованская – это моя жена, и в группе она с самого начала. Сейчас у неё много работы, она известный фотограф, и сочетать свой плотный график с группой у неё не получилось. Это нормально, когда человек развивается в своей сфере. Но она записала несколько бэков к новому альбому, так же полностью текст к эпику «Млечный путь».

Распад прежней Акатонии и необходимость всё начинать сначала это была катастрофа, стихийное бедствие или всё-таки что-то более светлое и позитивное из серии “не было бы счастья, да несчастье помогло”?

Так как всю музыку и тексты я пишу сам, в небольшом проценте текстов участвовала Даша, и немного мелодий так же придумывала, то мне сложно назвать смену состава катастрофой. В плане организации каких-то интервью и рекламы, это да, мне теперь не просто.

Сколько времени ушло на то, чтобы отыскать новых участников и как быстро удалось найти с ними общий язык?

Как только я решил записать новый альбом, то сразу же нашёл нужных людей. Это потрясающие музыканты, настоящие профессионалы своего дела.

Андрианов и Галутва принимали участие в сочинении нового материала?

Нет, они просто исполнили свои партии, естественно по своему обыграв, добавив определённых красок, я думаю, альбом бы не был таким виртуозным с предыдущим составом.

А в чём вообще было основное различие работы над “Войной” по сравнению с тем, как всё происходило во времена альбома “Зеркала”?

Над многими песнями из «Зеркал» мы работали вместе. Например, я приносил на репетицию песню, и разработку к ней мы придумывали по ходу, обсуждая те или иные моменты. Так было например с песней «Бег к себе», на тот момент в группе был ещё и клавишник, и мы вчетвером сидели импровизировали инструментальную часть с соло. Так же было с песней «Время всё сказать». Новый материал к «Войне» я писал, закрывшись в студии, и экспериментировал так, как мне хотелось.

А что стало с клавишником? Почему он покинул коллектив?

Честно говоря, не знаю, как-то по-тихому всё получилось.

Что было самым сложным в ходе работы над альбомом и часто ли тебя посещали сомнения и противоречивые идеи по поводу аранжировок и финального звучания песен? Приходилось ли идти на какие-то компромиссы?

По поводу аранжировок и структуры произведений никаких сомнений не было, а вот что касается звука, тут работа затянулась на полгода. Пластинка планировалась к выходу в 2019 году, весь материал был записан с весны по осень, практически в декабре он мог и выйти. Но сколько я ни сводил, сколько ни отстраивал микс, мне всё не нравилось, и я не понимал чего хочу. На песню «Истребление», с неё я начал сводить, я сделал более 30ти вариантов микса. Мы с группой обсуждали, что нам не нравится, и я делал лучше. Но в итоге я понял, что нужен человек, который будет непосредственно выстраивать микс, а я буду заниматься художественной стороной и руководить процессом. Таким человеком стал Алексей Нечаев, с ним мы совместно свели альбом именно так, каким он стал. Это был обоюдный процесс, где то я формировал звук, где то он, было интересно.

Как считаешь, в чём главная сила и особая изюминка альбома “Война”? Почему стоит послушать этот альбом и за что можно и нужно его любить?

Пластинка полностью творческая, это настоящий прогрессив-метал, каким он должен быть. Никакие коммерческие цели не преследовались, мне хотелось выразить в музыке свои чувства и переживания. Создать масштабные картины, такие как «Млечный путь» и «Театр военных действий», и в данный момент я смог себе это позволить. И этот альбом будет интересен только настоящим ценителям музыки, людям разбирающимся в искусстве. Это направление взято неспроста, какова музыка, такова и аудитория.

У меня творчество вашей группы ассоциируется с таким довольно сказочным, фэнтезийным прог-металлом в духе раннего Dream Theater (оформление первых двух альбомов,  темы и названия песен и т.д.), а теперь вы как будто радикально поменяли стиль и подход. Всё стало в разы мрачнее, суровее, жёстче. С чем связаны такие перемены и насколько это всё всерьёз и надолго?

Та история, что рассказана на альбоме «Война» требовала таких мер. В начале, я задумывал записать двойной концептуальный альбом, там было бы сочетание лирических произведений с более жёсткими, как на предыдущих двух альбомах. Но хочется всё-таки быть услышанным, и как это ни грустно, сейчас тенденция такова, что люди слушают синглы, это быстро и не занимает много времени. Прослушать двойной альбом у многих просто не хватит сил. И я решил разбить эту историю на два альбома. Следующая пластинка будет более лиричной и даже больше прог-роковой, нежели прогрессив-метал.

Мне кажется, что арт-рок и прог-рок в нашей стране намного меньше популярен и востребован чем прог-метал, как считаешь, так ли это? И не является ли твоё желание записать прог-рок-альбом желанием ещё дальше уйти от трендов и коммерческой составляющей, делать то, что нравится в первую очередь тебе самому?

Нет какого-то определённого рецепта. Если музыка хорошая, то её стиль вообще не имеет значения. Акатония изначально была создана не для коммерческой музыки. Только творчество, только полёт фантазии, это самые важные для меня качества. Есть потрясающая коммерческая музыка, но это не прог, конечно. В нашей стране вообще с музыкой всё тяжело, и со слушателями тоже не так просто. Те, кто любит хорошую музыку, слушают зарубежные коллективы и конечно есть великие группы и музыканты в нашей стране, но, к сожалению, это единицы. В большей части я сам являюсь приверженцем западной музыки, и процентов 10 с натяжкой, это наши группы, да и то они уже на сцене десятки лет. Из новых групп мало что по-настоящему цепляет, может выборочно песни, но не альбомы. Те, кто лезет в коммерцию, пишут хитовые короткие песни на 3-4 минуты, но мне это не всегда интересно.

А почему закончилось ваше сотрудничество с Metalism, если не секрет, и довольны ли вы своим новым лейблом Moscow City Records?

Да у нас в стране уже давно лейблы не играют особой роли, выпуск на лейбле даёт только официальный статус выпущенному материалу, и повод обсудить его в СМИ, т.к. многие журналы не дают рецензии на самиздат, и само собой не будут писать статьи, если это не какая-то мега известная группа. Я познакомился с человеком из Moscow City Records, он предложил выпустить альбом на их лейбле, я согласился. Ни о какой рекламе речи, конечно, нет, просто издание.

Как так вышло, что на “Войне” всего пять треков, а первая и последняя вещи такие внушительные и продолжительные?

Для альбома не имеет значение количество треков, только его длина. Альбом «Война» у нас сейчас самый продолжительный – 50 минут. Для прогрессива, это самая обычная история, которая стара как мир. Стоит послушать альбомы Pink Floyd, где 5 композиций, или Yes где всего три. На двойном альбоме Yes всего 4 композиции по 20 с лишним минут, на каждую сторону пластинки. Так же и у более современных прог-групп эпики являются визитной карточкой стиля. Так и у нас на каждом альбоме есть эпические полотна. На «Белом корабле» это был десяти минутный «Твой взор», на «Зеркалах» это 14ти минутное «Забвение».

Почему на этом альбоме нет ни баллад, ни драйвовых радиоориентированных треков вроде “Байкера”?

«Байкер» был ошибкой молодости, это классический хэви-метал, который мне сейчас совсем не интересен. Он простой как три рубля, поэтому всем и нравится, его до сих пор постоянно постят мотоциклисты, самая известная песня, но она совершенно не представляет группу. А радиоориентированный трек есть, это «Изгой», короткая песня, всего на три с лишним минуты с запоминающимся припевом и вообще определённым волнообразным строением, с хитовейшим соло, уже покорившем многих слушателей. Баллады или лирика раскрываются в завершающем 22х минутном эпике «Театр военных действий», это большое произведение, где сочетаются и трэшевые риффы в первой его части, и кинематографичные баталии, звуки войны, так же и лирические отступления. Так что в принципе всё так же, но более масштабно и в другой обёртке.

Является ли альбом концептуальным и в чём состоит его общая идеологическая линия, если она есть?

Да, является. Он о человечестве, о нас, о том, как построен наш мир и сегодняшняя система. Сильные мира сего зарабатывают на войнах, не ставят ни во что человеческие жизни, мы для них как скот, новая нефть. Умышленно отупляют массы через телевидение и рекламу, навязывают тот мир, в которым комфортно кучке людей на этой планете, остальные ведомо следуют как стадо туда, куда их поведёт пастух.

То есть к Великой отечественной войне, к Дню Победы, к ветеранам и т.д. ваш альбом совершенно не имеет никакого отношения?

Любую песню, можно трактовать по-своему. У каждого человека своё мировоззрение, и каждый видит этот мир в особых красках, через призму своей личности. Не мне решать, какие ассоциации и образы вызывает та или иная песня.

“Война” – это возвращение к истокам AcatoniA и прогрессивного металла в целом или это результат вашего постепенного и планомерного развития?

Несомненно, это развитие.

Альбом посвящён какой-то конкретной войне, всем войнам вместе или “Война” в данном случае это метафора и иносказание?

Скорее это метафора, но с лёгкостью совместимая с любой современной войной.

Как ты пришёл к идее записать альбом, посвящённый войне и нет ли тут связи с теми событиями, которые сопутствовали работе над альбомом и имели отношение к уходу из Акатонии прежних участников?

Идея и материал не весь, но большая половина была готова ещё во времена прежнего состава. А песня «Война», была написана ещё в далёком 2002 году, я обязательно запишу её акустическую версию, какой она звучала изначально. Когда тема альбома выявилась более конкретно, я решил достать её из стола, сделал подобающую аранжировку связав её качовыми риффами, и спустя 18 лет песня вышла в свет. Та же история коснулась «Изгоя» написанного годом позже в 2003-м. Не знаю, как я прихожу к идеям, скорее они приходят ко мне. Видимо пришло время коснуться данной тематики.

А есть ли ещё какой-то старый материал, который до сих пор лежит в столе и ждёт своего часа? Как много таких песен и наработок?

Скажу так, если бы мне платили за выход альбома, как это было раньше, я бы выпускал по два в год, один точно. И это был бы отличный материал безо всякой воды. Да, песен за 20 лет плотного творчества скопилось огромное множество. Музыку я начал писать с 1996 года, и с конца 90-х пошли песни. Одна из песен на следующий альбом, предполагалась выйти ещё на «Белом корабле», но в силу сложившихся обстоятельств так и не была реализована, к «Зеркалам» тоже не подошла, но в концепцию следующего релиза она отлично впишется. Наверное, потому мне и проще работать с музыкантами, которые просто играют со мной. Чтобы реализовать свои идеи, мне нужна свобода, а идей слишком большое количество.

“Война” одновременно и очень простой и очень амбициозный альбом. А каковы ваши амбиции в музыке? Вам хотелось бы стать российскими Dream Theater или российскими Queensryche или, быть может, достичь подобного статуса, но в своей собственной, особой нише?

Многие нас сравнивают именно с Dream Theater, вторую группу я, к сожалению, не знаю. Дримов я люблю, и, конечно же, много вдохновения черпаю у них, но так же и у других прогрессив-метал групп, таких как: Symphony X, Threshold, Ayreon, Neal Morse, Rage (времён Виктора Смольского) но и прог-роковых команд получивших рассвет в 70х, это: Pink Floyd, Genesis, Yes, The Alan Parsons Project, и многих других, так же из более позднего прог-рока: Transatlantic и The Flower Kings.  В нашей стране достигнуть подобного статуса невозможно, а с такой сложной музыкой вообще не реально. Это для узкого круга людей музыка, для тех кто что-то в ней понимает.

И такое положение дел не огорчает? Не хочется вырваться из этого гетто и достучаться до широких слушательских масс?

Хочется. Возможно тут дело в рекламе, а не только во вкусе масс. Опять же группе из, скажем, четырёх человек проще себя продвигать и финансировать, чем одному. Я бы сказал наоборот, что большинство слушателей в гетто, что им кормят по телевизору, то они и слушают. Относительно металла, то мы в андеграунде. Сколько раз мы играли с Артерией, и залы пугают своей наполненностью. Ездили на гастроли с Ардой, группа экс-вокалиста Эпидемии, тоже не радужная история. В общем, есть верхушка айсберга, где Кипелов с Арией, и ещё пара, тройка групп. Остальных как будто нет. Люди слушают одно и то же десятилетиями, не замечая ничего вокруг. Мне не интересна вся эта Санта-Барбара, я играю для себя. У нас есть своя аудитория, и она расширяется естественным ходом. Но подстраиваться под дудку толпы, это низко.

Можно ли считать нынешнюю конфигурацию AcatoniA устойчивой, постоянной и самой лучшей из всех возможных?

Я этого не знаю, да и не так это важно. Если бы мы все втроём писали музыку, то смена состава могла бы влиять на результат, а в нашем случае Акатония стала больше моим проектом. И даже без смены составов следующий альбом будет абсолютно другой, т.к. та история, что я расскажу, будет касаться совершенно другой темы.

Считается, что прогрессивный метал это музыка скорее для ума, чем для души, но вы, кажется, намерены разбить этот стереотип. А как тебе самому кажется, чего на актуальном альбоме AcatoniA больше: продуманных музыкальных форм и выверенных гармоний или души?

Прогрессив мне нравится своими масштабами и мышлением вне рамок, но чисто виртуозность ради виртуозности это не про меня. Смены размеров могут вносить красоту в музыкальное полотно, а могут быть сделаны ради усложнения, что мне не всегда нравится. Так что ничего выверенного на альбоме нет, это просто полёт души, таково моё мышление.

Планировалась ли презентация альбома вживую и какой-то тур в его поддержку? И состоятся ли они, когда ограничения самоизоляции и карантина будут сняты?

Концерты, конечно, будут, но теперь даже сложно представить когда. Карантин продлится ещё какое-то время в разных режимах. Материал для концерта нужно разучивать и репетировать, но в следующем году, на десятилетие группы, я бы хотел снять большой концерт на «плёнку» и выпустить его как отдельный релиз. Не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями, но к этому нужно стремиться.

Концерт будет выпущен на DVD? Уже есть какие-то конкретные задумки по поводу того, как это будет выглядеть? Быть может, дигибук как у Rage “Full Moon In St.Petersburg”

У меня есть этот DVD, и я не смотрел его уже много лет, потому что у меня нет DVD проигрывателя, как и у большинства людей. Качество FullHD куда лучше, и все концерты и фильмы я смотрю в нём. Не думаю что это хорошая идея. Если CD ещё востребован коллекционерами, то DVD вообще не знаю… Блю рей наверное тоже уже у единиц, ведь есть торренты, никто не покупает кино на дисках, кроме 0.1% людей, уж в нашей стране к гадалке не ходи. Нет, это будет качественно снятый концерт с кучей камер, с отличным звуком, и выйдет на нашем Ютуб канале. Так же как и клипы. Клип на песню «Бег к себе» мы снимали год, из-за бюджета, не просто финансировать всё самостоятельно, а краудфайдинговые проекты по сборам по силам лишь известным группам. Таковы реалии.

Совсем недавно вы переиздали в очень симпатичном, презентабельном (и нереально дешёвом по заявленной цене!) виде свой первый альбом “Белый Корабль” и теперь уже, как говорится, сам Бог велел, переиздать в таком же виде и “Зеркала”, а затем издать вдогонку и “Войну”, чтобы у коллекционеров были все три ваших диска в одинаковых коллекционных дигибуках. Что-то такое планируется?

«Война» планируется в таком же издании, да. А что касается «Зеркал» не знаю, у нас ещё остались диски, и их нужно сначала реализовать. В последнее время CD стал сувениркой, и чтобы послушать альбом, его достаточно просто скачать. Плюс ко всему, как говорит большинство моих знакомых, у них даже нет слота, куда этот диск вставлять. Так что с «Зеркалами» пока не планируется. А вот «Белый корабль» вышел достаточно давно, и успел закончиться. К тому же меня не устраивал звук, и я полностью пересвёл его, собственно потому он и был перевыпущен.

А сам ты слушаешь музыку на CD? Используешь слот в компьютере для этих целей или профессиональную стереосистему? И можешь как-то убедить наших читателей всё-таки перейти к CD-формату и к старым добрым стереосистемам, оставив на время свои компьютеры, телефоны, планшеты и ноутбуки?

Да, у меня огромная коллекция CD и винила. На компьютере не слушаю, у меня есть CD-проигрыватель и не один. Естественно вертак для пластинок. Это всё аудиофильская тема, и убедить тут сложно. Человек должен услышать, как должна звучать музыка на самом деле, и потом уже ему будет сложно слушать на телефоне, будешь понимать, что только ознакамливаешься с музыкой, но не слушаешь её в полной мере. Сейчас всё больше и больше людей начинают покупать винил, я очень рад, что он вернулся, хоть и не в такой мере как в былые времена, но всё же здравый смысл победил. Приятно брать в руки физический носитель, разглядывать обложку, листать буклет, альбом воспринимается совершенно иначе, это магия.

Будут ли на новом альбоме приглашённые музыканты, кавер-версии, какие-то фэнтези-мотивы в духе вашего раннего творчество или всё это теперь уже окончательно осталось в прошлом?

Темы фэнтези мы вроде не затрагивали никогда, возможно какие-то аллегории и похожи на него, но нет. Вся тематика философская, о нашем бытии, о жизни вне системы, мечтах, духовном росте человека. Обложка альбома «Зеркала» может показаться фэнтезийной, но это не так. Это человек, и его отражения, его истинные сущности и маски, программы, управляющие им, таким образом, что он и сам не подозревает об этом. На обложке альбома «Белый корабль» в облаках собственно корабль, но это душа, это перерождения, это духовный путь. Приглашённых музыкантов не исключаю, а каверы - вряд ли.

Очень интересно и здорово по поводу философского подтекста! А что вдохновляет на такие серьёзные и глубокие темы? Какие книги ты читаешь и откуда вообще берёшь все эти философские темы?

Мне интересно мироздание, я люблю исследовать этот мир и себя. Каждый день утром и вечером, я сажусь в медитацию и погружаюсь глубоко внутрь себя, чем глубже, тем больше открывается Вселенная. Это отдельная тема для разговора, не буду особо углубляться, скажу только, что я пишу о каждом из нас. Читаю в основном книги духовных мастеров и йогов, раньше увлекался фэнтези, ещё раньше перечитал горы классики.

Что у вас в ближайших планах и чего ждать от AcatoniA через месяц, через два, через три?

Ближайшее время будет посвящено интервью, рекламе, контактам с журналистами, дабы осветить нашу новую пластинку.

Квартирники и стримы акустических концертов на кухне вероятны?

Я подумываю о акустическом концерте, даже возможно акустическом альбоме, но не следующем полноформатнике, а скорее макси-сингле с переигрыванием в акустике наших песен плюс что-то новое.

Если самоизоляция продлится до конца года или даже дольше, как это повлияет на работу над новыми композициями и новым альбомом: ускорит их появление или наоборот замедлит?

Даже думать о таком не хочу, придётся уезжать из страны. То что сейчас вытворяют наши власти, это полнейший позор. Раздуть из коронавируса такое шоу и прикрыться им от всех проблем… Боюсь, что через несколько лет всем раскроют, как народ надули. Требовать штрафы с голодающих людей – ниже падать некуда. В таком режиме, боюсь, будет не до альбомов. К тому же само слово “самоизоляция” подразумевает в себе добровольную изоляцию. У нас же режима ЧС нет, но штрафы есть. Всё это большая политика, и не так всё односложно как кажется.

Какого вопроса ты больше всего ждал сегодня, но так и не услышал его в итоге?

Наверное, относительно инструментов, на чём был записан альбом. Чаще всего спрашивают про гитары.

А как считаешь, насколько обновление инструментов повлияло на то, что альбом стал звучать именно так, а не иначе? Если бы “Войну” вы записывали в точности с теми же самыми инструментами, что и “Зеркала”, каким бы был результат?

Да в принципе он писался на тех же инструментах, просто сведение другое. Добавилась новая гитара, хотя она и не такая уж и новая - 1989 года, японская Yamaha стратокастер, а та, что записана на предыдущих альбомах, также участвовала и в новом, это американский Peavey, тоже олдскульный, 1987 года. Так что в принципе инструменты, это элементы вдохновения, но звук зависит не только от них. Это большая цепочка приборов от записи до сведения материала.

А изменилось ли как-то звучание твоей гитары после того, как над ней поколдовали в гитарной мастерской?

Наверное, речь идёт о Peavey. Я поменял на нём звукосниматель в неке на более мощный, и конечно, какие-то соло зазвучали иначе.

Финальные слова для всех интересующихся и слова напутствия преданным фэнам AcatoniA?

Я благодарен всем, кто следит за нашим творчеством, обратная связь очень мотивирует и вдохновляет на новые свершения, не забывайте комментировать наши новости в соцсетях. Пожелать хочу здоровья, думать своей головой, меньше смотреть новости и не идти на поводу у кукловодов. В это нелёгкое время больше занимайтесь физической нагрузкой, следите за питанием и медитируйте. Слушайте хорошую музыку и развивайте свой музыкальный вкус.

Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев