ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ex Animo "Neverday"

Ex Animo, Neverday

31-07-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

EX ANIMO – 2016
Melodic doom/dark metal
"NEVERDAY"
METAL SCRAP RECORDS
Украина, Харьков

Харьковская melodic doom/dark metal группа Ex Animo существует уже более 15 лет, и на ее счету на данный момент два полноформатника, мини-альбом и сингл. В состав коллектива входят вокалистка Юлия Жукова, гитарист и вокалист Андрей Лунько, басист Евгений Павлов, гитарист Виктор Котляров и барабанщик Алексей Семенякин, уже успевшие покорить местную украинскую сцену.

Весной 2016 года Ex Animo выпустили свой новый полноформатный альбом "Neverday", который сами музыканты называют началом новой главы в истории группы. Прекрасное стильное оформление пластинки сразу же настраивает слушателя на лиричный, слегка романтичный и мистичный лад (это действительно тот случай, когда CD в самом деле даже приятно взять в руки), и я тоже приступал к прослушиванию нового творения харьковской капеллы полный самых возвышенных надежд и смелых предчувствий.

“Neverday” – “день который никогда не настанет, тот момент, когда человек сможет наконец встать в полный рост, перестать идти на поводу у ложных и навязанных ценностей, выпустить на свободу свою душу и понять для чего он пришел в этот мир" – говорят о концепции альбома сами музыканты. И именно с титульной композиции начинается эта интересная работа. Резкие, атмосферные, предельно тяжёлые (почти дэт-думовые и намного более тяжёлые, чем на ранних работах коллектива), но при этом очень мелодичные гитары идеально сочетаются с нежными клавишными и ангельским женским голосом, которому, конечно же, по всем законам жанра вторит агрессивный мужской гроул.

Сходство с ранним Theatre Of Tragedy действительно есть, но  динамичность, экспрессия и совершенно неожиданное звучание украинцев (+ качественные и необычные мастеринг и сведение) заставляют их треки звучать совершенно иначе: меланхолично, задумчиво, но в то же время жизнеутверждающе, что уже в композиции “Neverday” навеяло мне ассоциации с Mandragora Scream и даже Tristania, Sirenia, Trail Of Tears и Draconian.

Бодрыеи тяжёлые быстрые риффы в окончании этой вещи сделали для меня предельно очевидным, почему эта команда так настаивает на словосочетании “darkmetal” в своём стилистическом определении. Сходство с Moonspell и иже с ними действительно присутствует. Действительно dark.

Именно с таких дарк-металлических риффов, кстати, и начинается вторая глава нового повествования украинских думстеров, которая называется “Aeons Of Sadness”, но тёмное многообещающее вступление вновь разрождается прекрасным ангельским голосом вокалистки, а также рвущим и стенающим гроулом, а затем переходит в мрачный атмосферный практически на 100% канонический готик-металлический проигрыш ala Autumn, Stream Of Passion, Elis, etc. И долгое заливистое соло как раз добавляет сходства с последними двумя из перечисленных команд.

А вот атмосферное, размытое как полночная дорога к средневековому замку вступление к третьей композиции “Soulglass” с помпезными оркестровками где-то за кулисами обещает нечто грандиозное. Пожалуй, если убрать у The Sins Of Thy Beloved их скрипичные партии, то они со своим гроуловым неистовством вкупе с ангельским женским пением могут оказаться наиболее близким ориентиром для определения стилистической направленности этой интересной украинской капеллы.

Романтичное название “Spring Covered With Snow” скрывает очень мелодичную композицию с красивыми гитарными мелодиями и ещё более, чем обычно проникновенным женским вокалом на фоне вполне умеренных и хитовых музыкальных фрагментов. Эта вещь, безусловно, является своего рода жемчужиной альбома, подобной “Memories” Within Temptation. И я нисколько не удивлюсь, если именно на эту замечательную протяжную вещь будет впоследствии снят романтичный и по-настоящему красивый видеоклип.

А вот где водятся настоящие хитовые doom-риффы в лучших традициях классических My Dying Bride, вы наверняка узнаете, прослушав шедевральную “Shattered Universe”, где после достаточно пространного инструментального вступления в ход вступает всё тот же характерный неистовый гроул, лишь затем великодушно позволяющий вокалистке внести в композицию и свою весомую и яркую лепту. “Весомую” – потому что с подачи вокалистки этот почти дэтовый трек начинает звучать почти как Lacuna Coil раннего и среднего периода, а полуэтническое соло только добавляет сходства с этой именитой итальянской командой.

Одна из сильных сторон Ex Animo на данном этапе их существования – это, вне всяких сомнений, предельная контрастность: ангельский женский вокал противостоит неистовому, почти дэтовому гроулу; резкие, ревущие риффы – мелодичным клавишным зарисовкам; вполне традиционный романтичный готик-метал – брутальному дэт-думу и дарк-металлу и так далее и тому подобное.

Лиричное фортепиано, лаконичная акустическая гитара и вкрадчивый чувственный вокал встречают слушателя в композиции “Scream Of Silence”, которая вполне могла бы стать вторым безусловным хитом с этой пластинки, в чём я убеждаюсь ещё больше, когда дело доходит до припева, и я почти воочию слышу Lacuna Coil, Within Temptation и Evanescence (!) “Bring Me To Life”.  Что самое интересное, трек Ex Animo практически ни в чём не уступает композициям этих именитых коллективов и просто обязан идти на “ура” у любителей трагичной и драматичной готики.

Завершает альбом чудесное вокально-инструментальное outro “Just Tired”, неожиданно вызывающее ассоциации с некогда культовым греческим составом On Thorns I Lay времён их альбома“Crystal Tears” (1999) и возможно отчасти “Orama” (1997). И это по сути непритязательное и не очень продолжительное завершение стало для меня одним из самых волшебных и необычных фрагментов на пластинке – именно таким местом, к которому хочется возвращаться вновь и вновь.

Подводя итог, хочется сказать, что альбом “Neverday” действительно вышел очень необычным, эклектичным и даже немного странным, поэтому слова музыкантов о том, что в жизни их группы начинается совершенно новый период, действительно не лишены определённых оснований. Ex Animo на самом деле нашли свой собственный узнаваемый стиль, который может стать “своим” как для поклонников эмоциональной готики, для и для суровых почитателей dark и doom направлений.

Альбом синкретичен, но он отнюдь не звучит разнородно и противоречиво, соединяя в себе, по сути, всё лучшее, что было сделано в околодумовых и окологотических жанрах за последние лет двадцать. И если это первый шаг ExAnimo  в новом направлении, то шаг вполне и вполне удачный. За этой группой, определённо, стоит идти или как минимум следить за их творчеством. Что-то подсказывает мне, что уже вторая работа этих украинцев в их новом амплуа будет на голову выше “Neverday”. Ну а сейчас я ставлю им твёрдую “4” за музыку и дополнительный высший балл за превосходное и действительно редкое оформление. 5 из 5.