07-09-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Давно замечено, что украинская и белорусская тяжёлые сцены достаточно неслабо обгоняют российских независимых музыкантов, а сильных команд там значительно больше. Не знаю, кому как, а мне всегда были особенно симпатичны белорусские коллективы, у которых неизменно было какое-то своё, ни с чем несравнимое очарование. Вот и сейчас перед нами такой самобытный состав из Республики Беларусь, который в качестве своего музыкального кредо избрал мелодичный дэт-метал и следует по этому тернистому пути уже целых семь лет.
Мелодэт – не тот стиль, которым славится родина этих музыкантов, у человека, знающего о тамошней сцене не очень много, она ассоциируется либо с культовыми Gods Tower, либо с Morbid Victory и Apraxia, либо с Hok-Key, а может, и с чем-то более компромиссным, как Ягорава Гара или Час Speak, но только не с mdm. Это и не удивительно, коллективов, играющих в данном жанре в Беларуси не так много, если не сказать, совсем мало, что лишь придаёт Exibis некий таинственный и героический ореол первых из могикан.
К слову сказать, та музыка, которую вы услышите на этом диске, это не чистый mdm, а нечто, имеющее в себе элементы грува и модерн-металла, но обо всём по порядку. Прежде чем приступать к прослушиванию, предлагаю на секунду остановиться и взглянуть на обложку. Пусть обложка тоже посмотрит на вас своими рассредоточенными по периметру глазами, а зависший по центру голый космонавт немного отдохнёт. Посмотрели? Вот и отлично! Теперь можно и в путь пускаться.
Плотный риффовый дисторшн в первом треке “Stay Inside” почти сразу же срывается в скоростной шред в духе начала моего любимого альбома Dark Tranquillity “The Mind’s I”. Вокал у белорусов отличается, но ничуть не хуже, и так же отрывист, резок и неистов, что, как по мне, большой и просто огромный плюс для их материала. Скоростные куски умело чередуются с умеренными по скорости и дико запоминающимися гитарными атаками, а в ход очень скоро идёт эпично повествовательный голос. Нужно сказать, что песню на роль “открывашки” музыканты нашли отличную: всё звучит убедительно, интересно, эмоционально и крайне презентабельно.
А вот “Coma” звучит поначалу как-то нерешительно, но очень скоро возвращается в тот же агрессивный риффовый ад в духе Dark Tranquillity среднего периода, за который я так люблю мелодичный дэт-метал. Так уж повелось, что именно это разухабисто-скоростное железное уханье заставило меня в середине 90-х пополнить ряды поклонников mdm, и с тех пор в плане моих симпатий и приоритетов ничего значительно не изменилось, а если говорить об отцах, то Тёмное Спокойствие для меня всегда было предпочтительнее, чем In Flames или даже At The Gates, не говоря уже о каких-нибудь там Soilwork и вообще более молодой и современной поросли.
При всех влияниях грува и модерн-металла, о которых я упомянул выше, ребята однозначно звучат как стопроцентный (ну, может, не 100%, но 90% точно) мелодэтовый олдскул, очень вдохновенный, стремительный, эмоциональный, хоть и не вполне оригинальный, что в совокупности отлично иллюстрирует следующая вещь “We Are One”. Что касается разнообразия, то его здесь достаточно, но все треки в общем и целом следуют в едином ключе и не будут раздражать профильного слушателя чужеродными влияниями и фишками. И в ”We Are One”, и в следующей “Heavy Rain” мне настойчиво померещились Arch Enemy времён “Wages Of Sin”, но может действительно только померещились?
Мелодичные гитары и неистовый вокал вкупе с запоминающимися текстами и сочными риффами действительно напоминают тот уже почти легендарный альбом, а возможности музыкантов на самом деле близки к филигранной инструментальной работе выходцев из Carcass времён начала нулевых. А вот и ещё один момент, который роднит Exibis и Arch Enemy – объёмная, тягучая атмосфера (а местами и чуть ли не думовые атмо-вставки, как в “Heavy Rain”), а сочный вокал только дополняет это сходство. В то же время, творчество ребят совсем не кажется клоном какой-либо группы, а звучит вполне самобытно и узнаваемо. Перед нами тот самый случай, когда создатели поскребли по сусекам, взяли чуть того, чуть этого, да и вышел огненный коктейль.
“Against Me” возвращается на те же чуть более прямолинейные рельсы, по которым было так весело катиться в “Stay Inside” и “Death Will Remain”, что меня весьма порадовало. Немного прогрессивных наворотов в “Leviathan” это действительно совсем немного, по сути, диск даже не думает никуда сворачивать, а просто самозабвенно и безотчётно радует себя и своих слушателей качественным дэтом гётеборгского образца с незначительными заимствованиями из других музыкальных болот. Песни традиционно качают, брызжут энергией и искрятся своеобразным позитивом, который наверняка оказывается очень кстати на концертах.
Титульная композиция приносит значительное разнообразие, которое обретается где-то в районе финских меланхоличных групп, но очень скоро возвращается в привычный alma mater, однако с некоторыми эпизодически проявляющимися инструментальными размышлениями. Чуть больше (относительно, конечно) околопрогрессивных партий и в следующей за ней “Reality Of Hate”, но Exibis обращаются со своими техно-поисками очень осторожно и всегда стараются лучше недоборщить, чем переборщить, что видно и в “Last Flight Of Mine” с чуть непривычными риффами, ну а завершает пластинку шикарная “Let The Flame Go” с полуиндустриальным фрагментом и нестандартным соло.
У коллектива вышел весьма добротный и приятный релиз, хотя называть его прорывом я бы не стал. Наверняка многим поклонникам жанра он придётся по душе и будет заслушан в плеере по кругу до дыр. И заслуженно! Ребята знают, откуда растут ноги у любимого ими направления и не стесняются умеренно (а главное – с умом) использовать выигрышные и проверенные временем находки титанов направления. В итоге такая мелодичная дэтовая эпопея вполне придётся по вкусу и поклонникам Children Of Bodom, Kalmah, Norther, etc., и возможно даже развесёлым последователям Korpiklaani, Finntroll и Eluveitie.