ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ GRENOUER "UNWANTED TODAY"

Grenouer Unwanted Today

27-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

GRENOUER – 2015 * * * * *
Art-Metal, Melancholic Metal
"UNWANTED TODAY"
MAUSOLEUM RECORDS

 

Grenouer всегда славились своим гиперответственным отношением ко всему, что связано с процессом звуковоспроизведения и звукозаписи. Grenouer – мастера и гении прогрессивных гитарных партий и изощрённой извилистой композиции. Выпустив на сегодняшний день уже 8 полноформатных альбомов, команда в своём логическом развитии дошла до пика, до высшей точки. Сегодня Grenouer - это музыкальный акмеизм (от акме – вершина, по аналогии с течением в живописи). Пожалуй, это утверждение будет лучшей и предельно точной характеристикой относительно сущности музыкальной составляющей новейшего полноформатного альбома этой питерской команды.

Меланхоличный прогрессивный арт-метал Grenouer времён "Unwanted Today" напоминает то, что делали Deftones и во многом Amorphis (на альбомах "Tuonela" и "Am Universum") – такое же прозрачное и глубокое звучание, утончённые мелодии, кристально-чистый вокал и дэт-прошлое, отголоски которого слышны подготовленному уху и поныне. По жанру это прог-метал, по настроению – что-то очень около думовое (или как иногда характеризуют Amorphis, "меланхолик метал") с изрядным влиянием modern metal, проявляется которое, однако преимущественно в характерном звучании гитар. За 20 лет упорной работы и непрестанного самосовершенствования Grenouer выкристаллизовали своё собственное оригинальное звучание и свой неповторимый стиль, что позволяет говорить о них как об особом музыкальном брэнде наравне с теми же Deftones, Amorphis или Katatonia.

Ощущения от альбома – погожий летний день, прозрачная вода, красивое песчаное дно, отражающиеся в воде облака, камни и песчинки на дне, трещины на камнях и песчинках, микротрещины и снова микротрещины - причудливые бесчисленные артефакты распада и деструктивности, которые видны и ощутимы далеко не каждым, но от этого не менее реальны, действенны и деятельны. За внешне простой, идеальной и довольно традиционной структурой композиций Grenouer стоит колоссальная техническая работа, доведённые до совершенства, почти джазовые аранжировки. Помните соратников Чака Шульдинера - прогрессивных дэтстеров Atheist и Cynic? Помните Dream Theatre и King Crimson? Помните саксофон у Amorphis? Все эти команды шли и идут именно к той цели, которую избрали для себя Grenouer. Нет, конечно, это не джаз, но подход к построению музыкальных произведений и в целом восприятие музыки – джазовые. В треках Grenouer нет ничего случайного, всё подчинено чёткой математической закономерности идеальной музыкальной гармонии и предвечному ритму Вселенной, о котором говорил в своё время Толкиен, когда речь шла о валар, создающих миры пением, музыкой. Именно такой должна быть настоящая музыка – креативной, созидательной, и все настоящие музыканты в своём развитии стремятся именно к этой вершине, "акме", в которой сходятся и встречаются дэт-металлисты, прог-рокеры, джазисты, Прокофьев, Рахманинов и валар, которые пели бытие.

Grenouer, словно подражая художникам-акмеистам, накладывает фон жирными яркими мазками риффов, а поверх них начинает точно и легко наносить причудливые музыкальные узоры. На альбоме немало сюрпризов, интересных моментов и необычных эффектов, что придаёт ему некоторый привкус техногенности и насыщенной наэлектризованности, но Grenouer не перебарщивают с эффектами и вводят их лишь время от времени, чтобы не создавать ощущение перегруженности. Самые сильные треки альбома – "On A Rainy Day", "Blossoms In The Dust", "I Can't Stand It", "Artificial tears" и "Don't Let Them (Get You Down)". Хотя здесь мои предпочтения, боюсь, слишком субъективны – мне нравятся более меланхоличные, задумчивые и лёгкие треки, так как возникает ощущение, что при минимуме драйва и гитар Grenouer глубже и красочнее выражают свою музыкальную мысль, а такие более атмосферные композиции получаются более многогранными.

"Unwanted Today" - это прог-метал, почти арт-метал, который имеет все шансы стать в одном ряду с самими Pink Floyd и прочно устроиться в топе у тех, кто любит и почитает не только Amorphis, позднюю Anathema, поздний Paradise Lost, Tool и Deftones, но и классический прог и арт-рок. Grenouer играют солидную и во всех смыслах серьёзную музыку, но при этом напрочь лишены какой-либо занудности или пафоса – играют музыку, созданную профессионалами, но не ставшую от этого музыкой только для узкого круга профессионалов и снобов.
Группа давно проложила свой путь на Запад и завоевала внимание и любовь забугорных аудиофилов и саунд-гурманов, получив множество положительных отзывов от ведущих европейских журналов. С выпуском "Unwanted Today" команда вышла на совершенно иной уровень своего развития – вершина исполнительского мастерства уже достигнута, а, значит, можно сосредоточиться на том, чтобы писать по-настоящему хорошие и цепляющие песни, чем, собственно, и занимаются Grenouer, а лучшим доказательством этого служит их новейший полноформатник. Если вы ещё незнакомы с этим питерским коллективом, вас определённо ожидает интересное открытие, ну а если знакомы, можно просто очередной раз взять с полки альбом и прослушать его.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев

*Рецензия подготовлена для журнала "Бункер"