30-06-2025 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Заслуженные ставропольские дэт-метал-ветераны из Cancroid долгое время собирались с силами, переосмысливая свою творческую концепцию, а вот теперь возвращаются со своим совершенно новым и абсолютно бронебойным полноформатником, который сами характеризуют как свою духовную автобиографию. Они так часто говорят про духовное, мистическое, про то, что нужно почувствовать нутром, и про философский смысл дэт-металла, что название диска на латыни и сопутствующий ему латинский слоган поневоле начинаешь воспринимать в каком-то пророческом и ритуальном ключе, но, как оказалось, всё это только вершина айсберга, а на деле всё даже ещё глубже и серьёзнее! В нашем сегодняшнем интервью не так давно сорвавшие у нас на ASTARTA титул «лучшего релиза мая 2025 года» Cancroid наверняка порадуют и обескуражат многих. Они серьёзны и концептуальны как никогда и на самом деле всерьёз настроены на то, чтобы продвигать дэт-метал как особое мировоззрение и философскую систему.
– Доброго времени суток, Cancroid! Поздравляю с победой в нашем опросе и с получением звания лучшего релиза мая 2025 года! Как у вас впечатления в этой связи?
– Спасибо порталу Astarta за то, что вы вообще в принципе делаете для развития метал-музыки в России, это всегда альтруизм, а соответственно достойно уважения. Конечно, такая высокая оценка нашего творчества импонирует нам как создателям, признание всегда необходимо любому творцу. Это приятно, но не меняет главного: мы делаем музыку не для чартов, а для тех, кто способен её прочувствовать, и это знак, что мы на правильном пути.
– Знакомы ли вы с другими группами, которые участвовали в этом опросе и кого из них считаете наиболее достойными и интересными конкурентами?
– Были достойные имена. Из уважения не станем выделять кого-то одного — каждая группа шла своим путём, у всех есть моменты, за которые мы бы подписались. Настоящий метал вне конкуренции.
– Как так вышло, что вы ушли с радаров на такое долгое время, и чем вы всё-таки занимались всё это время?
– Мы не "уходили" — мы перестраивались. Иногда нужно замолчать, чтобы найти новые слова. За это время успели переосмыслить звук, записать демки, которые потом выбросили, и понять, что Cancroid — это не просто набор песен. Это состояние.
– Как вы сами определяете изменения в вашей творческой концепции? Куда и каким образом вам хотелось бы эволюционировать?
– Раньше мы били в лоб. Теперь — в душу. Концепция? Это как взросление: ты остаёшься собой, но твои удары становятся точнее. Хотим, чтобы наша музыка не просто оглушала, а оставляла след. Куда именно это приведёт — посмотрим. Мы не строим планов, мы следуем за звуком.
– Все ли прежние слушатели приняли ваши изменения? Вам не доводилось слышать негативных отзывов от старой гвардии ваших фэнов?
– Негативных отзывов пока не поступало, люди очень хорошо воспринимают новый материал и в принципе это объяснимо, поскольку мы стали опытнее как музыканты, соответственно структуры песен стали более наполненными и интересными, подход к написанию материала стал на порядок профессиональнее, чем раньше, всё это даёт вполне закономерный результат, но это и не главное, настоящие фаны — это те, кто рос вместе с нами, кто ждал, кому важен наш посыл и кто ценит качественную и самое главное интересную музыку, всё остальное просто не стоит внимания.
– А как вы могли бы определить и описать сейчас, почему всё-таки Cancroid нужно было на какое-то время уйти в тень, зализать раны и что-то как-то в себе изменить? В чём была причина необходимости этих перемен?
– Просто наступил момент, когда старые методы перестали работать, когда мы поняли что душа группы медленно, но верно угасает в каком-то вязком мареве. Можно было продолжать штамповать "классику", но мы выбрали риск. Эти перемены — не каприз, это была экзистенциальная необходимость. Как перезагрузка системы.
– Среди участников группы все были единого мнения, не было разногласий по поводу того, куда и как двигаться дальше команде?
– Разногласия были. Без них нет развития. Но все споры — только о том, как лучше выразить одну и ту же идею, поскольку все участники нового состава настроены на работу очень серьёзно. В итоге находили звук, который устраивал всех. Если бы все мы думали одинаково — Cancroid давно бы умер.
– Откуда пришло название “TEMPUS ODII” и что оно значит для вас? О какой хронике распада вы говорите на этом альбоме?
– "Время ненависти" — но не в примитивном смысле. Речь о периоде, когда всё, во что ты верил, рассыпается в прах. Хроника распада? Да. Но не конца, а перерождения. Это о том, что иногда нужно разрушить, чтобы построить заново. В принципе это довольно автобиографичный альбом в каком-то смысле.
– А почему вдруг решили перейти с английского на латынь? Что должен символизировать этот переход, и чем он обусловлен?
– Латынь – не просто эффектный язык. Это мост между эпохами. Когда английский стал слишком бытовым, мы нашли в латыни ту вневременную тяжесть, которая была необходима. Это не смена языка – это переход на другой уровень выражения. Как если бы наши мысли вдруг зазвучали на языке древних пророчеств.
– Какой смысл вкладываете в слоган на латыни, сопутствующий альбому? Почему «каждый несёт ответственность, и никто не может быть невиновен»? Что данное утверждение значит персонально для вас, и есть ли какие-то предпосылки для того, чтобы считать его важным и справедливым, в вашей реальной и повседневной жизни?
– "Omnes rei, nemo innocens" – это не просто красивая фраза, это диагноз современности. В мире, где все виновны, но никто не несёт ответственности, эти слова становятся приговором. Лично для нас – напоминание: даже играя музыку, мы несём ответственность за каждую ноту, каждый символ, который проникает в душу слушателей и меняет её так или иначе. В жизни? Достаточно посмотреть вокруг – невиновных действительно нет, хаос, беззаконие и отмена любых правил и прав, творящиеся в мире прямо сейчас, яркий тому пример.
– Минималистичное, словно намекающее на дэт-метал-обложки начала 90-х оформление артов сингла и альбома имеет своей целью привлечь к вам дэт-метал-олдскуллеров? Вообще много таких сейчас в ваших южных краях?
– Мы не рассчитывали на ностальгирующих олдскуллеров – просто поняли, что иногда меньше значит больше. Эти обложки – как старые шрамы: минималистичные, но говорящие. А что до южных краёв... здесь всегда хватало тех, кто понимает настоящий метал без лишних украшений.
– А как изменилась южная сцена за те пять лет, что вы не выступали, замечаете какие-то изменения в публике и в организации? Вообще что-то куда-то меняется, как вам кажется?
– Публика стала... разнообразнее. Раньше это было братство понимающих, теперь – всё больше толпа потребителей. Но есть и хорошее: появились новые площадки, да и организаторы стали профессиональнее, всё это лишь способствует тому, чтобы как можно больше людей из числа тех, кто действительно ценит и любит тяжёлую музыку, имело возможность открывать для себя что-то новое на должном уровне. Хотя мятежный дух андеграунда, к счастью, ещё не выветрился полностью.
– Можно ли назвать этот альбом концептуальным? И как бы вы определили основной настрой и характер этого диска?
– Это не просто концептуальный альбом – это звуковая автобиография. Основной настрой? Холодная ярость, переходящая в меланхоличное прозрение. Как если бы вы шли по тёмному коридору и вдруг увидели себя со стороны.
– В какой момент решили обратиться за обложкой к Rotten Fantom?
– К Fantom'у обратились, когда поняли: нужен не просто художник, а соавтор. Это не был спонтанный выбор – мы ждали момента, когда наши видения совпадут. И этот альбом стал тем самым случаем.
– Идея оформления и идея образов принадлежала художнику или вам?
– Это был симбиоз. Мы принесли костяк – мрачную эстетику распада, а Fantom вдохнул в неё визуальную жизнь. Его рука узнаётся в каждой детали, но ДНК проекта – однозначно наше.
– На какие-то группы ориентировались при оформлении обложки и работе над альбомом? Стоит тут искать какие-то отсылки и аналогии?
– Если и искать аналогии – то скорее в духе, а не в форме подачи. Старые работы Death, некоторые вещи Morbid Angel – это как разговор на одном языке с классиками.
– А вообще как у вас и у вашего нового альбома обстоит дело с «пасхалками», скрытыми посланиями и особыми месседжами? Стоит искать нечто подобное в новых треках?
– Конечно, стоит. Но мы не станем подсказывать – настоящие фаны должны почувствовать их сами. Скажем так: тот, кто слушает не только ушами, найдёт в альбоме куда больше, чем шесть треков.
– Я правильно понимаю, что именно открывающую диск “Neither Fly Nor To Crawl” вы считаете самой сильной и характерной на всём диске, в связи с чем и выпустили её в качестве сингла?
– На самом деле нет. Этот трек, пожалуй, самая нехарактерная для нас вещь и не могу сказать, что самая сильная, просто мы двигались поступательно, и именно эта композиция стала первой осмысленной и доведённой до логического конца в той форме, которая нам импонировала в то время. В ней есть и ярость старого Cancroid, и новая глубина. Это как дверь – открываешь её и попадаешь в наш мир. Не сингл, а скорее... приглашение к диалогу.
– Какие ещё треки, по вашему мнению, достойны особого упоминания на этом альбоме? Может быть, есть какие-то особо интересные истории, которые затем стали текстами песен?
– На наш взгляд, каждый трек этого альбома достоин особого упоминания поскольку каждый из них прошёл через просто колоссальное количество правок и жесточайшей самокритики и выжил. Мы изначально ставили себе цель – сделать альбом без проходных вещей, ориентируясь на собственные ощущения и эмоции при прослушивании разных групп – никому не интересно слушать заурядные песни, состоящие из набора общепринятых шаблонов, сделанные просто для того чтобы сделать, никто не захочет слушать такие песни ещё раз просто потому что там больше нечего для себя открывать.
По поводу историй...«Tomb of toxic waste» – это абсолютно автобиографичный трек, изначальная идея которого была написана нашим старым вокалистом после долгих лет борьбы с процессом внутреннего саморазрушения и клинической депрессии, это очень личная вещь в психологическом плане, к сожалению, она, вероятно, найдёт отклик в душе каждого в какой-то степени.
– А вообще бывает такое у вас, что в текстах находят отражение какие-то очень личные и биографические вещи?
– Бывает. Но мы не исповедуемся – мы превращаем личное в универсальное. Как алхимики: берём свинец переживаний и делаем из него золото песен. Чтобы каждый мог найти в них что-то своё.
– “Pharisee” действительно посвящена библейским фарисеям и фарисейству в целом?
– “Pharisee” в принципе довольно аллегоричный трек. Это больше не про библейских персонажей – это про современных. Тех, кто носит маски праведников, но внутри пустота, выросшая из лицемерия. Фарисейство – болезнь всех эпох, и наш трек – её рентген.
– Как проходит летний концертный сезон и чего ждёте от Pulse 25-26 июля и от Metal Spirit Ressurection 16-17 августа?
– Летний сезон больше проходит в работе над техническими моментами для живых выступлений, нам хочется как можно лучше подготовиться к выступлениям а как вы знаете мы довольно требовательно относимся к нашему звучанию как студийному, так и концертному. Pulse и Metal Spirit – это прекрасная возможность для нас попробовать новые технические приёмы для максимального воплощения альбомного звучания в концертном варианте, сейчас это для нас стоит на первом плане, поскольку мы с уважением относимся к нашим слушателям и всегда стремимся представить материал на достойном уровне. Cancroid – это не просто концерт, а переживание.
– А в Майкопе вам когда-нибудь доводилось играть? Вообще в каком городе у вас был самый интересный, уникальный и запоминающийся концерт?
– Выступать там нам пока что не доводилось, но часто вспоминаем выступление в Крыму на MHM в 2013 году, когда огромная масса людей превращается в единый организм, это непередаваемое ощущение, бесценный духовный опыт. Такое бывает редко: ты играешь, а в ответ получаешь не просто реакцию, а почти мистический отклик.
– Что в самых ближайших планах?
– Сейчас – летние опенэйры, потом – студия и осенне-зимние клубные выступления. В принципе всё идёт своим чередом, и мы готовим уже новый материал.
– Можно предполагать, что следующий сингл, а за ним и полноформатник не придётся уже ждать слишком долго, и недостатка новых идей у вас не наблюдается?
– Идеи есть, и их уже достаточно для выпуска нового альбома, но спешить мы не будем и, как всегда, каждый звук этого материала пройдёт тщательное рецензирование с нашей стороны. Это не будет радикальный поворот – скорее, естественное развитие. Но обещаем: следующий альбом заставит вас пересмотреть всё, что вы знали о Cancroid. Следующая глава уже пишется...
– Уже есть идеи и задумки для новых треков и релизов? Может быть, вы вновь хотели бы как-то слегка подкорректировать свой музыкально-концептуальный стиль?
– Мы уже в студии. Новый материал будет... неожиданным. Но это будет Cancroid до мозга костей. Как всегда — без компромиссов.
– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?
– Ждали вопроса о том, что для нас настоящий дэт-метал в 2025 году. Ответ был бы прост: это когда музыка перестаёт быть звуком и становится частью твоей плоти и в этом суть всего.
– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?
– Спасибо тем, кто слушает не ушами, а нутром. Кто ищет в нашей музыке не развлечение, а откровение. Оставайтесь голодными. Оставайтесь опасными. До встречи на площадках и берегите себя!
– Спасибо за интервью!