ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Двадцать тысяч лье под водой или 24 года в танке под названием Dissector. Интервью с Яном Федяевым.

Dissector

22-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Группа Dissector – невероятно заслуженный и даже культовый трэш-коллектив, который запустил свою гремящую деятельность в Магадане ещё в далёком 1992 году, а с тех пор участвовал во стольких трэш-дэтовых сражениях, что давным давно стал просто живым памятником самому себе. Эдакой машиной смерти на колёсах. На броне Диссектора остались следы от злобных modern-металлических пуль, вмятины от power-metal снарядов и даже пробоины от гаубиц классического британского Дума. Но Dissector выжил, и его мудрость и уникальность в том, что весь этот чужеродный свинец он переплавил и абсорбировал в свою плоть и кровь, выкристаллизовав уникальный и доселе невиданный melodic-death-doom-power-modern на танковой основе ортодоксального трэша. Экзотика, не правда ли? На связи один из основателей Dissector Ян Федяев, который поведал нам много интересного о буднях и праздниках настоящих железных трэшеров.

- Давайте традиционно начнём с того, что представим группу нашим читателям. Что такое - Dissector? С помощью каких трёх слов вы могли бы описать свою группу?

У слова Dissector несколько значений – от скальпеля для рассечения мягких тканей до телевизионной трубки. Учитывая время, когда мы взяли себе это название (это был 93 год, европейский мелодик-дэт и трэш уже хоть и пошёл на спад, но в России экстремальный музон цвёл буйным цветом), нам, конечно, такое название вполне подходило. Было несколько других вариантов из медицинских справочников и англо-русских словарей, но в итоге закрепилось название Dissector. Музыку на тот момент мы играли соответствующую - мелодик-дэт шведского покроя и немного Massacre c Sepultura. Грубо говоря, играли то, что нравилось на тот момент, и вообще не заморачивались на какой-то строгой стилистике. Тремя словами Dissector, как металл-бэнд, описать непросто. Скажем так: умеренно-ортодоксально, доступно-мелодично, увесисто-рифлёно.

Dissector

- В прошедшем 2015 году вы выпустили аж два официальных физических релиза и помимо этого даже что-то на кассетах. Как вам удаётся быть настолько продуктивными?

На самом деле, мы смогли издать в 2015 году далеко не весь записанный материал. На протяжении 2013-2014 на разных студиях мы записали порядка тридцати песен и инструменталов, так что было из чего выбрать, и что отложить в сторону. Во-первых, не было такой необходимости – издавать всё, во-вторых, не весь материал был своевременно сведён и доведён до ума, в-третьих, хотелось приберечь некоторое количество готовых песен в качестве бонус-треков для разных целей. И, надо сказать, они пригодились, и ещё пригодятся. Конечно, мы их рано или поздно все издадим на физических носителях. А с продуктивностью у нас никогда проблем не было. Самая большая проблема – это успеть записать имеющиеся песни в студийном качестве, пока не появился десяток новых нетленок. А то ведь потом и вновь сочинённые песни хочется услышать в хорошем качестве. Так песен накапливается штук тридцать за раз, и процесс работы над одним альбомом растягивается и становится очень затратным.

- В чём различие этих релизов? Как вы работали над песнями для них и по какому принципу песни отбирались для альбома и EP?

Релизы отличаются принципиально, в первую очередь, задачами, которые мы перед ними ставили. Сначала мы выпустили полноформатный альбом “Grey Anguish”. Отбор вёлся тщательно, нужно было добиться целостного звучания всего альбома. Поскольку гитары для новых песен записывались на двух разных студиях и в разное время, все готовые песни разделились по настроению и драйву. В итоге на альбом “Grey Anguish” попали все треки, которые записывались в Таллинне, в них чувствуется некий общий порыв, скоростная динамика и единое настроение. Тех треков для полноформатного альбома оказалось маловато, поэтому мы добавили другого настроения и динамики за счёт песен, записанных в Санкт-Петербурге. С остальными песнями было много разных вариантов – оставить до лучших времён, издавать цифровыми синглами, собрать ещё один альбом и так далее. Пока “Grey Anguish”пиарился и собирал преимущественно положительную прессу, возникла мысль поддержать его дополнительным материалом. Так появился EP “Pride&Hate”. Конечно же, хотелось сделать его интереснее и предложить слушателю больше, чем просто пару неизданных песен. Мне также давно хотелось опубликовать на физическом носителе работы наших давних друзей – питерских электронных музыкантов Антона Курана (DJQ-Ran) и Семёна Обломкина (Electro_Senka). Мы уже много лет продуктивно и качественно сотрудничаем с ними по разным студийным темам и ремиксам. Вот и в случае с “Grey Anguish” Сеня и Антон сразу отозвались на предложение сделать несколько эксклюзивных ремиксов на песни с этого альбома. Думаю, это не последний подобный релиз. Лично я ничего против ремиксов не имею, наоборот, приветствую.

Dissector

- Почему вы назвали один из дисков “Grey Anguish”? Есть ли у альбома какая-то концепция?

Альбом получил название одной из песен, так что здесь всё просто. У нас было несколько разных вариантов, никак не связанных с названиями песен, и никакой общей музыкальной концепции тоже не было. Идея исходила большей частью от нашего дизайнера Павлика Антонова, рисовавшего арт на базе имевшихся у него демо. Вот у него и возникла «серая» атмосфера обложки и буклета, и название песни “Grey Anguish” всё это суммировало. В целом всё получилось довольно атмосферно.

- Как с этим альбомом соотносится “Pride&Hate”?

Я не считаю “Pride&Hate”просто логическим продолжением “Grey Anguish”. Это и самостоятельный релиз, и его дополнение, промежуточный релиз, инициированный с промо-целью и в качестве сюрприза для наших фэнов, что, впрочем, не говорит о его второсортном качестве. С качеством песен и продакшена здесь всё на максимально возможном для нас уровне. На ЕР попали песни, сведённые уже после выхода “Grey Anguish”, включая новый сингл “Pride&Hate”, совместный трек “Paradise” с вокалисткой Anna Dust из группы Decadence Dust и забойный трэшак “True Conqueror” с текстом, написанным гитаристом группы Drauggard Дмитрием Улыбиным, а также два бонус-трека, использовавшихся в различных версиях “Grey Anguish”. Предполагалось, что все они войдут в очередной полноформатный альбом Dissector, но за полгода ход мыслей изменился. Ну и ремиксы подоспели. В итоге получился релиз с вполне приличным хронометражем, да ещё выпущенный в формате дигипак коллекционным, микроскопическим тиражом.

Dissector, Pride&Hate

- Расскажите, пожалуйста, о кассетных релизах 2015 года. Что это были за кассеты?

Как только я узнал, что в Питере возродилось производство аудиокассет (компания GoTape - https://vk.com/gotape), то сразу решил выпустить что-нибудь ограниченным тиражом, воздать, так сказать, дань уважения формату, на котором музыкально рос. Да и вообще мне нравятся подобные олдскульные штуки. У меня дома до сих пор есть аудиоцентр с кассетной декой, так что я не видел причин этого не сделать. Мы как раз в тот момент начали сведение первых песен для альбома “Grey Anguish”, поэтому в наш первый кассетный релиз “Subhuman“ вошли три готовых альбомных трека и три эксклюзива. Получился кассетный промо-ЕР, который мы чуть позже дополнили промо-сидиаром с другим синглом “Deadline Pressure”. Второй кассетный релиз – это полноценная кассетная версия “Grey Anguish”, куда добавлен ранее неизданный инструментал “Tunnel“. Не могу сказать, будем ли мы дальше выпускать кассеты, но подобный опыт не считаю лишним. Опять же, коллекционеры оценят. Сейчас можно выпускать носители чуть ли не штучно, и в этом есть своя прелесть для любителей аудио-раритетов.

- Почему вы решили издаваться также и на кассетах? Это ностальгия или что-то ещё?

Отчасти это ностальгия, совершенно верно. Само решение было принято спонтанно, и цена вопроса вместе с возможностью выпустить небольшой тираж сыграли свою роль. С другой стороны, мы по мере сил пробуем выпускать что-то новое, будь то формат альбома или сувенирная продукция. И на тот момент усилия компании GoTape по возрождению кассетного формата мне показались актуальными. Да и сейчас я считаю кассету отличным дополнением на стендах с мёрчем на живых концертах групп любой направленности, ну, и хорошей темой для узких фанатских кругов.

- Насколько часто вы сами слушаете музыку на кассетах? Это те кассеты, оставшиеся у вас с тех времён, когда они были главным аудионосителем, или приобретаете и новые релизы?

Новых кассет я не покупаю, да и негде их до недавних пор было вообще покупать. Даже богатые западные коллективы на длительное время забили на этот формат и только-только начали снова к нему возвращаться. Раньше я собирал кассеты, как и все, старался записывать себе на кассеты любой новый альбом, попадавший в руки. Ну и какой-то тейп-трейдинг в то время в России ещё существовал. Сейчас многое из-за моих многочисленных переездов уже утрачено, но кое-что осталось. Слушаю кассеты редко, признаюсь, но только потому, что редко добираюсь до своих архивов. Сейчас коллекционирую в основном только лимитированные издания компакт-дисков, синглы и изредка покупаю винил. Не спрашивайте, зачем.

- Насколько важны для вас тексты? Как меняется лирика Dissector с течением времени?

Если честно, сам я к лирике отношусь спокойно, и если нет в буклете текстов песен, то меня это нисколько не расстраивает. Я не вслушиваюсь в тексты, не выискиваю там ошибки и воспринимаю песню целиком – она либо цепляет, либо нет. Хорошую песню не испортит неправильно спетое слово или заметный акцент (что, конечно, случается у DIY-музыкантов). Темы моих собственных текстов не сильно меняются – какие-то мрачные психологические зарисовки, рефлексии, воспоминания, не самые терпимые выводы и суждения, вобщем, обхожусь без ярко выраженных конкретных или концептуальных тем, не говоря уже о политике и прочей грязи. Гостевые тексты, большей частью, тоже связаны с душевными метаниями и печальными выводами, сопровождающими простую человеческую жизнь.

- В Dissector часто менялся состав, почему так происходило? Что вы цените в коллегах? И что можете сказать насчет нынешнего коллектива?

Фактически, состав в Dissector менялся только в первую декаду существования, с 92 по 2002. Нынешний «старый» состав стабилен, а всё, что было с 2002 по 2008 год, как такового состава и не имело. Причины смен состава в начале нашей “карьеры” были разные - и личные мотивы, и перемены мест жительства, и необходимость дополнить состав. У меня у самого были периоды “ухода” из группы – сначала из-за учёбы в институте, потом из-за кочевого образа жизни. Сейчас в Dissector задействованы участники самого первого состава, в котором мы начали давать концерты – это бас-гитарист Олег Алёшин, барабанщик Андрей Глухов и я. Все, за исключением прежнего вокалиста Владимира Яркеева. С ним мы расстались осенью 93 года, не скрою, на не самой дружественной ноте. Но с годами отношения наладились. Затем в группе появился второй гитарист Алексей Баханов. Мы дали вместе несколько концертов, но в 94 году живые концерты в городе практически прекратились (мы дали один единственный концерт в зале местного пединститута, прямо во время вступительных экзаменов), а осенью я забросил все дела с группой и сконцентрировался на написании диплома. Так что Лекс из группы даже и не уходил, просто группа временно растворилась. А барабанщик Андрей тем временем стал играть в группе Avoid с Русланом “Полковником” из Черной Мессы. Потом, спустя пару лет моего отсутствия в городе, от состава остался вообще я один, и Dissector возобновился в новом составе, сначала с барабанщиком Колей и всё тем же Русланом “Полковником” на бас-гитаре, потом с гитаристом Стасом и драмером Саней “Урлихом” (оба из Vivarium). В финале нашей магаданской истории в составе появился новый барабанщик Алексей Прудченко и вокалист Олег Ушаков. Он, кстати, добавил в музон и на сцене хардкора, и мы тогда играли совершенно новую скоростную программу. Жаль, в тот период не удалось ничего записать. Вот, собственно, и все изменения. В коллегах я больше всего ценю дружбу и надёжность, и это совсем не обязательно связано с творчеством.

Dissector

- На какой музыке вы выросли?

В невменяемом детстве, говорят, любил слушать быструю классическую музыку. А потом рос на всём, что удавалось услышать, начиная с российской и итальянской эстрады. Помню, как фанатели в школе по Modern Talking, Europe и прочим товарищам, которые чудом проникали в совковый телевизор. Потом открыл для себя AC/DC, и, как говорится, жизнь перестала быть прежней. Потом покатил всевозможный хеви-метал и глэм-рок, а потом дошло дело до Slayer, Exodus, Testament и многого другого. Мы жили в отдалённом регионе, и хорошие записи поступали в наши края нерегулярно. Но зато всё новое и старое-неслыханное затиралось до дыр.

- Бросается в глаза и в уши металл-“патриотическая” направленность некоторых текстов, в частности “Metal on Loud”. Насколько это серьёзно для вас?

Этот трек в нашем творчестве стоит особняком. В конце лета прошлого года, когда мы только начали работу над новым материалом, у Dissector сложились дружеские отношения с порталом Metalheads Forever, объединяющим фанатов металл-музыки со всего света. В процессе общения нам неожиданно предложили сочинить для этого сообщества гимн. Нормальный такой, героический, традиционный хеви-металлический песняк. Гимн родился за считанные минуты и буквально через месяц уже был отправлен на сведение в немецкую студию Music-Factory. Так что получилось всё довольно быстро, при том, что музыканты Dissector живут в разных местах. Фактически, это был первый готовый трек из нашего будущего альбома. Мы рады, что заказчикам гимн понравился – пока это наш самый распространённый трек, учитывая многотысячную аудиторию Metalheads Forever. Разумеется, к его записи и качеству мы отнеслись максимально серьёзно, так что за трек нам нисколько не стыдно.

- Лично мне в ваших песнях удивительным образом слышится не только влияние пауэра и модерн-металла, но и нечто от дума в духе Paradise Lost и вообще очень нетипичное для трэша (например, в “Pride&Hate”), что можете сказать об этом?

Скажу, что не исключаю из нашей музыки влияния множества групп, которые мы слушали в детстве. В какой именно песни и насколько сильно возникает это влияние – момент субъективный; мы сами порой осознаём, что в песне чувствуется влияние того или иного коллектива только тогда, когда песня окончательно готова. Конкретной стилистики мы не придерживаемся, и от момента появления первого демо на компьютере до сведения в студии трек проходит много трансформаций. К Paradise Lost я отношусь уважительно, был на 5 или 6 их концертах в разные годы и собрал приличную коллекцию их релизов.

- Вокал Dissector напоминает Sentenced времён альбома “Amok” и The Black League.Что скажете? Наличие экстремального вокала у вашей группы - это дань вашему дэт-прошлому?

С вокалом было по-разному, и многое зависело всё-таки от конкретной песни. Повторюсь, мы с самого начала не придерживались строгих жанровых рамок и могли на одном концерте спокойно играть злобные трэшевые вещи, мелодичный спид-металл, пауэр-металл, баллады и кавер R.E.M., Megadeth, например. Так что вокал сам собой подстраивался под разные потребности, и с годами сформировался во что-то единое. Специально я ни под кого не косил, хотя в этом смысле вокал Sentenced + Poisonblack нравится, причём гораздо больше именно вокал Вилле Лайхиала.

- А как насчёт параллелей с Arch Enemy? Что думаете об этой команде?

Поначалу очень даже нравились, все, что сделано с вокалистом Йоханом Лиивой круто. Вокал Анжелы Госсоу мне никогда не нравился, её появление в группе стало лишь разочарованием. Потом какое-то время я слушал Arch Enemy через силу - из-за музыки. У меня в коллекции все их альбомы до 2007, а потом, видимо, самоповторы, вокал и чрезмерная пафосность стали критично раздражать. Ну, не дОлжно таким людям, как Майк Эмотт, красить губы для фотосессий. А что, теперь, чтобы услышали твою музыку или впечатлились твоей крутизной, надо накрасить бровки с губками? Это днище какое-то, каким бы ты крутейшим музыкантом не был. Но это моё сугубо личное мнение. Сейчас музыканты ничем не гнушаются, вынужденно или за компанию со всеми, всё это понятно. Насчёт музыкальных параллелей с Arch Enemy это вряд ли… всё-таки у них в музыке интегрировано больше классики и традиционного хэви. Я предпочитаю простые мелодические линии в духе Rotting Christ. К тому же у нас музыка сама по себе очень простая, мы к мудрёности и виртуозности не стремимся.

- В трэше не просто быть уникальными, но вам это удаётся. В чём секрет?

Если ты считаешь, что мы в этом уникальны, то это здорово! Музыка Dissector сложилась за долгие годы; мы постоянно менялись в той или иной степени, старались повысить планку. У нас нет ни одного одинаково звучащего демо или альбома. Но мне, например, всегда нравилась быстрая, простая и меланхоличная музыка. Думаю, что именно эти три элемента мы пытаемся в большинстве песен объединить.

- Какие российские команды считаете духовно близкими?

Сейчас я крайне мало общаюсь с представителями российской металл-сцены. Преимущественно только со своими коллегами-музыкантами из дружественных команд. Сейчас, и не только в России, металл-сцена кажется мне крайне разобщенной и не имеющей чёткого представления о самобытности или направлении движения. Многие сидят в своей наглухо закупоренной раковине и надеются вдруг стать великими, делая красивые постановочные фотографии для соцсетей, тратя время на пустые разговоры и мастурбируя на лайки и количество последователей в Фэйсбуке. А песни-то где? Безусловно, ценю команды, неважно какого жанра, которые до сих пор дают живые концерты, устраивают в наши нелёгкие времена турне и записи в хороших студиях, не боятся лишений и вкладывают в качество собственной музыки душу, а не только удобное время и сдачу с пива.

Dissector, Yan

- С группой Dissection параллели только в названии?

Думаю, да, похоже только название.

- Значок параграфа в логотипе вашей команды имеет сходство с таким же значком в логотипе олдовых трэшеров из Accuser, аналогия была сделана намеренно или это получилось случайно?

Думаю, это получилось случайно. К тому же, наш дизайнер Паша Антонов постоянно разрабатывает для нас что-то новое, экспериментирует с различной визуализацией. Логотип с годами претерпел значительные трансформации, и параграф уже в далёком прошлом. Он оказался только на обложке ЕР “Cry For Me”и на самой первой футболке Dissector.

- А что думаете про Shah и Crownear? Эти группы влияли на вас? В той же “Metal on Loud” мне послышалось нечто отдалённо напоминающее шаховский “Meta Race”.

Второй коллектив прошёл целиком мимо меня, а вот пластинки Шаха “Beware”, “TerrorCollection” и “P.S.I.H.O.”до Магадана доходили и производили по тем временам фирмовое впечатление. В самом себе влияние группы как-то особенно выделить не могу, но помню, что записывать такой музон и выступать казалось таким же несбыточным, как и в случае с забугорными командами. Москва была от нас очень далеко… Гимн “Metal on Loud” и задумывался как нечто, способное напомнить о сотне уже услышанных ранее песен – это же в хорошем смысле одно большое хэви-металл клише, только с налётом диссекторовской мелодики. Я считаю, мы с этой задачей справились.

- А другое крыло трэша: Чёрный Обелиск, Мастер, Фронт, Мафия? Кто Вам ближе?

Из всего вышеперечисленного в своё время слушал только Мастер, преимущественно англоязычный альбом “Talk of the Devil”. Куда большее впечатление в своё время на меня с музыкальной точки зрения произвела группа Круиз (с Валерием Гаиной) и альбом “Круиз-1”. А вот остальных российских металл-банд в постоянной ротации у меня не было. Конечно, слушал всяких панков, Коррозию, какие-то группы из Корпорации тяжёлого рока, но когда мы начали играть свою музыку, то интерес к русскоязычной музыке вообще пропал. Конечно, хотелось добиться хотя бы того же самого - выпускать альбомы, выглядеть как трэш-металлисты, выступать перед полными залами и прочее. Но музыка интересовала исключительно англоязычная.

Dissector

- А если говорить о западном трэше? Германия, Америка, Англия или что-то ещё? Каковы ваши предпочтения?

Тут не могу ничего выделить больше или меньше, все перечисленные страны-источники, каждая по своему, дали миру тонны чумовой и классической металл-музыки. Это надо сидеть и писать на нескольких страницах названия групп, которые прямо или косвенно повлияли на твоё музыкальное воспитание. Раньше-то мы слушали всё подряд, особо не обращали внимание конкретно на классический трэш или мелодик-дэт. Впитывали в себя любые новшества и образы с обложек. Главное, чтобы музыка торкала. Впрочем, это и сейчас не изменилось.

- Не так уж часто встретишь такую разновидность, как мелодик-трэш. Вы случайно изобрели этот стиль или это было влиянием группы Rage?

Трудно сказать.… С самого начала хотелось совмещать вполне массовые мелодии, трэшевую энергетику и скорость. Первейшей задачей было не сочинить и идеально сыграть, а зафиксировать творчество на каком-нибудь физическом носителе, поскольку в Магадане качественно это было сделать крайне сложно. Поэтому сам по себе уровень творчества анализировался в последнюю очередь. Сочиняли всегда в большом количестве, спонтанно, не обращая внимания ни на какие жанровые рамки. Удавались и хорошие песни, как мне кажется. Наш стиль явно сложился не за пару лет. Думаю, мы только сейчас, спустя почти 25 лет подошли к искомой простоте и мелодике Dissector.

- Трэш для вас - это жизненная философия или только музыкальный стиль?

Видимо, к жизненной философии относится не трэш, а сама музыка, и то, наверное, больше к образу жизни. Занятие рок-музыкой, не важно, концертной или студийной, подразумевает определённое планирование, и, думаю, определённый кругозор и, возможно, специфическое отношение к разным вещам.

- Часто бываете на концертах? Тусовки по-прежнему актуальны?

На концертах иногда бываю, хотя не всегда получается попасть на тот концерт, на который хочется. Жаль пропустил российские концерты Carcass и Nightrage. Конечно, сейчас концертов огромный выбор, но я в этом отношении весьма старомоден, и на новые или молодые коллективы не ведусь. Предпочитаю ходить на концерты групп, на музыке которых рос, или которая реально вдохновляет. Ну, иногда и за компанию 🙂 . В последнее время был на Kreator, UDO, Napalm Death и Refuge. Рад, когда удаётся всем составом Dissector собраться на приличном концерте.

- У вашей группы есть фэны? Что это за люди?

Фэны Dissector есть в разных странах, чему я, конечно же, рад. Люди разного возраста и пола, интересуются происходящим, новыми записями и так далее. Не знаю, сколько их, никогда не вели учёт, но иногда их участие в судьбе коллектива весьма вдохновляет.

- Общаетесь с ними? Только посредством социальных сетей или вживую тоже?

Всё общение сейчас проходит практически только в соцсетях. Не всегда есть время вовремя ответить на то или иное письмо, но стараюсь по мере возможности отвечать. Наверное, если бы мы давали концерты, то общались бы и вживую, сам приветствую живое общение.

Dissector, Oleg

- Что можете сказать об изменениях в сознании металл-фэнов за последние лет 20, вы как достаточно олдовая группа, наверняка, видите всю эту динамику и можете сопоставить реальность 1992-1996 годов и нынешнего, недавно наступившего, 2016 года?

Непростой вопрос. Не думаю, что я на него исчерпывающе и последовательно отвечу. Во-первых, музыкальные рынки в разных странах всё-таки развивались по-разному и с разным социальным бэкграундом. А во-вторых, мы, как студийный проект, не имеем возможности оценить вовлеченность публики на концертах. Но уже тот факт, насколько сильно просели продажи музыкальных носителей, и выросло халявное потребление музыки, говорит о значительном изменении отношения слушателей к труду музыканта, причем не в его пользу. Да, люди продолжают слушать музыку и получать от этого удовольствие, но тут же убивают её будущее. Тема избитая, все понимают, что музыкант тоже должен оплачивать как-то свою жизнь и вкладывать свои доходы в музыку. Но продолжают радостно скачивать новый альбом через торренты и с критиканскими выпадами, сидя на диване, обсуждать увиденный на ютубе фрагмент живого выступления группы. Это далеко не только проблема России – в Европе и Америке благополучные, взрослые, зарабатывающие люди, вроде выдающие себя за металхэдов, не моргнув глазом, попросят у тебя диск и обязательно с майкой просто так, или просто потому, что у него нет денег, ну или потому, что это уже, вроде как, привычная тема, когда музыкант ещё и доплачивает, чтобы люди послушали его музыку и напялили его майку. Но все понимают и конкретно ЗНАЮТ, что музыкант на свои деньги напечатал эти несчастные диски с майками, чтобы хотя бы отбить часть вложенных в музыку затрат. Конечно, можно пенять на жадные лейблы, торговые сети и концертные агентства, многие годы удерживающие негуманные цены на диски, винил и билеты на концерт. Но музыкантам от этого не легче, тем более что сейчас группы в подавляющем большинстве случаев вынуждены не только самостоятельно оплачивать запись и выпуск собственных альбомов, но ещё и платить за собственные выступления (участие в турне, разогрев известных команд, выступления на фестивалях и т.п.). Раньше подобное трудно было представить; публика приобретала диски и ходила на концерты, лейблы были заинтересованы в продажах и в продвижении своих групп, а потому старались хорошо делать свою работу. Так это работало. А что будет дальше – не представляю. Сегодня возможностей много, а качественного результата мало.

- Не жалеете, что не получилось родиться в 50-х-60-х где-нибудь в Сан-Франциско, чтобы творить и действовать в 80-х там?

Конечно, если говорить о металл-культуре и присутствии какого-то вразумительного рынка экстремальной музыки, то Россия не та страна, где металл-музыканту стоило бы родиться. Сейчас с этим дела обстоят ещё печальнее, и о причинах все и так могут догадаться. Но, полагаю, есть ещё и похуже варианты. Наверняка играть металл в Ираке, Саудовской Аравии, Ливане или какой-нибудь Ботсване ещё сложнее. Но играют, даже под страхом казни! Так что, мечтать не вредно 🙂 . Родиться можно было бы за океаном или в той же Швеции, но никто не даст гарантию, что из этого что-то получится. Сколько хороших коллективов во Флориде, Калифорнии, Стокгольме, Гамбурге и прочих насиженных американских и европейских местах так и остались на уровне андеграунда и никуда не вылезли. Ну, или оставили после себя одну-две пластинки и до свидания. Единственное, о чём иногда жалею, так это о времени, потраченном на проживание в Магадане. Да, мы там творили, как-то развивались, приобщались, набивали шишки, формировались композиторски, но это было замкнутое пространство, и если бы я оттуда не уехал, то не было бы никаких релизов последних лет и в помине. Сейчас, не без помощи Интернета и ворованного софта, в Раше теоретически можно добиться вполне конкурентоспособных результатов в записи и исполнении тяжмета, правда с забугорными инструментами, фирмовыми продюсерами и нехилыми вваливаниями денег в сведение и производство самиздата, не говоря уже о требуемом уровне мастерства. Но я считаю, что для рок-музыки замкнутые пространства не полезны. Это коллективная музыка, и она требует соответствующего обращения, воплощения и выхода в свет. Возможно, это сугубо индивидуальный момент, кому-то хорошо и в изоляции. Мне всегда хотелось перебраться из Магадана в более проветриваемые места.

- Как на вас влияет столь давнее увлечение столь экстремальной музыкой?

Занятие музыкой в целом влияет и очень сильно, учитывая, сколько времени, сил и денег на это тратится. Всё это можно было бы потратить на что-то другое, верно? Не знаю, как бы я сейчас жил по-другому. Пробовал – ничего из этого не вышло.

- Давно стало аксиомой, что трэш и пиво созданы друг для друга. Как у вас с этим обстоят дела? Много пьёте? Пиво или не только?

Лично я никогда этим не злоупотреблял и, если честно, пиво атрибутом какого бы то ни было металла не считаю. Конечно, клише имеют место быть, и поддержка металл-фестов производителями пива это только укрепляет. Но дешевое пиво пьют не только металлисты. Мне кажется, каждый музыкант определяет для себя сам, что и в каком количестве потреблять. Или не бухать вообще. К алкашке в целом отношусь негативно, выпиваю всё реже и реже, только в хорошей компании и редко без повода.Предпочитаю хороший виски, желательно скотч. Хотя в жаркую погоду можно и нефильтрованного баварского пивка употребить. Остальные напитки – по настроению и по ситуации.

- Трэш предполагает длинные волосы и строго определенную одежду или сейчас в таких вещах каноны уже не настолько строги, как в 80-х и начале 90-х?

Наверное, раньше меня это интересовало больше. И волосы носил длинные, и косуху, и джинсы с высокими кроссовками и прочее. Сейчас вообще не парюсь по этому поводу, ношу то, что удобно. Тем более, мы люди не публичные, концертов не даём. Но, в любом случае, я предпочту что-то более традиционное и металл-классическое. Всё это дизайнерское шмотьё, кольчуги, эмо-прикиды, килограммы цепей и прочие маркетинговые высеры меня только раздражают. Отличный пример – Napalm Death. Выходит Барни в одежде за три копейки, без аццких портаков, с дурацкой прической, абсолютно естественный, не накрашенный (!) - и на второй секунде первой же песни зал не просто стоял на ушах, он был в невменько! И это не сила дизайнерской этикетки или цвета губной помады.

- Все участники Dissector живут в разных городах. Нет такой мечты - всем как-нибудь перебраться куда-нибудь в одно место?

Лично я как-то никогда не задумывался об этом, тем более что никогда не вёл оседлый образ жизни. В этом смысле Олег и Андрей всё-таки обладают куда более существенным постоянством. Но думаю, что даже если бы мы и жили все вместе в одном городе, имеющиеся сейчас личные обстоятельства вряд ли бы нам позволили уделять музыке столько внимания, сколько хочется.

Dissector, Andrey

- The Lust был коммерческим проектом или музыкой для души?

Если честно, и то и другое. В начале 2000-х годов подобная музыка – готик-металл с женским вокалом - была ещё относительно востребована, а наиболее близкий к нам европейский рынок местами хоть и стремительно менялся, но ещё существовал по нормальным принципам – поддержка лейблов, разумные контракты с гонорарами, оплата записей и прочее. Так что мы довольно активно и с большим энтузиазмом взялись за дело. Жил я тогда в Санкт-Петербурге и был единственным приезжим из всего состава – остальные музыканты местные. Первое же 4-песенное демо сводил бывший продюсер Children Of Bodom Ансси Киппо в финской студии Astia, а мастерил запись Мика Юссила в Finnvox. На мой взгляд, уже этот факт свидетельствовал о серьёзности наших намерений. И это же, в свою очередь, стимулировало нас на дальнейшие усилия.

- Насколько успешным был проект?

Поначалу, я бы сказал, для России вполне успешно. Сначала мы подписали контракт с питерским лейблом Фоно на выпуск дебютного альбома “Tangled”. И, как ни странно, это был первый и единственный раз, когда от альбома была отдача не только в виде собственных дисков, но и в виде заветных роялтиз. Не озолотились, конечно, но часть потраченных на запись денег отбили. К моменту записи второго альбома “My Dear Emptiness” у нас уже был контракт с греческим лейблом, который оплатил отличное сведение в Германии, выпустил промо-тираж и весьма серьёзно отнёсся к раскрутке альбома в европейской металл-прессе. Потом второй альбом был ещё и переиздан в России. Так что карьера раскручивалась по-фирме. Но далее всё стало складываться не в нашу пользу – и по личным причинам, и по организационным, да и лейбл попал в тяжёлую финансовую ситуацию. Короче, реализация третьего альбома “Membrane” оставляла желать лучшего. В итоге я перебрался в Москву и записывал четвёртый альбом “Decomposition Deluxe” уже наездами в Питер и выпустил самостоятельно. С тех пор делами The Lust занимаюсь изредка. В этом году, после большого перерыва, надеюсь, дойдёт дело но нового полноценного альбома с приглашённой вокалисткой Анной Даст (поёт в Decadence Dust). Может, дойдёт дело и до каких-то переизданий, хотя в данный момент не вижу в этом никакой необходимости.

- Чем сейчас занимается прежняя вокалистка The Lust?

Насколько я знаю, бывшая вокалистка The Lust стала счастливой домохозяйкой. Растит ребёнка, самосовершенствуется и наверняка считает The Lust чёрной полосой в своей ныне позитивной жизни.

- Почему вы решили объединить Dissector и The Lust, записав "Keep My Trust"?

Такой задачи изначально не стояло. Песня "Keep My Trust" когда-то записывалась для мини-альбома The Lust, который так и не был издан на компакт-диске и сегодня по качеству записи и конечному результату меня категорически не устраивает. Хотя песни на нём вполне адекватные, и, возможно, в том или ином виде я их издам на физическом носителе – пока это вообще никак не приоритет. Так вот, "Keep My Trust" пролежала несколько лет в разобранном и полуготовом состоянии, пока мы не решили для разнообразия использовать её на новом альбоме Dissector. Для этого мы дописали партии гитар и полностью перезаписали бас и барабаны. Результат оказался совсем не плох и вполне уместен. По крайней мере, в альбом Dissector песня вписывается гораздо лучше, чем в несостоявшийся релиз The Lust.

- Для чего создавались Tartharia и Inside?

Тут сразу проясним ситуацию. Группы Inside, Tartharia и Satanation – детища Игоря Анохина. В этих проектах я задействован только в качестве гитариста. В Inside я успел поиграть всего год, поскольку в 2003 году эта группа трансформировалась в Tartharia и заиграла более экстремальную музыку, а я, наоборот, занялся попсовым The Lust с полностью новым составом. Через год я стал выступать с Tartharia на живых концертах, а ещё через год там полностью поменялся состав, а я уехал в Москву и уже оттуда параллельно занимался делами Dissector и The Lust. Потом, спустя несколько лет, стал периодически участвовать в перезаписи старых и записи новых песен для Tartharia и Satanation, которые сейчас фактически являются студийными проектами, с очень активными периодами деятельности и приличным бэк-каталогом. Кстати, в этом году ожидаются новые студийные альбомы и от Satanation, и от Tartharia.

Dissector

- Как считаете, чего не хватает сейчас Dissector, чтобы обрести популярность, близкую той, что есть у Rage?

Конечно, иметь хотя бы такую популярность, как у Rage, - дело приятное. Но, Rage - это Rage, по-своему уникальный коллектив, как, впрочем, и любой другой коллектив с такой нехилой историей. Мы начали в разных странах, фактически в разных цивилизациях, и в разное время, фактически, в разные эпохи. И, что немаловажно, чтобы делать полноценное сравнение, нужно пройти хотя бы такой же длинный и непростой путь из гастролей, записей, смен состава, разного рода траблов и прочего. Насчёт продуктивности мы бы могли конкурировать вполне сносно, если бы у нас были технические возможности, и мы бы всю жизнь занимались только музыкой. А в остальном, мы по сравнению с ними – начинающий коллектив, хоть и с 25-летней историей. Нынешнее состояние музыкального рынка вряд ли позволит нам иметь такой же уровень популярности. Кроме того, мы всю свою деятельность полностью оплачиваем из собственных карманов.

- Какие планы у группы? Чего ждать от вас в 2016 году? Вы, наверняка, уже работаете над новым материалом, что уже сделано?

Да, планов у группы много, даже слишком. Впрочем, они все либо студийные, либо как-то связаны с раскруткой нового материала. Думаю, до лета или осени 2016 года мы с перерывами будем заниматься записями трёх разных проектов, включая, разумеется, новый альбом Dissector. Степень готовности проектов пока разная, запись идёт частями в разных городах, но постепенно всё организуется, как надо. С первыми двумя проектами мы более-менее определились – это новые альбомы Dissector и The Lust. Уже задействовали в нескольких песнях гостевых музыкантов, но пока не будем раскрывать всех карт. С третьим проектом работа может затянуться из-за того, что хотели бы сделать полностью альбом с привлечением гостевых вокалистов и гитаристов. А это быстро не делается по многим причинам, включая отзывчивость и расторопность местных и забугорных музыкантов в целом. Но когда будут на руках студийные результаты работы, мы расскажем с удовольствием поподробнее. Фактически во всех проектах участвуют музыканты Dissector в полном составе. В любом случае, первым на очереди - новый альбом Dissector. Самим не терпится поделиться его содержанием.

- Каким будет новый альбом, и когда его ждать? В каком направлении двинется Dissector на новом диске? Чего ожидать от новой работы?

Про сроки ничего конкретного сказать не могу, потому что пока не решено, в каком виде альбом будет издан, и кто будет издателем. В любом случае, надеюсь, в конце марта приступим к сведению. Мы отобрали для трек-листа 12 песен, в принципе, как и на “Grey Anguish”, есть пара треков помедленнее и нечто вроде хеви-баллады, но в целом материал определённо забойнее. Мы традиционно записали для альбома два десятка песен подряд, так что сложно было выбрать, потому что все нравятся – и скоростные, и грувовые. Думаю, направление сильно не изменилось, но работа над отдельно взятыми песнями в этот раз велась на порядок тщательнее и дольше. Неизменно много угарного трэша и меланхолично-патетических мелодий, максимально доходчивые структуры, ничего лишнего. Есть пара новых фишек и изрядное количество гостевых соло, пока ждём подтверждения об участии ещё от нескольких гостей. Про саунд смогу сказать только после сведения.

- У альбома уже есть название?

Да, название уже известно - “Planetary Cancer”. На мой взгляд, оно звучит классически, в духе трэш-металл коллективов 80-х, и вполне созвучно моим мыслям по поводу деяний человека в целом. Идею названия предложил один из авторов текстов нового альбома Рэнди Герритсе, сама же фраза в оригинале опубликована здесь - http://www.huffingtonpost.com/deepak-chopra/is-the-human-race-a-plane_b_7092.html

Артворк будет выглядеть соответствующе, однако в самих текстах нет никакой строгой концепции. Оформлением нового альбома снова занят наш друг, земляк и соратник Паша Антонов. Я уже знаком с первыми эскизами обложки – выглядит как всегда круто! Идейно, глобально и броско.

- Какими проектами в данный момент занимаются участники Dissector?

Как я уже говорил, музыканты Dissector помимо работы над новым альбомом участвуют в записи нового альбома The Lust и ряда других песен с неопределённым будущим. Это требует от всех много дополнительных усилий и уплотнения расписания. Хорошо, что у нас на шее нет никаких контрактных обязательств и долгов, и мы, как и прежде, делаем всё для души, по мере сил.

- Что вы хотели бы пожелать своим поклонникам и просто почитателям трэша?

Если любите музыку – поддерживайте того, кто её создаёт.

- Спасибо вам за интервью! Удачи и процветания Dissector

Алексей “Astarte Eel” Иринеев