ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Это просто карма: проигрывают все!” Интервью с Rosa Infra

Rosa Infra

27-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Лишь тот достоин свободы и веры, кто каждый день вступает ради них в бой” – помните этот громкий клич? Сегодня у нас снова на связи человек, который живёт именно под таким лозунгом и каждый день проверяет на прочность этот ржавый мир, начисто игнорируя советы одного из главных хитов Макаревича. Думаю, многие уже привыкли к тому, что лидер инфра-метал группы Rosa Infra Николай Карпушин любит и умеет говорить на интересные темы (это действительно давно не новость), да и выкапывать глубинные метафизические корни проблем нашего социума у него всегда получалось отлично, однако предлагающееся сейчас нашему с вами вниманию интервью всё-таки вышло необычным - в этот раз Николай и его одногруппники смогли удивить даже меня своей искренностью и умением говорить честно и открыто на самые острые и неудобные темы.

Алексей: Приветствую, Николай! Как бодрость духа и как ощущения в связи с релизом нового сингла, как вы пришли к такому названию песни и не было ли претензий от Михаила Шуфутинского по поводу плагиата?

Николай: Привет, Алексей! Настроение отличное!) А что касается названия сингла, то шуток про «сентябрь» было так много, что в первые же сутки после его выпуска, это стало баяном))) Лично меня скорость событий радует. Это говорит о росте нашей популярности в Интернете.

Алексей: Как вышло так, что новый сингл записан в настолько нехарактерной для вас манере и звучит как инфра-метал-блюз?

Николай: Ну, во-первых, я всегда ищу необычные формы музыкального самовыражения. Мне интересно создавать новое, а не идти по проторенным дорожкам. И, когда я ещё сочинял эту песню много лет назад, то подумал: почему бы не совместить дэт-метал и блюз в манере Джимми Хендрикса (давним поклонником которого является ваш покорный слуга)? А со временем наслоился наш инфра-метал и в итоге получилась вот такая вязкая, тяжеловесная и надрывная вещь!) А во-вторых, «Гниёт Ноябрь» - это очень личная песня. Как по атмосфере, так и по содержанию текста. Блюзовый оттенок, на мой взгляд, идеально передаёт ощущение трагичности, некоего духовного слома и ощущения предательства. Несмотря на то, что в некоторых эпизодах прослеживается уход в мажор, как уже заметили наши поклонники и друзья по музыкальному цеху, этот мажор парадоксальным образом сообщает такую боль, какую не сможет передать ни один минор. И это правда!

Алексей: Говорят, от себя не убежать (вариант: от корней не уйти), такое чувство, что в треке “Гниёт ноябрь” Rosa Infra как никогда близка к какой-то своей изначальной сути, которая обретается где-то недалеко от классического Type O Negative? Можете прокомментировать?

Николай: На самом деле «Гниёт ноябрь» изначально мной и задумывалась, как отсылка к TON. Ведь их звучание и атмосфера идеально  передают настроение трагической любви, предательства и разочарования: тягучие, вязкие и мощные риффы, приблюзованные мелодии, глубокие и личные тексты, исполняемые то меланхоличным низким баритоном, то надрывным драйвом. Это идеальная схема для передачи того, что пережили Тэмок и Лиза. К слову сказать, ту самую девушку, которая бросила Питера Стила, и из-за которой он потом страдал затяжными депрессиями и алкоголизмом, тоже звали Элизабет. Конечно, причины их скандальной размолвки могут быть совершенно иными, чем в нашем сингле. И, скорее всего, в случае Стила оба виноваты. Здесь я не берусь судить, свечу не держал. Но имя главной героини нашей истории заимствовано именно из биографии лидера TON. Правда, не только оттуда. Но другой источник будет открыт уже в третьем полноформатном альбоме из нашей эпопеи…

Алексей: Признайтесь, сочиняя и записывая “Гниёт ноябрь”, ощущали величие и мощь великолепных Type O Negative? Не было ли мыслей, как здорово было бы исполнять только материал в таком ключе?

Николай: На протяжении почти всего времени существования Rosa Infra публика и критики довольно часто проводили параллели между творчеством Type O Negative и нашим. Особенно, когда мы играли готический метал. А некоторые до сих пор присваивают мне эпитет «русский Питер Стил», считая, что мы с ним похожи внешне и по тембру голоса. Понимая это, в определённый момент я решил, что почему бы и не дать публике то, чего она хочет? Тем более, что я сам до сих пор люблю музыку TON без всякой привязки к какой-то готичности. Просто талант всегда проходит проверку временем и песни Стила – тому яркий пример. Но касательно музыки самих Rosa Infra, я немного спойлерну и скажу, что будущий второй альбом из нашей концептуальной эпопеи по музыкальной стилистике будет сильно отличаться от того, что вы услышали в «Гниёт ноябрь». Поймите, Rosa Infra – это группа, которая не обслуживает какой-то конкретный музыкальный стиль. Мы создали свой собственный. И я вообще считаю, что фигачить все песни только в дэт-метале или, например, в дум-метале, вне зависимости от содержания текстов – это самоограничение. В этом смысле, кстати, надо отдать должное и самим TON, ведь в их музыке помимо классического дума (одними из первопроходцев которого они, кстати, и являлись) много неожиданных элементов на манер Black Sabbath и даже The Beatles. Мы же используем стилистические приёмы для максимально точного воплощения художественных задач в конкретных песнях на конкретные темы. Как мне кажется, это и есть ключ к самобытности группы. Хотя самобытность у нас никогда не была самоцелью. Просто я за полную свободу музыкального самовыражения, как и должно быть в рок-музыке.

Алексей: Как пришла идея ввести в трек саксофон и легко ли было найти подходящего саксофониста?

Николай: Тягучий, пронзительный саксофон – это идеальное дополнение к искренней и надрывной блюзовой балладе. Идея о внедрении партий именно этого инструмента возникла практически сразу на стадии сочинения композиции. А на запись мы пригласили Григория Климова, профессионального сессионного музыканта. Это было несложно. И справился он со своей работой, как я считаю, хорошо.

Rosa Infra 1

Алексей: Откуда такая жестокость и почему современный сингл предлагает настолько радикальный поворот сюжета? Признаться, только я настроился на то, что на готовящемся полноформатнике будет полно женского вокала, а тут такая коллизия, и Лиза устранена…

Николай: Я рассматривал много сценариев развития своей эпопеи. Изначально, в будущем полноформатном продолжении «Мета-Комы» одной из задач было показать всю неприглядность и уродство потребительских нравов во взаимоотношениях между людьми. В частности и потребительства в отношениях между мужчинами и женщинами. Ведь это крайне распространено в современном обществе. А касательно твоего вопроса, почему Лиза погибла? Дело в том, что потребительское отношение к окружающему миру и людям изначально обречено на провал. Да, в определённый момент человек, совершив подлость, может быть на коне, упиваться своими нечестными победами, но рано или поздно находятся ещё более изощрённые и подлые люди, которые уже с ним поступят так же! А потом и на тех подлецов найдётся своя мразь.

Кто-то называет это естественным отбором, борьбой за место под солнцем. Но, знаешь, чем мне нравится творчество Ремарка? Прежде всего, тем, что часто в его романах проигрывают все! И добрые персонажи, и злые. Как в реальной жизни. Сейчас точно не помню, то ли в «Триумфальной арке», то ли в «Трёх товарищах» у главного героя во время власти нацистов в Германии был приятель, работавший главным кладовщиком на каком-то складе с продовольствием. Туда поступали военные трофеи со всех оккупированных стран, а из концлагерей вещи и драгоценности, снятые со зверски убитых заключённых. И, понятное дело, для того кладовщика это было тёплым местечком, перепадало много вкусной пищи, дорогой выпивки, и т.д. Так главный герой его спросил, мол не мучает ли того совесть, что он жирует за счёт страданий и смертей людей? Но кладовщика это совершенно не волновало. Мол, жизнь такая – кто сильнее, тот и прав, а наша задача устроиться поудобнее в этой жизни. Так, во всей той истории, знаете, какой был исход? Когда уже советские войска брали Германию, тот склад, где работал кладовщик, разбомбили вместе с ним. И таких историй у Ремарка выше крыши! Вот и подобные Лизе рано или поздно получают возмездие за подлость и несправедливое отношение к окружающим, хотят они того или нет. Это просто карма, а не жестокость.

Но загвоздка конкретно нашей истории не только в этом! Я на самом деле долго изучал и анализировал поведение подобных Лизе личностей. Ведь на дворе культ потребления и прототипов Лизы среди реально существующих людей вы легко найдёте, возможно, даже в своём личном окружении. И я пришёл к интересному выводу. Лиза, как некий собирательный образ – это классическое описание нарциссического расстройства личности. Есть такой медицинский диагноз в психологии. Нарциссы – это люди, которые в детстве получили некую эмоциональную травму, как правило, от деспотичных родителей, связанную с самооценкой.

Где-то очень глубоко в душе они невыносимо страдают от духовной пустоты и ощущения собственной никчёмности, внушённого им ещё в детстве. И подсознательно нарциссы стремятся заполнить эту пустоту внешними атрибутами: возвышая себя за счёт обесценивая близких себе людей, излишне нарочито заботятся о своей внешности и том, как они смотрятся со стороны, стремятся демонстрировать показное материальное благополучие, либо искусственно создавая его иллюзию перед окружающими, делая сэлфи на фоне богатых интерьеров и элитных авто. И нарциссы испытывают моральный оргазм, если чувствуют людскую зависть в свой адрес. Фактически, это смысл их существования – провоцировать в людях чувство зависти к себе, а так же унижать их достоинство и таким образом как бы доказывать самим себе свою более высокую стоимость по сравнению с окружающими. Внешне они, как правило, и правда довольно привлекательны и харизматичны. Но весь этот блеск напускной, за которым зияет бездна и кромешная пустота.

Они умеют втираться в доверие, потому что мастерки носят маски и умеют на первых порах говорить людям то, что те хотят услышать. Но всё это «актёрство» направлено на одну цель – использовать людей для своих сугубо личных, эгоистических интересов. Их сфера чувств, вследствие тех эмоциональных травм, полученных в детстве, холодна, как арктическая тундра. Они могут мастерски имитировать сочувствие и эмоции, но по факту совершенно не способны на сопереживание, на эмпатию. Им абсолютно по барабану, что хотите и чувствуете Вы. Им важно лишь то, что нужно им от вас и этого мира. А когда с вас уже взять нечего, нарцисс, без каких либо зазрений совести выкинет вас на помойку, как надоевшую игрушку! При этом предварительно растоптав вашу самооценку, разрушив ваш ценностный фундамент настолько глубоко, что не каждый человек после этого оправится.

После отношений с нарциссами многие люди страдают глубокими эмоциональными травмами и даже обращаются за помощью к психологам. Всё потому, что унижение, уничтожение личности партнёра – это один из смыслов жизни нарцисса. Это их патологическая потребность. Так они компенсируют свою глубинную ничтожность, от подсознательного ощущения которой невыразимо страдают. И самое прискорбное заключается в том, что это не лечится! Нарциссы не считают себя психически больными. Их ЧСВ на сознательном уровне наоборот - завышено до космических пределов. Они порой и правда искренне верят в свою исключительность и уникальность, считая, что за это окружающий мир к ним обязан как-то по-особому относиться. Проводить с ними какую-либо терапию бесполезно. Нарцисс, возможно, умудрится завуалировать свои наклонности, но не излечить свою хищническую глубинную суть. Это вам скажет любой грамотный психолог.

Rosa Infra 2

А в современных реалиях культа потребления, я даже вывел для себя особый тип нарциссизма. Уж не знаю, насколько это будет научно обоснованно звучать (хотя я не претендую на научность), но сегодня имеет место быть синдром приобретённого нарциссизма. Т.е. это когда уже взрослые люди или подростки 16-18 лет с нормальной психикой постепенно приобретают качества нарцисса из внешней среды. Ведь задумайтесь, современная индустрия массовой культуры вся заточена на то, чтобы превратить человека в самовлюблённую потреблять! Когда каждый день тебе твердят с реклам, различных онлайн-треннингов и соц.сетей, что главное в жизни - это личный успех, главное стать знаменитостью (и неважно как). А все эти шоу как-бы конкурсы типа «Голос». Порой на кастингах туда выстраиваются многокилометровые очереди. А всё от того, что идеология потребляства внушила людям, что главное в жизни – слава и деньги. А честный труд на благо страны и народа, помощь ближнему – это для лохов и неудачников.

А конкретно Инстаграм ведь изначально заточен именно под нарциссов! Либо под то, чтобы нормальных людей превратить в нарциссов. Ведь основной акцент там сделан именно на фотографии, комментарии к ним и лайки. И даже если нормальный человек изначально нарциссическими чертами не обладал, то увлекаясь сэлфи и погоней за фолловерами, он невольно сам становится нарциссом, озабоченным на своей внешности и одобрении окружающих людей. Человек, живущий среди таких порядков, вынужден постоянно создавать видимость того, что его жизнь яркая, интересная, насыщенная событиями и материальным успехом. А мировые корпорации делают всё, чтобы воспитать в людях полное неприятие ко всему, что не имеет прямого отношения к деньгам и материальному успеху. Для чего? А чтобы легче было скармливать свое ширпотребное дерьмо массовому потребителю! Ведь подсознание жертв культа потребления прозомбировано старыми маркетинговыми слоганами в духе «Не отставай от Джонсов!», что в русской адаптации звучало бы, как «Че я, хуже других что ли?!»

Ведь во всех потребителях с детства воспитывается подсознательный страх: именно в материальном контексте для потребляди казаться неудачником хуже смерти. Оценочная категория для удачи-неудачи в жизни весьма узка – материальное благополучие, деньги и успех в СМИ. Но, т.к. большинство людей сегодня – это те самые ленивые, бездумные и одураченные потребители, живущие «на автомате», реального успеха в их жизнях не происходит. И поэтому большинство таких людей, чтобы поддерживать интерес окружающих к себе, вынуждены создавать иллюзию такой успешности и материального благополучия. Чем не нарциссы?

По причине ущербного воспитания, полученного в культе потребления, и как следствие, творческой импотенции, самый простой способ привлекать к себе внимание – это делать сэлфи на фоне социальных маркеров. Ставшая уже классической фотография себя любимого с айфоном в руке в зеркале на фоне дорого отделанной квартиры или иномарки – уже само по себе является иллюзией социальных маркеров. А некоторые, будучи нищебродами, дажеспециально снимают номер в цивильном отеле, чтобы сфотографироваться на фоне евро-отделки и выдать это за своё жильё. Это, пожалуй, самые яркие и очевидные примеры для понимания предмета нашего разговора. Т.о. человек как бы стремится показать свою успешность. Мол, раз у меня дорогой гаджет, престижная машина и т.д. – значит я представляю из себя ценность. И, при этом, разговора о внутреннем мире, каких то глубинах личности и реальном саморазвитии даже речи не идет.

А в поведении Лизы подобные примеры ярко обозначены тоже. Так вот, главная загвоздка моей истории в том, что такие патологические нарциссы, как Лиза, могут излечиться от своего порока только одним способом: чтобы судьба обрушила на их жизнь самые страшные катастрофы и страдания. Чтобы нарцисс испытал настоящий крах собственных завышенных ожиданий и иллюзий. Только разрушив все свои нарциссические «защитные» механизмы, изничтожив свою гордыню, полностью обнажив своё ощущение ничтожности уже в дневном сознании, а не только подсознательно, такой человек способен что-то понять и научиться сочувствовать уже окружающему миру.

Это на самом деле очень страшный способ, очень жестокий, как вы правильно заметили. И не каждый способен его выдержать. Но я прихожу к выводу, что для подобного типа людей он единственно возможный. Иначе у них просто не будет стимула развивать в себе эмпатию, сочувствие и прочие светлые качества души. Им необходимо испить чащу страданий и краха своих жизненных иллюзий до дна. Это как отрезать человеку ногу, когда она уже вся покрыта гангреной. Только тогда есть шанс на выживание. Так же и у нарциссов, «ампутировав» их гордыню, у них появляется шанс стать лучше, духовно преобразиться, почувствовать себя наконец-то живыми людьми, а не идеальными манекенами с пластмассовым сердцем. Если конечно, при этом человек не сойдёт с ума. Для таких вещей всё-таки нужна духовная сила.

А на счёт женского вокала. Одно другому не мешает. Так  что не спешите расстраиваться)))

Виктория: Скажите, будь в Вашей жизни подобная ситуация, как у Тэмока - смогли ли вы простить предавшего человека и помочь ему? И стоит ли вообще прощать предателей? Ведь часто бывает так, что люди потребления на самом деле объективно прощения не заслуживают (по крайней мере, прощения в виде каких-то конкретных дружественных действий и раскрывания объятий им навстречу) или я чего-то не понимаю?

Николай: В истории Тэмока и Лизы очень важно понимать нюансы: когда и при каких обстоятельствах Тэмок простил её. Если бы он это сделал в момент, когда она его предала и ушла к более богатому жениху, то это лишь вызвало бы в ней ещё большее завышение ЧСВ, что конкретно Лизе больше навредило бы в плане духовного развития. Она просто приобрела бы ещё большую уверенность в том, что ничего плохого не совершила, а Тэмока посчитала очередным лохом-оленем. Но именно при тех трагических обстоятельствах, когда она заболела раком, когда её бросили и предали все друзья (в том числе тот богач по имени Лекс), когда она осталась без средств к существованию в обычном онко-центре Серограда – измученная болезнью, истощённая, облысевшая от химиотерапии, растоптанная судьбой, отчаявшаяся и несчастная, вот только в подобных обстоятельствах она смогла оценить милосердие, заботу и великодушие Тэмока. Потому что, увидев, что для него сострадание и любовь оказались выше личных обид (пускай и справедливых), Лиза осознала, насколько была не права в своём отношении к Тэмоку. И именно такое построение обстоятельств вызвало в ней то самое духовное преображение. В драматургии это называют дугой характера. Повторюсь, что при более благополучной судьбе, Лиза не оценила бы великодушия Тэмока.

И в этом контексте, так же могу ответить и на то, смог бы лично я в реальной жизни простить обидчиков или предателей. Всё зависит от обстоятельств. Это вовсе не значит, конечно же, что их всех должна постигнуть судьба Лизы! Но нашей историей я намекаю на то, что прощение должно чему-то научить виновного. Потому что прощение, полученное просто так, без усилий или глубокого искреннего раскаяния, бесполезно для предателя с точки зрения развития его души. Важно, чтобы читатели меня правильно поняли. Я вовсе никому не желаю зла! Но лишь хочу сказать, что прощение – это ещё и инструмент, который может, как навредить развитию души человека, так и наоборот, преобразить её. И важно научиться понимать – когда стоит прощать, как это скажется на развитии человека.

Если вы простите сразу же, как вам злонамеренно сделают большую подлость, это лишь будет означать, что предатель продолжит на вас ездить, как на осле, и никогда не поймёт всю неприглядность своих поступков, считая, что это нормально. Ведь во время акта прощения важно, чтобы человек глубоко прочувствовал свою неправоту и больше никогда бы не повторял подлостей в своей жизни (и не только в ваш адрес). И важно, чтобы у предателя была возможность исправить то, что он натворил. В противном случае прощения быть не может. Так что отвечу так: если я увижу, что человек искренне раскаялся и твёрдо намерен изменить свои жизненные ценности, чтобы не повторять содеянного, и может изменить к лучшему последствия содеянного, то, конечно же, я его прощу. Потому что буду видеть, что это прощение ему же на благо.

Rosa Infra 3

Виктория: Признаюсь, я до последнего верила в благополучный исход истории, что героиня исцелится и вернётся к Тэмоку, искренне раскаявшись в предательстве. Почему Вы всё-таки решили погубить её?

Николай: Лиза так и сделала – вернулась к Тэмоку. Сейчас я своими словами фактически перескажу отрывок из будущей книги по мотивам нашей музыкальной эпопеи. Когда Лиза уже доживала свои последние дни, у неё наступило резкое улучшение самочувствия. Такое бывает у раковых больных перед смертью. Словно сама природа даёт шанс человеку попрощаться со своими близкими и исповедоваться. Врачи, зная об этом, выписывают Лизу, чтобы не увеличивать статистику смертности для своего учреждения. А Тэмок об этом не знал и, уже было обрадовался, что впереди у них с возлюбленной новая жизнь: полная сложностей, но счастливая. И вот, они с Лизой возвращаются к нему в нищую квартиру и проводят вместе те несколько дней в абсолютном согласии, любви и единении двух душ.

Он всячески ухаживает за ней, рассказывает самое сокровенное о своём прошлом, проведённом на войне. Лиза сама просит Тэмока поведать о его погибшей возлюбленной Розе, к которой раньше его ревновала. Она с упоением слушает рассказы Тэмока о потрясающе чистой любви, о том, как Роза пожертвовала собственной жизнью ради возлюбленного. И Лиза страстно захотела стать похожей на неё по характеру, потому что теперь поняла, что любит Тэмока больше себя самой. Так Лиза встретила свой день рождения – в глубокой нищете, при смерти, но рядом с тем, кто теперь ей дорог больше жизни. Тэмок в тот день на последние деньги подарил ей букет темно-бардовых роз и извинился, что не в состоянии пока преподнести более дорогие подарки, на что Лиза ответила, что он сам – лучший подарок на её день рождения, который предоставила ей судьба. И в этот же момент, с блаженной улыбкой на устах и безмерной любовью в глазах, Лиза умерла прямо на руках у Тэмока. Точно такое же лицо было у Розы, когда она погибла, закрыв собой возлюбленного от вражеских пуль.

Алексей: А можно ли расценивать фатальный исход этой истории как намёк на то, что токсические отношения всегда приводят к краху в самом прямом и буквальном смысле?

Николай: Да, возможно. К сожалению, схема «агрессор-жертва» всегда обречена на крах и моральную смерть одного из партнёров. Для того, чтобы разрешить этот порочный круг, одному из партнёров нужно, образно говоря, умереть – т.е. отказаться от себя «старого», своих представлений, иллюзий и ожиданий, и преобразиться духовно. Другое дело, что если преображается жертва, становится сильнее как личность, то она фактически уже перестаёт быть жертвой. И тогда агрессору не откуда больше подпитываться. И тогда подобные отношения так же разрушаются. Поэтому в токсических отношениях должен меняться прежде всего агрессор, в смысле того, чтобы перестать быть агрессором. Но, к сожалению, для этого ему необходимо пройти очень жёсткий путь преображения, подобный Лизе.

Rosa Infra 7

Виктория: Что теперь будет с Тэмоком? Будут ли вводиться новые женские персонажи в историю?

Николай: Впереди самое невероятное развитие этой эпопеи! Я просто не хочу спойлерить, дабы не разрушать интригу. Скажу лишь, что некоторые эпизоды дальнейшего развития событий, возможно, вас так удивят, что не все из них вы сможете принять для себя.

Алексей: На какой стадии в данный момент работа над  альбомом “Дети ущёрба” и когда стоит его ждать?

Николай: Держите руку на пульсе. Всё складывается самым шикарным образом)

Виктория: уже столько треков с готовящейся пластинки обнародованы, они такие разные и интересные, что кажется, что места для манёвра и пространства для сюрпризов просто не остаётся…. Или у вас в запасе ещё есть идеи по поводу того, как и чем можно удивить своих слушателей?

Николай: У меня нет самоцели кого-либо удивлять. Повторюсь, что для меня самое важное – максимально точно передать атмосферу истории, которую я рассказываю в конкретной песне. Как я считаю, это одна из составных частей искренности в песнях. Другое дело, что благодаря такому подходу, довольно часто и получается необычный самобытный материал. Уже сейчас можно смело сказать, что будущий альбом будем весьма разнообразным по стилистике. Но, в тоже время, всё равно он будет выдержан в характерных для Rosa Infra тонах, что и делает его именно полноценным альбомом с концептуальной историей, а не сборником.

Небольшое блиц-интервью по поводу борьбы с культом потребления:

Алексей: Мне доводилось слышать, что радикалы-борцы с культом потреблением выступают против издания музыки на дисках, насколько вероятно, что в ближайшем будущем Rosa Infra тоже перестанет выпускать CD?

Николай: Ну, прям, выступать против продажи дисков мне кажется довольно забавным)))) Здесь выступай, не выступай – а естественный ход вещей не остановить. Я не вижу ничего плохого в том, что музыканты получают материальную отдачу за своё творчество. Плохо лишь то, когда для музыканта стремление к деньгам и славе становится важнее самого творчества.

Алексей: как думаете, к чему в реальности приведёт тот факт, что диски теперь не подлежат лицензированию?

Николай: Это рано или поздно должно было произойти. Эпоха компакт-дисков уже давно завершена де факто. И оставалось это лишь закрепить де юре. Уже лет 5 как CD покупают лишь коллекционеры и эстеты, а большинство скачивают музыку с торрентов и прочих подобных ресурсов, как в mp3, так и в качественном wav. И этот процесс не остановить. И это ни хорошо, ни плохо. Просто естественный ход вещей, вследствие технического прогресса. Кстати, именно по этой причине обложку для сингла мы выпустили в двух вариантах: в классическом «квадратном» и в широкоэкранном 4:3. Ведь изначально квадратная форма была заточена под футляры от дисков и винил-пластинок. А с уходом этих форматов и сама необходимость в квадро-обложках исчезла. Так что мы, ROSA INFRA, наверно, будем одними из первых, кто выпустили свои обложки в новом формате. Воистину, всё течёт, всё меняется!

Илья: Да ни к чему особенному ни приведет, думаю, лет через 15-20 компакт диски станут таким же модным винтажным фетишем, как сейчас аудиокассеты и виниловые пластинки.

Роман: Диски, думаю, просто останутся хорошим поводом для ностальгии.

Виктория: От каких из благ цивилизации и продуктов культа потребления вы не можете на данный момент отказаться и воспринимаете его как своего рода “необходимое зло”? Как Вы представляете свою жизнь без всевозможных удобств? Не получится ли тут что-то в духе минимализма Руссо, про которого Вольтер сказал: читая Вас, мой дорогой друг, так и хочется встать на четвереньки и ускакать в лес?

Николай: Давайте сразу определимся с понятиями. Дело в том, что люди часто путают «потребление» и «культ потребления», считая, что это одно и то же. А это совершенно не так! Человеку необходимо комфортное, тёплое жилье с доступом к чистой воде, электричеству и т.д. Людям необходима одежда, чтобы согреться, качественная пища, чтобы жить и иметь силы для различной полезной деятельности. Так же им иногда необходимо и развлечение, чтобы отдохнуть от эмоциональных нагрузок в трудовые дни. Всё это потребление. И это нормально и даже необходимо! А вот когда человек смыслом своей жизни делает обладание брендовыми шмотками, только из-за того, что на них бирка «Версаче», каждый год меняет смартфон чтобы показать всем что может себе позволить покупать самые дорогие и современные модели, хотя по факту не испытывает в этом потребности – это культ потребления! Или говоря проще – потреблятство.

Когда человек покупает себе навороченный спорт-кар, хотя не собирается делать карьеру гонщика – это потреблятство! Когда ты покупаешь навороченный айфон с кучей ненужных тебе приложений, а по факту только заходишь через него в интернет, чтобы постить свои сэлфи в Инстаграм для получения лайков и удовлетворения своего ЧСВ – это потреблятство. Показушная свадьба за полмиллиона у семьи с зарплатами по 40 тысяч рублей – это потреблятство. Примеров ещё можно привести сотни. Но их всех объединяет общий принцип: это когда человек живёт не по средствам ради понтов, возводя в смысл своего существования потребление товаров и услуг, и больше ни к чему не стремится в жизни. И более того, такой человек считает, что чем более дорогие вещи он может купить, тем значимее он становится сам, как в своих глазах, так и в глазах социума. А при этом личностные качества, такие как человечность, доброта, умение сочувствовать, помогать ближним, любить и т.д. отходят на десятый план. И это уже не потребление, а именно культ потребления! И вот против чего мы боремся! А не против комфорта в быту, который необходим человеку для эффективной деятельности. В том числе и творческой, и интеллектуальной в целом, чтобы приносить пользу этому миру.

Илья: Для того чтобы не стать жертвой культа потребления вовсе не нужно отказываться от благ цивилизации и вести первобытно-общинный образ жизни, и уж тем более называть эти блага злом. Это уже мракобесие какое-то. Тут следует понимать, что культ потребления выражен не в приобретении каких-то определенных вещей, а скорее в нерациональности их приобретения, обусловленной стремлением соответствовать неким стандартам "успешности" в обществе, которые были придуманы маркетологами для извлечения максимальной прибыли.

Роман: Тяжело сказать. Главное - не переусердствовать и потреблять в меру, и я пользуюсь и покупаю только те вещи, которые мне нужны для конкретных задач.

Виктория: Как Вы считаете, кто больше испорчен культом потребления: мужчины или женщины? Судя по прошлому синглу “Фантом”, ответ вроде как очевиден, но всё ли так однозначно?

Николай: Испорчены в равной степени ВСЕ! Вопрос лишь в нюансах социальных и гендерных ролей, которые и накладывают отпечаток на характер этой самой испорченности. Да, в наше время очень много меркантильных, продажных женщин. Но не забывайте, что продаются то они кому-то. А именно, таким же циничным мужчинам, которые как раз дают повод для подобного поведения, готовые купить всё и всех! Ведь та же Лиза ушла от Тэмока не в пустоту, а к богатому и успешному Лексу, на которого в жизни бы не обратила внимания, если бы он был простым рабочим с завода. И плевать ей на его личные качества.

В реальной жизни ещё, конечно много вариантов. Есть просто слабохарактерные «олени», которым в наследство от родителей досталась просторная квартира да тёплое местечко на работе выбили для своего чада. И таких тоже быстро окучивают всякие «лизы», просто потому, что эти парни сами позволяют загнать себя под каблук, чтобы стать баборабом. Т.е. это замкнутый круг – одни подпитывают других, и наоборот. Так уже формируется целая культура потребительских отношений и извращённых моделей поведения, которые наши дети впитывают с младенческих лет. Ну, и кто больше виноват? Да мы все! Потому что САМИ этому потворствуем каждый день. И некого винить, и не с кем сражаться во тьме, главный враг в отражении зеркал…

Илья: Пол в данном случае абсолютно неважен. Это явление социальное, потребительское отношение друг к другу распространяется равно на всех, и на мужчин, и на женщин.

Роман: да, наверно, 50/50

Rosa Infra 5

Алексей: Очень порадовало Ваше, Николай, заявление о том, что пользуетесь кнопочной Nokia, игнорируя айфоны, поскольку я сам до сих пор юзаю именно кнопочную Nokia (практически ту же самую модель, которую выбрал и полюбил 10 лет назад). Можно пару соображений по поводу преимущества дешёвых кнопочных телефонов перед навороченными смартфонами?

Николай: В этом контексте можно продолжить мои рассуждения по поводу того, что есть принципиальная разница между потреблением и культом потребления. Ответ прост. Мобильный телефон – это не роскошь, а средство связи! Фактически он нужен для звонков, смс, послушать музыку, да выйти в интернет когда ты вне доступа к домашнему ПК, если что-то важное тебе написали в соц.сетях. И кнопочные мобилы с этими задачами прекрасно справляются! Так на кой чёрт мне сдался ваш айфон за тысячу евро??? А то и дороже…я не бизнесмен, которому нужны все эти навороченные мобильные приложения. И большинство простых людей по факту в этом тоже не нуждаются. Ну и что остается? Покупать айфон последней модели ради понтов??? Сэлфи для инстаграмма фоткать? Или чтоб тёлки чаще давали???)))

Во-первых, если уж даже говорить на такие темы, я никогда не страдал дефицитом внимания со стороны противоположного пола и привлекаю женщин совершенно иными качествами, чем большим айфоном)))))) А во-вторых, да зачем мне сдалась такая баба (именно баба уже, а не женщина), которая поведётся на материальные понты и социальные маркеры, а не на мои личностные качества? Тоже самое касается и друзей. Зачем нужны такие друзья, которые, видя твои понты, общаются с тобой только из выгоды? При первых же проблемах в жизни они тебя предадут.

Виктория: Не кажется ли Вам, что амбициозность - это тоже своего рода культ потребления?

Николай: Смотря что подразумевать под амбициозностью. Просто в наши дни люди часто путают амбициозность с банальным тщеславием. Первое, на мой взгляд, - это понимание своих сил и ощущения того, что ты способен сделать много хорошего и полезного благодаря обладанию этими силами. А тщеславие – это неадекватно завышенные требования к собственной жизни и судьбе, когда человек желает чего-то не по фасону души, неадекватно реальным своим способностям. Когда требует больше, чем стоит сам. Когда, не обладая  необходимыми способностями  и талантами, жаждет успеха всеми правдами и неправдами, не стесняясь в средствах и методах, шагая по головам. В таком случае да – это уже культ потребления. К слову сказать, такой формой потреблятства сейчас страдают многие люди из творческой сферы. И не только музыкальной, кстати. И это даже не совсем их вина. Просто сама современная массовая культура навязывает им такую манеру поведения.

Алексей: Наше время “славится” своим умением извращать всё самое светлое, хорошее, доброе. Нет ли опасения, что борьба с понтами и культом потребления может стать новым понтовым трендом и в итоге окажется таким же понтом?

Николай: Я не исключаю такого развития событий. Вон в духовной сфере уже есть подобный феномен. В своей книге я его назвал «онлайн-мессия», когда человек кичится своей духовностью и правильностью, даже имеет учеников (как правило, за деньги), а по факту является самовлюблённым нарциссом, повышающим так своё ЧСВ, а не из жажды помочь людям. Именно из-за таких онлайн-святош и гуру в последние годы сильно дискредитировано само понятие «духовность», что лично меня очень расстраивает. Тоже самое может произойти и с борьбой против культа потребления, когда предметом понта станет минимализм, функциональность и аскетичность человеческого быта. Возникнут такие футуро-хипстеры, помешанные на демонстрации своей аскетичности и «ламповости».

Так может произойти вследствие непонимания главного смысла борьбы против культа потребления: борьба за ЧЕЛОВЕКА, за сохранение человеческого духа, способности сопереживать, сотрудничать, помогать друг другу в сложных ситуациях, способности любить. Ведь культ потреблятства превращает людей в бездушных и самовлюбленных тварей. Вот в чем его опасность! Ну а вещи и понты – это инструменты этого культа по расчеловечиванию людей. А когда главным понтом служит наоборот аскетизм – ну и разница? Смысл остался тем же – просто вид понтов поменялся. А люди всё равно остались самовлюблёнными обезьянами в погоне за повышением ЧСВ. Повторюсь, изменился лишь инструментарий для ЧСВ. А главный смысл борьбы против культа потребления как раз в устранении человеческой гордыни и равнодушия, А не в том, чтобы Вы пользовались только кнопочным телефоном и заклеивали лейблы на гитарах. Проблема не в вещах, а в отношении людей к вещам!

Виктория: Представьте, что Вам удалось-таки достучаться до людей и побороть культ потребления. Что будет после? О чём будут Ваши тексты тогда?

Николай: Я искренний последователь идей Розы Мира. И сегодня главной преградой на пути к наступлению всемирного объединения человечества во всеобщее братство является этот самый культ потребления. Он атомизирует человеческие сообщества, подменяет ценности, и возводит эгоизм в добродетель. Отсюда все проблемы. В одиночку мне вряд ли удастся достучатся до широких масс. Это необходимо делать сообща большим коллективом людей. Потому что наш враг слишком силён и могущественен – это мировые корпорации. Так вот, если же мне, и разделяющим мои идеи товарищам, удастся достучаться до людей, если рано или поздно культ потребления будет повержен и изжит из человеческих душ, то у меня найдётся ещё много чего рассказать через свою музыку. Да, основным лейтмотивом текстов Роза Инфра является борьба против культа потребления. Но есть слой более глубинный, затрагивающий гораздо более широкие темы, чем социальные проблемы – это духовность. И духовный пласт мы уже довольно ярко затронули ещё в «Мета-Коме». И этот маяк мы не теряем и будем ему следовать дальше. А это, надо сказать, неисчерпаемый источник вдохновения.

Rosa Infra 5

Виктория: Вы говорите, что плохо завидовать, осуждать и т.д... Но сами затрагиваете в своих песнях и у себя на стене такие темы, намеренно или косвенно осуждая людей, нет ли тут противоречия?

Николай: Осуждать зло можно и нужно! Иначе нашей творческой концепции не существовало бы. Да и потом, мы не столько осуждаем, сколько ОБЛИЧАЕМ то, что считаем злом, показывая людям, с чем те имеют дело. А что касается обличительных статей: вы сами говорите, что наше время «славится» своим умением извращать всё самое светлое, хорошее, доброе. И многие люди сегодня почти разучились отличать добро от зла, они сильно дезориентированы в этом смысле. Так вот, в своих статьях я как раз обличаю тех, кто нас всех дезориентирует, помогая людям научиться отличать добро от зла, как говорил Сократ.

Алексей: Что в ближайших стратегических планах?

Николай: Много всякого интересного) Как я уже говорил, оставайтесь на инфра-волне)))

Алексей: Ваши пожелания тем кто нас читает и финальные слова?

Николай:  Да здравствует инфра-метал!!!)))

Роман: Занимайтесь тем, что нравится. В любой ситуации оставайтесь людьми!

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная