07-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
В наши дни уже не каждый вспомнит, что означала ещё совсем недавно для многих роковая и судьбоносная дата 7 ноября, кто-то скажет, что оно и к лучшему, но из истории, как из песни слов не выбросишь, а потому сейчас перед вами большое и серьёзное интервью с Каэтаной Альба, альбом проекта которой, кстати, был признан лучшим релизом мая 2018 года у нас на ASTARTA, и сейчас мы поговорим о России, любви к Родине, загадках и парадоксах отечественной истории, Николае-II и непреходящих ценностях.
Алексей: Здравствуйте, Каэтана! Поздравляю Вас с победой в нашем опросе и с получением звания лучшего релиза мая 2018! С каким настроением Вы проводите эту осень и над чем работаете в данный момент?
Здравствуйте, Алексей! Большое Вам спасибо за поздравления! Честно говоря, победа в вашем опросе стала для меня неожиданностью, все-таки мини-альбом «Петербург, я еще не хочу умирать» получился довольно камерным, и казалось бы, он не мог заинтересовать ни любителей рока, ни металла, у меня вообще сложилось такое впечатление, что эту победу одержал не проект Consuelo, а лично Осип Мандельштам, видимо магия его стихов и то скрытое послание, которое он в них вложил до сих пор волнует умы прогрессивного человечества, независимо от музыкальных пристрастий. Все-таки, когда речь идет о музыкальном релизе на стихи поэта такого уровня, то главной несомненно остается его лирика, а музыка в данном случае скорее играет роль сопровождения и служит для того, чтобы подчеркнуть и выгодно оттенить то, что заложено в тексте, всю красоту и многозначность стиха, хотя, по большому счету, такие стихи и не нуждаются в музыкальном сопровождении, ибо они сами – есть музыка. Поэтому, думаю, будет правильнее поздравить с этой победой даже не проект Сonsuelo, хотя и нас тоже, разумеется, а Осипа Эмильевича Мандельштама, который всей своей жизнью и творчеством одержал очень убедительную победу, а еще можно поздравить всех нас с тем, что такой поэт жил среди нас и оставил нам свое бесценное наследие… А что касается осени, то на мой взгляд - это грустный период, в отличие от поэта А.С. Пушкина, который больше всего любил именно это время года, я воспринимаю осень как время, когда все живое умирает, осень - пора печальных раздумий о судьбах этого мира и о судьбе человечества… Впрочем пребывать в печали мне некогда, так как работаю я сейчас сразу над двумя вещами, во-первых над мини-альбомом на стихи Анны Андреевны Ахматовой, которая, кстати, была преданным другом Осипа Мандельштама и теплые воспоминания о нем сохранила до конца своей жизни. А во-вторых, в этом месяце я приступаю к съемкам нового клипа, песня на которую планируется клип тоже написана на стихотворение Анны Андреевны, но сразу скажу что в этот мини-альбом она не войдет, это будет отдельный сингл-клип, причина прежде всего в том, что по музыке этот трек кардинально отличается от всего остального материала, написанного на стихи Анны Ахматовой, который как раз войдет в мини-альбом. Но впрочем, как говорит один известный телеведущий – « это уже совсем другая история»… и думаю не стоит раньше времени раскрывать все секреты проекта Сonsuelo и забегать вперед…
Алексей: Что лично для Вас очередная годовщина октябрьской революции и какие были мысли в связи с прошлогодним юбилеем этого события?
Лично для меня осень больше всего ассоциируется со смертью, о чем я уже говорила, а революции, государственные перевороты и войны в моем понимании - это вообще всегда зло, разве только, если речь не идет об освободительной войне, которую вынуждена вести та или иная страна в результате агрессии, предпринятой другим государством, вторгшимся на ее территорию итд… Поэтому октябрьская революция, - свержение государственного строя, кровавый террор, убийство царской семьи никак не могут быть оценены мной с положительной стороны Я вообще против насилия и за мирное решение любых политических конфликтов… А что касается прошлогоднего столетнего юбилея революции 1917 года, то вот как раз именно к нему изначально планировался выход клипа «Крылья мечты», но, к сожалению, все затянулось и в итоге, в ноябре прошлого года я только приступила к съемкам, поэтому свет он увидел лишь в 2018 году и получилось не к столетней годовщине революции а к столетней годовщине гибели семьи Романовых. Собственно клип «Крылья мечты» и посвящен последнему русскому императору и его семье…
Алексей: Как слушатели приняли клип на песню «Крылья мечты» и довольны ли вы этим приемом?
В целом да. В отличие, например, от того же «Варяжского гостя» клип вызвал на этот раз реакцию почти однозначно положительную, каких-то резко-отрицательных отзывов я даже и не припомню, по крайней мере на глаза они мне не попадались. Но, собственно, пиар-кампания еще продолжается и об окончательных результатах будем судить по ее завершении, как говорится, поживем – увидим…
Алексей: Есть мнение, что патриотические чувства к России в наше время nonsense. А как Вам кажется? За что можно и нужно любить Россию?
Патриотические чувства, на мой взгляд, никогда не могут быть nonsense. Скорее nonsense – это их отсутствие. А Россию конечно есть за что любить, хотя любят ведь не за что-то, а любят просто так, за то, что это есть. Любовь – это такая категория, которую нельзя подчинить разуму и логике. И любовь – она либо есть, либо ее нет. Интересно, за что любил Россию Тургенев, который писал, живя в эмиграции «О Русь моя, вижу тебя из моего прекрасного далека», интересно как бы он ответил на этот вопрос, - за что можно любить Россию и за что он его любил, если бы его об этом спросили? И как бы ответил на этот вопрос Сергей Рахманинов, который после революции 1917, которую он не принял, эмигрировал в США, но до конца жизни тосковал по родине и даже посадил куст сирени под своим окном? А Александр Блок пошел в этой любви еще дальше, назвав Россию своей женой и воспевая любовь к ней, как любовь к женщине «О Русь моя, жена моя, до боли нам ясен долгий путь…» Если все же попытаться притянуть чувства к логике, то думаю Россию нужно любить хотя бы за то, что она дала миру огромное количество великих людей, притом великих не только в масштабе одной страны, но и в масштабах всего мира, поэтов писателей, художников, композиторов, ученых… Перечислять имена и фамилии думаю излишне, их все итак знают…А может просто ее можно любить за бескрайние просторы, - поля, леса, озера, реки, пение птиц или запах сирени под окном? Наверное, в первую очередь все-таки за это и просто за то, что она есть…
Алексей: Что для вас Россия и какие ассоциации в первую очередь возникают с этим словом? Как Вам лозунг славянофилов «православие, самодержавие, народность»?
Думаю, на вопрос, что для меня Россия, я ответила в клипе «Крылья мечты». Все ассоциации, которые у меня вызывает это слово, как раз в нем представлены, - бескрайнее русское поле, полевые цветы, березы, маленькая сельская церковь на берегу озера, лошади в поле, пронзительный, полный щемящей тоски взгляд последнего русского императора, предчувствующего надвигающуюся катастрофу, женщина в русском костюме и хор, поющий песню… В принципе этим клипом мне именно хотелось сказать какое-то свое слово о России, вот Тютчев, например, писал «Умом Россию не понять, аршином общим не измерять, у ней особенная стать, в Россию можно только верить», а Александр Блок - « Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви!» и еще сравнивал Россию со степной кобылицей - вот мне тоже захотелось создать свой образ России, то, какой ее вижу я… А что касается теории официальной народности, одним из основоположников которой был министр просвещения при Николае I C.C. Уваров, то оценивать ее сейчас в глобальном историческом и политическом аспекте, насколько она хороша или плоха для России, я пожалуй, не возьмусь, все же оставим эти размышления историкам, ибо это сложный и неоднозначный вопрос, на который нет и не может быть ответа по принципу да или нет, хорошо или плохо, знаю, что у нее было немало противников и в чем-то они были правы,- но я все-таки музыкант, а не ученый, я работаю с образами, музыкальными и поэтическими, и могу сказать, что в контексте данного клипа ,я как раз думала об этом лозунге славянофилов « православие, самодержавие, народность»,- ведь объективно говоря, звучит он красиво и некий сакральный смысл в нем определенно присутствует. Лично для меня в этих словах на данный момент заключен образ России до 1917 года, образ царской России, далекой и уже несуществующей. Пожалуй, под этим девизом, если можно так выразиться, и был снят клип «Крылья мечты», а сам этот клип для меня - дань памяти нашей истории, нашему прошлому и дому Романовых.
Алексей: Как Вы думаете, если бы все не случилось так, как случилось, император Николай не был бы убит, а самодержавие в России не оказалось бы низвергнуто столь радикальным способом, каким образом это повлияло бы на нашу страну и на наше общее настоящее?
Увы, история не любит сослагательного наклонения. История – это факты, а факты, как известно, - вещь упрямая…Это ведь не компьютерная игра, в которой возможны различные сценарии развития событий и можно примерять и попробовать разные…А сценарий тут только один, тот, который есть… Конечно, можно пофантазировать что было бы, останься в живых последний русский император и не было бы революции 1917 года, думаю, конечно, все было бы гораздо лучше, в том числе и наше общее настоящее, ведь Россия в те времена была богатой и процветающей страной… но если вспомнить песню Игоря Талькова «Россия», там есть такие строчки «А золотые купола кому-то черный глаз слепили, ты раздражала силы зла и видно так их доняла, что ослепить тебя решили…»
Миловзора: Представьте, что у Вас появилась возможность перенестись на Машине Времени в 1918 год, в тот самый миг, когда был расстрелян последний русский Император. Стали бы Вы изменять историю?
Ну, Машину времени изобрели, как известно, только в хорошо известном советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но с тех пор я об этом аппарате ничего слышала, видимо он тогда сломался у инженера Тимофеева, после визита в Москву Иоанна Грозного. Предлагаете мне попробовать его починить и снять продолжение только уже не Иван Васильевич а «Николай Александрович меняет профессию»? Шутки шутками, но вообще ваша идея с Машиной Времени мне нравится, жаль что ее на самом деле не существует, конечно переноситься в 1918 год, в тот миг, когда был расстрелян последний русский император, - не имело бы никакого смысла, но можно было бы попробовать перенестись в тот миг, когда император был еще жив, хотя бы для того, чтобы попытаться его спасти и дать ему и его семье возможность уехать за границу, просто чтобы все остались живы и не произошло той ужасной трагедии, в Екатеринбурге, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года…
Алексей: Сейчас у Николая II все больше противников, которые говорят, что он был слабым политиком и его решения далеко не всегда были достаточно взвешенными и адекватными, а как Вы оцениваете политику России времен императора Николая?
Скорее, насколько я помню, такую точку зрения преподносили нам советские историки, в рамках идеологии советского времени. Николая II изображали слабым и бесхарактерным, при этом жестоким и ограниченным, малообразованным и тупым самодержцем, примерно таким он и представлен на страницах Большой Советской Энциклопедии - как мне кажется, сейчас наоборот стало больше его сторонников, чем было раньше, во всяком случае, по моим наблюдениям. Все-таки в наше время стало доступно гораздо больше исторических и литературных источников, проливающих истинный свет на его личность. То, что он был человеком всесторонне образованным и преданным всей душой своему Отечеству, - лично у меня это не вызывает не малейшего сомнения. Да, возможно он был более мягким, чем нужно было для его времени и должности, но уж никак не безвольным и бесхарактерным. Что касается политики России того времени, - то на этот вопрос очень трудно ответить однозначно, повторюсь, что время Николаю II досталось очень сложное и смутное. Мне оно напоминает несущийся с бешеной скоростью под откос поезд, который, что ни делай, а остановить уже невозможно. Какое-то чувство неумолимо надвигающейся фатальной катастрофы, которая подобно стихийному бедствию – лично у меня тот период российской истории вызывает такие ассоциации. Да, пожалуй, политику того времени нельзя назвать идеально взвешенной и гибкой, возможно кто-то другой на месте Николая Романова справился бы с ситуацией лучше и смог бы удержаться у власти. Но прокрутить время назад и попробовать примерить что делал бы в его ситуации какой-то другой монарх – мы не имеем возможности. Не помню, кто это сказал «сценарий истории не имеет черновиков, он пишется один раз и чаще всего кровью»…
Маловзора: Согласны ли Вы с РПЦ, канонизировавшей Николая II, как русского святого?
Хоть я и не отличаюсь особой религиозностью, отношусь к религии спокойно и без фанатизма, но в данном случае, пожалуй, соглашусь на все сто процентов. Николай II был истинно верующим человеком, который принял мученическую смерть за свою веру и свое Отечество и наверное это то единственное, что можно было сделать, чтобы в полной мере увековечить его память…
Алексей: А самого Николая именно как личность Вы оцениваете с положительной стороны?
Конечно! Но в моем сознании он скорее присутствует даже не совсем как человек и как личность, а как некий символ конца и безнадежной борьбы, которой просто не суждено было увенчаться успехом. Как символ трагедии русского народа и краха эпохи. Кому-то выпадает судьба войти в историю как победитель, которых, как известно не судят, как символ благополучия и процветания, а Николаю II выпало быть символом трагедии… Видимо такова роль у некоторых личностей в истории, он ведь далеко не единственный монарх, лишенный власти и лишенный жизни, - Мария Стюарт, Карл I, Людовик XVI и Мария-Антуанетта, - список можно продолжить…И тут уже не важно, произошло так в результате каких-то ошибок в политике или по иным причинам, а важно то, что кому-то выпадает роль жертвы и мученика, когда складывается определенный пазл, такой-то человек оказывается у власти в такое- то время и в такой-то стране, с такой-то политической ситуацией. И в этой ситуации оказывается именно он, такой как он есть, видимо судьба каждого из нас действительно прописана на небесах и мы не можем ее изменить… Или все-таки можем? Впрочем на этот вопрос еще никто не смог дать вразумительного ответа…
Миловзора: Cчитаете ли вы злом власть большевиков и последствия октябрьской революции?
Практически любая революция, государственный переворот, захватническая война, геноцид,– есть абсолютное зло и Октябрьская революция в данном случае не является исключением. Равно как и власть, замешанная на крови, - а власть большевиков, к сожалению, была именно такова…
Алексей: Некоторые люди считают, что любой народ получает исключительно такого правителя, какого заслуживает, а Николай Романов был слишком хорош для России и россиян. Можете как-то прокомментировать?
На мой взгляд - это весьма спорное утверждение «народ получает исключительно того правителя, которого заслуживает». То, что Николай Романов был, выражаясь современным языком, мягким интеллигентным человеком – ни для кого не секрет, да, он не обладал ни жесткостью Петра I, ни хитроумием Александра I, живи кто-то из них в его время и окажись у власти в России в тот период, который выпал Николаю II, возможно весь ход российской истории был бы другим, и в то же время родись Николай II раньше и выпади ему более спокойное время для правления, его жизнь тоже могла не закончиться столь трагически. Но он, как это принято говорить, оказался не в то время и не в том месте. Тот период, когда ему выпало быть Российским императором был слишком сложным и тяжелым и требовал большей жесткости, решительности и возможно хитрости, чтобы удержаться у власти, чем Николай Романов был способен проявить… А насчет того, не был ли он слишком хорош для России и русского народа, - тут мне вспоминаются строки Лермонтова из поэмы «Демон» - «Творец из лучшего эфира соткал живые струны их»- вот для жестокости этого мира Николай II и правда не был создан, каждому на этой земле выпадает своя миссия, Петр I вошел в историю России как царь-реформатор и первый император всероссийский, Александр I как победитель в войне 1812 года, а Николай Второй – как последний русский император и как одна из самых трагических фигур в российской истории… И видимо так было суждено, как это ни печально…
Миловзора: Как вы относитесь к воспитанию детей в духе царской семьи?
В том, как Николай II и Александра Федоровна воспитывали своих детей, которых у них было пятеро – есть много полезного, что могло бы пригодиться в воспитании детей и в наше время. Они приучали своих детей быть вежливыми со всеми людьми, независимо от их социального статуса и положения в обществе, например с прислугой, учили их быть скромными, неприхотливыми в быту, не баловали их чрезмерною роскошью и прочими излишествами. Но в чем-то их воспитание было слишком идеалистичным и далеким от реальной жизни. Если говорить о претворении этих принципов воспитания в нашу современную жизнь, мне думается, кое-что для себя современные родители могли бы извлечь и взять на заметку, но не все. Все-таки воспитание детей должно, на мой взгляд, соответствовать духу той или иной эпохи, в которую это происходит. Например, роль женщины в нашем обществе сильно изменилась с начала XX века, когда считалось что она рождена только для того, чтобы быть женой и матерью, такие принципы были не только во времена Николая II, но и ранее, во всех дворянских семьях России в XIX и XVIII веках. Сейчас все стало немного иначе. Но многое полезное из системы воспитания детей в царской семье взять все-таки можно и наверное даже нужно. Например, преемственность поколений и сохранение традиций, как одну из основ народного национального самосознания…
Алексей: Мне показалось, что музыкальное сопровождение у «Крыльев мечты» как будто фоновое, очень лаконичное, далеко не такое детально проработанное, как на EP, посвященном Мандельштаму, расскажите, почему Вы остановились именно на таком варианте и нет ли планов запустить какую-то альтернативную версию данного трека?
Вообще, песня «Крылья мечты» родилась спонтанно, сам текст этой песни существовал задолго до ее появления. К тому же, «Крылья мечты» – это трек с альбома «Ничто не умирает», cтоль непохожий на другие композиции этого альбома, а альбом вышел в 2016 году. Помнится, большая часть песен была уже записана и находилась в стадии сведения , но мне все казалось, что для полноценного альбома чего-то не хватает, какого-то финального аккорда, жирной точки, логического завершения. Или просто бонус-трека, который добавил бы красок. Кстати, попытки придумать музыку на этот текст предпринимались и раньше, но как-то не получалось, хотелось чтоб песня была сильной и яркой, а не просто проходящей на альбоме. И вот однажды у меня в голове родился мотив припева, притом я услышала его именно в исполнении хора и без слов, то есть хор пел некий вокализ. И тут вдруг меня осенило что этот текст и эта музыка – это именно то что нужно, пришлось текст немного подкорректировать, но в итоге они прямо проросли друг в друга и друг без друга уже стали немыслимы. Изначально я вообще составила только партитуру для хора, музыкальное сопровождение тогда не предполагалось, была идея сделать полностью а-капельный трек, такой в духе небольшого академического или народного хора или даже скорее вокального ансамбля. Ведь в этой песне нет других голосов, кроме моего, все партии и баритона и альта и сопрано и меццо-сопрано я озвучила сама. А вот когда все хоровые партии были уже записаны, показалось что уж слишком трек будет отличаться от остальных песен « Ничто не умирает» и родилась идея добавить сопровождение, хотя бы минимальное, в основном, чтобы немного сгладить острые углы. В сущности, «Крылья мечты» восходят к народной песенной традиции, а она не нуждается в музыкальном аккомпанементе. А вот идея снять клип на эту песню и примерно что в нем должно быть – родилась как-то сразу. Да, возможно со временем появится какая то новая версия «Крыльев мечты» более инструментально насыщенная, но тут надо помнить главное, инструментал должен нести смысловую нагрузку а не просто быть более разнообразным и наполненным, - ну и, как говорил мой первый звукорежиссер « лучшее-враг хорошего».
Миловзора: Ваша песня «Крылья мечты» перекликается одновременно с русской народной музыкой и неоклассикой. На какой из этих двух музыкальных жанров Вы более всего ориентировались при ее написании?
Я не уверена, что музыкант должен создавать музыку по принципу «так, дай-ка я что-нибудь состряпаю в духе неоклассического кроссовера, ради разнообразия в жизни». Ну может кто-то так и делает, конечно, как известно, все люди – разные. Но, честно говоря, начиная работу над тем или иным произведением я никогда не ставлю себе цель, сделать его в каком-то определенном стиле. А вот когда оно уже появилось на свет, тогда я начинаю прикидывать что это такое и с чем его едят. Что же касается «Крыльев мечты», то тут с первых нот стало ясно, что эта песня перекликается с русской народной музыкой. Так что ориентир в данном случае возник сразу. Хотя, повторюсь, у меня такое бывает крайне редко. Обычно мысли о стилистике или о смешении таковых начинают приходить в голову, когда произведение уже готово.
Алексей: Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читает? Cпасибо за интервью!
Хочется пожелать всем, кто будет это читать, - дорогие друзья, помните о том, что есть преходящие, а есть вечные ценности, так вот, правители и режимы – это преходяще, а народ и родина – это вечно. Не надо путать два этих понятия, власть того или иного монарха и страна и населяющий ее народ – это не одно и тоже. Цари и президенты приходят и уходят, а народы остаются. А свою родину нужно любить просто за то, что она у нас есть, и это никак не связано с властью тех или иных политиков и не зависит от того, нравятся они нам или нет!
Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Миловзора Б.